Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»
Программа по внеурочной деятельности
«Уроки здоровья»
(спортивно-оздоровительное направление)
Учитель: Пермиловская Ольга Юрьевна
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК классных руководителей ________С.С. Полякова | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ______________М.Н. Некрасова _______________ (дата) | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5» __________________Н. Ф. Байкова |
Новодвинск
2 019 – 2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………… | 3 |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………….. | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………… | 6 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….......... | 9 |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
(спортивно-оздоровительное направление)
Пояснительная записка
В последние годы в стране наблюдается ряд тенденций, сигнализирующих об ухудшении состояния здоровья детей. Неуклонно возрастает количество детей с хроническими заболеваниями различных органов и систем организма, не позволяющими выдерживать соответствующие возрасту физические и умственные нагрузки. Кроме этого, нередко среди детей младшего школьного возраста возникают проблемы, связанные с курением, алкоголизмом и наркоманией. Особенно подвержены этому влиянию дети 10-14 летнего возраста из неблагополучных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию в связи с отсутствием должного внимания к здоровью ребенка со стороны родителей. Следовательно, приоритетом в воспитании младших школьников выступают задачи по формированию основ здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья младших школьников, а также на формирование установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Цель программы
Развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни.
Задачи
Образовательные:
Формировать ответственное отношение к своему здоровью.
Формировать установки на здоровый образ жизни.
Формировать навыки осознанного выбора школьниками поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Коррекционно-развивающие:
Обогащение словарного запаса младшего школьника.
Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
Воспитательные:
Воспитание личной ответственности за сохранение своего здоровья
Воспитание позитивного коммуникативного общения.
Воспитание критичности к своей деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки здоровья» представляет собой интегрированный курс и предназначен для младших школьников с интеллектуальными отклонениями (10-13 лет). Данная программа составлена с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей учащихся, и предполагает проведение занятий комбинированного типа, которые включают в себя теоретическую и практическую части (беседы, просмотры видеофильмов, игры-викторины, интерактивные задания, конкурсы. Инсценировки произведений в соответствии с темой).
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: смену видов деятельности, динамические паузы, упражнения здоровьесберегающего характера. Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 25-30 минут. Срок реализации программы – 1 год (68 часов).
Количество часов |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | год |
18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
ИТОГО: 68 часов |
Особенности построения программы
Программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и решает определённые задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Программа состоит из 5 блоков:
«Гигиена и я». Содержание раздела направлено на формирование понятий о здоровом образе жизни и привитии младшим школьникам навыков личной гигиены.
«Питание и здоровье». Данный раздел предполагает формирование у младших школьников основ правильного питания, гигиенических навыков культуры поведения во время приёма пищи, элементарные представления о «полезных» и «вредных» продуктах.
«Вредные привычки». Содержание раздела направлено на формирование у младших школьников элементарных представлений о социальных, психологических и медицинских последствиях употребления ПАВ.
«Моё здоровье в моих руках». Данный раздел предполагает формирование представлений о влиянии окружающей среды на здоровье человек, о чередовании труда и отдыха, о необходимой профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата и закаливании организма.
«Азбука безопасности». Содержание раздела направлено на обобщение и расширение имеющихся знаний у младших школьников по профилактике детского травматизма и знакомство с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.
Раздел программы | Количество часов |
Вводный урок | 1 час |
Гигиена и я | 17 часов |
Питание и здоровье | 13 часов |
Вредные привычки | 13 часов |
Моё здоровье в моих руках | 14 часов |
Азбука безопасности | 9 часов |
Обобщающий урок | 1 час |
ИТОГО: | 68 часов |
Предполагаемые результаты реализации программы «Уроки здоровья»
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
делать выбор своих поступков и поведения в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие правила поведения;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты:
иметь представления об особенностях влияния вредных привычек на здоровье человека;
иметь представления об особенностях воздействия двигательной активности на организм человека;
иметь представления об основах рационального питания;
знать способы сохранения и укрепления здоровья;
знать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знать о «полезных» и «вредных» продуктов, значение режима питания.
Принципы
Содержание данной программы внеурочной деятельности подчиняется следующим принципам:
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Целенаправленность и последовательность (от простого к сложному).
Преемственность (каждый этап базируется на сформированных навыках).
Учёт возрастных и психофизических особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Включение учащихся в активную деятельность.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
Методы воспитания:
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (словесные, наглядные, практические, проблемные, самостоятельные работы, работы под руководством педагога);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Календарно-тематическое планирование
I четверть (18 часов)
№ | тема | часы | дата |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Вводная беседа Гигиена и я «Здоровый образ жизни, что это?». Интерактивная беседа. В гостях у Мойдодыра. Просмотр м/ф «Мойдодыр». Анализ содержания м/ф. Инсценировка отрывка произведения К. Чуковского «Мойдодыр». «По страницам произведения К.Чуковского «Мойдодыр». Конкурс рисунков. Личная гигиена школьника. Гигиена тела. Гигиена питания. Гигиена дома и класса. Гигиена одежды и обуви. Гигиена сна. «Чистота – залог здоровья». Коллективный коллаж. Физическая активность и здоровье. «Весёлые старты». Спортивная эстафета. Подвижные игры на улице. «Остров здоровья». Интерактивная игра-викторина. Обобщающее занятие по разделу «Гигиена и я». Питание и здоровье Питание необходимое условие для жизни человека». Интерактивная беседа. | 1 ч 1ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1ч 1 ч 1 ч | 03.09 05.09 10.09 12.09 17.09 19.09 24.09 26.09 01.10 03.10 08.10 10.10 15.10 17.10 22.10 24.10 29.10 31.10 | |
II четверть (14 часов)
№ | тема | часы | дата |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. | Питание и здоровье Правильное питание – залог здоровья. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. Интерактивная беседа. Секреты здорового питания. Полезные и вредные продукты. А. Строева «Фруктовые и овощные сказки. Волшебные яблоки». Знакомство. Анализ произведения. Иллюстрирование. Ю. Тувим «Овощи». Анализ стихотворения. Инсценировка. «Витамины наши друзья и помощники». Конкурс рисунков. Культура питания. Этикет. «Правила питания». Коллективная творческая работа. Составление памятки. «Приглашаем на обед». Дидактическая игра. «Светофор здорового питания». Игра-викторина. Обобщающее занятие по разделу «Питание и здоровье». Вредные привычки Здоровый образ жизни и привычки человека. «О хороших и дурных привычках». Просмотр видеофильма. Обсуждение. | 1 ч 1ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 12.11 14.11 19.11 21.11 26.11 28.11 03.12 05.12 10.12 12.12 17.12 19.12 24.12 26.12 | |
III четверть (20 часов)
№ | тема | часы | дата |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Вредные привычки О вреде никотина. Интерактивная беседа. «Тайна едкого дыма», «Иван Царевич и табакерка». Просмотр видеофильмов. Беседа по содержанию видеофильмов. «Я против курения». Конкурс рисунков. Можно ли воровать. «Карман-воришка». Просмотр м/ф. Обсуждение и анализ видеофильма Правда и ложь. М. Зощенко «Не надо врать». Знакомство с произведением. Анализ произведения. Иллюстрирование. Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Просмотр м/ф. Знакомство с произведением. Обсуждение. Характеристика характера главных героев. Иллюстрирование. Детство без насилия и жестокости. Обобщающее занятие по разделу «Вредные привычки». Моё здоровье в моих руках Наше будущее в наших руках. Интерактивная беседа. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. «Мой режим дня». Творческая работа. «Сезонные изменения и как их принимает человек». Экскурсия в природу. Сон и его значение для здоровья человека. Мой внешний вид – залог здоровья. Зрение – это сила. Гимнастика для глаз. Осанка – это красиво. Шалости и травмы. Просмотр видеофильма по профилактике детского травматизма в быту. | 1 ч 1ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 14.01 16.01 21.01 23.01 28.01 30.01 04.02 06.02 11.02 13.02 18.02 20.02 25.02 27.02 03.03 05.03 10.03 12.03 17.03 19.03 | |
IV четверть (17 часов)
№ | тема | часы | дата |
план | факт |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Моё здоровье в моих руках «Я сажусь за уроки». Профилактика переутомления и утомления. Как сохранять и укреплять своё здоровье. Беседа. Спорт в жизни детей. Интерактивная беседа. Закаливание в домашних условиях. «Спорт и я». Конкурс рисунков. Обобщающее занятие по разделу «Моё здоровье в моих руках». Азбука безопасности Один дома. Правила безопасности с посторонними людьми. Твои действия при пожаре. Транспортные средства и правила движения. Самостоятельное движение ребёнка на улице. Проигрывание различных ситуаций по теме занятий.. Как оказать первую помощь. Интерактивная беседа. Как вести себя, если что-то болит. Проигрывание различных ситуаций по теме занятия. Как организовать свой день, чтобы всё успеть. Обобщающее занятие по разделу «Азбука безопасности». Итоговое занятие по программе «Уроки здоровья». | 1 ч 1ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч | 31.03 02.04 07.04 09.04 14.04 16.04 21.04 23.04 28.04 30.04 07.05 12.05 14.05 19.05 21.05 26.05 | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2012.
Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С Пб., 2008.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007.
Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов / Под ред. В. Н. Касаткина. – М.: Линка Пресс, 2000.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 2003, с.57.
Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса./ Под ред. Л.Ф. Шатохиной – М.: Полимед, – 2005.
9