СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности «Боевое искусство каратэ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности «Боевое искусство каратэ»

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «Боевое искусство каратэ»»



РАССМОТРЕНО

На заседании кафедры НОО

Протокол от 26.08.2021 № 1

Зав. кафедрой

_____________

Магдеев А.Р.


ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом лицея

Протокол от 26.08.2021 № 1

Зам. по НМР

_________________

Жимолостнова В.К.




УТВЕРЖДЕНО

Приказ от 01.09.2021 № 318

Директор МБОУ Лицей при УлГТУ

________________

Н.М. Котельникова













Программа по внеурочной деятельности «Боевое искусство каратэ»



1 А,Б,В классы






Программу разработала: Патина О.В. Учитель физической культуры










Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от 27.08.2021 г.


г. Ульяновск, 2021




Содержание


1.

Пояснительная записка……………………………………….

3

2.

Цель, задачи и ожидаемые результаты……………………….

10

3.

Содержание программы……………………………………….

14

4.

Учебный план…………………………………………………...

20

5.

Литература………………………………………………………..

31






  1. Пояснительная записка

Программа курса «Искусство каратэ WKF» реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. Боевые искусства Востока представляют собой уникальный и неповторимый пласт культуры, где совмещается, казалось бы, не совместимое - красота ритма и гармонии движений и реальные боевые действия. Здесь боевая подготовка доводится до уровня искусства, что в итоге выливается в особый путь воспитания личности.

Программа основана на соблюдении нравственных законов человеколюбия, добродетели и гуманности, препятствуя сведению ее до уровня только боевой практики. Добрая сила должна защищать слабых, бороться против зла и насилия.

Программа по карате направлена на овладение базовой техникой карате, её совершенствование. Тренировки рассчитаны на развитие индивидуальных возможностей ученика, рассчитаны на воспитание в учащихся силы духа, воли к победе, стремление к достижению поставленных целей. Развитие моральных, духовных и этических принципов – один из самых важных аспектов в проведении тренировок. В то же время, тренировки – это разноплановое физическое совершенствование.

Обучение карате – педагогический процесс, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками по курсу «Искусство каратэ WKF», физическое, нравственное и умственное совершенствование учеников. Обучение карате носит воспитательный характер.


Нормативно-правовой и документальной базой программы дополнительного образования по формированию культуры здоровья учащихся являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (1-4 классы). Утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г.№ 1241, от 22 сентября 2011 г. №2357)

  • Авторская программа В.И.Лях «Физическая культура», утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта образования. М.: Просвещение 2014.

  • Учебный план МБОУ « Лицей при УлГТУ»


Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • систематичность и последовательность («от простого к сложному»).

Программа «Искусство каратэ WKF» составлена на основе авторской программы Касаткина Н.С. «Общая физическая подготовка с элементами каратэ.» от 2007 года, педагога высшей квалификационной категории, Заслуженного наставника Российского Союза Боевых Искусств.

Каратэ во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности подростка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Модифицированная дополнительная образовательная программа направлена на овладение занимающимися основами техники приемов каратэ, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешной его реализации в условиях соревновательной деятельности.


Отличительные особенности программы в интеграции основных видов общей, специальной физической подготовки и базовой техники каратэ, в авторском подборе теоретического и практического материала, обеспечение быстрого восстановления обучающихся в основном за счет средств общей физической подготовки (ОФП), а также в адаптации к требованиям современного времени. Программа «Общая физическая подготовка с элементами каратэ»:

- основана на активности учащихся при руководящей роли педагога;

- применяется без гендерных ограничений;

- рассчитана на 1 год обучения, подготовительный уровень;

- учебный план состоит из разделов, каждый из которых включает единые темы с постепенным увеличением физической нагрузки.

Учебный план включает себя:

1.Теоретическую подготовку - часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий Каратэ, основах здорового образа жизни, о различных видах основных элементов каратэ, приемов самообороны, овладение начальными элементами техники работы с оружием;

2.Практическую подготовку - часть занятий предполагает обучение двигательным действиям каратэ, начальным стойкам в каратэ, базовым техникам элементов каратэ, видам самообороны и знакомство с детским боевым оружием ( нунчаки, Бо ) . В практическую подготовку входят: «Общефизическая подготовка», «Специальная физическая подготовка», «Элементы Каратэ», «Техника с боевыми предметами», «Изучение ката Каратэ и ката с нунчаками», «Игра Футбол», «Техническая подготовка», «Психологическая подготовка», «Контрольные испытания», «Восстановительные мероприятия», «Участие в соревнованиях».


Новизна программы Данная программа рассчитана на детей младшего школьного и дошкольного возрастов от 7 лет.

Инновационность программы «Искусство каратэ WKF» заключается во введении в содержание программы раздела «Ката» (яп. 型 или 形) — формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. Принцип изучения боевого искусства на основе ката состоит в том, что повторяя ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает своё тело к определённого рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением ката.  «Кумитэ» — (от яп. 組手 — букв. «переплетённые руки», схватка) — понятие японских боевых искусств, включающее в себя все разновидности боя на татами (тренировочный, соревновательный, аттестационный), является одним из основных разделов современного карате, наряду с ката и кихон. «Кихон» — (яп. 基本, きほん букв. "корни-основы") — это японский термин, означающий «основы» или «азы». Используется для обозначения базовых техник, которые преподаются и практикуются в большинстве японских боевых искусств. А так же нововведение для детей начальной подготовки — овладение техникой «Кобудо» . «Кобудо» — традиционные  боевые искусства работы с боевыми предметами. Наиболее характерными видами используемого предметы являются бо, нунчаку, кама, тонфа, сай.


Необходимость разработки программы «Искусство каратэ WKF» стала актуальной в связи с всё большим количеством детей младшего школьного возраста, желающих заниматься каратэ. Так как существующая программа по каратэ для детей с 10 лет является слишком сложной для детей 7-9 лет в силу их возрастных и психологических особенностей, возникла необходимость специальной программы, учитывающей возрастные особенности младших школьников.

Адресат программы: Программа предназначена для детей 7-9 лет и составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.


Объем и сроки освоения программы определяется содержанием программы «Искусство каратэ WKF». Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся в возрасте 7-9 лет. Программа рассчитана на 33 часа и предусматривает режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу.


Форма обучения - очная. Данная форма обучения является наиболее эффективной для занятий по данной программе, так как предусматривает непосредственный личный контакт педагога и обучающегося, обязательное посещение занятий, что позволяет изучать материал в максимальном объеме и повысить качество образования. Форма обучения: очная. В случае отмены очных занятий связанных: с введением карантинных мероприятий; с плохими погодными условиями и особыми распоряжениями (Министерства образования и науки Ульяновской области или Министерства Просвещения РФ, или Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, или Управления образования администрации города Ульяновска), данная программа предусматривает электронное обучение с применением дистанционных технологий.



Уровень освоения программы – подготовительный.

Основными формами занятий являются:

  • групповые теоретические занятия (в виде лекций);

  • групповые практические учебно-тренировочные занятия в соответствии с требованиями программы для группы каждого года обучения по утвержденному расписанию;

  • спортивные соревнования и дружеские спортивные встречи различного масштаба;

  • наблюдение за проведением спортивных соревнований и выступлением спортсменов, их анализ.


Дистанционная форма реализации программы; (Закон № 273—ФЗ, гл. 2, ст. 17. п. 2), «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ. гл. 2. ст. 17. п.4); обоснованность эффективности форм обучения.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия по данной программе проводятся в объединении (название объединения) в группах постоянного состава с обучающимися одного возраста, одаренными детьми. Занятия в возрастных группах сменного и смешенного состава возможны при совместных тренировках во время подготовки к показательным выступлениям, подготовки к предстоящим соревнованиям.

Режим занятий: Продолжительность занятий установлена на основании СанПин 2.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных технологий: видео- занятия, лекции.

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие интернет платформы и сервисы: ZOOM, Skype, чаты Viber, WatsUp, Youtube.

В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы, проводятся индивидуальные консультации по телефону, индивидуальные занятия по видеосвязи в Viber, WatsUp, ZOOM.

В рамках онлайн занятий посредством платформ ZOOM, Skype, Webinar и другие, педагог предоставляет теоретический материал по теме.

В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров учащимся передается видео, презентационный материал и др.

Структура образовательного процесса по программе

Год обучения

Количество учебных часов

Число занятий в неделю

продолжительность занятия (часов)

1

33

1

1

Всего:

33

1

1














2. Цель, задачи и ожидаемые результаты

Цель: создание условий для формирования физически развитой личности, укрепления и сохранения здоровья обучающихся через занятия каратэ, развитие и совершенствование технико-тактического мастерства и освоение специфики таких разделов каратэ, как ката, кумитэ и техники с боевыми предметами .

На занятиях общей физической подготовки с элементами каратэ успешно решаются три основных типа педагогических задач:

  1. Образовательные:

  • закрепить знания техники безопасности на занятиях каратэ;

  • закрепить основы режима труда и отдыха, гигиена спортсмена;

  • сформировать базовые знания и общее представление о занятиях каратэ, значении его в жизни человека, роли в укреплении и сохранении здоровья;

  • обучить навыкам и умениям в спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • совершенствовать функциональную и психологическую подготовку, присущую избранному виду спорта.



  1. Воспитательные:

  • воспитывать целеустремленность, волевые качества личности;

  • приобщить к режиму дня спортсмена;

  • воспитывать правильное отношение к внешнему виду;

  • формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни;

  • воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.



  1. Развивающие:

  • развивать основные психические процессы (память, мышление, внимание), коммуникативные навыки ;

  • развить физические качества такие как: гибкость, координация, ловкость, быстрота, сила, выносливость;

  • способствовать повышению функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма.


Основные формы и средства обучения:

Основными формами занятий являются:

  • групповые теоретические занятия (в виде лекций);

  • групповые практические учебно-тренировочные занятия в соответствии с требованиями программы для группы каждого года обучения по утвержденному расписанию;

  • спортивные соревнования и дружеские спортивные встречи различного масштаба;

  • наблюдение за проведением спортивных соревнований и выступлением спортсменов, их анализ.


Планируемые результаты программы.

  Личностные результаты:

У обучающихся сформируется:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебе;

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников.

Получат возможность для формирования:

  • уважительного отношения к партнеру.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Получат возможность научиться:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • выделению и формулированию познавательной цели с помощью учителя;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств с помощью учителя;

Получат возможность научиться:

  • распознавать признаки, по которым сравниваются приемы, выделяя признаки сходства и различия, главного и второстепенного;

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • контролировать свои поступки;

  • понимать действия других участников тренировочного процесса.

Получат возможность научиться:

  • работать в группе;

  • выполнять различные роли.

Механизмы зачета результатов курсов внеурочной деятельности «Искусство каратэ WKF»:

  • фиксация результатов внеурочной деятельности в Портфолио обучающегося (разделы «Характеристика учебной и внеучебной деятельности обучающихся», «Мои достижения», «Мое творчество», «Мои проекты»);

  • подготовка и проведение праздников;

  • подготовка и проведение игр, викторин, конкурсов;

  • участие в спортивных соревнованиях, товарищеских встречах школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровней;

  • психологическое анкетирование и тестирование в рамках программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся 1-х классов Лицея при УлГТУ.





3. Содержание программы


 Дополнительной задачей программы предполагается выявление одаренных детей, имеющих перспективу в большом спорте. Программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю. Таким образом, деление детей на возрастные подгруппы помогает давать дозированную нагрузку. Тем самым лучше усваивается пройденный материал на занятиях. Предполагается, что за время занятия карате обучающиеся хорошо усвоят основы техники, физически и духовно окрепнут, будут активно принимать участие в соревнованиях и покажут хорошие результаты. Количество занимающихся в группе 1 класс. Занятия проводятся в форме групповых тренировок, а также спортивно соревновательных тренировок. Тренировка состоит из 3-х основных частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части беговые упражнения, разминка (15 мин.) Основная часть тренировки - изучение и отработка элементов базовой техники (стойки, удары, передвижения) (25 мин.) Заключительная часть (ОФП) (10мин.) различные физические упражнения на разные группы мышц.


Элементы базовой техники

Общие понятия

Шихан – мастер, наставник (с 5-го Дана)

Сэнсэй – учитель, инструктор (3-ий и 4-й Дан)

Сэмпай – старший, инструктор (1-й и 2-й Дан)

Кохай – младший

Додзе – зал для занятий-тренировок

Кихон – тренировка без партнера

ДАН – «уровень, степень»

Комбинации

Ката – форма, комплекс специальных упражнений

Кумитэ – спарринг, поединок

Тай-Сабаки – учебный поединок с несколькими партнерами

Тамэсивари– разбивание твердых предметов (тест на соревнованиях)

Ибуки – силовое дыхание (с напряжением)

Ногарэ – мягкое дыхание (с расслаблением)

Осс – традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия

Микири – оценка расстояния, дистанции

КИМЭ – сила удара

РЭЙ – поклон

ТАТЭ - встать Учи – «удар» рукой

УКЕ – «Защищающийся» Барай – «отсекать»

АШИ – нога

ДЗЭНШИН – «боевой дух»

ГЕРИ – «удар ногой»

КЕАГЕ – «лёгкое» движение по кратчайшей траектории

КИКОМИ – удлинения движения за счет выноса бедра

УРОВНИ АТАКИ И ЗАЩИТЫ

Дзедан– верхний (голова, шея)

Чудан – средний (корпус)

Гедан – нижний (ниже пояса)

СТОЙКИ

Мицуби Дачи – пятки вместе, носки развернуты

ШИЗЕНТАЙ – позиция ожидания действия, пятки на ширине плеч

Киба Дачи – базовая позиция, ступни параллельны шире плеч

ДЗЕНКУТСУ ДАЧИ – ступни параллельны на ширине плеч, одна нога впереди другая сзади, длинна стойки в соответствии с ростом

Кокутсу Дачи – вес тела на задней опорной ноге, передняя нога развернута вперед, заднее колено согнуто.

Неко Аши Дачи – аналогична Кокутсу, но на длину ступни короче

НАПРАВЛЕНИЯ

Мае – вперед

Уширо – назад

Йоко – в сторону

Маваси – круговое движение

Агэ – снизу вверх

АТОШИ – сверху вниз

Сото – снаружи во внутрь

Учи – изнутри наружу

Ура – обратное движение

СТОРОНЫ

Хидари – левая

Миги – правая

ВЗАИМНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ

Ои –одноименное (передняя рука или нога)

Гяку – разноименное, противоположное

Ои (рука или нога находящаяся сзади)

БОЕВЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА

А) руки Кентас– суставы указательного и среднего пальцев кулака

Сейкен – кулак (передняя часть Кентаса)

Уракен – перевернутый кулак (верхняя часть Кентаса)

Шуто – внешнеередро ладони

Шотэй – основание открытой ладони

Тэттсуи – внешнее ребро сжатого кулака (кулак-молот)

Кокэн – запястье

ЭМПИ – локоть

Нукитэ– пальцы открытой ладони (рука-копье)

Б) Ноги КОШИ – основание (подушечка) стопы

Сокуто – внешнее ребро стопы

Хайсоку – подъем стопы

Маэйсоку – внутренняя боковая часть стопы

Аши – подошва ноги

Какато – пятка

Сунэ – голень

Хиза – колено

УДАРЫ РУКАМИ

ШОКУ ДЗУКИ – прямой удар кулаком (Чудан/Дзедан)

Маваси ДЗУКИ – Круговой удар кулаком (хук)

Татэ Цуки – удар кулаком повернутым на 90 гр.

Вперед Агэдзуки – удар кулаком снизу вверх (апперкот)

Мавашиэмпи – круговой удар локтем

Атошиэмпи – удар локтем сверху вниз по прямой

Маээмпи – удар локтем снизу вверх по диагонали

Ушироэмпи–удар локтем сверху вниз по кругу

Уракен Учи – удар перевернутым кулаком в сторону

Шуто Учи – удар ребром ладони в область ключицы

Тэттсуи Учи – удар внешним ребром кулака сверху вниз

Санбондзуки – два прямых удара кулаком (двойка)

УДАРЫ НОГАМИ

МаеГери – прямой удар вперед в корпус или голову

МаеХизаГери – удар коленом прямо вперед

МавашиГериГедан – низкий круговой удар голенью в бедро (Лоу Кик)

МавашиГериДзедан/Чудан – круговой удар в голову или корпус

Ура мавашиГери – обратный круговой удар с под шагом, с разворотом на 360 гр.

УшироГери – прямой удар пяткой назад

ЙокоГери–удар ребром стопы в сторону, в корпус или голову

МикадзукиГери – круговой удар снаружи внутрь

Уро микадзукиГери – удар обратный микадзуки


Различают 5 основных видов подготовки: физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка, теоретическая подготовка.

Различают 2 вида физической подготовки: общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка.

1. Физическая подготовка. Общая физическая подготовка: бег, прыжки, подтягивание, отжимание, пресс, приседания, игровые виды спорта: футбол, баскетбол, регби, акробатика и прикладная акробатика: кувырки вперед и назад, колесо, рандат, кульбит, страховка. Специальная физическая подготовка: силовая подготовка (тренажеры, работа с оттягощением, по ламам), скоростная, развитие выносливости – способность противостоять утомлению, гибкость (наклоны, растяжка) – способность выполнять движения с максимальной амплитудой, ловкость – способность быстро, точно, решать новые двигательные задачи

2. Техническая подготовка. Техническая подготовка разделяется на 3-и раздела: предварительная, разучивание и закрепление пройденного материала. Изучается и отрабатывается базовая техника каратэ: базовые стойки, базовые блоки, базовые удары ногами и руками, передвижения в стойках, отработка блоков в парах, одиночные удары руками и ногами по лапам, макиварам. Боевая техника каратэ начинается на том этапе, когда ученик освоил и закрепил всю программу базовой техники, сдал экзаменационные требования по изучаемой программе. Ученик начинает работать над совершенствованием своей техники. Изучаются новые комбинации ударов блоков, передвижения в стойках, гохонкумитэ, самбонкумитэ в парах, тренировочные спарринги, тай-сабаки (ипон-кумитэ), ката. Техника других стилей: анализ и сравнение техники родственных стилей, изучение основных элементов базы. Система самообороны: страховка, броски, болевые приемы, захваты, удержание, работа против одного и нескольких партнеров, борьба в партере, ката.

3. Тактическая подготовка. Тактическая подготовка – искусство ведения спарринга, тактика ведения боя, применение технического арсенала. Умение чувствовать и рассчитывать дистанцию, время и скорость.

4. Психологическая подготовка. Психологическая подготовка – обеспечение реализации технико-тактической подготовленности, направленной на владение собой в любых внешних условиях.

5. Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка – включает в себя общие правила и понятия, историю, правила проведения турниров и правила поведения в зале, этика спортсмена, терминология, уважение к себе, к товарищам, тренеру, к старшим, защита слабых, поведение человека на улице, дома, в школе, кодекс законов каратиста (смелость, справедливость, уверенность) Беседа, рассказы, просмотр видеофильмов - показать истину и красоту каратэ, постараться заинтересовать ребенка.

Формы подведения итогов реализации программы

· Сдача нормативов,

· Участие в спортивных мероприятиях,

· Участие в соревнованиях различного уровня.







4. Учебный план.  

Поурочное планирование группы детей 1 год обучения

п/п

Количество часов

Тема занятия

Форма занятия

Форма контрол

1

Вводное занятие. Анатомические сведения. Суставы. Движения в суставах. Этап освоения ОФП.

теория

устн. опрос

1

Гигиенические основы режима труда и

отдыха каратиста. Закаливание организма, предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях единоборствами. Этап освоения ОФП.

комплексн.

устн. опрос

1

Систематический врачебный контроль и

самоконтроль. Средства и методы восстановления работоспособности спортсмена каратиста. Этап освоения ОФП.

комплексн.

тестирован

1

Травматизм в процессе занятий каратэ, оказание первой помощи. Этап освоения ОФП.

комплексн.

устн. опрос

1

Физиологические основы спортивной тренировки. Средства и методы. Этап освоения ОФП.

комплексн.

устн. опрос

1

Методический разбор базовых шагов и связок элементов каратэ. Требования к построению комплексов. Этап освоения ОФП.

практика

конт.норм.

1

Упражнения на развитие силы . Этап освоения ОФП.

практика


1

Упражнения на развитие гибкости. Этап освоения ОФП.

практика


1

Упражнения на развитие ловкости. Этап освоения ОФП.

практика


1

Упражнения на развитие силы. Этап освоения ОФП.

практика


1

Упражнения на развитие скорости. Этап освоения ОФП.

практика


1

Удары ногами. Этап освоения СФП.

практика


1

Упражнения на развитие гибкости. Этап освоения ОФП.

практика


1

Базовые стойки. Этап освоения СФП.

комплесн.



1

Приёмы защиты. Этап освоения СФП.

практика


1

Упражнения на развитие гибкости. Этап освоения ОФП.

практика


1

Удары руками. Этап освоения СФП.

практика


1

Упражнения на развитие силы. Этап освоения ОФП.

практика


1

Упражнения на развитие скорости. Этап освоения ОФП.

комплексн.

устн. опрос

1

Упражнения на развитие ловкости. Этап освоения ОФП.

практика


1

Удары ногами. Этап освоения СФП.

практика


1

Упражнения на развитие силы. Этап освоения ОФП.

практика


1

Базовые стойки. Этап освоения СПФ.

практика


1

Упражнения на развитие гибкости. Этап освоения ОФП.

комплесн.

устн. опрос

1

Базовые стойки. Этап освоения СФП.

практика


1

Упражнения на развитие ловкости. Этап освоения ОФП.

практика


1

Удары руками. Этап освоения СФП.

практика


1

Упражнения на развитие силы. Этап освоения ОФП.

практика


1

Ката Такийоку-шодан. Этап освоения СФП.

практика


1

Упражнения на развитие ловкости. Этап освоения ОФП.

практика


1

Приёмы защиты. Этап освоения СФП.

комплексн.


1

Упражнения на развитие гибкости. Этап освоения ОФП.

практика


1

Сдача контрольных нормативов по ОФП.

практика

конт.норм.







Содержание учебно-методического плана

первый год обучения

1 раздел. Вводное занятие .

Теоретическая подготовка: Знакомство с группой и педагогом; инструктаж по правилам поведения в спортивном зале, по технике электро- и пожарной безопасности, по охране труда; краткий обзор истории развития каратэ в мире и в России; знакомство с терминологией каратэ.

Практическая подготовка: входной контроль - выявление уровня общей физической подготовки у обучающихся; спортивная игра "вышибалы".

Контроль. Устный опрос по теме раздела.



2 раздел. Теоретическая подготовка.

Термины и понятия: каратэ, ката, кумитэ, кихон, боевые предметы, гигиена, закаливание, питание, врачебный контроль.

Теория.

Анатомические сведения. Краткие сведения о строении организма. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. Костно-связочный аппарат и мышцы. Их строение и взаимодействие. Кровеносная система; основные сведения о кровообращении. Дыхание и газообмен.

Гигиена тела. Уход за кожей, волосами, полостью рта. Режим труда, учёбы, тренировки, отдыха и сна юных каратистов. Вредные привычки. Значение и основные правила закаливания. Общие понятия об инфекционных заболеваниях, предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях ОФП с элементами каратэ.

Основные понятия о врачебном контроле. Средства и методы врачебного контроля. Связь субъективных ощущений и объективных данных самоконтроля и врачебного контроля. Основные понятия об утомлении и переутомлении. Средства переключения деятельности и восстановления: спортивный массаж, термокамеры, средства и методы психорегуляции, водные процедуры, солнечные ванны, физиотерапия.

Травматизм в процессе занятий ОФП с элементами каратэ, оказание первой помощи. Травмы при изучении на занятиях элементов кумитэ, переходящие в падения и выполнения ударов и спрарингов с соперником. Травм верхних нижних конечностей, пальцев, лучезапястного сустава, локтевого и плечевого суставов.

Внешние причины травм, зависящие от комплекса внешних условий. Внутренние причины, зависящие от подготовки спортсменов, состояния здоровья, переутомления.

Оказание первой помощи при получении отдельных травм. Оказание первой помощи при обмороке, шоке и попадании инородных тел в глаза и уши. Приёмы искусственного дыхания. Переноска и перевозка пострадавших. Общие меры по предупреждению травм.

Основы спортивного массажа. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приёмы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Самомассаж. Противопоказания к массажу.

Физиологические основы спортивной тренировки.

Базовые стойки и удары в каратэ. Требования к ведению боя.

Контроль. Устный опрос по темам раздела. Тестирование

3 раздел. Общая физическая и теоретическая подготовка .



Упражнения на развитие гибкости

Теоретическая подготовка: общие сведения о строении организма человека; двигательный аппарат - костная и мышечная система; профилактика травматизма.

Практическая подготовка: упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника, наклоны вперед из положения стоя, наклоны вперед из положения сидя, поперечный и продольный шпагаты, упражнение мост из положения лёжа на спине, упражнение бабочка, растяжка в парах; спортивная игра "пионербол"

Упражнения на развитие скорости .

Теоретическая подготовка: общие сведения о строении организма человека; двигательный аппарат - костная и мышечная система профилактика травматизма.

Практическая подготовка: прыжки, бег с ускорением, бег с изменением направления, эстафеты; спортивная игра "футбол".

Упражнения на развитие силы .

Теоретическая подготовка: общие сведения о строении организма человека; двигательный аппарат - костная и мышечная система профилактика травматизма.

Практическая подготовка: упражнения для укреплениия шеи, кистей, мышц спины и пресса, подтягивания, отжимания в упоре лёжа; приседания; лазание по канату; спортивная игра "баскетбол".

Упражнения на развитие ловкости .

Теоретическая подготовка: общие сведения о строении организма человека; двигательный аппарат - костная и мышечная система профилактика травматизма.

Практическая подготовка: кувырки, перевороты, стойки на руках, акробатические упражнения; спортивная игра "вышибалы".

Контроль. Устный опрос по темам раздела. Тестирование.

Теоретическая подготовка: Гигиенические основы режима труда и отдыха, закаливание, анатомические сведения. Суставы. Движения в суставах.

Контроль: Устный опрос по темам раздела.

Теоретическая подготовка: Средства и методы восстановления работоспособности, травматизм в процессе занятий каратэ, оказание первой помощи.

Контроль: Устный опрос по темам раздела.



4 раздел. Специальная физическая подготовка .



Удары руками .

Практическая подготовка: обучение прямым ударам руками на месте; обучение прямым ударам руками в движении.

Удары ногами .

Практическая подготовка: обучение прямым и круговым ударам ногами на месте; обучение прямым и круговым ударам ногами в движении.

Приёмы защиты .

Теоретическая подготовка: терминология каратэ.

Практическая подготовка: обучение приёмам защиты от ударов руками и ногами на месте; обучение приёмам защиты в движении.

Базовые стойки .

Теоретическая подготовка: терминология каратэ.

Практическая подготовка: обучение базовым стойкам каратэ; обучение передвижению в базовых стойках; текущий контроль- тест по общей физической подготовке; спортивна игра "баскетбол".

Используемые приёмы и методы: объяснение, натуральная демонстрация; упражнения.

Контроль. Сдача контрольных нормативов.

5 раздел. Технико-тактическая подготовка .



Работа по снарядам .

Теоретическая подготовка: правила использования оборудования и инвентаря.

Практическая подготовка: обучение и совершенствование техники прямых ударов руками по лапам на месте;обучение и совершенствование техники прямых и круговых ударов ногами по лапам на месте; спортивная игра "футбол".

Боевые дистанции .

Теоретическая подготовка: знакомство с понятиями дальней, средней и ближней дистанции в каратэ.

Практическая подготовка: обучение и совершенствование техники и тактики атакующих и контратакующих приёмов каратэ на дальней, средней и ближней дистанциях; спортивная игра "футбол."

Тренировка в парах .

Теоретическая подготовка: понятие о спортивной чести; спортивные ритуалы в каратэ.

Практическая подготовка: обучение и совершенствование техники и тактики атакующих и контратакующих приёмов каратэ с напарником; условный бой по заданию.

Используемые приёмы и методы: объяснение, натуральная демонстрация; упражнения, работа в паре.

Контроль. Сдача контрольных нормативов. Устный опрос по теме раздела.

Открытые занятия для родителей и педагогов; спортивный праздник на уровне объединения, тест-контроль.

6 раздел. Специальные комплексы движений (ката) .

Ката Такийоку-шодан .

Теоретическая подготовка: ката - древние формализованные комплексы движений; значение ката в освоении базовой техники каратэ; терминология каратэ.

Практическая подготовка: обучение и совершенствование техники выполнения ката Такийоку-шодан.

Ката Хейан-шодан .

Теоретическая подготовка: ката - древние формализованные комплексы движений; значение ката в освоении базовой техники каратэ; терминология каратэ.

Практическая подготовка: обучение и совершенствование техники выполнения ката Хейан-шодан.

Анализ движений ката .

Теоретическая подготовка: ката - движения, наполненные скрытой техникой самозащиты.

Практическая подготовка: применение техники ката для защиты от атаки нескольких противников; спортивная игра "пионербол".

Используемые приёмы и методы: объяснение, натуральная демонстрация; упражнения, выполнение ката под счет , самостоятельное выполнение комбинаций .

Контроль. Сдача контрольных нормативов.

7 раздел. Восстановительные мероприятия.

Термины и понятия: спортивный режим, тренировочные нагрузки, психорегуляция, саморегуляция;

Теория. Психика человека. Психические состояния спортсмена. Методы формирования нужного состояния и способы преодоления неблагоприятных состояний.

Контроль. Устный опрос по разделу.

Практика. Методы психорегуляции. Приемы саморегуляции психических состояний.

Используемые приёмы и методы: беседа, разъяснение, убеждение, примеры выдающихся спортсменов, личный пример; поощрение; натуральная демонстрация, анализ состояний.

Контроль. Устный опрос по разделу, контроль-тест на саморегуляцию.

8 раздел. Соревновательная подготовка и участие в соревнованиях.

Практика. Оценка участия в соревнованиях.

Контроль. Участие в соревнованиях.

9 раздел. Зачеты, контрольные нормативы.

Практика. Нормативы оценок по видам подготовки.

Контроль. Сдача контрольных нормативов. Оценка морфотипических внешних данных. Оценка теоретических знаний. Оценка физической подготовленности. Оценка участия в соревнованиях.

Используемые приемы и методы: инструктаж, контрольные упражнения.





Список литературы


  1. Биджиев С. В. Каратэ-до Сётокан. АОЗТ НПКФ «Алмаз», 1994.

  2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. Учебник для институтов и факультетов физической культуры. – СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2006

  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726) ;

  4. Лапшин С.А., Лапшин С.С. Каратэ для мастеров. – ИКФ: Сталкер, 1996.

  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

  6. Накаяма М. Динамика каратэ. – М.: Гранд, 1998.

  7. Накаяма М. Лучшее каратэ. – М.: АСТ, 1997.

  8. Накаяма М., Дрегер Донн Ф. Практическое каратэ.– М.: АСТ, 2001

  9. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» ;

  10. Погодин В.В. Методика физического воспитания и спортивной подготовки детей и взрослых-Ульяновск, 2015.

  11. Постановление Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» ;

  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  13. Пфлюгер А. Шотокан каратэ-до: 27 ката в схемах и рисунках для аттестации и соревнований. 2005

  14. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. – М.: Спорт Академ пресс, 2006.

  15. Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в РФ»;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!