ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на заседании методических объединений учителей ОКОУ«Курская школа» Протокол № 1 от _____________ | Рассмотрено на заседании методического совета ОКОУ«Курская школа» Протокол № 1 от _________. | Утверждено решением педагогического совета ОКОУ «Курская школа» Протокол № 1 от _____________ Введено в действие приказом директора школы от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общекультурному направлению
кружок
«Мир вокруг»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 10-11 лет (4 класс)
Программу составил: Коробков Дмитрий Александрович
Курск 2021 г.
Пояснительная записка
С детства каждого ребёнка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Мир вокруг».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причём, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Методических рекомендаций «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования» (далее – ФГОС НОО).
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2012.
Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010;
Приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Сборника программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М. : Баласс, 2013. – 288 с. (Образовательная система «Школа 2100».) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа.
Общая характеристика программы «Мир вокруг» по внеурочной деятельности в 4 «А» классе.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Описание места программы в структуре ООП.
Программа «Мир вокруг» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Ручной труд», «Мир природы и человека», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 37 часов и предполагает проведение 1 занятие в неделю, которые состоят из теоретической и практической части.
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Мир вокруг» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы «Мир вокруг» служит сформированность у обучающихся коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учёта результатов освоения программы
Формой подведения итогов в классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам «Изобразительном искусстве», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Содержание курса внеурочной деятельности «Мир вокруг» в 4 А классе
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
Календарно-тематическое планирование занятий по курсу «Мир вокруг в 4 «А» классе
Календарно-тематическое планирование
(1 занятие в неделю, 33 часа)
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) | Дата проведения |
Еда |
1 | Как картофель попал в Россию | Поделки из картофеля | 07.09 |
2 | Кое-что из истории конфет | Плетение пояса из фантиков | 14.09 |
3 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Рисование овощей и фруктов | 21.09 |
4 | Каменный мед (сахар) | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) | 28.09 |
5 | Секретное мороженое | Составление рецепта мороженного | 05.10 |
6 | Где прячутся витамины | Поделки из овощей | 12.10 |
7 | Секрет каши | Аппликация с использованием крупы | 19.10 |
8, 9 | Когда появились первые кулинарные книги | Составление рецепта (тема любая) | 02.11 |
10 | Такая разная капуста | Составление загадок о капусте | 09.11 |
11 | Где появились арбузы | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) | 16.11 |
12 | Из чего делают пряники | Лепка пряников из соленого теста | 23.11 |
13 | Шоколад | Рисование обертки шоколада | 30.11 |
14 | Такой разный чай | Заваривание чая | 07.12 |
Одежда |
15 | Одежда наших предков | Составление кроссворда «Одежда предков» | 14.12 |
16 | Откуда взялся фартук | Рисование и вырезание фартука из бумаги | 21.12 |
17 | Зачем нужны пуговицы | Пришивание пуговицы | 11.01 |
18 | Откуда взялись шапки | Вязание (крючком) | 18.01 |
19 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Рисование туфель (дизайн) | 25.01 |
20 | История русского сарафана | Рисование и вырезание сарафана для куклы | 01.02 |
21 | Чем украшают одежду | Изготовление аксессуаров | 08.02 |
22 | С каких пор применяют носовые платки | Изготовление носового платка из ткани | 15.02 |
23 | Юбки и брюки | Пошив брюк (или юбки) для куклы | 22.02 |
24 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | Плетение из ниток | 01.03 |
25 | Домик для пальчиков. Варежки | Вязание петель на спицах | 15.03 |
26 | Что такое «мода» | Аппликация | 22.03 |
27 | Одежда для дома | Рисование узора для пижамы (халата) | 05.04 |
Праздник |
28,29 | Первые украшения | Бусы из бумаги | 12.04 |
30 | Новогодние игрушки | Поделки из бумаги | 19.04 |
31 | Почему на Пасху красят яйца | Роспись яйца | 26.04 |
32 | История воздушных шариков | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках | 17.05 |
33 | История фейерверков | Аппликация «Салют» | 24.05 |
| Итого | 33 часов | |
Список литературы
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования