СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности «Хочу знать химию» для учащихся 10-х классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пролграмма по внеурочной деятельности "Хочу знать химию" предназначена для обучающихся 10-х классов, желающих расширить свои знания  по предмету, планирующиихъ в будущем связать свою профессиональную деятельность с химией, желающих сдавать экзамен по химии в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «Хочу знать химию» для учащихся 10-х классов»


Программа по внеурочной деятельности

«Хочу знать химию» для учащихся 10х классов

составлена учителем химии ГБОУ гимназии № 586

Василеостровского района Санкт – Петербурга

Пономаревой Татьяной Борисовной.


Пояснительная записка


Программа по внеурочной деятельности «Хочу знать химию» предназначена для обучающихся 10х классов, желающих расширить свои знания по данному предмету, планирующих в будущем связать свою профессиональную деятельность с химией, желающих сдавать экзамен по химии.

Срок реализации программы – 1 года, ( 34 часа в год, из них 1 час резерва).


Актуальность программы связана с необходимостью реализации желания обучающихся гимназий и общеобразовательных школ более глубоко изучить химию, так как они планируют выбирать химию в качестве профильного предмета обучения в старших классах.

Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса химии средней школы. Занятия по программе внеурочной деятельности помогут обучающимся в формировании знаний и умений при работе над проектами по выбранным темам.

В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Эмоциональное переживание процесса открытия является основой мотивации к знаниям, стимулятором самой умственной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.


Цель курса:

Создание условий для учебно-исследовательской деятельности учащихся, направленной на расширение и углубление знаний и развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению через предмет-химия через изучение курса органической (10 класс) средней школы. С другой стороны оказание помощи в подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии.


Задачами курса являются:

  • Ликвидация пробелов в знаниях старшеклассников.

  • Конкретизация, упрочение и углубление знаний по наиболее сложным вопросам школьного курса химии

  • Развитие умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Развитие навыков самостоятельной работы.

  • Реализация межпредметных связей естественнонаучных предметов: химии, биологии, физики.

Элективный курс является логичным и актуальным дополнением к основному курсу химии.


Результаты изучения курса.

1. Предметными результатами освоения программы являются знания и умения :

  • Давать определения изученных понятий;

  • Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;

  • Объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;

  • Классифицировать изученные объекты и явления;

  • Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

  • Исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлежность к основным классам соединений;

  • Обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;

  • Структурировать учебную информацию;

  • Интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

  • Объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;

  • Объяснять строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;

  • Моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;

  • Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

  • Характеризовать изученные теории;

  • Самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого доступные источники информации;


2. Метапредметными результатами освоения программы являются:


    • Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

    • Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

    • Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

    • Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

    • Использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации


3. Личностные результаты.

  • Знать и понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;

  • И спытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; самоуважение и эмоционально положительное отношение к себе;

  • Уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  • Признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;

  • Осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим по ступкам;

  • Уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами);


Формы контроля.

  • Текущий контроль усвоения материала осуществляется через:

  • проведение устного (письменного) опроса или путем выполнения практических заданий.

  • подготов­ку индивидуальных слайд-презентации по изученному материалу, которая выполняется учащимся самостоятельно или под руководством учителя.

  • Выполнение исследовательских или творческих работ.

  • Выступления с сообщениями по изучаемым темам на внеурочных занятия и уроках.

  • Выполнение презентации по темам курса в программе MS Power Point и т. д.

  • Работа над про­ектами.


Формы и методы обучения.

Реализация данного курса предполагает сочетание таких форм и методов обучения, как лекции, семинары, работа в парах и малых группах, самостоятельная работа.

*** Использование такого метода обучения как сравнение (в программе 10 класса предлагается сравнить строение и свойства разных групп органических веществ) позволит учащимся систематизировать знания по различным классам органических веществ, установить взаимосвязи между классами.


Содержание программы 1 года (10 класс).


Тема 1. Повторение основных вопросов химии. (6 ч.)

Правила охраны труда и техники безопасности при работе в кабинете химии: вводный инструктаж.

Повторение основных понятий химии: атомы, молекулы, вещества. Строение атома. Атомная орбиталь. Правила заполнения электронами атомных орбиталей. Валентные электроны Периодический закон. Формулировка закона в свете современных представлений о строении атома. Изменение свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Химическая связь. Электроотрицательность. Виды химической связи. Ионная связь. Ковалентная неполярная и полярная связь. Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной полярной связи. Геометрия молекулы. Металлическая связь. Водородная связь. Агрегатные состояния веществ.. Классификация химических реакций. Окислительно - восстановительные реакции. Реакции ионного обмена. Расчеты по уравнениям химических реакций. Газовые законы: решение задач. Молярная и относительная молекулярная массы вещества. Мольная доля и массовая доля элемента в веществе.. Химическая связь. Агрегатные состояния вещества. Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная, металлическая. формулам и Классификация химических реакций по различным признакам сравнения. Изменение степени окисления элементов в соединениях. Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Реакции ионного обмена. Расчеты по уравнениям реакций.

Газовые законы. Уравнение Клайперона-Менделеева. Закон Авогадро. Закон объемных отношений. Относительная плотность газов

Тема 2. Основные понятия органической химии (7 часов)

Особенности органических веществ. Углеродный скелет, его типы: циклические, ациклические. Карбоциклические и гетероциклические скелеты. Виды связей в молекулах органических веществ: одинарные, двойные, тройные. Электронное строение и химические связи атома углерода. Гибридизация орбиталей, ее типы для органических соединений: sp3, sp2, sp. Образование σ- и π-связи в молекулах органических соединений. Основные положения структурной теории органических соединений. Химическое строение. Структурная формула. Структурная и пространственная изомерия. Изомерия углеродного скелета. Изомерия положения. Межклассовая изомерия. Виды пространственной изомерии. Оптическая изомерия. Геометрическая изомерия (цис-, транс-изомерия). Гомология. Гомологи. Гомологическая разность. Гомологические ряды. Международная систематическая) номенклатура органических веществ, ее принципы. Рациональная номенклатура.

Алгоритмы решения задач на вывод формулы вещества на основании качественного или количественного анализа вещества и вывод формулы вещества по данным о продуктах сгорания.

Тема 3. Особенности химических свойств основных классов органических соединений: углеводороды (10 часов)

А л к а н ы. Общая характеристика класса, физические и химические свойства (горение, каталитическое окисление, галогенирование, нитрование, крекинг, пиролиз). Синтетические способы получения алканов. Методы получения алканов из алкилгалогенидов (реакция Вюрца), декарбоксилированием солей карбоновых кислот и электролизом растворов солей карбоновых кислот.

Ц и к л о а л к а н ы. Общая характеристика класса, физические свойства. Химические свойства циклопропана (горение, гидрирование, присоединение галогенов, галогеноводородов, воды) и циклогексана (горение, хлорирование, нитрование). Получение циклоалканов из алканов и дигалогеналканов.

Нахождение массы или объема продуктов реакции, если в сырье содержатся примеси

А л к е н ы. Общая характеристика класса. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов. Реакции присоединения по кратной связи — гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация. Правило Марковникова и его объяснение с точки зрения электронной теории. Взаимодействие алкенов с бромом и хлором в газовой фазе или на свету. Окисление алкенов (горение, окисление кислородом в присутствии хлорида палладия, под действием серебра, окисление горячим подкисленным раствором перманганата калия, окисление по Вагнеру). Полимеризация. Получение алкенов из алканов, алкилгалогенидов и дигалогеналканов.

А л к а д и е н ы. Классификация диеновых углеводородов. Сопряженные диены. Физические и химические свойства дивинила и изопрена. 1,2- и 1,4-присоединение. Полимеризация. Синтез бутадиена из бутана и этанола.

А л к и н ы. Общая характеристика. Строение молекулы ацетилена. Физические и химические свойства алкинов. Реакции присоединения галогенов, галогеноводородов, воды. Гидрирование. Тримеризация и димеризация ацетилена. Кислотные свойства алкинов с концевой тройной связью. Ацетилиды. Окисление алкинов раствором перманганата калия. Применение ацетилена. Карбидный метод получения ацетилена. Пиролиз метана. Синтез алкинов алкилированием ацетилидов.

А р е н ы. Понятие об ароматичности. Гомологический ряд бензола. Изомерия дизамещенных бензолов на примере ксилолов. Реакции замещения в бензольном ядре (галогенирование, нитрование, алкилирование). Реакции присоединения к бензолу (гидрирование, хлорирование на свету). Особенности химии алкилбензолов. Правила ориентации заместителей в реакциях замещения. Бромирование и нитрование толуола. Окисление алкилбензолов раствором перманганата калия. Галогенирование алкилбензолов в боковую цепь. Реакция Вюрца-Фиттига как метод синтеза алкилбензолов. Стирол как пример непредельного ароматического соединения.

Задачи на распознавание веществ. Решение цепочек химических превращений веществ.

Окислительно - восстановительные реакции в органической химии. Определение степени окисления атома углерода в органических веществах. Использование метода электронного баланса для расстановки коэффициентов в уравнениях реакций с участием органических веществ. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии: мягкое и жесткое окисление алкенов, окисление аренов, алкинов.

Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения ( 3 часа).

С п и р т ы. Физические свойства предельных одноатомных спиртов. Химические свойства спиртов (кислотные свойства, реакции замещения гидроксильной группы на галоген, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, окисление, реакции углеводородного радикала). Алкоголяты. Гидролиз, алкилирование (синтез простых эфиров по Вильямсону). Получение предельных одноатомных спиртов.

Ф е н о л ы. Физические и химические свойства фенола и крезолов. Кислотные свойства фенолов. Реакции замещения в бензольном кольце (галогенирование, нитрование). Качественные реакции на фенол.

К а р б о н и л ь н ы е с о е д и н е н и я. Электронное строение карбонильной группы. Альдегиды и кетоны. Реакции присоединения воды, спиртов, циановодорода и гидросульфита натрия. Сравнение реакционной способности альдегидов и кетонов в реакциях присоединения. Реакции замещения. Полимеризация формальдегида и ацетальдегида.

К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Электронное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Кислотные свойства (изменение окраски индикаторов, реакции с активными металлами, основными оксидами, основаниями, солями). Изменение силы карбоновых кислот при введении донорных и акцепторных заместителей. Взаимодействие

карбоновых кислот со спиртами (реакция этерификации). Галогенирование карбоновых кислот в боковую цепь. Особенности муравьиной кислоты. Получение муравьиной и уксусной кислот в промышленности.

Тема 5. Азот- и серосодержащие соединения (5 часов)

Нитросоединения. Электронное строение нитрогруппы. Получение нитросоединений. Взрывчатые вещества.

А м и н ы. Изомерия аминов. Первичные, вторичные и третичные амины. Физические свойства простейших аминов. Амины как органические основания. Соли алкиламмония. Алкилирование и ацилирование аминов. Реакции аминов с азотистой кислотой. Ароматические амины. Анилин.. Химические свойства анилина (основные свойства, реакции замещения в ароматическое ядро, окисление, ацилирование).

Сероорганические соединения. Представление о сероорганических соединениях. Особенности их строения. Химические свойства.


Тема 6. Гиролиз органических соединений ( 3 час,)

Гидролиз бинарных соединений. Щелочной гидролиз галогеналканов Гидролиз солей органических кислот. Гидролиз сложных эфиров, ди- и полисахаридов, пептидов


*** Тему творческой работ выбирает сам ученик.


Примерное планирование курса.


п/п

урока

по порядку и теме

Тема урока

Содержание

Тема. 1. Повторение основных понятий химии. (6 часов)

1

1/1

Правила охраны труда и техники безопасности при работе в кабинете химии: вводный инструктаж. Повторение основных понятий химии


Атомы, молекулы, вещества Строение атома. Атомная орбиталь. Правила заполнения электронами атомных орбиталей. Валентные электроны. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеев. Изменение свойств элементов и простых и сложных веществ , образованных ими по группе и периоду.

2

1/2

Химическая связь Агрегатные состояния

Электроотрицательность. Виды химической связи. Ионная связь. Ковалентная неполярная и полярная связь. Обменный и донорно-акцепторный механизм образования ковалентной полярной связи. Геометрия молекулы. Металлическая связь. Водородная связь. Агрегатные состояния.

3

1/3

Решение задач, выполнение упражнений.

Выполнение тренировочных упражнений.

4

1/4

Классификация химических реакций. Окислительно - восстановительные реакции. Реакции ионного обмена

Классификация химических реакций по различным признакам сравнения. Изменение степени окисления элементов в соединениях. Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Реакции ионного обмена.

5

1/5

Расчеты по уравнениям химических реакций

Алгоритм решения задач по теме : «Расчеты по уравнениям реакций.»

6

1/6

Газовые законы: решение задач.

Газовые законы. Уравнение Клайперона-Менделеева. Закон Авогадро. Закон объемных отношений. Относительная плотность газов.

Тема 2. Основные понятия органической химии (7 часов)

7

2/1

Электронное строение и химические связи атома углерода.

Структурная теория органических соединений.

Структурная изомерия. Пространственная изомерия. Гибридизация: (типы гибридизации атомов углерода, σ- и π-связи). Электронные эффекты в молекулах органических соединений.

8

2/2

Основные классы органических соединений.

Гомологические ряды.

9

2/3

Основные классы органических соединений.

Изомерия и номенклатура органических соединений

10

2/4

Решение задач, выполнение упражнений.

Изомерия и номенклатура органических соединений

11

2/5

Решение задач на вывод формулы органического вещества.

Вывод формулы вещества на основании качественного или количественного анализа вещества.

12

2/6

Решение задач на вывод формулы органического вещества.

Вывод формулы вещества по данным о продуктах сгорания.

13

2/7

Решение комбинированных задач


Тема. 3. Особенности химических свойств основных классов органических соединений: углеводороды (10 часов)

14

3/1

Алканы. Циклоалканы.

Сравнение электронного строения, химических свойств и получения алканов и циклоалканов

15

3/2

Решение задач по теме: «Алканы, циклоалканы»

Нахождение массы или объема продуктов реакции, если в сырье содержатся примеси.

16

3/3

Алкены и алкины..

Сравнение электронного строения, химических свойств и получения алкенов и алкинов.

17

3/4

Решение задач и упражнений по теме: «Алкены и алкины»

Задачи на распознавание веществ.

Решение цепочек химических превращений веществ.

18

3/5

Арены:

Особенности электронного строения, химических свойств и получения аренов.

19

3/6

Решение задач и упражнений по теме: «Арены»

Задачи на распознавание веществ.

Решение цепочек химических превращений веществ.

20

3/7

Диеновые углеводороды.

Особенности электронного строения и химических свойств диенов с сопряженными двойными связями Решение цепочек химических превращений веществ.

21

3/8

Окислительно - восстановительные реакции в органической химии

Определение степени окисления атома углерода в органических веществах. Использование метода электронного баланса для расстановки коэффициентов в уравнениях реакций с участием органических веществ.

22

3/9

Решение задач, выполнение упражнений.

Запись уравнений реакций с использованием

метода электронного баланса для расстановки коэффициентов в уравнениях реакций с участием органических веществ.

23

3/10

Мягкое и жесткое окисление алкенов, окисление аренов, алкинов.

Окислительно-восстановительные реакции в органической химии: мягкое и жесткое окисление алкенов, окисление аренов, алкинов. Решение задач, выполнение упражнений.

Тема. 4. Особенности электронного строения, химических свойств, получения кислородсодержащих органических веществ. (3 часа).

24

4/1

Спирты и фенолы.

Сравнение электронного строения, химических свойств и получения спиртов и фенолов

25

4/2

Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.

Сравнение электронного строения, химических свойств и получения альдегидов и кетонов, кислот

26

4/3

Решение задач, выполнение упражнений.

Задачи на распознавание веществ.

Решение цепочек химических превращений веществ.

Тема. 5. Особенности электронного строения, химических свойств, получения кислородсодержащих органических веществ. (5 часов).

27

5/1

Азотосодержашие: нитросоединения

Сравнение электронного строения, химических свойств и получение нитросоединений.

28

5/2

Азотосодержашие: амины

Сравнение электронного строения, химических свойств и получение аминов .

29

5/3

Решение задач, выполнение упражнений.

Задачи на распознавание веществ.

Решение цепочек химических превращений веществ.

30

5/4

Серосодержащими органическими

Сероорганические соединения: особенности их строения и свойств. Получение серосодержащих соединений.

31

5/5

Выполнение упражнений по теме «Азот- и серосодержащие органические вещества», на составление уравнений реакций,

соответствующих заданным

схемам, содержащим неизвестные вещества. Решение задач.

Задачи на распознавание веществ.

Решение цепочек химических превращений веществ.

Тема 6. Реакции гидролиза в органической химии. ( 3часа.)

32

6/1

Реакции гидролиза в органической химии.

Гидролиз бинарных соединений. Щелочной гидролиз галогеналканов

33

6/2

Реакции гидролиза в органической химии.

Гидролиз солей органических кислот. Гидролиз сложных эфиров, ди- и полисахаридов, пептидов

34

6/3

Представление творческих работ.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!