СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Анатомия для малышей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности составлен для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Анатомия для малышей"»

Программа внеурочной деятельности «Анатомия для малышей»

Пояснительная записка

Рабочая программа «Анатомия для малышей» разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта;

- письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

-образовательной программы МОУ «Зимстанская СОШ»,

-учебного плана МОУ «Зимстанская СОШ ».

Программа «Анатомия для малышей» создана на основе авторских программ «Азбука здоровья» (Н.В. Лободина), «Здоровый ребёнок» (Т.Н. Чурилова) для учащихся 1–4 классов общеобразовательной школы. Названные программы были обобщены, проанализированы, переработаны и в итоге легли в основу программы «Анатомия для малышей».

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Предлагаемые занятия по программе «Анатомия для малышей» призваны помочь в решении одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогом, воспитателем - формирование у младших школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Занятия по программе «Анатомия для малышей» должны стать «школой здорового образа жизни» обучающихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков ведения ЗОЖ.

Цель программы — валеологическое воспитание и формирование у учащихся, воспитанников основ здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к здоровью, стремления учиться быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, а также создание условий для улучше­ния и укрепления здоровья детей.

Задачи:

Образовательные

1. Формирование первоначальных основ знаний из различных областей наук о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены.

2. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.

3. Знакомство с элементарным строением своего организма в доступной, занимательной форме с учётом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей.

4. Способствовать формированию и проявлению у ребёнка и воспитателя психологического механизма – рефлексии, многосторонней деятельности, направленной на самопознание, самообразование и самоанализ своих поступков.

5. Формирование соответствующих возрасту знаний, умений в оказании помощи себе и другим людям в экстренных случаях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

6. Формировать умение экологически взаимодействовать с окружающей средой, устанавливать взаимосвязь между ней и организмом человека.

Развивающие

1. Развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира.

2. Развитие у детей мотивации здорового образа жизни, потребности в освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказания помощи в экстремальных ситуациях.

  1. Развитие познавательной сферы воспитанников. Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.

  2. Развитие коммуникативной культуры личности, культуры общения и речи.

  3. Профилактика и предупреждение инфекционных и других заболеваний; формирование ответственности за личную безопасность жизнедеятельности.

  4. Коррекция и развитие санитарно-гигиенических и культурно - гигиеничеких умений и навыков.

  5. Развитие речевой и интеллектуальной деятельности воспитанников, внимательности, наблюдательности, логического мышления, творческого воображения и фантазии детей через просмотры видеофильмов,викторины, загадки, ребусы, шарады, пословицы, игровые упражнения, выполнение творческих проектов, и др.

  6. Развитие физической активности, мелкой и общей моторики воспитанников через комплекс общеразвивающих упражнений, физкультминуток, гимнастик.

  7. Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и эмоционально – волевой сферы детей.

  8. Развитие сенсомоторики и психологических свойств и качеств личности.

Воспитательные

  1. Воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.

  2. Воспитание у ребёнка самоуважения, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.

  3. Формировать установку на ЗОЖ и умение следовать ему.

  4. Воспитывать духовно-нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, эмпатию, чувство товарищества, и т. д.), эстетические чувства и интересы, эмоциональную сферу личности ребёнка.

  5. Формирование положительной мотивации у воспитанников в процессе валеологических занятий, положительных эмоций, позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.


Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение принципов:

системность и последовательность занятий;

обеспечение преемственности обучения;

научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;

наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, видеофильмов, сюжетов;

деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен.

Формы деятельности весьма разнообразны: просмотры видеофильмов, викторины, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.

В программах для каждого класса прослеживается:

преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения, осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.

Теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, больше узнать самого себя, бережному отношению к себе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.


Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы

«Анатомия для малышей».

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы «Анатомия для малышей» является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила ЗОЖ.

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии, мероприятии.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному педагогом плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с воспитателем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит познавательный материал и задания педагога.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.



Критерии и нормы оценивания

Основная цель контроля - проверка знаний фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний, умений и навыков по анатомии используются: индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые требуют ответа с небольшой затратой времени.

Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают конкретные обоснованные ответы. Основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы. Это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставлять факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления. Индивидуальный устный опрос имеет свои специфические особенности. Формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ - описание. Ученик дает последовательное, логическое описание по теме, раскрывающее его существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение существенных признаков, логичность изложения. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, дополнить его сведениями из дополнительных источников.

Рассказ - рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, рисование схем, выбор правильного ответа.



Содержание программы


Темы

Название темы

Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

Опорно-двигательная система

4

3.

Сердечно - сосудистая система

4

4.

Система органов дыхания

2

5.

Система органов пищеварения

4

6.

Система органов чувств

7

7.

Мочеполовая система

2

8.

Высшая нервная деятельность

5

9.

Безопасность и здоровье

4

ИТОГО


34



СОДЕРЖАНИЕ.


«Опорно-двигательная система» (4 часа)

Содержание:

  • Общий обзор темы

  • Занимательное о костях (стихи, высказывания, факты)

  • Сбор коллекции «рентгеновские снимки в анатомии ОДС»

  • Составление ребусов и кроссвордов

  • Подготовка цикла бесед:

«Осанка-стройная спина»

«Чем опасен сколиоз»

«Сердечно - сосудистая система» (4 часа)

Содержание:

  • Общий обзор темы

  • Занимательное о сердечно - сосудистой системе и о крови (стихи, песни, высказывание, факты)

  • Составление ребусов, кроссвордов

  • Решение ситуационных задач

  • Изготовление наглядных пособий (границы сердца, выслушивание тонов сердца)

Подготовка сообщения «Пороки сердца», « Занимательное о группах крови»

  • Подготовка презентаций: «Строение сердца», «Места прижатия артерий», «Заболевания органов сердечно - сосудистой системы», «Правила остановки кровотечений», «Правила переливания крови», «Резус-конфликт»



«Система органов дыхания» (2 часа)

Содержание:

  • Общий обзор темы

  • Занимательное о системе органов дыхания (стихи, песни, высказывание, факты)

  • Составление ребусов, кроссвордов

  • Решение ситуационных задач

  • Изготовление наглядных пособий

  • Выпуск санбюллетеней: «Меры профилактики ОРВИ», «Использование народных средств при лечение органов дыхания»

  • Подготовка презентации: «Правило оказания первой помощи при остановке дыхания»


«Система органов пищеварения» (4 часа)

Содержание:

  • Общий обзор темы

  • Занимательное о Системе органов пищеварения (стихи, песни, высказывание, факты)

  • Составление ребусов, кроссвордов

  • Решение ситуационных задач

  • Подготовка сообщения «Пороки сердца»

  • Подготовка презентаций: «Гастрит», «Первая помощь при пищевых отравлениях».

  • Подготовка беседы «Правильно ли я питаюсь?», «Пищевые добавки и их влияние на здоровье»

«Система органов чувств» (7 часа)

Содержание:

  • Общий обзор темы

  • Занимательное об органах чувств (стихи, песни, высказывание, факты)

  • Составление ребусов, кроссвордов

  • Решение ситуационных задач

  • Изготовление раздаточного материала для практических занятий

  • Подготовка цикла бесед для школьников: «Орган зрения», «Орган слуха», «Орган осязания».

  • Подготовка презентаций: «Правила соблюдений личной гигиены органов чувств»

  • Составление рекомендаций «Гимнастика для глаз», «Чем опасен чесоточный клещ»

«Мочеполовая система» (2 часа)

Содержание:

  • Общий обзор темы

  • Занимательное о Мочеполовой системе (стихи, песни, высказывание, факты)

  • Составление ребусов, кроссвордов

  • Решение ситуационных задач

  • Изготовление наглядных пособий

  • Подготовка санбюлетеней по теме «заболевания органов мочеполовой системы»

  • Подготовка презентаций: «Правила соблюдений личной гигиены», «Процесс мочеобразования»



«Высшая нервная деятельность» (5 часа)

Содержание:

  • Общий обзор темы

  • Занимательное о ВНД (стихи, песни, высказывание, факты)

  • Составление ребусов, кроссвордов

  • Решение ситуационных задач

  • Подготовка сообщения «Сон и сновидения», «Виды памяти».

  • Подготовка презентаций: «Нарушения сна», «Правила тренировки памяти»



«Безопасность» (4 часа)

Содержание:

  • Общий обзор темы

  • Занимательное о безопасности (стихи, песни, высказывание, факты)

  • Составление ребусов, кроссвордов

  • Решение ситуационных задач

  • Подготовка сообщения «Безопасность и дети», «Безопасность и здоровье».

  • Подготовка презентаций: «Правила безопасности»

Календарно-тематический план внеурочной деятельности

«Анатомия для малышей» для 3 класса (34 часа)


Наименование раздела, темы

Формирование предметных умений

Требования к уровню подготовки

План

Факт

Введение

1

Введение. Методы изучения организма человека.


Входное тестирование, анкета.

Человек как единый организм. Методы изучения организма человека.

07.09


2

Представление о ценности здоровья, значение правильного питания.



Ценности здоровья, значении правильного питания. Правила здорового питания.

14.09


Опорно-двигательная система

3

Опора и движение организма. Скелет.

Практическая работа № 1. Определение пропорциональности телосложения.

У истоков изучения скелета. Общий план скелета человека и животных. Скелет человека в будущем.

21.09


4

Осанка.

Практическая работа № 2. Освоение навыков формирования правильной осанки, походки,

посадки за партой.

Как правильно сидеть, ходить, заниматься домашними делами. Пропорции тела. Рост человека.

28.09


5

Мышцы.


Два вида мышц. Гладкие мышцы. Мышцы скелета. Работа мышц нашего тела.

05.10


6

Утомление и отдых.

Практическая работа № 3. Оценка степени утомления


12.10


Сердечно-сосудистая система

7

Кровь.

1

Кровь. Красные клетки крови. Защитные свойства крови. « Людской мор»

Что такое иммунитет? Великая сила иммунитета.

19.10


8

Кровообращение.

Практическая работа № 4. Измерение артериального давления.

Восполнение потерь крови. Совместимость и несовместимость. Кровообращение.

Движение крови в сосудах. Давление крови.

26.10


9

Сердце.


Сердце. Работоспособность сердца.

Болезни и лечение сердца.

09.11


10

Чтобы сердце было здоровым.


Закаливание. Продукты, нужные для работы сердца. Важность занятий спортом для здоровья.

Здоровье, питание, спорт, рацион.

16.11


Система органов дыхания

11

Органы дыхания.

Практическая работа № 5. Определение продолжительности задержки дыхания в покое и

после дозированной нагрузки.

Дыхание. Как надо дышать.

Определение продолжительности задержки дыхания в покое и

после дозированной нагрузки.

23.11


12

Курение.

Плакат о вреде курения

Вред курения.

30.11


Система органов пищеварения

13

Пищеварение.


Органы пищеварения. Гигиена питания. Как правильно питаться .


07.12


14

Печень. Поджелудочная железа.


Практическая работа № 6. Составление суточного рациона.

Измельчение пищи. Зуб- живой орган.

Печень. Поджелудочная железа.

Гигиена питания. Как правильно питаться .


14.12


15

Витамины


Представление о ценности здоровья, значении приема витамин для предотвращения заболеваний. Витаминные продукты.

21.12


16

Витамины от простуды.

Фармацевтика – аптечные витамины.


Представление о ценности здоровья, значении приема витамин для предотвращения простудных заболеваний. Детские профилактические витамины.

28.12


Система органов чувств

17

Кожа.

Правила гигиены

Кожа. Кожные заболевания. Гигиена кожи.

18.01


18

Уважай своё тело.


Правила гигиены

Забота, помощь своей коже. Оказание помощи слабым, престарелым людям.

25.01


19

Волосы и ногти.

Правила гигиены

Забота, помощь своим ногтям и волосам.

01.02


20

Органы зрения

Правила гигиены

Как сохранить хорошее зрение

08.02


21

Органы слуха

Правила гигиены

Как сохранить хороший слух

15.02


22

Органы обоняния

Правила гигиены

Опасные зоны в помещении, на улице.

22.02


23

Органы вкуса


Правила вызова экстренной медицинской, помощи, полиции, пожарной помощи и т.д.

15.03


Мочеполовая система

24

Органы выделения



Органы выделения. Гигиена органов выделения.

22.03


25

Профилактика болезней


Профилактика болезней

05.04


Высшая нервная деятельность

26

Нервная система


Нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга. Творцы науки о мозге.

19.04


27

Внимание и память

Игра на внимание «Запрещённое движение». Тест «Внимательны ли вы?». Фантазирование «Если бы память исчезла…».

Учимся быть внимательными

Что значит «быть внимательным»? Невнимательность: смешно или опасно?

Учимся запоминать

Игра «Что изменилось?» Что такое хорошая память? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память?




28

Эмоции. Какие они? Как они влияют на здоровье?


Понятие  «эмоции». Положительные и негативные эмоции. Влияние эмоций на организм человека.

26.04


29

Умей себя контролировать


Практическая работа № 7. Эмоции.


Исследование самого себя

03.05


30

Мой темперамент и характер.


Практическая работа № 8. Изучение типов темперамента и характера школьников.


Исследование самого себя

05.05


Безопасность

31

Телевизор, сотовый телефон, компьютер.

Что надо о них знать?



Современная бытовая техника. Правила использования сотового тел. в школе. Правила безопасного пользования сотовым телефоном. Правила просмотра телевизионных программ. Правила безопасной работы на компьютере.

12.05


32

Как стать и остаться здоровым или что такое ЗОЖ

Тест «Что я знаю и чего не знаю?»

Основные правила ЗОЖ.

17.05


33

Безопасное поведение дома, в школе, на улице, в общественных местах.


Правила безопасного поведения дома, в школе, на улице, в общественных местах.

24.05


34

Закаляйся, если хочешь быть здоров!


Подвести итог своим знаниям о правильном питании, поведении, режиме.

31.05



Итого – 34 часа






ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Дорохов А.А. Про тебя самого. – Коми книжное издательство. 1990

  2. Самусев, Р.П., Липченко, В.Я. Атлас анатомии человека./ Р.П. Самусев, В.Я. Липченко. – М.: ООО «Изд. Дом «Оникс 21 век»: 2010.

  3. Швырев, А.А. Малый анатомический атлас./ А.А. Швырев. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2010.

5.Классные часы и беседы по профилактике вредных привычек: методическое пособие / Под ред. В. В. Аршиновой. – М.: Сфера, 2005.

6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2003.

7. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.

8. Рохлов В.С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа,2000.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Дорохов А.А. Про тебя самого. – Коми книжное издательство. 1990

Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, Калинов а Г. С., Мягкова А. Н. Здоровье. – М., 2003.

Косицкий Г. И., Дьяконова И. Н. Резервы нашего организма: Книга для учащихся. – М., 1993.

Поляков В. А. Здоровый образ жизни. – Краснодар, 1995.

Рохлов В. С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа, 2000.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!