смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении
ПРИНЯТО | | УТВЕРЖДЕНО |
На педагогическом совете Протокол №6 от 31 августа 2019 | | Директор __________Т.В.Винидиктова Приказ от 31.08.2019 г № 21-01/1 |
Программа по выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-спортивной деятельности
«Наши таланты».
Разработала:
Воспитатель
Малашенкова Л.П.
2019
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых воспитательных технологий, отвечая на запросы современного общества.
Проблема выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Для выявления и развития способностей воспитанников к творческой деятельности создаются условия для развития и реализации индивидуальных способностей воспитанников в процессе их обучения и воспитания с учётом возрастных особенностей.
Разрабатываются и применяются формы выявления способных обучающихся, индивидуальные «маршруты» обучения, механизмы учёта индивидуальных достижений. Для выявления и развития способностей детей создаются условия для развития способностей каждого ребёнка: продуманная образовательная среда дает детям определиться с любимым видом деятельности; обеспеченный дифференцированный подход, помогает достичь лучших результатов в развитии способностей.
Реализуемая цель: поддержка и развитие индивидуальных потребностей ребёнка, а также создание условий для оптимального образования его личностных качеств.
Основные задачи.
1.Выявление способных детей и создание системы работы с ними.
2.Организация разнообразной деятельности направленная на выявление интересов у обучающихся.
3. Социальная и психологическая поддержка способных детей.
Выявляемые способности: интеллектуальная сфера, сфера академических достижений, творчество, литературные сферы, артистическая сфера, музыкальная сфера, техническая сфера, двигательная сфера, сфера художественных достижений, общение и лидерство.
Показатели результативности:
- повышение уровня индивидуальных способностей;
- активное участие ребёнка в конкурсах, самореализация детей в кружках и секциях.
Принципы педагогической деятельности в работе со способными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для детей;
принцип индивидуализации обучения развития личности;
принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Организация работы с обучающимися:
Групповые занятия.
Организация индивидуальной работы.
Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные.
Организация опытно-исследовательской деятельности.
Организация предметных выставок.
Участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях вне школы (областных, всероссийских, международных и пр).
Поощрение за активное участие в научной (интеллектуальной), творческой работе.
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация).
наличие предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность обучающегося;
создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ученика чувства собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности и творческой активности;
наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности обучающихся;
введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
занятие детей в свободной деятельности развивающими занятиями,
вовлечение обучающихся в работу кружков, развивающих творческую и интеллектуальную направленность;
участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества, конкурсах, фестивалях и пр.
тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития способностей их детей;
Особенности взаимодействия с семьями обучающихся
- Анкетирование родителей.
- Родительские собрания.
- Папки-передвижки, перспективный план, рекомендации для -родителей по воспитанию и развитию детей ,индивидуальные беседы, консультации: «Ваш ребенок», «Способный ребенок» , «Единый подход к процессу воспитания», «Интересы детей», «Выявление способностей детей» и т. д.
- Детско-родительские проекты.
- Организация выставок совместного творчества родителей и детей.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
-принцип доверия и поддержки;
-принцип добровольности;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип привлекательности результатов;
- принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся: наблюдение, диагностика, беседы с участниками образовательного процесса; консультации; дифференцированные задания; учебные задания практико - ориентированной направленности; проектная, исследовательская деятельность, ролевые игры; конкурсы, выставки; конференции творческого и исследовательского характеров.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся |
Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности | Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности |
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности (работ учащихся); -методика Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации школьников - учета желаний родителей; - наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности; | Работа по развитию способностей выстраивается с помощью: - применение индивидуального подхода в работе с учащимися во внеурочное время с учетом возрастных способностей детей и созданием условий в активную познавательную деятельность учащихся ; - включаются в воспитательный процесс новые воспитательные технологии; - проведение родительских собраний; - формируются навыки исследовательской, проектной и творческойдеятельности |
Для определения к научной деятельности применяю методики, созданные А.И Савенковым: - «Оценка общей одаренности»; - «Карта одаренности»; - анкетирование «Интерес к предмету «Изобразительное искусство» и «Трудовое обучение»; - выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности учащегося; | Дополнительные задания для детей . Дифференцированная работа. Внеурочная деятельность. Проведение интеллектуальных игр и творческих конкурсов |
Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; Педагогическое наблюдение (используются методики мозгового штурма, игровые методики, КТД) | Участие в областных, международных, всероссийских олимпиадах и конкурсах, фестивалях и пр. Поведение предметных недель |
Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении интеллектуальных творческих задач. Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д) | Участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, групп, а так же индивидуальная работа. |
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям:
выявление и развитие.
1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
2- развитие способностей: проведение кружков и др Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.