СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности «Краевед» Срок реализации – 1 год Возраст 14-15 лет

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная  программа «Краевед» разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  ( Стандарты второго поколения под редакцией В.А.Горского - М: Просвещение, 2011) и Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умений учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Ведь краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы «Краевед» лежит системно -- деятельный подход, который осуществляет через организацию системной проектно - исследовательской деятельности школьников. Проектно - исследовательская работа ценна тем, что помогает ребенку в освоении различных видов УУД. Помогает сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития обучающихся. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, игровые технологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии. «Новизна» программы заключается в том, что изучение краеведческогоматериала связано с проектно - исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС ООО (Второго поколения) и помогает ребенку в освоении разных видов Необходимость курса связана с сокращением количества учебных часов в курсе географии. Именно краеведение самая доступная и интересная наука, так как ученик быстрее запоминает то, что ближе к нему. Поэтому помимо географических знаний учащиеся получают знания о «родном доме».  

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности «Краевед» Срок реализации – 1 год Возраст 14-15 лет»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1»

Р.п. Крестцы

Новгородская область




Программа по внеурочной деятельности

«Краевед»

Срок реализации – 1 год

Возраст 14-15 лет









Автор:

Титова

Евгения Сергеевна

Высшая

квалификационная

категория













Крестцы

2018 г






Пояснительная записка

Внеурочная программа «Краевед» разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».

( Стандарты второго поколения под редакцией В.А.Горского - М: Просвещение, 2011) и Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умений учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Ведь краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы «Краевед» лежит системно -- деятельный подход, который осуществляет через организацию системной проектно - исследовательской деятельности школьников.

Проектно - исследовательская работа ценна тем, что помогает ребенку в освоении различных видов УУД. Помогает сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития обучающихся.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, игровые технологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии.

«Новизна» программы заключается в том, что изучение краеведческогоматериала связано с проектно - исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС ООО (Второго поколения) и помогает ребенку в освоении разных видов

Необходимость курса связана с сокращением количества учебных часов в курсе географии. Именно краеведение самая доступная и интересная наука, так как ученик быстрее запоминает то, что ближе к нему. Поэтому помимо географических знаний учащиеся получают знания о «родном доме».

Цель курса: создать условия для духовно - ценностной ориентации ребенка в окружающем мире через изучение и сохранение истории, природы и культуры родного края.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся знания о родном крае, как о территории со своеобразной природой, населением и хозяйством;

  • выявить особенности на территории Новгородской области отличительные от других регионов России и мира компоненты и явления земных оболочек;

- закрепить умения и навыки ориентирования на местности, работы с картами родного края и планами города (своего населенного пункта) и их частей, использования других источников краеведческой информации о родном крае;

  • обучить умениям применять краеведческие знания о родном крае для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- овладеть первоначальными представлениями, понятиями, географическими и краеведческими причинно-следственными связями на территории Новгородской области;

  • вести постоянную работу для формирования географической и краеведческой культуры;

  • способствовать воспитанию любви к своей малой родине, нравственности и патриотизма;

  • способствовать воспитанию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

  • обучение применению географических и краеведческих знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней, а также здоровья учащихся.

  • Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов

Число недельных учебных часов - 1 час (за год - 34 урока).Срок реализации программы – 1 год.

В результате обучения по программе «Краевед» у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД у ребенка будут

сформированы:

Личностные действия:

- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

- получит основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Новгородчины, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Новгородской области;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его

реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Новгородской области, города;

- описывать достопримечательности г.Великого Новгорода и родного

края;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием

ресурсов домашней и школьной библиотек;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Новгородской области и атласом;

- работать с атласом, глобусом и картой;

- находить на карте свой регион и его главный город;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналоги

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием

ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

- работать в семейных архивах.


Коммуникативные действия:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

- готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

















Тематический план


Раздел

Название темы

Всего часов

теория

практика

Введение

1

1


Наш край. История Новгородского края. Туристические возможности.

4

2

2

Географическое положение Новгородской области, своего района. Анализ карт.

1

1


Геология, рельеф и полезные ископаемые родного края

5

3

2

Климат. Метеорологические и фенологические наблюдения на территории своей местности

3

1

2

Внутренние воды. Стихийные явления, связанные с водами родного края

4

2

2

Почвы. Типы почв, размещение, использование. Почвы Новгородской области и Крестецкого района

2

1

1

Флора Новгородской области

2

1

1

Фауна Новгородской области

2

1

1

Особо охраняемые объекты Новгородской области и своего района

5

3

2

Население Новгородской области. Традиции, культура, быт.

1

1


Населенные пункты Новгородской области. Топонимика ( происхождение названий населённых пунктов). Города.

2

1

1

Народные промыслы области и своего района.

1



14

Защита проекта

1

1



Итого:

34
























































Содержание курса «Краеведение»

Тема 1 .   Введение.    Наука краеведение. Краеведы.

Тема 2 .   Наш край. Сведения о  прошлом Новгородского края. История освоения Новгородского края. Туристические возможности родного края.

 Сведения о прошлом родного края. Освоение Новгородского края. Расселение славян в Приильменье. Происхождение Новгорода, когда и где возник Новгород. Превращение Новгорода в центр ремесел и торговли. Новгородская республика.  Что такое « ганза». Торговый путь « из  варяг в греки». Туристические возможности  современного Новгородского края. Памятники истории и культуры Новгородского края.

Практическая работа. Нанести на контурную карту маршруты заселение Приильменья славянами. Нанести на контурную карту торговый путь «из варяг в греки». Разработать туристический маршрут по новгородскому краю.

Тема 3 .  Географическая карта Новгородской области, своего района, их анализ.

Географическая карта. Элементы географической карты. Условные знаки. Масштаб. Определение масштаба. Определение абсолютных высот по карте.  Географические координаты Новгорода, своего населенного пункта. Измерение расстояний по карте. Отличия условных географических карт и планов местности.

Практическая работа. Чтение карты. Определение географического положения объектов на карте и их описание. Определение географических координат по физической карте Новгородской области и атласу Новгородской области. Определение расстояний, направлений от р.п. Крестцы до города Великий Новгород, Окуловки, Валдая, Старой Руссы, Демянска. Нанесение на контурную карту географических объектов Новгородской области с указанием направлений и расстояний.


 Тема 4.  Рельеф и горные породы родного края.

 Особенности земной поверхности Новгородской области. Основные формы рельефа: плоская и холмистая равнины. Приильменская низменность и Валдайская возвышенность. Различие равнин по высоте и характеру поверхности: Прильменская низменность  от 18 до 50 м  над уровнем моря, Валдайская возвышенность – гора  Рыжоха  296 м над уровнем моря; гора  Ореховна  288 м над уровнем моря.  Характеристика рельефа по описаниям.  Движение земной коры: медленные колебания земной поверхности.  Влияние ледника на формирование рельефа Новгородской области и своего района. Описание форм рельефа своего населенного пункта и района. Горные породы и полезные ископаемые Новгородской области, своего района,  их использование в хозяйственной деятельности людей, охрана недр. Влияние рельефа на жизнь населения своего населенного пункта.

Практические работы. Описание равнин по плану  с использованием карт Новгородской области и Атласа Новгородской области;  обозначение равнин  на карте. Определение  типа горных пород ; работа с образцами горных пород и минералов. Охарактеризовать рельеф своего района: преобладающие формы рельефа, как они сформировались, абсолютные и относительные высоты, присутствие следов ледника.


Тема 5.  Климат Новгородской области. Времена года.

Погода. Типы погоды. Народные приметы погоды. Климат Новгородской области, причины, влияющие на формирование  климата. Преобладающие воздушные массы, постоянные ветры. Времена года. Охрана атмосферного  воздуха.

Практические работы. Организация наблюдений за погодой. Измерение температуры воздуха, вычисление средней температуры воздуха за сентябрь в р.п. Крестцы и г. Великом  Новгороде. Отметить места, где выпадает максимальное количество осадков в Новгородской области. Начертить  «розу ветров» для Новгородской области и своего населенного пункта за сентябрь. Описание погоды за день, за неделю. Сделать подборку народных примет о погоде для каждого сезона года. Экскурсия на метеостанцию р.п. Крестцы.


Тема 6.Внутренние воды.

Понятие «внутренние воды». Принадлежность рек Новгородской области к бассейну Балтийского моря Атлантического океана и бессточному бассейну Каспийского моря. Распределение речных систем по территории Новгородской области ( Волхов, Ловать, Шелонь, Пола, Мста ), их характеристика и хозяйственное использование. Значение пути « из варяг в греки» для развития Новгорода. Озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Минеральные источники и их использование. Реки, озера и болота Крестецкого района, охрана малых рек Новгородской области.

Практическая работа. Обозначение главных рек Новгородской области,  их  притоков на контурной карте. Подписать на реках, имеющиеся  памятники природы, обозначить направление  течения рек. Используя атласы Новгородской области и тексты справочников, составить  описание рек Новгородской области и своего района. Обозначить на контурной карте крупнейшие озера Новгородской области и своего района. Составить описание озер своего района. Составить паспорт реки Холовы и озер Ямное  и Витебское по плану.

Тема 7. Почвы родного края. Разнообразие растительного мира.

 Почвы Новгородской области. Факторы почвообразования, структура, плодородие  почв. Типы почв Новгородской области. Охрана почв.  Меры, направленные на повышение плодородия почв родного края. Растительный мир Новгородской области. Деревья:  хвойные и лиственные;  кустарники,  ягодные кустарники;  травянистые растения:  лекарственные, ядовитые, съедобные.

Практические работы. Описание почв, работа с образцами почв, сравнение профиля подзолистой почвы и дерново – подзолистой. Описание растений по гербариям, с помощью карт атласа Новгородской области, с помощью справочников, Интернет- ресурсов. Составить паспорта лекарственных растений, ядовитых растений, съедобных растений( по выбору).


Тема 8. Флора Новгородской области.

Особенности растительного мира Новгородской области. Разнообразие растительности.

Тема 9. Животный мир Новгородской области.

Особенности животного мира Новгородской области.  Обитатели лесов, водоемов,  болот, наших садов и парков. Животные своего района: промысловые звери, перелетные и оседлые птицы,  рыбы наших водоемов. Значение  животных. Природные зоны Новгородской области.  Красная Книга Новгородской области.

Практическая работа. Составить  описание природных зон по картам атласа Новгородской области. Изготовить кормушки  и подготовить корм для птиц,  для их кормления. Подготовить презентации о перелетных птицах,  птицах садов и парков, промысловых зверях, рыбах по выбору.

Тема 10. Особо охраняемые природные территории Новгородской области.

Понятие  особо охраняемые объекты природы  - национальный парк, заповедник, заказник, памятник природы. Особо охраняемые природные территории федерального значения на территории Новгородской области и Крестецкого района. Проектируемые особо охраняемые природные территории  Новгородской области. Характеристика Валдайского национального парка, государственного заповедника « Рдейский », природного комплексного заказника  Усть  –  Волмский,  природного комплексного заказника регионального значения « Восточно – Ильменский»  ( часть) и охраняемые в нем объекты, памятники природы регионального значения  и их размещение по территории Новгородской области и Крестецкого района. района.

Практическая работа.  Составить описание Валдайского национального парка.  Заповедника   « Рдейский».  Составить описание  Восточно  –  Ильменского заказника,  Усть - Волмского заказника. Составить описание памятников природы своего района :  озерно – лесной комплекс в истоках реки Холовы и Святой ключик у д. Ямская Слобода

Взаимодействие человека и природы родного края.

Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Антропогенные ландшафты ( карьеры, участок газопровода, сельскохозяйственные угодья, дороги, города).

Практическая работа. Выявление условий жизни и виды хозяйственной деятельности людей в своем поселке Крестцы и сельском населенном пункте.

Тема  11. Население и его хозяйственная деятельность. Традиции, культура, быт населения Новгородской области.

Численность и размещение населения Новгородской области. Национальный состав населения.  Население своего района:  численность, причины ее изменения, национальный состав  населения. Коренное и пришлое население. Традиции, культура, быт.

Тема 12. Населенные пункты Новгородской области.

Топонимика ( происхождение названий населённых пунктов). Города.

Обозначить на контурной карте Новгородской области города и поселки Новгородской области. Составить  описание  новгородских деревень:  прошлое и настоящее наших сел: Старое Рахино,  Локотско, Зайцево, Литвиново, Мокрый Остров, Ручьи.

Тема 13.Народные промыслы области и своего района.

Народные промыслы. Льноводство. Ткачество. Строчка. Особый вид вышивки «Крестецкая строчка».  Населенные пункты и их типы.

Практическая работа. Отметить на карте Новгородской области народные промыслы. Составить краткое описание промыслов « строчки»,ткачество. Подготовить презентации о народах разных национальностей, проживающих на территории своего района. Составить описание обычаев и обрядов коренного населения области и своего района  дошедших до наших дней.


Обобщение знаний. Экскурсия в районный краеведческий музей.













урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные термины и понятия

Домашнее задание


Введение.

1ч.



1

Краеведы Понятие географическое краеведение. Особенности работы географов - краеведов


Краеведение

Индивидуальные задания


Раздел I. Наш край. Природа

28ч.



2

Сведения о прошлом Новгородского края



презентация

3

Памятники истории и культуры Новгородской области и Крестецкого района


Памятник истории, культура

Подготовить сообщение

4

Туристические возможности Новгородского края


Туристический маршрут

Индивидуальные

задания

5

Туристические маршруты и экскурсионные объекты родного края


Туристический маршрут

Задание для групповой

работы

6

Географическое положение Новгородской области, Крестецкого района


Географический обзор

Задание для групповой

работы

7

Рельеф Новгородской области


Возвышенности, низменности.

Задание на к\карте

8

Рельеф Крестецкого района



Задание на к\карте

9

Экскурсия на самую высокую точку р.п. Крестец


Валдайская гора

Сделать зарисовки

10

Изменение рельефа Новгородской области под воздействием внешних и внутренних процессов


Камы, озы, зандровые равнины, морена

Подготовить коллекцию горных

пород ( по выбору)

11

Горные породы и полезные ископаемые


Магматические , осадочные

Закончить

12

Климат Новгородской области и Крестецкого района


Климат, погода

Работа с климатограммами.

13

Метеорологические и фенологические наблюдения на территории своей местности


Метеорология, фенологические наблюдения

Ведение календаря погоды

14

Метеорологические приборы и их устройство. Метеорологическая служба посёлка.


Термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер.

Начертить график температур, составить «розу ветров», средних температур

15

Главные реки Новгородской области. Реки Волхов, Мета, Ловать, Шелонь


Питание, режим рек;

Подготовить презентации о реках

16

Реки своего района. Река Холова - самый большой левый приток р. Меты.


Приток, главная река

Подготовить сообщение о р. Холове и р. Волме

17

Озера Новгородской области. Озеро Ильмень. Валдайское озеро


Происхождение котловин

Подготовить сообщение об озерах по выбору

18

Озера Крестецкого района. Озеро Ямно. Витебское озеро.


Происхождение озер.

Подготовить сообщение об озерах Крестецкого района

19

Почвы. Типы почв, размещение в Новгородской области и Крестецком районе.


Почва.

Сообщения о типах почвКрестецкого района

20

Сбор образцов различных типов почв своей местности


почвенные горизонты

Оформление образцов типов почв

21

Флора Новгородской области


Лекарственные, съедобные, ядовитые

Сообщение о растениях

22

Флора Крестецкого района


Лекарственные, съедобные, ядовитые

Подготовить гербарии растениях нашего района по выбору

23

Фауна Новгородской области


Промысловые, пушные, охраняемые, редкие

Задания для групповой работы

24

Фауна Крестецкого района


промысловые, пушные, охраняемые, редкие

Подготовить экскурсию по залу природы в краеведческом музее

25

Охрана природы в нашей области


Охраняемые объекты

Задания для групповой работы

26

Валдайский национальный парк.


Национальный парк

Сделать зарисовки

27

Заказники. Памятники природы Новгородчины.


Заказник, памятник природы

Подготовить презентации или сообщения по выбору

28

Заказники Крестецкого района. Усть -Волмский. Восточно - Ильменский.


заказник

Подготовить экскурсию по Усть- Волмскому заказнику.

29

Памятники природы Крестецкого района.


Памятник природы

Подготовить презентации или сообщения по выбору


Раздел II .Население нашего края.

4ч.



30

Население Новгородской области. Традиции, культура, быт


Численность, народы, традиции, быт,культура

Подготовить сообщение

31

Населенные пункты Новгородской области.


Город, село, деревня

Подготовить сообщение

32

Топонимика ( названия населённых пунктов)


топонимика

Подготовить сообщение

33

Народные промыслы


земляки

Задание для групповой работы

34

Защита проекта


проект

Защита проекта по 1 из тем ( по выбору)






















Список литературы для учителя


  1. На Древней Земле: Сборник /Сост. А.А. Островский.- Л., Лениздат, 1989.

  2. Охранная грамота. Справочно-информационный бюллетень Новгородского клуба

  3. "Экология". №№ 1-6, - В.Новгород, 1999-2000.

  4. Природное районирование Новгородской области /под ред. Разумихина Н.В. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1978.

  5. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.

  6. Серова В.Н. Наша Новгородская земля Великий Новгород, 2001.

  7. Серова В.Н. Цвети, наш край! Ленинздат 2001.

  8. Тукачев С.Н., Воликов А.Г. Лекарственные растения Северо – Запада России. – М.ТМГ, 1992.

  9. Федорова В.Г. Насекомые Новгородской области. Новгород: Изд. НовГУ, 1998.

  10. Юрова Э.А., Конечная Г.Ю., Крупкина Л.И. Кадастр флоры Новгородской области. Новгород: Изд. НовГУ, 1998.



Список литературы для учащихся



  1. Авдеев А.Н. В лесах Новгородчины. Краткий очерк развития лесных отношений и науки о лесе на Новгородской земле.1998.

  2. Андреев В. Ф. Северный страж Руси. Лениздат, 1989.

  3. Атлас Новгородской области. - М.: ГУГК, 1982.

  4. Барышева А.А. Местные климаты и ландшафты Новгородской области. – Великий Новгород: НРЦРО, 1999.

  5. Барышева А. А., Жекулин В. С., Серова В. Н. География Новгородской области

  6. Браун В. Настольная книга для любителей природы. – Л., Гидрометеоиздат, 1985.

  7. Варенцов В.А. Наша Новгородская земля. - Л., Лениздат, 1984.

  8. Гембель А.В. Природа Новгородской области. Л., 1963.

  9. География и геология Новгородской области: Учеб. пособие /НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2002.

  10. Ермолаева Л.А. Охотничей домик Н.А.Некрасова в Чудове. – Л., Лениздат, 1987.

  11. Жекулин В.С., Нехайчик В.П. Озеро Ильмень. - Л., Лениздат, 1979.

  12. Ильина Л., Грахов А. Волхов. - Л., Гидрометиздат, 1980.

  13. Истомина Э. К., Яковлев З. М. Голубое диво. - Л., Лениздат, 1980.

  14. Ковалев П.М. Рыбы Новгородской области и прилегающих районов. - Л., Лениздат,1970.

  15. Конецкий В. Я., Носов Е. Н. Загадки Новгородской области. Лениздат, 1985.

  16. Леса земли Новгородской. / Администрация Новгородской области. Новгородское управление лесами; Новгород: Издв-во «Кирилица», 1998.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!