СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по учебному предмету "Родная литература (русская)" 5-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по учебному предмету "Родная литература (русская) 5-9 класс. На основе ПОП по учебному предмету "Родная литература (русская)". С учетом рекомендаций ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края. Количество часов - 7 часов в год (0,2 часа)

Просмотр содержимого документа
«Программа по учебному предмету "Родная литература (русская)" 5-9 класс»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» в 5-9 классе


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Родная литература» курс родной русской литературы направлен на формирование представлений о родной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции. Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

  1. воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

  2. формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

  3. осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

  4. развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

  1. приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

  2. осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

  3. выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

  4. получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

  5. выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  6. формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

  7. накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

  8. формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  9. развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» является культурно-исторический подход к представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная литература (русская)» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряжённые с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Через ключевые для национального сознания культурные понятия, формирующие ценностное поле русской литературы, отражается когнитивное пространство, которое является формой существования русской культуры в сознании как народа в целом, так и отдельного человека.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5-9 классе.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её  основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и  многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в  гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

2. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

3. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

4. Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,

роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья

и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,

опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

6. Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда

различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

7. Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,

приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

8. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и  социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с  учётом специфики школьного литературного образования;

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.


1.1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ООП ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»:

  1. осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  2. способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  5. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

  6. способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

  7. неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Учащиеся приобретают опыт:

  • осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, традиций российского народа;

  • осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;

  • усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • участия в социально значимом труде.

У учащихся может быть сформировано:

  • ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду,

  • целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


1.2. Метапредметные результаты формирование универсальных учебных действий (УУД) должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных:

1.2.1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.


1.2.2. Познавательные УУД:

  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  3. навыки смыслового чтения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.


1.2.3. Коммуникативные УУД:

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  2. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  3. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Средством формирования коммуникативных УУД служат коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение уроков в форме дискуссий, использование проблемных вопросов и задания, метод проектов

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5-7 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.


1.2.4. ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 5 классе является сформированность следующих умений:


  • формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

  • формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

  • формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.


В 6 классе:

  • развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

  • развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.

В 7 классе:

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

  • развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.


В 8 классе:

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

  • развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

В 9 классе:

  • развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

  • развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

  • развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.























2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» (5 класс)

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5 – 9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).

Содержание программы «Родная литература (русская)» направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Родной язык и родная литература». Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные содержательные линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием.

Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами.

Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».

Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы.

В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры

Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы – русский лес – берёза).

Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).

В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).

В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).

В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

  • «Россия – родина моя»;

  • «Русские традиции»;

  • «Русский характер – русская душа».


5 класс

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой

Малые жанры фольклора Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира

Рождество В.Д. Берестов. «Перед Рождеством».

/А. И. Куприн. «Бедный принц». /И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Не до ордена – была бы Родина

Отечественная война 1812 года. Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. О ваших ровесниках

Школьные контрольные. А.А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Лишь слову жизнь дана Родной язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово».

Защита проекта

Примерная тематика проектных и исследовательских работ:

1. Русские имена в малых жанрах фольклора

2. Словарик пословиц о Родине, России, русском народе.

3. Отечественная война 1812 года в поэзии первой половины XIX в.

4. Рождество в русской поэзии XIX- XX вв.


6 класс

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой

Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор».

Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Родные просторы

Стихи русских поэтов о зиме. А.А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…». Н. М. Рубцов. «Первый снег».

По мотивам русских сказок о зиме. Е. Л. Шварц. «Два брата».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Праздники русского мира

Масленица Н.А. Тэффи. «Блины».

РАЗДЕЛ 31. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Загадки русской души

Чудеса нужно делать своими руками. Н.С. Лесков. «Неразменный рубль».

(РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

О ваших ровесниках)

Реальность и мечты Р.П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Лишь слову жизнь дана

На русском дышим языке. К. Д. Бальмонт. «Русский язык».

Защита проекта

  1. Проект сборника «Русские народные песни»

  2. Русские богатыри в творчестве русских художников и в «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.

  3. Литературная гостиная по творчеству писателя (по выбору)

  4. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века

  5. Сочинение-отзыв об одном из произведений кубанского писателя (поэта)

7 класс:

РАЗДЕЛ 1.

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…».

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира.

Пасха А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). /А. П. Чехов. «Казак».

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Тепло родного дома

Русские мастера. С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Не до ордена – была бы Родина

На Первой мировой войне Н.С. Гумилёв. «Наступление», «Война».

/М.М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

РАЗДЕЛ 32. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Загадки русской души.

Долюшка женская. Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».

/Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».

/Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. О ваших ровесниках

Взрослые детские проблемы А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

Защита проекта

Виртуальный музей

Письмо

Сочинение

  1. Исследовательский проект Виртуальный музей писателя/поэта

  2. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века и др.

  3. Военная тема в творчестве кубанских писателей.

4. Письмо писателю о произведениях, посвященных проблемам подростков.

8 класс:

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (1 ч) Родные просторы (1 ч). Волга – русская река. В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (1 ч) Праздники русского мира (4 ч). Троица С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» или Н.И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» (по выбору учителя)

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (1 ч) Не до ордена – была бы Родина (1 ч). Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

Загадки русской души (1 ч). Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс».

О ваших ровесниках (1 ч). Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы) или Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось…» (главы) (по выбору учителя)

Лишь слову жизнь дана (1 ч). Язык поэзии. И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

Итоговая аттестация (1 час)– защита учебно-исследовательской или проектной работы

9 класс:

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч) Преданья старины глубокой (1 ч). Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе.

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня). или А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент) или М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года» (по выбору учителя).

Города земли русской (1 ч) Петербург в русской литературе. О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы» или Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») (по выбору учителя).

или

Родные просторы (1 ч). Степь раздольная. А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент) (раздел по выбору учителя).

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (1 ч). Праздники русского мира (1 ч)

Августовские Спасы. К. Д. Бальмонт. «Первый Спас».

Тепло родного дома (1 ч). Родительский дом. А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (1 ч)

Не до ордена – была бы Родина (1 ч). Великая Отечественная война. Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

или

Загадки русской души (1 ч). Судьбы русских эмигрантов. Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» или Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» или А. Т. Аверченко. «Русское искусство» (по выбору учителя).

или

О ваших ровесниках (1 ч). Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

(раздел по выбору учителя)

Лишь слову жизнь дана (1 ч). «Припадаю к великой реке…» И. А. Бродский. «Мой народ».

Итоговая аттестация (2 часа)– защита учебно-исследовательской или проектной работы



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»


5 класс (7 часов)


п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой

1

Малые жанры фольклора

Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

1

Русские народные и литературные сказки.

Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

2.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира

1

Рождество

В.Д. Берестов. «Перед Рождеством».

/А. И. Куприн. «Бедный принц». /И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

3.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Не до ордена – была бы Родина

1

Отечественная война 1812 года.

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

4.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. О ваших ровесниках

1

Школьные контрольные.

А.А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

5.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Лишь слову жизнь дана

1

Родной язык, родная речь.

И. А. Бунин. «Слово».

6.

Защита проекта

1

Защита проекта

Примерная тематика проектных и исследовательских работ:

1. Русские имена в малых жанрах фольклора

2. Словарик пословиц о Родине, России, русском народе.

3. Отечественная война 1812 года в поэзии первой половины XIX в.

4. Рождество в русской поэзии

XIX- XX вв.



Итого

7




6 КЛАСС (7 часов)


п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой


1


Русские былины: богатыри и богатырство.

Былина «Илья Муромец и Святогор».

2.

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Родные просторы

1

Стихи русских поэтов о зиме.

А.А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…». Н. М. Рубцов. «Первый снег».

3.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира

1

Масленица

Н.А. Тэффи. «Блины».

3.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Загадки русской души

1

Чудеса нужно делать своими руками.

Н.С. Лесков.

«Неразменный рубль».

3.

(РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

О ваших ровесниках)

1

Реальность и мечты

Р.П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).

4.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Лишь слову жизнь дана

1

На русском дышим языке.

К. Д. Бальмонт. «Русский язык».


Защита проекта

1

  1. Проект сборника «Русские народные песни»

  2. Русские богатыри в творчестве русских художников и в «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.

  3. Литературная гостиная по творчеству писателя (по выбору)

  4. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века

  5. Сочинение-отзыв об одном из произведений кубанского писателя (поэта)


Итого

7


7 класс (7 часов)


п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

РАЗДЕЛ 1.

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья

старины глубокой

1

Русские народные песни: исторические и лирические.

«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…».

2.

РАЗДЕЛ 2.

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира.

1

Пасха

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

/А. П. Чехов. «Казак».

3.

РАЗДЕЛ 2.

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Тепло родного дома

1

Русские мастера.

С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

4

РАЗДЕЛ 3.

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Не до ордена – была бы Родина

1

На Первой мировой войне

Н.С. Гумилёв. «Наступление», «Война».

/М.М.Пришвин. «Голубая стрекоза».

4.

РАЗДЕЛ 3.

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Загадки русской души.

1

Долюшка женская.

Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».

/Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».

/Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…».

5.

РАЗДЕЛ 3.

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. О ваших ровесниках

1

Взрослые детские проблемы

А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

6

Защита проекта

1

Виртуальный музей

Письмо

Сочинение

Исследовательский проект

  1. Виртуальный музей писателя/поэта

  2. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века и др.

  3. Военная тема в творчестве кубанских писателей.

  4. Письмо писателю о произведениях, посвященных проблемам подростков.


Итого

7


8 класс (7 часов)


п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

РАЗДЕЛ 1.

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Родные просторы

1

Волга – русская река

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»

2.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира.

1

Троица

С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» или

Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»

(по выбору учителя)

3.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Не до ордена – была бы Родина

или

1

Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)


РАЗДЕЛ 3 РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Загадки русской души. (раздел по выбору учителя)

Сеятель твой и хранитель:

И. С. Тургенев. «Сфинкс»


4.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. О ваших ровесниках

1

Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)

или

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) (по выбору учителя)

5.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Лишь слову жизнь дана

1

Язык поэзии

И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

6

Защита проекта

2

Темы учебно-исследовательских и проектных работ

1. Волга-матушка в русской литературе и в музыке

2. Троица. Истории и традиции праздника.

3. Устный журнал «Образ русского крестьянина в литературе и изобразительном искусстве.

4. Литературно-музыкальная композиция по прозе и стихотворениям о детях на войне.

5. Отзыв о понравившемся литературном произведении о ровесниках.

6. Интеллектуальный поединок «Отцы и дети: взгляд на первую любовь»

7. Сценарий круглого стола «Что такое настоящая поэзия?»


Итого

7


9 класс (7 часов)


п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

РАЗДЕЛ 1.

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой

1

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе:


Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня)

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент)

или

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года» (по выбору учителя)

2

РАЗДЕЛ 1.

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ Города земли русской

1

Петербург в русской литературе

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»

или

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)

или

РАЗДЕЛ 1.

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ Родные просторы

Степь раздольная

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)

3.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира.

1

Августовские Спасы

К. Д. Бальмонт. «Первый спас»

3

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Не до ордена – была бы Родина


1

Великая Отечественная война

Ю. М. Нагибин. «Ваганов»


или

РАЗДЕЛ 3 РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Загадки русской души. (по выбору учителя)

Судьбы русских эмигрантов

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» или А. Т. Аверченко. «Русское искусство» (по выбору учителя)


РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Загадки русской души


Прощание с детством

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)

4.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. Лишь слову жизнь дана

1

«Припадаю к великой реке…»:


И. А. Бродский. «Мой народ»


6

Защита проекта

2

Темы учебно-исследовательских и проектных работ

1. Электронный буклет, посвященный героям Отечественной войны 1812 года (с использованием портретов героев из Военной галереи Государственного Эрмитажа и литературных произведений русских писателей).

2. Виртуальная экскурсия «Литературный Петербург».

3. Электронный альманах «Степные просторы».

4. Мультимедийная презентация «Степь в русской литературе и музыке».

5. Доклад «Символическая роль яблока в мифах, легендах и сказках разных народов»

6. Мультимедийная презентация об одном из писателей русской эмиграции первой волны (Г. Иванов, Г. Адамович, А. Аверченко) (по выбору обучающегося).

7. Доклад «Августовские Спасы в поэзии поэтов-шестидесятников» (Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко и другие).

8. Литературно-музыкальная композиция «Великая Отечественная война в лирике поэтов-фронтовиков (С. Гудзенко, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, Б. Окуджава, М. Кульчицкий)»


Итого

7








СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ № 6

имени Евдокии Бершанской

от ___________ 20__ года № 1

___________ _________

подпись руководителя МО Ф.И.О.








СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ ______

подпись Ф.И.О.

______________ 20__ года



1

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!