Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
Проект программы внеурочной деятельности
Направление: спортивно-оздоровительное
Кружок «Здоровье – наша сила»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6 – 8 лет (1 класс)
Подготовила студентка Ш-31 группы
Максимчук Инна Олеговна
Ейск, 2021г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы Шорохова А. К. «Здоровые и спортивные»
Направленность программы: сохранение и приучение здоровому образу жизни.
Актуальность данной программы состоит в том, что отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата. Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся, было принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровые и спортивные» для обучающихся 1-х классов.
Цель: формирование представлений о здоровьесбережении и здоровом образе жизни.
Задачи:
формирование представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье;
формирование представлений о правильном (здоровом) питании и его режиме, полезных продуктах, рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
формирование представлений о основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
обучение правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
обучение упражнениям, направленным на сохранение зрения.
Принципы:
Принцип системности: учет всех элементов, условий, факторов при все видах информационной деятельности.
Принцип креативности: воспитание творческого начала.
Принцип вариативности: широкий спектр видов форм и способов организации внеурочной деятельности.
Принцип прочности: не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению, подогревать интерес обучающихся.
Принцип оптимальности: сочетание различных методов, средств и форм организации внеурочной деятельности.
Программа предназначена для учащихся 1 класса ( 6 – 8 лет)
Срок реализации данной программы 1 год.
Формы подведения итогов реализации программы:
Ожидаемые результаты:
Личностные:
проявление положительного отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
стремление поддерживать здоровый образ жизни.
Предметные:
освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
Метапредметные:
освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
УУД:
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные:
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Формы проведения занятий:
Игры.
Беседы.
Тесты и анкетирование.
Дни здоровья, спортивные мероприятия.
Конкурсы рисунков, плакатов.
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Всего часов | Теорет. | Практич. |
1 | Раздел 1. «Вот мы и в школе» | 4 | | |
1.1 | Дорога к доброму здоровью | 1 | 30 мин | 30 мин |
1.2 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке | 1 | 30 мин | 30 мин |
1.3 | В гостях у Мойдодыра. К. Чуковский «Мойдодыр» | 1 | 1 ч | |
1.4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | 1 | | 1 ч |
2 | Раздел 2. Питание и здоровье | 7 | | |
2.1 | Самые полезные продукты | 1 | 1 ч | |
2.2 | Как правильно есть | 1 | 30 мин | 30 мин |
2.3 | Питание и режим | 1 | 1 ч | |
2.4 | Из чего варят каши? Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | | 1 ч |
2.5 | Плох обед, коли хлеба нет | 1 | 30 мин | 1 ч 30 мин |
2.6 | Если хочешь быть здоров – правильно питайся | 1 | | 1 ч |
3 | Раздел 3. Моё здоровье в моих руках | 5 | | |
3.1 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим | 1 | 1 ч | |
3.2 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их применяет человек» | 1 | | 1 ч |
3.3 | Как обезопасить свою жизнь | 1 | 30 мин | 30 мин |
3.4 | День здоровья «Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим» | 1 | | 1 ч |
3.5 | «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 | | 1 ч |
4 | Раздел 4. Я в школе и дома | 6 | | |
4.1 | Мой внешний вид – залог здоровья | 1 | 1 ч | |
4.2 | Зрение – это сила | 1 | 30 мин | 30 мин |
4.3 | Осанка – это красиво | 1 | 30 мин | 30 мин |
4.4 | Веселые переменки | 1 | | 1 ч |
4.5 | Здоровье и домашние задания | 1 | 1 ч | |
4.6 | Мы - веселые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим! | 1 | | 1 ч |
5 | Раздел 5. Чтоб забыть про докторов | 4 | | |
5.1 | Хочу остаться здоровым | 1 | 1 ч | |
5.2 | Вкусные и полезные вкусности | 1 | 30 мин | 30 мин |
5.3 | День здоровья «Как хорошо здоровым быть» | 1 | | 1 ч |
5.4 | Как сохранять и укреплять свое здоровье | 1 | | 1 ч |
6 | Раздел 6. Спортивные игры | 3 | | |
6.1 | «Быстрее, выше, сильнее» | 1 | | 1 ч |
6.2 | «Здоровыми быть хотим» | 1 | | 1 ч |
6.3 | Игры | 1 | | 1 ч |
7 | Раздел 7. Вот и стали мы на год взрослей | 4 | | |
7.1 | Опасности летом | 1 | 1 ч | |
7.2 | Вредные и полезные растения | 1 | 30 мин | 30 мин |
7.3 | Вредные и полезные привычки | 1 | 1 | |
7.4 | Итоговое занятие: «Олимпийцы» | 1 | | 1 ч |
| Всего: | 33 | 14 ч 30 м | 18 ч 30 м |
3. Содержание программы
Раздел 2. «Вот мы и в школе» (4 ч)
Тема 1. «Дорога к доброму здоровью» - дать определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», спортивные игры в малом спортивном зале (1 ч).
Тема 2. «Здоровье в порядке - спасибо зарядке» - познакомить со значением утренней гимнастики для организма, выполнение комплекса упражнений для утренней гимнастики, просмотр мультфильма (1 ч).
Тема 3. «В гостях у Мойдодыра. К. Чуковский «Мойдодыр» - знакомство с правилами личной гигиены, инсценировка стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр», обсуждение проблемной ситуации (1 ч).
Тема 4. «Праздник чистоты. «К нам приехал Мойдодыр» - повторение пройденного материала, просмотр мультфильма (1 ч).
Раздел 2. Питание и здоровье (7 ч)
Тема 1. «Самые полезные продукты» - беседа, рассказ о продуктах питания, разгадывание кроссворда, просмотр видеоролика. (1 ч).
Тема 2. «Как правильно есть» - знакомство с основными принципами гигиены питания, составление памятки с правилами питания, выполнение рисунков-плакатов (1 ч).
Тема 3. Питание и режим - формирование представлений о важности регулярного питания, составление типового режима питания школьника, работа с циферблатом часов - «Покажи время завтрака, обеда, ужина», работа с пословицами (1 ч).
Тема 4. «Из чего варят каши? Русская народная сказка «Каша из топора» - инсценировка сказки «Каша из топора», составление меню к завтраку, игра «Поварята» (1 ч).
Тема 5. «Плох обед, коли хлеба нет» - расширить представление детей о значимости хлеба в рационе питания; воспитывать бережное отношение к хлебу; показать, как тема хлеба освещена в фольклоре, народных традициях, связанных с хлебом, игра «Собери пословицы», практическая работа – изготовление из солёного теста бубликов, кренделей, пирожков (2 ч).
Тема 6. «Если хочешь быть здоров - правильно питайся» - повторение пройденных тем, закрепление полученных знаний (игра – конкурс). (1 ч)
Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (5 ч)
Тема 1. «Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим» - дать представление о значимости режима дня, проектирование своего режима дня, правильное распределение времени на различные виды деятельности (1 ч).
Тема 2. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» - экскурсия в ближайший парк, наблюдение за сезонными изменениями в природе, познакомить с факторами данного сезона, влияющих на состояние здоровья человека (1 ч).
Тема 3. «Как обезопасить свою жизнь» - познакомить с правилами безопасного поведения дома, на дороге, викторина. (1 ч)
Тема 4. День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» - спортивные игры. (1 ч)
Тема 5. «В здоровом теле здоровый дух» - закрепление пройденных тем (викторина). (1 ч)
Раздел 5. Я в школе и дома (6 ч)
Тема 1. «Мой внешний вид –залог здоровья» - дать представление культуре внешнего вида, правила повседневного ухода за одеждой, закрепление знаний о правилах личной гигиены. (1 ч)
Тема 2. «Зрение – это сила» - познакомить с правилами по профилактике нарушения зрения, разучивание упражнений для снятия напряжения органов зрения. (1 ч)
Тема 3. «Осанка – это красиво» - познакомить с факторами, влияющими на состояние осанки, правила посадки при письме, чтении, упражнения для укрепления осанки. (1 ч)
Тема 4. «Весёлые переменки» - разучивание подвижных игр. (1 ч)
Тема 5. «Здоровье и домашние задания» - закрепить знания о необходимости соблюдать режим дня, как распределить время отдыха и занятий без вреда для здоровья. (1 ч)
Тема 6. «Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим!» - спортивное соревнование. (1 ч)
Раздел 6. Чтоб забыть про докторов (4 ч)
Тема 1. «Хочу остаться здоровым» - беседа со школьной мед. сестрой. (1 ч)
Тема 2. «Вкусные и полезные вкусности» - как сделать пищу вкусной и полезной, составить проект, викторина «Полезные продукты». (1 ч)
Тема 3. День здоровья. «Как хорошо здоровым быть» - эстафеты с мячом, конкурс плакатов. (1 ч)
Тема 4. «Как сохранять и укреплять свое здоровье» - решение ситуационных задач (круглый стол), фрагмент передачи. (1 ч)
Раздел 7. Спортивные игры (3 ч)
Тема 1. «Быстрее, выше, сильнее» - спортивное соревнование. (1 ч)
Тема 2. «Здоровыми быть хотим» - спортивное соревнование с элементами викторины. (1 ч)
Тема 3. Игры – разные эстафеты. (1 ч)
Раздел 8. «Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч.)
Тема 1. «Опасности летом» - просмотр видеофильма, викторина. (1 ч)
Тема 2. «Вредные и полезные растения» - закрепление знаний о пользе употребления овощей и фруктов, какие растения могут нанести вред? Игра - викторина «Узнай растение». (1 ч)
Тема 3. «Вредные и полезные привычки» - беседа о вредных и полезных привычках, составление рекомендаций по формированию полезных привычек. (1 ч)
Тема 4. «Олимпийцы» - итоговый контроль знаний (спортивное соревнование с элементами викторины). (1 ч)
4.Методическое обеспечение
Для проведения внеаудиторных занятий (праздников или спортивных соревнований) используется актовый или спортивный зал. Внеаудиторные занятия включают также занятия, проводимые согласно теме и задачам на улице.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника – игры, беседы, конкурсы рисунков, плакатов; решение ситуационных задач; экскурсии, спортивные мероприятия; театрализованные представления; тесты и анкетирование; участие в городских конкурсах «Разговор о правильном питании».
5. Список литературы.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2012.- 205 с.
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Методическое пособие – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2018
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2018
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования , 2017 г.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2017 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2017 г. - / Мастерская учителя.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010