СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Культура безопасности жизнедеятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Культура безопасности жизнедеятельности"»



Содержание

  • Пояснительная записка

  • Общая характеристика курса

  • Личностные и метапредметные результаты освоения курса

  • Содержание программы курса

  • Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся

  • Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Мониторинг результатов.



Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение

Рабочая программа составлена на основе программы для начальных классов, примерного содержания программы по КБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Назначение программы

Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие.

За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4 – 5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств.

Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.

Современное состояние общества предъявляет новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, общественной и личной жизни.

Цели и задачи различных ступеней школы конкретизируются в соответствии с общей направленностью курса «Культура безопасности жизнедеятельности», возможностями образовательного учреждения, с учетом знаний, полученных учащимися при изучении других предметов, психологическими и физиологическими особенностями возраста обучающихся.

Основной тематической линией содержания курса «Культура безопасности жизнедеятельности» в начальной школе является:

  • опасности окружающего мира и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

Основная цель программы - создание условий для сохранения, укрепления, восстановления здоровья школьников и формирования здоровьесберегающей системы, основанной на устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни.

Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели курса «Культура безопасности жизнедеятельности».

  1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

  2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски.

  3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.

  4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у обучающихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества в ноосферу, а также ценностные социально-значимые ориентации личности.

  5. Развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности.

  6. Формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации.

  7. Формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

  8. Формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережного отношения к окружающей среде, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.



Общая характеристика курса

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.


Распределение учебного времени по разделам программы курса

«Культура безопасности жизнедеятельности»

Наименование разделов

Количество часов по классам

Общее количество часов

1

2

3

4








67,5


1

1-4 класс (классные часы)

Опасности окружающего мира и защита человека в чрезвычайных ситуациях

12,5

13

11

11

2

Практические занятия

4

4

6

6


Итого:

16,5

17

17

17


Возрастная группа учащихся, на которую ориентированы занятия – учащиеся 1 – 4 классов, дети 6-11 лет.

Объем часов, отпущенных на занятия

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа — 16,5 часов (1 класс) и 17 часов (2-4 класс), продолжительность одного занятия – 35 минут.


Направления деятельности

Реализуемые программы

Спортивно-оздоровительное

«Азбука здоровья»


Культура безопасности жизнедеятельности

Разговор о правильном питании

Пути-дороги в мир здоровья»

Психологические игры (ДДТ)


Музыкальная пластика


Описание ценностных ориентиров содержания курса КБЖ:

  • освоение базовых знаний в области национальной безопасности России;

  • освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в повседневной жизни;

  • знание основных мероприятий ГО по защите населения, проводимые в мирное время;

  • изучение правил поведения во время чрезвычайных ситуаций и правил поведения в повседневной жизни;

  • изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;

  • изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;

  • знание основных правил дорожного движения.

Принципы программы

Основная идея программы состоит в преодолении тенденции снижения уровня здоровья учащихся всеми возможными средствами педагогики, медицины, физической культуры и спорта. Программа ориентирована на формирование личности, которой свойственны:

  • стремление к здоровому образу жизни;

  • физическое совершенствование;

  • бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • нетерпимое отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и другим вредным привычкам;

  • ориентация на духовно-нравственные и общечеловеческие истины добра, любви и красоты.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.


Формы и методы работы

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.

Формы контроля УУД:

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальный опрос;

  • практикум;

  • тестирование.


Личностные и метапредметные результаты освоения курса

Универсальными учебными действиямиучащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами обучения КБЖ являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• приобретение опыта самостоятельного социального действия;

• формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Метапредметными результатами обучения КБЖ являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.


Предметными результатами обучения КБЖ являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.


Предполагаемая результативность курса

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу четвертого года обучения: получить навыки определения пульса; знать об отрицательных и положительных эмоциях и их роли в нашей жизни; уметь регулировать свои эмоции; уметь позитивно относиться к себе и сопереживать другим; уметь регулировать труд и отдых; знать причины плоскостопия и способы профилактики; знать гигиенические правила сохранения зрения; знать, как происходит дыхание; уметь дышать через нос; уметь выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством учителя; знать роль закаливания и правила его выполнения; иметь собственную позицию в выборе питания и навыки осознанного соблюдения правил здорового питания; знать строение зубов и их классификацию; уметь осознанно выполнять правила гигиены полости рта; знать роль воды в организме и правила гигиены ее потребления; уметь осознанно охранять природу; иметь представление об экологической катастрофе и ее влиянии на здоровье человека; уметь осознанно противостоять вредным привычкам и формировать у себя полезные привычки.

Ожидаемые результаты программы: участники программы должны приобрести устойчивые навыки здорового образа жизни, выработать в себе негативное отношение к пагубным привычкам, разовьют в себе ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; значительно снизится уровень заболеваемости учащихся простудными заболеваниями, улучшится качество образовательного процесса; повысится мотивация родителей в формировании устойчивого интереса и потребности в приобретении навыков здорового образа жизни.



Содержание программы курса

«Культура безопасности жизнедеятельности»


1 класс

Наименование раздела и темы занятий

Кол-во часов

Опасности окружающего мира и защита человека в чрезвычайных ситуациях

12

1

Слагаемые безопасности

2

2

Здоровье как фактор безопасности

3

3

Пожарная безопасность

4

4

Дорожная грамота пешехода

3,5

Практические занятия

4

Итого

16,5


Тема 1. Слагаемые безопасности

Понятие о безопасных ситуациях окружающего мира. Опасности природного, техногенного и социального происхождения. Правила безопасного поведения, культуры поведения.

Тема 2. Здоровье как фактор безопасности

Многообразие природы. Окружающая среда и человек. Негативные и позитивные природные и социальные факторы. Природа как источник психологического благополучия; роль природы в формировании эстетической культуры человека.

Защита человека от негативного воздействия природных и социальных факторов.

Гигиена жилища, методы поддержания оптимальной температуры, влажности, состава воздуха. Безопасность приборов, регулирующих климат в помещении.

Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня школьника. Организация труда и отдыха, влияние музыки, поэзии, искусства на жизнедеятельность человека. Профилактика перегрузок. Физиологическая норма сна. Физические упражнения. Природные факторы закаливания. Методы и средства закаливания.

Поведение в школе. Поведение в семье. Поведение на улице. Поведение в общественных местах.

Тема 3. Пожарная безопасность

Значение огня в жизни человека. Пожар. Условия горения. Причины пожара. Дым как один из опасных факторов пожара. Действия людей в случае возникновения пожара. Правила пожарной безопасности в новогодние праздники. Цена ложных вызовов о пожаре. Основные правила пожарной безопасности. Назначение противопожарной службы.

Тема 4. Дорожная грамота пешехода

Правила поведения на дороге и улице. Безопасное передвижение пешеходов. Знакомство с дорожными знаками. Перекрестки. Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Виды транспорта и правила поведения в транспорте.


Практические занятия

Занятие 1. Организация труда и отдыха. Составление обучающимися собственного режима дня. Разучивание оздоровительного комплекса (упражнения для укрепления осанки, гимнастика для глаз, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний и др.), позволяющего рационально сочетать труд и отдых.

Занятие 2. Практические действия при угрозе возникновения пожара в доме.

Занятие 3. Дорожные знаки, их назначение. Разбор ситуаций на регу-лируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор безопасных маршрутов в школу и домой.

Занятие 4. Отработка правил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны образовательного учреждения.


2 класс

Наименование раздела и темы занятий

Кол-во часов

Опасности окружающего мира и защита человека в чрезвычайных ситуациях

13

1

Слагаемые безопасности

2

2

Здоровье как фактор безопасности

2

3

Пожарная безопасность

3

4

Основные правила поведения на улицах и дорогах

2

5

Меры безопасного поведения на водоемах

2

6

Особенности жизнеобеспечения современного жилища

2

Практические занятия

4

Итого

17


Тема 1. Слагаемые безопасности

Модель поведения в опасных социальных и природных ситуациях. Номера телефонов служб экстренной помощи и телефон единой службы спасения – «01».

Тема 2. Здоровье как фактор безопасности

Роль физического здоровья и личной гигиены в профилактике заболеваний.

Понятие о микроорганизмах, вызывающих заболевания. Эпидемические и инфекционные заболевания. Первые признаки заболеваний. Правила поведения и основные средства защиты. Паразитарные заболевания.

Экологические проблемы конкретной территории проживания.

Вредные и опасные факторы природной среды: болезнетворные растения и животные. Меры предосторожности при сборе грибов и ягод.

Опасные факторы природных явлений: бури, грозы, снежные заносы, наводнения, половодья. Способы защиты от опасных факторов.

Тема 3. Пожарная безопасность

История возникновения пожарного дела в России. Пожарная безопасность в жилом доме. Безопасность при пользовании газовыми, электрическими приборами и легковоспламеняющимися жидкостями.

Опасные факторы, возникающие при пожаре. Способы защиты органов дыхания. Действия при возникновении пожара в школе. Первичные средства пожаротушения.

Тема 4. Основные правила поведения на улицах и дорогах

Основные опасности на улице. Правила пешехода. Дорожные знаки. Регулировщик. Дорожная разметка. Безопасное поведение в транспорте.

Тема 5. Меры безопасного поведения на водоемах

Возможные опасности на водоемах. Правила поведения на зимнем водоеме. Условия безопасного перехода по льду. Помощь себе и другим в случае опасности на водоеме зимой.

Опасности на водоеме летом. Средства спасения и последовательность действий в опасных ситуациях на воде.

Тема 6. Особенности жизнеобеспечения современного жилища

Основные опасности в современном жилище. Правила пользования электроприборами, газовой плитой, средствами бытовой химии.

Эстетика и экология жилища. Влияние воздушной среды закрытых помещений на распространение инфекционных заболеваний и снижение уровня работоспособности человека. Гигиенические требования к жилым помещениям: освещение, проветривание, влажная уборка и др. Меры по защите окружающей среды.

Практические занятия

Занятие 1. Действия при угрозе и возникновении пожара в школе.

Занятие 2. Ситуационно-ролевые игры по правилам дорожного движения.

Занятие 3. Экскурсии по городу (населенному пункту) с целью отработки правил поведения на дороге и в транспорте.

Занятие 4. Отработка правил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны образовательного учреждения.


3 класс

Наименование раздела и темы занятий

Кол-во часов

Опасности окружающего мира и защита человека в чрезвычайных ситуациях

11

1

Здоровье как фактор безопасности

3

2

Пожарная безопасность

3

3

Правила поведения на улицах и дорогах

2

4

Предупреждение бытового травматизма

3

Практические занятия

6

Итого

17


Тема 1. Здоровье как фактор безопасности

Культура питания. Здоровое питание – фактор здорового образа жизни. Питание – необходимое условие для жизни человека. Принципы здорового питания. Гигиена питания. Разнообразие пищевых продуктов и их значение для здоровья. Полезная и вредная пища. Витамины и минеральные вещества. Понятие об энергетической ценности продуктов, суточном меню.

Физическая активность. Энергетические затраты организма и питание. Взаимосвязь питания, эмоционального и физического состояния. Культура питания. Питание и национальные традиции. Правила поведения за столом. Основы правильного приготовления пищи.

Безопасность при пользовании газовыми, электрическими и другими нагревательными приборами и приспособлениями при приготовлении пищи.

Тема 2. Пожарная безопасность

Пожар и его последствия. Алгоритм действий учащихся при возникновении пожара в закрытом помещении.

Травмы, наиболее часто встречающиеся при пожаре. Знакомство с порядком оказания первой помощи при ожогах.

Дружины юных пожарных. Права и обязанности членов ДЮП.

Тема 3. Правила поведения на улицах и дорогах

Улица для водителей и пешеходов. Пешеходные переходы, светофоры, подземные переходы. Дорожные знаки, их классификация. Дорожная разметка. Правила перехода улиц и перекрестков, регулируемых светофором и нерегулируемых. Правила безопасного передвижения на велосипеде, самокате и скейтборде.

Тема 4. Предупреждение бытового травматизма

Причины возникновения травм. Виды травм. Травмы глаз и опорно-двигательной системы. Правила безопасного поведения дома, в школе и общественных местах. Способы оказания первой помощи при травмах.


Практические занятия

Занятие 1. Закрепление на практике теоретических вопросов по оказанию первой помощи при травмах.

Занятие 2. Экскурсии по городу (населенному пункту) с целью отработки правил поведения на дороге и в транспорте.

Занятие 3. Моделирование опасных ситуацийи отработка действий по их предотвращению.

Занятие 4. Отработкаправил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны образовательного учреждения.


4 класс

Наименование раздела и темы занятий

Кол-во часов

Опасности окружающего мира и защита человека в чрезвычайных ситуациях

11

1

Здоровье как фактор безопасности

3

2

Пожарная безопасность

3

3

Правила поведения на улицах и дорогах

3

4

Действия при угрозе и возникновении террористических актов

2

Практические занятия

6

Итого

17


Тема 1. Здоровье как фактор безопасности

Здоровый образ жизни. Физические и психологические аспекты здоровья. Роль окружающей среды в поддерживании здоровья человека. Экология среды.

Физический аспект здоровья. Движение, закаливание, гигиена и режим дня. Уход за телом. Гигиена полости рта. Гигиенические требования к одежде и обуви. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями. Физические нагрузки и водные процедуры. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья. Способы укрепления правильной осанки. Вредные и полезные привычки.

Психологический аспект здоровья. Эмоциональное благополучие. Понятия о стрессе. Стрессовые ситуации и здоровье человека. Предотвращение стрессовых ситуаций.

Духовно – нравственный аспект здоровья. Традиционные духовно – нравственные ценности. Красота в природе; живопись, музыка и их роль в сохранении психофизического здоровья. Внешняя и внутренняя красота человека. Понятие о добре и зле. Народные традиции. Родственные связи, семья и ее роль в сохранении здоровья. Правила семейного общения. Семейные праздники. Роль спорта в укреплении семейных отношений.

Социальный аспект здоровья. Культура поведения. Правила поведения в общественных местах, в школе, при проведении культурно - массовых мероприятий. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Тема 2. Пожарная безопасность

Опасные факторы пожара. Правила пользования газовой плитой, электробытовыми приборами и печным отоплением. Меры пожарной безопасности при проведении новогодних праздников. Причины возникновения пожара в лесу.

Оказание первой помощи при ожогах.

Тема 3. Правила поведения на улицах и дорогах

Виды транспорта. Скорость движения транспорта. Тормозной путь транспортных средств. Причины и возможные последствия дорожно–транспортного травматизма. Правила безопасного поведения на транспорте, в общественных местах, при большом скоплении людей.

Тема 4. Действия при угрозе и возникновении террористических актов

Понятие о терроризме. Действия при угрозе или возникновении террористического акта. Правила безопасного поведения при захвате в заложники.

Практические занятия

Занятие 1. Приемы и правила самозащиты и призыва взрослых на помощь в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Занятие 2. Отработка навыков по оказанию простейшей медицинской помощи при повреждениях и травмах.

Занятие 3. Моделирование ситуаций, направленных на отработку правил поведения в местах большого скопления людей, в условиях чрезвычайных ситуаций.

Занятие 4. Отработкаправил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны образовательного учреждения.




Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности


1 класс.

Количество часов в неделю – 0,5

Обучающе-развивающих – 16,5.

№ урока

Тема урока

Дата

Тип урока

Вид контроля

Основные виды внеурочной деятельности

Слагаемые безопасности. Понятие о безопасных ситуациях окружающего мира.

сентябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Знать о слагаемых безопасности разного происхождения.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Слагаемые безопасности. Опасности природного происхождения. Опасности техногенного и социального происхождения. Правила безопасности поведения.

сентябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Практические занятия. Выделение из окружающего мира опасностей природного и техногенного происхождения.

сентябрь

Практическая работа. Экскурсия

Ролевая игра.

Здоровье как фактор безопасности. Окружающая среда и человек. Гигиена жилища.

октябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Знать об основах здоровья и здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Здоровье как фактор безопасности. Понятие о здоровом образе жизни.

ноябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Здоровье как фактор безопасности. Поведение в школе, семье, общественных местах.

ноябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Практические занятия. Организация труда и отдыха. Составление режима дня.

декабрь

Практическая работа

Ролевая игра.

Практические занятия. Организация труда и отдыха. Разучивание комплексов упражнений.

декабрь

Практическая работа

Ролевая игра.

Пожарная безопасность. Значение огня в жизни человека. Причины пожара и условия горения.

январь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Знать о причинах возникновения пожаров; мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме.

Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище.

Пожарная безопасность. Действия людей в случае возникновения пожара. Правила пожарной безопасности.

февраль

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Пожарная безопасность дома. Пожарная безопасность в школе. Назначение противопожарной службы.

февраль

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Практические занятия. Практические действия при угрозе пожара дома.

март

Практическая работа

Ролевая игра.

Практические занятия. Практические действия при угрозе пожара в школе.

март

Практическая работа

Ролевая игра.

Дорожная грамота пешехода. Правила поведения на дороге и улице. Безопасное передвижение пешеходов. Знакомство с дорожными знаками.

апрель

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Знать опричинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах

Дорожная грамота пешехода. Перекрёстки. Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы.

апрель

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Дорожная грамота пешехода. Виды транспорта и правила поведения в транспорте.

май

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

17

Практические занятия. Ситуации на перекрёстках. Безопасные маршруты в школу и домой.

май

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

2 класс.

Количество часов в неделю – 0,5

Обучающе-развивающих – 17.

Тема урока

Дата

Тип урока

Вид контроля

Основные виды внеурочной деятельности

Слагаемые безопасности. Модель поведения в опасных социальных и природных ситуациях.

сентябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Знать о слагаемых безопасности разного происхождения.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Слагаемые безопасности. Номера телефонов служб экстренной помощи.

сентябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Практические занятия. Выделение из окружающего мира опасностей природного, техногенного и социального происхождения.

сентябрь

Практическая работа

Ролевая игра.

Здоровье как фактор безопасности. Роль здоровья в профилактике заболеваний.

октябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Знать об основах здоровья и здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Здоровье как фактор безопасности. Экологические проблемы нашей местности. Опасные факторы природных явлений.

ноябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Пожарная безопасность в жилом доме. Пожарная безопасность при пользовании газовыми и электрическими приборами.

ноябрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Знать о причинах возникновения пожаров; мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме.

Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище.

Пожарная безопасность. Опасные факторы при пожаре. Способы защиты органов дыхания.

декабрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Пожарная безопасность. Первичные средства пожаротушения. Действия при возникновении пожара в школе.

декабрь

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Практические занятия. Практические действия при угрозе пожара в школе и дома.

январь

Практическая работа

Ролевая игра.

Основные правила поведения на улицах и дорогах. Основные опасности на улице. Правила пешехода.

февраль

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Знать опричинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.

Практические занятия. Ситуационно-ролевые игры по правилам дорожного движения. Основные правила поведения на улицах и дорогах. Безопасное поведение в транспорте.

февраль

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Практические занятия. Экскурсия по населённому пункту с целью отработки правил поведения на дороге и в транспорте.

март

Практическая работа

Экскурсия

Ролевая игра.

Меры безопасности поведения на водоёмах. Правила поведения на летнем и зимнем водоёме.

март

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Знать оправилах безопасного поведения на летнем и зимнем водоеме.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на водоемах.

Меры безопасности поведения на водоёмах. Средства спасения и последовательность действий.

апрель

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Практические занятия. Правила поведения на воде в зимний и летний период.

апрель

Практическая работа

Ролевая игра.

Особенности жизнеобеспечения современного жилища.

май

Получение новых знаний и частичного закрепления.

Фронтальный опрос, беседа.

Практические занятия. Отработка правил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны школы.

май

Практическая работа

Ролевая игра.



3 класс.

Количество часов в неделю – 0,5

Обучающе-развивающих – 17.

№ урока

Тема урока

Дата

Тип урока

Вид контроля

Основные виды внеурочной деятельности

Здоровье как фактор безопасности. Культура питания. Здоровое питание – фактор здорового образа жизни.

сентябрь

комбинированный

Фронтальный опрос

Иметь представление о здоровье как факторе безопасности, гигиене питания, о взаимосвязи питания, эмоционального и физического состояния.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Здоровье как фактор безопасности. Гигиена питания. Полезная и вредная пища Взаимосвязь питания, эмоционального и физического состояния

сентябрь

комбинированный

Тест

Здоровье как фактор безопасности. Правила поведения за столом. Безопасность при приготовлении пищи.

сентябрь

комбинированный

Фронтальный опрос

Практическое занятие. Отработкаправил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны школы.

октябрь

Практическая работа

Ролевая игра

Пожарная безопасность. Пожар и его последствия. Алгоритм действий учащихся при возникновении пожара в закрытом помещении.

ноябрь

комбинированный

Фронтальный опрос

Знать о причинах возникновения пожаров; порядке оказания первой помощи при пожаре; правилах безопасного поведения при пожаре в доме.

Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище.

Пожарная безопасность. Травмы, наиболее часто встречающиеся при пожаре

ноябрь

комбинированный

Тест

Пожарная безопасность. Знакомство с порядком оказания первой помощи при ожогах.

декабрь

комбинированный

Фронтальный опрос

Практическое занятие. Отработкаправил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны школы.

декабрь

Практическая работа

Ролевая игра

Правила поведения на улицах и дорогах. Улица для водителей и пешеходов

январь

комбинированный

Фронтальный опрос

Знать опричинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода, велосипедиста, скейтбордиста.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах, в общественном транспорте.

Правила поведения на улицах и дорогах. Пешеходные переходы, светофоры, подземные переходы Дорожные знаки, их классификация. Дорожная разметка

февраль

комбинированный

Тест

Правила поведения на улицах и дорогах. Правила перехода улиц и перекрестков, регулируемых светофором и нерегулируемых

февраль

комбинированный

Фронтальный опрос

Практическое занятие. Правила безопасного передвижения на велосипеде, самокате и скейтборде.

март

Практическая работа

Ролевая игра, беседа

Практическое занятие. Экскурсии по населенному пункту с целью отработки правил поведения на дороге и в транспорте.

март

Практическая работа, экскурсия

Ролевая игра, беседа

Предупреждение бытового травматизма. Причины возникновения травм. Виды травм

апрель

комбинированный

Фронтальный опрос

Иметь представление о бытовом травматизме и его профилактике, способах оказания первой помощи при травмах.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Предупреждение бытового травматизма. Травмы глаз и опорно-двигательной системы.

апрель

комбинированный

Тест

Предупреждение бытового травматизма. Правила безопасного поведения дома, в школе и общественных местах.

май

комбинированный

Фронтальный опрос

Предупреждение бытового травматизма. Правила безопасного поведения дома, в школе и общественных местах. Способы оказания первой помощи при травмах.

май

комбинированный

Проект

4 класс.

Количество часов в неделю – 0,5

Обучающе-развивающих – 17.

Тема урока

Дата

Тип урока

Вид контроля.

Основные виды внеурочной деятельности

Здоровье как фактор безопасности. Здоровый образ жизни

сентябрь

Комбинированный.

Фронтальный опрос.

Иметь представление о здоровье как факторе безопасности, , о вредных и полезных привычках.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Здоровье как фактор безопасности. Физический и психологический аспект здоровья

сентябрь

Комбинированный.

Беседа.

Здоровье как фактор безопасности. Духовно – нравственный и социальный аспект здоровья

сентябрь

Комбинированный.

Сочинение «Моя семья – моя защита»

Практическое занятие. Вредные и полезные привычки. Уход за телом. Гигиена полости рта

октябрь

Комбинированный.

Устный журнал.

Пожарная безопасность. Опасные факторы пожара. Правила пользования газовой плитой, электробытовыми приборами и печным отоплением

ноябрь

Комбинированный.

Мини- проект Изготовление плаката. Написание памятки.

Знать о причинах возникновения пожаров; порядке оказания первой помощи при пожаре и травмах; правилах безопасного поведения при пожаре в доме.

Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище, оказания простейшей помощи.

Пожарная безопасность. Меры пожарной безопасности при проведении праздников.

ноябрь

Комбинированный.

Создание памятки.

Пожарная безопасность. Причины возникновения пожара в лесу.

декабрь

Комбинированный.

Изготовление плаката.

Практическое занятие. Оказание первой помощи при ожогах.

декабрь

Комбинированный.

Ролевая игра.

Практическое занятие. Отработка навыков по оказанию простейшей медицинской помощи при повреждениях и травмах

январь

Комбинированный.

Ролевая игра.

Правила поведения на улицах и дорогах. Виды транспорта

февраль

Комбинированный.

Проект.

Знать опричинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения на дороге.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах, в общественном транспорте.

Правила поведения на улицах и дорогах. Скорость движения транспорта. Тормозной путь транспортных средств.

февраль

Комбинированный.

Беседа.

Правила поведения на улицах и дорогах. Причины и возможные последствия дорожно–транспортного травматизма.

март

Комбинированный.

Фронтальный опрос.

Правила поведения на улицах и дорогах. Правила безопасного поведения на транспорте, в общественных местах, при большом скоплении людей.

март

Комбинированный.

Тест.

Практическое занятие. Моделирование ситуаций, направленных на отработку правил поведения в местах большого скопления людей, в условиях чрезвычайных ситуаций

апрель

Комбинированный.

Ролевая игра.

Терроризм, действия при его угрозе и возникновении. Понятие о терроризме

апрель

Комбинированный.

Фронтальный опрос.

Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для безопасного поведения при угрозе террористического акта.

Терроризм, действия при его угрозе и возникновении. Правила безопасного поведения при захвате в заложники.

май

Комбинированный.

Изготовление плаката. Создание памятки

Практическое занятие. Отработкаправил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны школы.

май

Комбинированный.

Ролевая игра.






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Методическая литература: 

Бабина Р.П. Азбука пешехода. 1 класс: учебное пособие./ - 3-е изд. – М.:Мнемозина, 2007. 

Рабочая тетрадь по правилам пожарной безопасности для учащихся 2-3 классов /Е.В. Лежнина, Я.Б. Коплан. – Екатеринбург, 2007.

Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 1 класса /В.Н. Володарская, Е.А. Мальцева – Екатеринбург, Калан, 1996.

Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для 2 класса /В.Н. Володарская, Е.А. Мальцева – Екатеринбург, Калан, 1997.

Усачев А. Правила дорожного движения для младшего школьного возраста. – М., Лабиринт Пресс, 2007.

Усачев А., Березин А. Школа безопасности. Учебное пособие для учащихся 1-3 классов начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – М., АСТ, 1997.

Азбука гигиены/ НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростов ГУ Научный центр здоровья детей РАМН. – М, 2010.


  • Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс Поурочные планы / Авт. сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс Поурочные планы / Авт. сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс Поурочные планы / Авт. сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс Поурочные планы/ Авт. сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 104с.

Интернет – ресурсы:

  • http://festival.1september.ru/

  • http://www.uchportal.ru/

  • http://www.pedsovet.su/forum

  • http://www.rusedi.ru/

  • http://www.uroki.net/

  • http://www.nachalka.com/



Технические средства обучения:(предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

  • классная доска, с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • компьютер

  • интерактивная доска

  • мультимедийный проектор

  • музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD;

  • фотокамера

  • МФУ (принтер, сканер, копир).


Оборудование:

  • ученические столы и стулья по количеству учащихся,

  • учительский стол,

  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.,

  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала,

  • индивидуальные шкафчики для хранения справочной литературы и приспособлений





Мониторинг результатов внеурочной деятельности

Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г. (методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки).

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов.

Критерии оценки устных ответов:

Ответ оценивается расширенным уровнем, если ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.


Ответ оценивается высоким уровнем, если ученик дает ответ, в целом соответствующий расширенным требованиям, но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Ответ оценивается средним уровнем, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Ответ оценивается низким уровнем, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

2 раза в год – в начале и в конце учебного года проводится мониторинг уровня сформированности умений и навыков по курсу в форме анкетирования (см Приложения) по 3 основным направлениям: здоровый образ жизни, ППБ (правила пожарной безопасности) и ПДД (правила дорожного движения).





Мониторинг результатов внеурочной деятельности осуществляется через:



1. Конкурс рисунков по ПДД.

2. Конкурс рисунков по ППБ.

3. Конкурс рисунков по правилам поведения на воде.

4. Конкурс рисунков по безопасному поведению дома.

5. Составление маршрутного листа.

6. Анкета по определению уровня сформированности навыков здорового образа жизни.

7. Тест по ПДД (по учебному пособию «Азбука пешехода» 1 – 4 класс /Р.П. Бабина. – М.:Мнемозина, 2007 с. 34 – 38).

8. Тест по ППБ (по рабочей тетради по правилам пожарной безопасности для учащихся 2-4 классов /Е.В. Лежнина, Я.Б. Коплан. – Екатеринбург., 2007 с. 21 - 25).

9. Учебная эвакуация.



По результатам мониторинга учитель составляет информационную справку.

Информационная справка


Уровни

Критерии

% соотнош.

уч. в классе

1 уровень

76-100% правильных ответов на тестовые задания

%

2 уровень

50-75% правильных ответов на тестовые задания

%

3 уровень

Менее 50% правильных ответов на тестовые задания

%


Контрольные задания

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в информационной справке. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.



Приложения.


Анкета по определению уровня сформированности навыков здорового образа жизни

1 класс


Внимательно прочитай и ответь на вопросы.


  1. Представь, что ты поехал в летний лагерь. Отметь, какие из перечисленных предметов тебе будут необходимы:          

Мыло, зубная паста, мочалка,  зубная щетка,  ласты, полотенце для тела.


  1. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы.

1 раз 2 раза 3 раза.


  1. Когда нужно вымыть руки:

Перед чтением книги, 

перед едой,

перед тем как идешь гулять,

после посещения туалета,

после прогулки, 

после того, как поиграл с  домашним питомцем. 

             

  1. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Подчеркни.

Положить палец в рот, 

подставить палец под кран с холодной водой,

обратиться к взрослым за помощью.


  1. Какие занятия по охране здоровья тебе интересны?

Спортивные соревнования

Классные часы о том, как заботиться о здоровье

Викторины и конкурсы           



Анкета по определению уровня сформированности навыков здорового образа жизни

2 класс


Внимательно прочитай и ответь на вопросы.


  1. Представь, что ты поехал в летний лагерь. Отметь, какие из перечисленных предметов тебе будут необходимы:          

Мыло, зубная паста, мочалка,  зубная щетка,  шампунь, тапочки, ласты, спасательный круг, полотенце для тела .


  1. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы.

1 раз 2 раза 3 раза ни одного.


  1. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание.

Завтрак        8.00                                 Завтрак          9.00

Обед           13.00                                  Обед              15.00

Полдник     16.00                              Полдник       18.00

Ужин          18.00                            Ужин             21.00



  1. Когда нужно вымыть руки:

Перед чтением книги, 

перед едой,

перед тем как идешь гулять,

после посещения туалета,

после прогулки, 

после того, как поиграл с  домашним питомцем,

перед посещением туалета.   

           

  1. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Подчеркни.

Положить палец в рот, 

подставить палец под кран с холодной водой,

обратиться к взрослым за помощью.


  1. Какие занятия по охране здоровья тебе интересны?

Спортивные соревнования

Классные часы о том, как заботиться о здоровье

Викторины 

Конкурсы 

Игры    

 



 Анкета по определению уровня сформированности навыков здорового образа жизни

3-4 класс

    

Внимательно прочитай и ответь на вопросы.


  1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом:          

Мыло, зубная паста, мочалка,  зубная щетка,  шампунь, тапочки, полотенце для тела.


  1. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи: одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь правильное расписание.

Завтрак        8.00                                 Завтрак          9.00

Обед           13.00                                  Обед              15.00

Полдник     16.00                              Полдник       18.00

Ужин          18.00                            Ужин             21.00

  1. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:                                                                 Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.                                                                        

Вера: зубы чистят утром вечером.  

Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.


  1. Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:

Перед чтением книги, 

перед едой,

перед посещением туалета,   

перед тем как идешь гулять,

после посещения туалета,

после игры в баскетбол,

после того как заправил постель,     

после того как поиграл с  кошкой.      

        

  1. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?

Каждый день,  2-3 раза в неделю,   1 раз в неделю.


  1. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Подчеркни.

Положить палец в рот, 

подставить палец под кран с холодной водой,

помазать     ранку йодом, 

помазать кожу вокруг ранки йодом.


  1. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них и подчеркни:

Иметь много денег,  иметь интересных друзей, много знать и уметь, быть красивым и привлекательным, быть здоровым,  иметь любимую работу,         быть самостоятельным,    жить в счастливой семье


  1. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? Выбери 4

Регулярные занятия спортом,  деньги,   чтобы хорошо питаться и отдыхать,         хороший отдых,      знания о том, как заботиться о здоровье,  хорошие природные условия,      возможность лечиться у хорошего врача,   выполнение правил ЗОЖ.


  1. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь цифрами: «1»-ежедневно; «2»- несколько раз в неделю; «3»-очень редко или никогда.

Утренняя зарядка, пробежка                    прогулка на свежем воздухе

завтрак                                                        сон не менее 8 часов

обед                                                               занятия спортом

ужин                                                             душ, ванна

  1. Какие мероприятия по охране здоровья тебе интересны?

Спортивные соревнования

Классные часы о том, как заботиться о здоровье

Викторины 

Конкурсы 

Игры    





Анализ исследования.



Уровень сформированности навыков здорового образа жизни


Количество правильных ответов,

в процентах

расширенный

95-100%

высокий

76-94%

средний

50-75%

низкий

Ниже 49%






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!