СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"»


Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с основными требованиями :

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения,

- Письма Департамента общего образования Минобрнауки от 12 мая 2011г.№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования .

Актуальность программы обуславливается потребностью общества развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; формировании социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности с помощью произведений о детях и их взаимоотношениях друг с другом и со взрослыми. Произведения имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они помогают усвоить высокие нравственные принципы людей.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «Чтение с увлечением. По страницам добрых книг» способствует формированию читательской компетентности третьеклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать духовно-нравственные чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями третьеклассников, их разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

Задачи программы:

-совершенствование навыка чтения учащихся;

-развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;

-формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями -нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.

-развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.

-развитие умения работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);


Общая характеристика внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»:

Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта и т.д.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:

все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;

все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.

Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;

фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;

самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Реализация рабочей программы.

Программа курса «Чтение с увлечением» ориентирована на работу с учащимися 10 летнего возраста ( 4 класс).

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год (34часа , 1 час в неделю)

Программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» реализует обще-интеллектуальное направление.


Ценностные ориентиры содержания программы:

Внеурочная деятельность «Чтение с увлечением» имеет большое значение в решении задач воспитания. На этих занятиях учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Данные занятия знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На занятиях продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения.


Материально-техническое обеспечение:

- ноутбук,

- проектор,

-интерактивная доска,


Требования к уровню подготовки обучающихся и результаты освоения

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных и метапредметных результатов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

Познавательные универсальные учебные действия:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

-умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, -принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Чтение с увлечением. Живые страницы истории»

обучающиеся получат возможность: закрепить умение работать с книгой; закрепить умение работать с текстом; проявить интерес к книге; расширить читательский кругозор

заинтересовать родителей возможностью активно участвовать в развитии познавательных способностей у своих детей. называть автора произведения; записывать название произведения; называть героев произведения; составлять вопросы по содержанию рассказа; называть исторические события и их даты; понимать содержание произведений и отвечать на вопросы; формулировать письменные ответы на вопросы; восстанавливать сюжетную линию произведения; выбирать сюжет, к которому относится рисунок; соотносить рисунок с отрывком из текста; отвечать на вопросы теста; собирать из слов предложения; записывать значения слов и выражений; подбирать свои заголовки к рассказам; восстанавливать отрывки из рассказов; определять смысл пословиц давать характеристику герою; анализировать поступки герое рассказов; определять главную мысль произведения; описывать героя, используя слова для справок; соотносить характер героя с пословицами; разгадывать кроссворды; разгадывать анаграммы; составлять из слов пословицы и выражения.





Тематическое планирование



Название раздела, темы,

количество часов

занятия

Тема занятия

Форма проведения

Итоговое занятие по разделу, теме

1.Страницы старины седой.( 3 часа)

1

Былины, былинщины. Былинные богатыри..

Знакомство с былинными богатырями.



2

Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

Библиотечный урок.



3

Библия .Библейские предания.


Просмотр видеофильма.

2.Живые страницы истории» (1часа)


4

Государственные символы России

Беседа.


3.Рассказы об исторических событияхXIII-XIX веков. (8 часов)

5

О. Тихомиров «Александр Невский»


Урок –слушание.



6

Г. Шторм «На поле Куликовом»


Видеоурок



7





С. Алексеев «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе»


Видеоурок



8

С. Алексеев «Рассказы о царе Петре I и его времени


Просмотр презентации.



9

А.В.Митяев «Адмирал Ушаков»

Урок- слушания.



10

С. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах»


Рассказ, слушание.



11

С. Алексеев «Они защищали Москву»


Библиотечный урок.



12

С. Алексеев «Рассказы об Отечественной войне 1812 года»


Библиотечный урок.


3. Рассказы об исторических событиях-XX века (13 часов)

13

А, Митяев «Адмирал Нахимов»


Урок-слушания.



14

С. Алексеев «Брестская крепость»


Видеопросмотр



15

А. Цессарский «Операция «Мост»




16

Ю. Стрехнин «Крепость черноморцев»


Видеопросмотр



17

Ю. Стрехнин «Город отважных»


Видеопросмотр



18

В. Богомолов «За оборону Сталинграда»


Видеопросмотр



19

М. Лободин «За оборону Ленинграда»


Просмотр и обсуждение фильма о блокадном Ленинграде.



20

Л. Кассиль «Плот Алексея Андреевича»


Видеопросмотр



21

А. Шишов «Лесная девочка»


Урок-слушания.



22

С. Сергеев-Ценский «Хитрая девчонка»


Видеопросмотр



23

Б. Лавренёв «Разведчик Вихров»


Урок слушания.



24

Е. Воробьёв «Последние выстрелы»


Чтение.



25

Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»


Видеоурок.


Русские писатели сказочники (3 часа)

26-27

. Мир сказок: сказки народные и авторские.

Выставка книг, иллюстраций.



28

Инсценирование р.н.с. «Лиса и журавль»


Инсценирование сказки.

Книги, книги, книги…. (2 часа).

29

Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии.

Экскурсия в библиотеку



30

Хранители слов- словари. Выставка словарей.

Игра «Что узнали о книгах?»

Игра –конкурс «Объясни слово»

Родные поты (2часа)

31

Читаем и слушаем стихотворения о Родине и родной природе А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,, С.Есенина, Н.Рубцова

Конкурс чтецов.



32

Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Викторина.


Мир удивительных путешествий и приключений (2часа)

33

С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями»

Урок-слушания.



34

Э.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Видеопросмотр.




Содержание курса программы.

Страницы старины седой.(3часа) Книги- сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи.

Живые страницы истории» (1час) Государственные символы России Виды деятельности: знакомство с курсом «Чтение увлечением. Живые страницы истории»; знакомство с государственными символами России: гербом, гимном, флагом и историей их возникновения; рассуждение о том, что такое патриотизм, уважение к своей Родине;

Рассказы об исторических событиях XIII-XIX веков (8часов) О.Тихомиров «Александр Невский». Г.Шторм «На поле Куликовом». К.Кочегаров «Минин и Пожарский». С.Алексеев «Рассказы о Степане Разине, казаках и восставшем народе». С.Алексеев «Рассказы о царе Петре I и его времени». А.Митяев «Адмирал Ушаков». С.Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах». С.Алексеев «Рассказы об Отечественной войне 1812 года». А.Митяев «Адмирал Нахимов».

Рассказы об исторических событиях XX века (13 часов) «Брестская крепость». С.Алексеев «Они защищали Москву» , «Операция «Мост»Ю.Стрехнин «Крепость черноморцев». Ю.Стрехнин «Город отважных». В.Богомолов «За оборону Сталинграда». М.Лободин «За оборону Ленинграда». Воробьев«Тринадцатый лыжник». А.Шишов «Лесная девочка «Ракетные снаряды». Л.Кассиль «Плот Алексея Андреевича». С.Сергеев-Ценский «Хитрая девчонка».Б .Лавренёв «Разведчик Вихров». Е.Воробьёв«Последние выстрелы». Ю.Нагибин «Рассказы о Гагарине».Виды деятельности: знакомство с авторами исторических рассказов на патриотические темы; ответы на вопросы по содержанию текста; называние даты исторического события; запись имен героев рассказов: характеристика героев, пользуясь пословицами; запись своего отношения к главному герою произведения;ответы на вопросы теста; соединение отрывков из текста с соответствующимирисунками; выяснение значения слов, смысла пословиц; работа со словами для справок; восстановление отрывков из текста; составление и запись вопросов по содержанию рассказов; выполнение задания занимательного характера; знакомство с медалями.

Русские писатели сказочники (3часа) Знакомство с фольклорными традициями и авторским своеобразием литературной сказки. Выставка книг: «Мои любимые сказки». Волшебный элемент в литературной сказке. Противопоставление добрых и злых героев.

Книги, книги, книги….(2 часа)Книги ,их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература .Энциклопедии для детей..Сбор информации о Л.Н.Толстом,Х.К.Андерсене..Урок-игра «Что узнали о книгах?

Родные поты.(2 часа) Детские журналы .Структура журналов. Издатели журналов.История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр»

В разделе «Мир удивительных путешествий и приключений» ( 2часа) представлены увлекательные сказочные повести, произведения мировой сказочной литературы. таких, как С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с гусями» ,Э.Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

Итоговое занятие Виды деятельности: обобщение пройденного материала; вписывание названия и авторов произведений на обложку книг; записывание дат и названий исторических событий на ленте времени; авторов и названия рассказов; знание названия орденов и медалей; определение нравственно-патриотических качеств человека; выполнение заданий занимательного характера; рассуждение о подвиге и героизме великого русского народа; оценивание своей работы на занятиях.

Учебно-методическое обеспечение

1.Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. 1,2,3,4класс. Тетрадь для обучающихся.

2.Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением.1, 2,3,4 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!