СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению и развитию творческих способностей

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей, выявлению механизмов творческой деятельности, личностного роста одарённых ребят, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности обучающихся в концертной деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах.

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению и развитию творческих способностей»























































Пояснительная записка

Программа разработана на основании:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с внесенными изменениями;

  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 с внесенными изменениями;

  4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (М.: Просвещение, 2009 г.).

Сроки реализации: 2019-2023 годы.

"Не мыслям надобно учить,

а учить мыслить"

И.Кант

Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Сегодня обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний обучающимися не произойдёт. Новые стандарты образования ориентированы на гармоничное развитие личности, важнейшая цель которой воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей, выявлению механизмов творческой деятельности, личностного роста одарённых ребят, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности обучающихся в концертной деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах.

Цель:

  • создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей и нравственного становления одаренных детей посредством увлечения их музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

  • обеспечение личностной и социальной самореализации обучающихся.

Задачи:

  • создать систему работы с одаренными детьми на основе современных методик и технологий обучения, воспитания, развития личности;

  • способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

  • привить навыки сценического мастерства;

  • создать условия для успешной социализации обучающихся.

Основные направления реализации программы

  • выявление обучающихся с творческим потенциалом;

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

  • внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий;

  • системно-деятельный подход;

  • индивидуализация обучения и воспитания;

  • формирование системы работы с одаренными детьми;

  • разработка индивидуальных форм работы;

  • создание банка данных "Одаренные дети", технологий для ранней диагностики способных и одаренных детей;

  • вовлечение во внеурочную деятельность, направленную на поддержку одаренных детей при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

  • развитие системы, позволяющей школьникам демонстрировать свои достижения в творческих конкурсах, международных олимпиадах, смотрах и мероприятиях различного уровня;

  • вовлечение в проектную деятельность.

Организация воспитательной работы в рамках программы

  • формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

  • утверждение здорового образа жизни обучающихся;

  • развитие проектно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых ребят.

Условия развития творческих способностей обучающихся

  • мышление

  • мотивация

  • использование знаний и умений

  • продуктивность

  • выявление и решение проблем

  • творческое сотрудничество

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика

  • Изучение диагностических методик.

  • Создание банка тестов для диагностирования.  

  • Изучение круга интересов творческой деятельности обучающихся путем анкетирования. 

  • Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования.

II. Развитие творческих и познавательных способностей

  • Доступность и широкое привлечение обучающихся к концертной деятельности в ОУ, участию в конкурсах, фестивалях различного уровня.

  • Использование в практике работы с одаренными обучающимися следующих приемов:

  • творческие ответы;

  • выполнение творческих тематических заданий;

  • выполнение проблемных поисковых работ;

  • назначение ответственными за проведение мероприятий;

  • приобщение (в различных формах) к работе преподавателя;

  • повышение степени сложности заданий.

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей обучающихся проводится через различные виды деятельности – учебную, внеурочную и внеклассную.

III. Стимулирование – поощрение творческой деятельности

  • Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.

  • Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей.

Ожидаемые результаты освоения курса данной программы

  1. формирование системы работы с одаренными обучающимися;

  2. формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

  3. повышение качества образования; 

  4. увеличение количества обучающихся, принимающих участие в школьных, городских, областных музыкальных мероприятиях.;

  5. повышение показателей успешности обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня;

  6. расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся.


Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский; метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская; личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

Диагностика:

  • Диагностика личной креативности (Е.Е.Туник);

  • Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)

  • Диагностика музыкальных способностей (В.П.Анисимов)

  • Методика «Выбери музыку» (Л.В.Школяр)

  • Наблюдение за ведением обучающимися творческой работы на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

  • Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)

Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

Назначение теста

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р).
Интерпретация теста
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

ТЕСТ

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

Ключ к тесту
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -р1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

  • Методика «Направленность на приобретение знаний»
(Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)

Инструкция

Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву или б), соответствующую выбранному ответу.

Текст опросника

1.Получив плохую отметку, ты, придя домой:

а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;

б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

2.После получения хорошей отметки ты:

а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;

б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

3.Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет.

4.Что для тебя учеба: а) познание нового; б) обременительное занятие.

5.Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет.

6.Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:

а) да; б) нет.

7.Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да; б) нет.

8.Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет.

9.Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет.

10.Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да; б) нет.

11.Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть: а) учиться; б) болеть.

12.Что для тебя важнее – отметки или знания: а) отметки; б) знания.

Обработка результатов

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы "а" на вопросы 1–6, 8-11 и ответы "б" на вопросы 7 и 12.

Выводы

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

  • Диагностика музыкальных способностей (В.П.Анисимов)

В соответствии с требованиями современной психодиагностики и представлениями о структуре музыкальных способностей предлагаются игры-тесты для диагностического исследования музыкальных способностей обучающихся, которые должно отвечать, по меньшей мере, трем условиям.

Во-первых, они должны быть прямыми, т. е. опираться не только на оценку знаний (когнитивно-репродуктивного компонента), но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкальномыслительной деятельности);

во-вторых, они должны быть применимы для массового исследования;

в третьих, они должны давать сравнимые между собой результаты.

Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.

Диагностика чувства темпа и метроритма

Известно, что организующей основой музыки является темпо-метроритмическая структура произведения, отражающая главную отличительную особенность музыки – ее временную природу.

Чувство ритма в основе своей предполагает развитое чувство метра – слухамоторную реактивность на равные промежутки времени и чувство темпа – скорости двигательных реакций, мышечного чувства, обеспечивающего адекватное восприятие и воспроизведение членораздельности звуков и связности звуковых звеньев в осмысленную

группу (И.М.Сеченов) звуковых соотношений в медленном, умеренном, быстром темп, а также с постепенным ускорением или замедлением. В таблицах указаны критериальные признаки, на основе которых строятся диагностические задания любой степени сложности по изучению уровня развития темпо-метроритмических способностей.

  • Критериальные признаки темпо-метроритмических способностей

Метр Темп Ритм

Крупная моторика

Шаг и бег в одном темпе заданного размера (счёта)

  • умеренно

  • медленно

  • скоро

  • ускоряя – замедляя

  • ровный

  • пунктирный

  • синкопированный

Мелкая моторика

Кисти рук (хлопки ладонями, по барабану и др.), пальцы (по одному и дифференцированно)

Совмещённые задания

Адекватные мышечные реакции на разнообразные соотношения темпо-метроритмических музыкальных воздействий

  • Типология уровней развития темпо-метроритмической музыкальной способности

Уровни развития

Критерии заданий

Тип движений

Низкий

Только умеренный темп (=60) метрической мышечной координации

«Шаг» в соответствии с индивидуальным пульсом человека и метром музыкального фрагмента

Средний

Только дифференцированные темпы (умеренный, медленный и скорый) метрической мышечной координации

  • умеренный «шаг» (в соответствии с индивидуальным физиологическим пульсом)

  • медленный «шаг»

  • «бег»

  • два мелких «шага» на один крупный

  • «пунктирные подскоки»

Высокий

Различные темповые соотношения, в том числе с ускорением и замедлением

  • ровный «шаг» или «бег»

  • два (четыре) и три движения «бега» на одно движение «шага»

  • подскоки – «пунктиры» синкопированные движения

До предъявления музыкальных игр-тестов диагност устанавливает доверительные отношения с ребенком, используя «нейтрально-развлекательны» игровой материал и, лишь затем, вовлекает в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что диагност обязан убедиться в том, что ребенок правильно понял суть задания. Для этого можно предъявить пробный вариант выполнения тестового задания.

  • Игры-тесты на выявление уровня развития чувства метра

Тесты позволяют определить реактивно-метрические способности. Задание данного теста представлено в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Скакалка-часы

Ребенку, находящемуел на расстоянии 1,5-2-х метров от ведущего, предлагают перепрыгивать через скакалку обеими ногами одновременно, которую взрослый вращает за один конец (параллельно полу) в умеренном темпе. Каждый прыжок ребенок сопровождает радостным возгласом-звоночком «дзынь». Всего требуется сделать 10 прыжков.

Критерии оценки:

•8–10 прыжков только в умеренном темпе – высокий уровень;

•4–7 успешных прыжков в умеренном темпе соответствуют нормативному (среднему) уровню развития чувства метра;

•1–3 прыжка – слабый уровень.

Дорожка-мяч

Ребёнку дают мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, последовательно ударяя мяч об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.

Критерии оценки:

  • 8-10 последовательных ударов – высокий уровень чувства метра;

  • 4-7 ударов – средний уровень;

  • 1-3 удара – низкий уровень.

Шаги великана, Тома и гнома

Давай поиграем с тобой в сказочные шаги, - говорит педагог.- В стране «Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребенка часы-будильник, ход которых­ «тик-так» - отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг- на звук часов «тик» и приставной шаг - на звук «так» ), шаги его маленького друга-гнома подвижны, игривы (на звук часов «тик» - шаг и приставной шаг, на ход «так» то же самое; великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг - на следующий временной ход «так»). Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы (ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20 см). Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата (4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага).

Критери и оценки:

•точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен 4 шагам, всего 16 приставных шагов) – высокий уровень чувства метра;

•воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической координации – средний уровень. Допустимые границы нарушений от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16);

•сбивчивое метрическое исполнение шагов – слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений). Незавершенная дорожка при сбивчивом шаге – низкий уровень развития чувства метра.

Настоящий музыкант

Игра предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на ксилофоне, металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребенок соглашается поиграть на инструменте (напомним, что это возможно только при установлении между диагностом и испытуемым конструктивно-доброжелательных взаимодействий!), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок или танцевальных пьес)». После определения ребенком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля миноре) ребенок двумя руками равномерно чередует исполнение звука ми третьей и ми четвертой октавы. После пробы своей «партии» ребенок играет «вступление» (два такта) и педагог-диагност исполняет мелодию с аккомпанементом (мелодию рекомендуется завершить, даже если ребенок остановился или ошибся, и обязательно пахвалить его за исполнение песенки).

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребенку далее предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов). После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движения.

Критерии оценки:

•адекватное исполнение ребенком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень психомоторной темпо-метрической регуляции;

•адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

•ситуативно-сбивчивое, но завершенное исполнение произведения только в умеренном темпе (допускаются метрические ошибки в 2-4 тактах или 4-8 операций-ударов) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

сбивчивое и незавершенное ребенком исполнение – низкий уровень.

Дождик

Игра предполагает использование верхнего регистра клавиатуры фортепиано в качестве стимульного материала в диагностическом задании на двигательную координацию пальцев обеих рук.

Цель: выявление уровня темпо-метрической регуляции мелкой моторики.

Задания:

•ребенку предлагается вслед за педагогом изобразить в медленном темпе «редкие капельки начинающегося дождика», т. е. поочередно исполнять указательным пальцем левой и правой руки любые два звука. Успешное выполнение задания соответствует слабому уровню метрической регуляции;

•последовательным исполнением звуков до, ре, .ми в третьей и четвертой октавах в медленном темпе (желательно отрывисто, staccato) поочередно каждой рукой (2, 3, 4 пальцами правой и 4, 3, 2 пальцами левой) изобразить «сnокойный и теплый летний дождь». Адекватное исполнение оценивается как средний уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

•на этих же звуках одновременно двумя руками изобразить «веселый, бодрый летний дождик» сначала в умеренном темпе, затем с ускорением (дождь усиливается) и с замедлением (дождь утихает). Удачное исполнение оценивается как высокий уровень метро-темповой регуляции мелкой моторики пальцев рук.

  • Тесты-игры на изучение чувства ритма

Музыкально-ритмическое чувство проявляется в реактивно-двигательной способности индивида воспроизводить различные сочетания интонационных длительностей в едином темпе. Временной ряд различных соотношений длительностей звуков – ритм – отражает все характеристики движения: темп и метр.

Ладошки

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал:

1) Русская народная песня «Во поле береза стояла»;

2) М.Красев «Елочка»;

3) Детская песня «Петушок».

–Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем голос и «споем» одними ладошками.

Интерпретация данных:

•точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень (3 балла);

•воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) – средний уровень (2 балла);

•адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень (1 балл);

•неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).

Примечание. Метрическая пульсация умеренного темпа всех заданий должна соответствовать нормативном биоритму детей 75-80 ударов в минуту.

Следующие музыкально-диагностические задания предъявляются в двух тестовых режимах: воспроизводящем и воспринимающем.

Воспроизводящий тест

Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

- Прохлопай, пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий. (Вначале диагност показывает образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания ребенком смысла задания.)

Критерии оценки:

слабому уровню ритмической регуляции будут соответствовать ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и четвертных длительностей;

среднему уровню ритмической регуляции соответствует умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т. е. элементы пунктирного ритма;

высокий уровень ритмической способности требует соответственно такой моторной регуляции, которая соответствовала бы использованию пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

Диагностика звуковысотного чувства

Известно, что ладовое чувство проявляется в рефлексии ощущения высоты звуков и изменения их соотношений в интонациях (данной мелодии) , различении ладовых функций, тембровых и гармонических мелодических комплексов, реакций на изменения в одном из голосов полифонического изложения мелодии.

  • Воспринимающие тесты

Кот и котёнок

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например,соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?

Исполняются последовательно звуки:

Код задания

п/п

п/п

Предъявляемые звуки (первой октавы,

второй октавы)

Присуждаемый балл

(за правильный ответ)


Правильный ответ



1

1

ми1 – соль2

1

Кот - котёнок

2

соль2 – фа1

2

Котёнок – кот

3

фа1 – фа2

3

Кот - котёнок


2

1

фа2 – соль1

1

Котёнок - кот

2

ми2 – соль1

2

Котёнок - кот

3

ля1 – ми2

3

Кот - котёнок


3

1

ля1 – ре2

1

Кот - котёнок

2

ре2 – си1

2

Котёнок - кот

3

до2 – си1

3

Котёнок - кот

Алгоритм предъявления теста:

Вначале даётся задание 1.3.Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3., затем – задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2.(где за правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся задание 1.1. (1 балл). И так по каждому блоку.

Критерии оценки:

высокий уровень = 7 – 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);

средний уровень = 4 – 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);

низкий уровень = 1 – 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или1+1+0; или1+0+0).

Куда идет мелодия?

Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю – определение направления мелодии.

–Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идет мелодия: вверх или вниз?

Стимулирующий материал

Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ: вверх- вниз, вверх- вниз= 4 балла);

Г. Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх- вверхвниз= 3 балла);

Русская народная песня «Я на горку шла» (ответ: вниз - вниз = 2 балла);

Детская песня «Василек» (ответ: вниз- вниз = 1 балл).

Критерии оценки:

высокий уровень= 8-10 баллов;

средний уровень= 4-7 баллов;

низкий уровень= 1-3 балла.

  • Гармонические загадки

Цель: выявить степень развития ладово-гармонического чувства (гармонического слуха), т. е. Способности определять количество звуков в интервалах и аккордах (вариант 1) и характер звучания в ладовых созвучиях (вариант 2).

Вариант 1

–Я сыграю несколько звуков одновременно (созвучие), а ты отгадай – сколько в каждом созвучии «спряталось» звуков?

Исполняются сначала пробные созвучия, например, б.3,ч.5, Т3/5, D3/5, чтобы убедиться в том, что ребенок понял суть задания.

Затем задаются следующие серии созвучий:

1) до мажор: до-соль, .ми-соль, до1 -до2 (сумма = 3 балла);

2) соль мажор: ре-соль-си, ре-фа#-ля, си-ре-соль (сумма = 3 балла);

3) фа мажор: до-ля, ре-фа-си!J, фа-ля (сумма = 3 балла).

Критерии оценки:

слабый уровень= 1-3 балла;

средний уровень= 4-7 баллов;

высокий уровень= 8-9 баллов.

Вариант 2

–Сейчас созвучия будут исполнять два музыкальных гномика – один из них веселый, другой – грустный. Попробуй определить, в каком порядке (в какой последовательности) будут исполнять созвучия веселый и грустный гномики?

Вначале предъявляются созвучия – «гномики» пробного варианта, например, D-dur, d-moll (в сопоставлении созвучий контрастных ладов от одного тона). Далее созвучия даются от разных тонов в количественном увеличении.

Стимулирующий материал:

•E-dur, e-moll (или f-moll, F-dur) = 1 балл;

•C-dur, h-moll (или cis-moll; D-dur) = 2 балла (за каждое правильно определенное созвучие присваивается по1 баллу);

•F-dur, G-dur, fis-moll (или a-moll, d-moll, C-dur) = 3 балла (за каждое правильно определенное созвучие присваивается по 1 баллу).

Критерии оценки:

слабый уровень = 1-3 балла;

средний уровень = 4-7 баллов;

высокий уровень = 8-12 баллов.

Девочки-припевочки

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функций мелодии.

–Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно и скажи, – какую песню пела веселая, а какую- грустная девочка?

Стимулирующий материал составляют попевки, построенные по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии Предъявить необходимо три мелодии-попевки, каждая из которых оценивается в 1 балл.

Критерии оценки:

высокий уровень = 3 балла (правильно определены все три задания);

средний уровень = 2 балла;

низкий уровень = 1 балл.

Воспроизводящий тест

Повтори мелодию

Цель: определить уровень развития произвольных слухомоторных представлении:

•вокального типа, т. е. возможностей управлять (координировать) мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;

•инструментального типа, т. е. возможности подбирать по слуху на инструменте (с фиксированным строем) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки, заранее разученные ребенком или предложенные педагогом-диагностом в режиме индивидуального вокального исполнения в удобном для ребенка диапазоне.

–Спой, пожалуйста, песенку, которую ты знаешь (или поешь своей любимой кукле, или приготовил для мамы к празднику).

–Повтори голосом мелодию, которую я сыграю на инструменте.

–Подбери по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;

средний уровень – опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх- вниз по направлению к тонике) в удобном для ребенка диапазоне;

высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

Диагностика чувства тембра

Чувство тембра характеризуется способностью индивида идентифицировать источник звука. Изучать эту способность можно посредством предъявления одной и той же мелодии (музыкального фрагмента) в последовательно дифференцированном её исполнении различными голосами и инструментам.

  • Схема дифференцированного предъявления музыкальных тембров

Детские

Женские(сопрано, альт)

Мужские (тенор, бас)

Хоровое a capella (детские, женские, мужские)

Ударные: литавры, ксилофон, тарелки, бубен, треугольник и др.

Духовые: деревянные (флейта, фагот, кларнет)

медные (труба, валторна, тромбон, саксофон)

Клавишные (орган, баян, аккордеон)

Струнно-смычковые: скрипка, виолончель, контрабас

Щипковые: гитара, арфа, балалайка, гусли

Смешанный состав инструментов: детских инструментов

народных инструментов

симфонический

Тест-игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии

–Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т.д.

Bapиaнт 1

Стимулирующий материал – музыкальные инструменты представлены в том же помещении с тем, чтобы ребенок мог назвать инструмент или указать на него, если он имеется в данном помещении: фортепиано, баян и (или) аккордеон, гитара, балалайка, продольная флейта, ксилофон, металлофон, кастаньеты, маракасы, треугольник, бубен, барабан.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.

Критерии оценки:

слабый уровень – адекватное определение тембров первых трёх фрагментов: всего = 1 – 3 балла;

средний уровень – адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов: всего = 4 – 7 баллов;

высокий уровень – адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 – 10 предъявленных фрагментов: всего = 8 – 10 баллов.

Вариант 2

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента (например, песни Л. Бакалова на слова С. Вигдорова «Мама») в исполнении:

1) детского голоса;

2) женского голоса сопрано и альта;

3) мужского голоса тенора, баса, баритона;

4) хора однородного и смешанного по составу;

5) скрипки, альта, виолончели и др.;

6) флейты, кларнета, гобоя, фагота и др.;

7) трубы, саксофона, альта, тромбона, тубы;

8) ксилофона, металлофона;

9) фортепиано, клавесина;

10) балалайки, гитары, арфы, гуслей;

11) баяна, гармони, аккордеона;

12) органа;

13) оркестра русских народных инструментов;

14) симфонического оркестра;

15) вакально-инструментального ансамбля.

Критерии оценки:

низкий уровень развития тембрового чувства – адекватное определение первых четырех фрагментов вокальных и (или) инструментальных тембров;

средний уровень – адекватное определение 5-10 однородных (вокальных и инструментальных) и смешанных тембров (например, хора, оркестра или ансамбля);

высокий уровень – адекватное определение 11-15 различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

Диагностика динамического чувства

Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его представлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

–Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).

–А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).

Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».

Критерии оценки:

слабый уровень динамического чувства = 1 балл;

средний уровень = 2 – 3 балла;

высокий уровень = 4 – 5 баллов.

Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

–Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?

После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».

Стимулирующий материал методики может подбираться диагностом самостоятельно.

Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:

1-я мелодия – не доигрывается последний такт;

2-я мелодия – доигрывается до конца;

3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я – доигрывается до конца.

Критерии оценки:

слабый уровень – правильно определены 1 – 2 пункта;

средний уровень – правильно определены 3 – 4 пункта;

высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующим материалом служит аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов (полное предложение), по характеру соответствующих центральной части и четырем векторам диагностического ключа-матрицы эмоций. Таким образом, одна серия предъявления теста включает в себя пять разнохарактерных музыкальных фрагментов. В качестве такого стимулирующего материала могут быть детские музыкальные циклы Д.Кабалевского, А.Хачатуряна, С.Прокофьева, С.Майкапара, А.Гречанинова, С.Боневича, А.Тушинка и других . Всего предъявляется четыре серии фрагментов:

1-я серия составляется в соответствии со средним уровнем сложности в определении эмоционально-смысловой рефлексии;

2-я серия соответствует слабому уровню эмоциональной отзывчивости и составляется из фрагментов, отражающих «переферийные» характеристики диагностического ключа-матрицы и потому легко определяемых эмоциональных реакций в ответ на однозначное и ярко выраженное музыкальное воздействие (эта серия предъявляется только в том случае,

если реципиент не сумел справиться с предыдущей, 1-й);

3-я cepия соответствует хорошему уровню и состоит из фрагментов, требующих чутких реакций на тонкие нюансы переживаний, соответствующих характеристикам, близким к центральной части диагностического ключа-матрицы;

4-я серия – высокий уровень эмоциональной отзывчивости строится на основе требований 3-й серии, где музыкальные фрагменты осложнены модуляциями или отклонениями, а также фактурными, регистровыми, темпо-ритмическими и другими контрастными сопоставлениями музыкального языка.

–Давай сыграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, какое настроение она у тебя вызывает, какие образы представляются во время ее звучания?

1-й (вербальный) вариант задания:

–Подбери слова, подходящие для твоего переживания музыки.

2-й ( невербально-художественный) вариант:

–Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста.

З-й ( невербально-двигательный) вариант:

–Двигайся под музыку так, каким бы тебе хотелось представить себя во время ее звучания.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряется как в вербальной, так и невербальной форме. Вначале ребенку предлагается самый сложный вариант осмысления содержания музыки – вербальный, а затем – невербальный, - на основе графических схем мимических выражений и вариант двигательных реакций на стимульное предъявление музыкальных фрагментов.

В качестве пробного варианта тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например, из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

1. «Утреннее размышление» – спокойно, умиротворенно;

2. «Сладкая греза» (или «Мама») – нежно, ласкеово, мягко, чутко..;

3. «Баба Яга» – тревожно, сердито, враждебно..;

4 . «Болезнь куклы» – жалобно, огорченно, скорбно..;

5. «Игра в лошадки» – проворно, игриво, задорно...

Процедура вербальной рефлексии строится следующим образом. Самостоятельные конгруэнтно вербальные конструкты в определении ребенком своих переживаний (эмоций, настроений) оцениваются диагностом как продуктивные, т. е. творческие. В индивидуальной диагностической карте в этом случае фиксируется 2 балла. Если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов одно, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента. Затем называются пять терминов из разных секторов словаря эмоций, один из которых соответствует характеру музыки, все остальные отражают альтернативные, противоположные состояния. В этом случае правильно указанное определение оценивается в 1 балл. Например (в соответствии с пробным вариантом предъявления фрагментов):

1-й – задорно, тревожно, тоскливо, спокойно, решительно;

2-й – гордо, весело, нежно, тяжело, сердито;

3-й – озорно, сердито, вяло, мягко, шутливо;

4-й – жалобно, решительно, празднично, гневно;

5-й – тяжело, устало, ласково, игриво, умиротворенно.

Критерии оценки вербальной рефлексии:

1)если ребенок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синономичные характеристики-мыслеобразы, то такой ответ следует оценить как продуктивный и зафиксировать 2 балла;

2)правильное понятийное определение ребенком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью диагноста оценивается как адекватно-репродуктивпый уровень и в индивидуальной карте фиксируется 1 балл;

3)неправильное определение оценивается в 0 баллов.

Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлексии музыки

Ф.И.ребенка. Возраст. Дата

фрагмента

Неадекватная

рефлексия (в баллах)

Адекватная

рефлексия (в баллах)

Продуктивная

рефлексия (в баллах)

1

0

1

2

2

0

1

2

3

0

1

2

4

0

1

2

5

0

1

2

Итого:




Общий вывод о степени развития вербальной рефлексии(понятийно-абстрактного высшего уровня осознания эмоциональных состояний) строится на основе 10-балльной шкалы, где сумма от 4 до 7 баллов соответствует нормативному уровню развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

В случае, если вербальный – понятийно-абстрактный уровень рефлексии эмоциональных состояний является для ребенка чрезмерно затруднительным (а в современной практике дошкольного и младшего школьного музыкального воспитания такое явление весьма распространено в силу разных социально-педагогических и психологических причин), то ребенку предъявляется при повторном прослушивании не вербальный, наглядно-образный вариант- графический аналог словаря эмоций.

Реципиенту предлагается выбрать из набора графического аналога диагностического ключа эмоций такого «гномика», выражение « лица» которого соответствует настроению от прослушиваемой музыки. Выбранный вариант физиогномического выражения ребенок переносит на лист бумаги (стандартного формата А-3), дорисовывает и раскрашивает его по своему усмотрению.

Примечание. Цветные карандаши желательно приготовить в соответствии с цветом стимульных карточек теста МЦВ Макса Люшера: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный. Интерпретация детского рисунка может производиться в соответствии с требованиями обработки проективных тестов «Нарисуй человека», «Несуществующее животное» и др.

Критерии оценки невербально-графической рефлексии:

1)адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;

2)неадекватное – 0 баллов;

3)продуктивным считается адекватный выбор с оригинально- детализированным дорисовыванием – 2 балла.

Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребенком дает дополнительную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений. Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей - вербальной. Адекватность двигательной (танцевальной), сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух- или трехдольности музыкального воздействия: маршеобразного, подвижно-танцевального (например, польки) или вальсообразного фрагментов. Критерии оценки танцевально-двигательной (или не вербально-двигательпой) рефлексии:

1)марш (или музыка, близкая по метро-темпоритмическим характеристикам), репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции (шаг) оценивается в 1 балл;

2)полька предполагает ускоренный по темпу шаг или бег (галоп), поскоки, репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 2 балла;

3)вальс (или менуэт) - самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения, репродуктивное воспроизведение которого оценивается в 3 балла.

Кроме того, творческие психомоторные проявления (оригинально-детализированная пластика исполнения каждого из фрагментов) оцениваются дополнительным баллом:

Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей

Изучение музыкально-эстетических ориентаций, предпочтений, вкусов детей проводится по параметрам когнитивной и операциональной (поведенческой) направленности личности ребенка по отношению к музыке.

Получить сведения о личностных музыкальных предпочтениях ребенка можно с помощью краткой беседы-анкеты в ситуации доверительного общения. Эти данные сопоставляются с данными беседы на эту же тему с родителями и педагогами.

Примерные вопросы (анкета) для детей 6-8 лет.

1. Ты любишь музыку?

2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то что именно, какие песни?

3. Где тебе нравится петь больше – школе, студии, школе искусств или дома?

4. Поют ли твои мама и папа дома (или в гостях)?

5. Какие песни тебе нравится петь, а какие слушать?

6. Где ты чаще всего слушаешь музыку: в концертном зале или дома, по телевидению и радио?

7. Что ты больше любишь: петь, рисовать или танцевать под музыку?

8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо музыкальном инструменте? Каком?

9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то какие?

10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?

11. Какие исполнители (певцы или музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня развития когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов детей:

•низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов ребенка характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;

•средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;

•высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?

2. Существуют ли в вашей семье традиции домашнего музицирования (пения или игры на музыкальном инструменте) в присутствии ребенка (например, пение колыбельных для младших детей или слушание музыки, когда к вам приходят гости, или когда вы находитесь в гостях, или в свободное время- по вечерам, выходным дням и т.п.)?

3. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо музыкальные мероприятия или специальные занятия?

4. Какую роль вы придаете (отводите) музыкальному воспитанию вашего ребенка? (возможны примерные ответы:

•незначительную;

•пусть занимается для общего развития;

•крайне важную для развития его музыкальных способностей).

5. Какая музыка чаще всего звучит у вас дома: легкая развлекательная, классическая (в том числе и эстрадная классика) или «какая придется- по принципу: не имеет особого значения»?

6. Какую музыку вы сами предпочитаете слушать (или исполнять)? Назовите, пожалуйста, ваши любимые произведения, или исполнителей, коллективы, направления музыки...

7. Как вы считаете, любит ли музыку ваш ребенок? Если да, то укажите, какую именно он предпочитает слушать (или исполнять).

8. Как и в чем конкретно проявляются музыкальные интересы вашего ребенка?

9. Считаете ли вы вашего ребенка музыкальным или полагаете, что ему «медведь на ухо наступил»?

10. Если бы у вас была возможность, уделяли бы вы больше внимания музыкальному развитию вашего ребенка? Что именно вы хотели бы предпринять для этого?

По анкете родителей проводится анализ ответов, результаты которого соотносятся с данными, полученными из анкеты для детей и данными педагогического наблюдения. В процессе обработки результатов следует придавать значение прежде всего двум факторам:

•собственным музыкальным интересам родителей, обусловливающим музыкальные интересы и вкус ребенка (известно, что прямое подражание детей поведению значимых для него людей формирует их жизненный, в том числе и музыкальный опыт);

•пониманию родителями значения музыкального воспитания ребенка в развитии его общих (интеллектуальных) способностей.

Критерии оценки ответов родителей на анкету, направленную на изучение музыкальных предпочтений ребенка:

•низкий уровень - открытое (откровенное) признание незначимости музыкального развития в полноценном воспитании ребенка и слабо выраженный интерес к музыке в целом;

•средний уровень - признание роли музыкального воспитания в развитии ребенка, но незнание его музыкальных интересов или отсутствие времени и возможностей для полноценной реализации своих родительских функций в музыкальном воспитании ребенка;

•высокий уровень - наличие опыта семейного музицирования и реализация планов музыкального развития ребенка с помощью профессиональных педагогов-музыкантов.

Методика изучения операционального (поведенческого) компонента

музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений

Тест «Музыкальный магазин»

Выявление операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических взглядов личности представляет собой определение уровня сформированности реально используемых ребенком приемов эстетической ориентировки, с помощью которых реализуется применение музыкальных знаний и мотивов в качестве регуляторов собственного поведения в актах реального выбора музыки.

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал составляют три (возможно и более) серии по восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства. Предъявление фрагментов осуществляется индивидуально в аудиозаписи последовательно по одному образцу музыки из каждой серии заданий.

Музыкальные направления, используемые в построении диагностики операционального (поведенческого) компонента музыкальных вкусов личности ребенка:

  • народная вокально-хоровая музыка;

  • народная инструментальная музыка;

  • народная вокально-инструментальная музыка;

  • классическая вокально-хоровая музыка;

  • классическая инструментально-симфоническая музыка;

  • классическая вокально-инструментальная музыка;

  • современная классика авангардного направления;

  • современная развлекательная (массовая) музыка;

  • музыкотерапевтические программы;

  • духовная музыка.

Представь, что родители дали тебе денег для того, чтобы ты выбрал в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Ты отправился (с кем-то из взрослых) в магазин и продавец предложил тебе прослушать музыку из разных музыкальных альбомов. Остается лишь выбрать ту, которую ты предпочитаешь остальным. Выбирать можно любое число музыкальных записей.

Критерии оценки:

•низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства (1 балл);

•средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества (2 балла);

•высокий уровень - проявление интереса к трем (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений (3 балла).

Трехкратное предъявление серий (с перерывами для отдыха) дает возможность получить информацию о реальных музыкальных предпочтениях ребенка.

Примерный перечень произведений для предъявления музыкальных фрагментов в качестве диагностических заданий

Классическая: М.Глинка «Жаворонок», С.Рахмантнов «Вокализ»

Вок.-инструмен.: Битлз «Пусть будет так»

Современная авангардная музыка: Э.Денисов «Пение птиц», П.Хиндемит «Гармония мира», В.Гаврилин «Перезвоны»

Народная (инструмент.): «Кадриль» (ансамбль «Русский север»), Традиционный летний танец «Шин», Троицкие хороводы (ансамблю «Русь»)

Классическая (инструментально-симфоническая): П.Чайковский «Щелкунчик», Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз», И.Бах «Шутка» из сюиты № 2

Современная (развлекательная): Алиса «Мы вместе»

Зоопарк «Гопники», «Присутствие», «Выйди вон»

Музыкотерапевтические программы: В.А.Моцарт Музыка для детей (релакс.), «Энергия любви» (исцел-гармониз. программа),«Лес дождей» (релакс. прогр.)

Духовная: П.Чесноков «С нами Бог», А.Гречанинов «Верую», Д.Бортнянский, «Херувимская песнь № 7»

Наряду с предлагаемым тестом изучения операционального компонента музыкальных предпочтений и вкусов ребенка необходимо проводить включенное в диагностический процесс педагогическое наблюдение за реальными музыкальными выборами ребенка. Наблюдая за реальным музыкально-операциональным выбором ребенка, исследователь ведет диагностический учет динамики музыкальных вкусов, предпочтений ребенка в течение продолжительного времени.

Кроме того, в практике музыкального воспитания распространен метод самостоятельного составления концертных программ детьми для праздника-концерта к какому-либо важному событию. Анализ репертуара составленной ребенком программы может также служить диагностическим материалом для изучения музыкальных ориентаций ребенка в ситуации реального выбора музыкальных образцов, имеющих для него личностно значимый смысл.

Методика изучения мотивационного компонента

музыкальных вкусов ребенка

Тест «Музыкальная"поиграй-ка"»

Цель:выявить в какой степени выражена потребность ребенка в музыкальных видах деятельности.

Стимулирующим материалом служат различные игровые предметы, в числе которых находятся и музыкальные. В разных секторах комнаты представлены три класса предметов:

музыкальные: металлофон, ксилофон, треугольник, флейта, синтезатор, гитара, балалайка, аккордеон, баян, пианино, магнитофон (с записями музыки и др.);

изобразительные: карандаши, краски, бумага (разная по формату и цвету), пластилин, ножницы, клей, нитки, журналы с красочными картинками и т.п.;

спортивные: скакалка, различные по размеру мячи, игрушечный футбол или хоккей и т.п.

Тестирование проводится в четыре этапа.

I этап: диагност предлагает ребенку поиграть и при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами. Затем испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться и он сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры. Оставив ребенка одного, исследователь наблюдает за тем, какой группе игр ребенок отдаст предпочтение. Если его привлекла группа музыкальных инструментов, в протокол заносится 1 балл. Если реципиента первоначально заинтересовали другие (немузыкальные) группы предметов – 0 баллов.

II этап: ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музыкальные инструменты. Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность: продолжительная увлеченность одним инструментом = + 1 балл; пробное музицирование на нескольких инструментах +2 балла; увлеченное и продолжительное· музицирование на одном-двух инструментах + 3 балла.

III этап: процедура исследования усложняется введением «сбивающего фактора». Диагност появляется в комнате и, похвалив ребенка за его самостоятельность в использовании музыкальных игр (и проявив интерес к его игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например, порисовать или поиграть в мяч. Такое предложение выступает в качестве фактора помехи тому виду деятельности, который избрал ребенок самостоятельно. В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и продолжает самостоятельно заниматься музыкальными играми-предметами, в протокол заносится еще + 4 балла.

IV этап: исследователь начинает заниматься рисованием (или другой, незвуковой игрой). Если и в этой ситуации отвлечения в течение 30-60 секунд ребенок не подходит с заинтересованным видом к экспериментатору, в протокол заносится еще + 5 баллов.

Таблица определения степени выраженности мотивационной

готовности ребенка к занятиям музыкальной деятельностью

Тест «Хочу дослушать»

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки или (и) исполнения, сочинения (музыкальной импровизации) на музыкальных занятиях с детьми. В качестве музыкального материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений (например, по принципу теста «Музыкальный магазин» ). Диагностической такая ситуация становится в случае, если исследователь намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершенности музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой (исполняемой) музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации исследователь обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать (доигрывать) музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

•проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребенка к развитию своих музыкальных способностей;

•индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов старших школьников

Данный тип диагностических заданий представляет собой систему задач на выявление личностного смысла, особенностей осознаваемых индивидом мотивов в его общении с музыкой. Мотивационная направленность музыкальных вкусов, ориентаций, убеждений определяется склонностью

реципиента рассматривать музыку либо только как повод для развлечения, отдыха, либо как средство, с помощью которого можно удовлетворять свои познавательные потребности.

Текст каждой из таких задач фиксируется на специальной карточке, где описывается ситуация, характерная для дискуссии.

Инструкция испытуемому. Существуют различные точки зрения на вопрос о том, удовлетворению каких потребностей человека служит общение с произведениями искусства: музыкой, кино, живописью и т.д. Вы можете принять участие в дискуссии молодых людей, посвященной этой теме. Мы просим вас выразить свое отношение к высказываемым мнениям, отметив в карточке ответов подходящий для вас вариант.

Помните, что в данной ситуации нет ответов правильных и неправильных, каждый человек имеет право на свою точку зрения. Предлагаем вам выразить ее.

Приведем выдержки из одной такой дискуссии о музыкальных предпочтениях.

В комнате отдыха одного из студенческих общежитий среди собравшихся молодых людей возник спор о назначении и роли искусства в жизни современного человека. Дискуссия разгорелась вокруг вопроса о том, какие направления искусства (в музыке, живописи, кино, театре и т.д.) следует считать наиболее значимыми? Ведь общественная оценка искусства может и не совпадать с личным мнением человека.

Текст 1

Группа парней горячо отстаивала свою точку зрения:

Современный молодой человек вынужден перерабатывает огромное количество информации: учебной, профессионально-деловой, политической, личностно-бытовой, эстетической. Действительно, музыка сопровождает нас всюду, в одних случаях доставляя удовольствие, радость, в других – утомляя и раздражая нас.

Если речь идет о том, какое направление искусства следует предпочесть, то мы выбираем, разумеется, такие произведения, которые нам правятся. При этом не имеет принципиального значения, к какому жанру относится конкретное произведение. Важно, чтобы оно приносило эмоциональное удовлетворение, отвлекало бы от будней, перегруженных суетой повседневных забот. Искусство ведь не алгебра или английский язык, чтобы серьезно им заниматься. Оно для того и существует, чтобы при современном ритме жизни радовать людей. Это и есть наш главный критерий по отношению к искусству, показатель необходимости общения с ним.

Карточка ответов

1. Согласны ли вы с мнением молодых людей? ДА – НЕТ – НЕ 3НАЮ

2. Готовы ли вы поддержать это мнение своими аргументами? ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ

Вариант ответа подчеркните

Текст 2

–Искусство без эмоций – это, конечно, не искусство и в этом я, согласен с вашим мнением, –поддержал группу молодых людей ценитель современной музыки Стас К.

–Но я бы сказал определённее. Для меня, например, и моих друзей более значимыми являются такие произведения искусства, которые отличаются яркой новизной, новаторством средств выразительности и необычностью формы представления. Авангард искусства сегодня – это именно такие произведения – яркие, модные, динамичные, в общем классные!.. Именно такие музыкальные клипы, концерты популярных эстрадных солистов, групп и выставки художников сегодня востребованы и вполне отвечают запросам современных людей, особенно молодежи. Считаю это правильным и справедливым, так как истории известно много случаев, когда при жизни многих истинных художников или музыкантов просто не понимали, не признавали их творчество. И лишь спустя годы, вдруг(!) произведения этих творцов получали признание, оказывались шедеврами... Примером может стать творческая судьба В.Высоцкого или английского ансамбля «Битлз» и конечно же, самого И.Баха(!) Поэтому я считаю, что необходимо уже сегодня, сейчас ориентироваться на творчество художников –экспериментаторов, мастеров авангардизма, коллекционировать записи рок-музыки, картины художников новых модных направлений, ибо именно такому искусству принадлежит будущее, да и настоящее! Современное искусство отражает наш век, дух современного времени, молодого поколения.

Надо уметь смотреть вперед, – заключил Стас, – видеть уже сегодня искусство новое, оригинальное, модное, передовое...

Карточка ответов

1. Согласны ли вы с высказанным мнением? ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ

2. Можете ли вы поддержать это мнение своими аргументами? ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ

Вариант ответа подчеркните

Текст 3

Группа девушек с исторического факультета была, однако, иного мнения об отношении к искусству современного молодого человека. От имени этой группы высказалась Вера М.: «Принципиально не согласны с точкой зрения предыдущих выступающих. Нельзя сводить свое общение с искусством только к эмоциональным впечатлениям и наслаждению, ориентируясь при этом на модные авангардные произведения. Человек, слушающий только рок-музыку или увлекающийся только экстравагантной живописью сюрреалистических картин и театрально-развлекательных постановок, обедняет себя. Это все равно, что выписывать содержательный журнал, а читать в нем только одну страницу "юмор"». Только серьезное, проверенное временем, классическое искусство способно побудить человека к созиданию, заставить задуматься о явлениях окружающей его жизни, выступать в качестве помощника, советчика, источника знаний о человеке, мире, Вселенной... Мы убеждены, – заявила Вера, – что наиболее ценными для себя следует считать произведения, вошедшие в золотой фонд мировой культуры и ставшие эталоном классического искусства. Именно они побуждают к познанию мира и обогащению многовековым опытом человеческой цивилизацию».

Карточка ответов

1. Согласны ли вы с высказанным мнением? ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ

2. Можете ли вы поддержать это мнение своими аргументами? ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ

Вариант ответа подчеркните

Текст 4

– Однако не стоит идеализировать ситуацию, -–возразил девушкам студент того же института Константин С.

–Конечно, кому-то хотелось бы, чтобы каждый из нас обладал умением слушать и понимать произведения серьезного, в том числе и классического искусства. Но всё это, увы, возможно лишь теоретически. На практике только специалисты и те, кто вырос, скажем, в семье художников, писателей или музыкантов (вот как Никита Михалков, например), где его с детства учили воспринимать серьезное искусство, - только эти люди практически способны находить в нем смысл и получать удовлетворение. Основная же масса людей этого делать не умеет! А я считаю, что нет особой необходимости учиться этому. Вкусы- это ведь личное дело каждого из нас: одному нравится модная и энергичная музыка, другому – серьезные шедевры художников-классиков... Все вполне закономерно: искусствоведам нравится классическое искусство и они его пропагандируют (ну и Бог с ними, хотя мне, например, непонятно, кому нужны сегодня всякие там мазурки, менуэты и смыслы жизни прошлых веков), а нам нравится современная молодежная музыка, дискотеки, фестивали, тусовки, - мы им отдаем предпочтение. Что в этом плохого?

Поэтому я уверен, что искусство призвано прежде всего удовлетворять наши современные вкусы, стремления и потребности. Для нас важно, чтобы оно несло с собой энергию молодости, кураж, развлечение, современные ритмы и мелодии, способные снимать «груз» умственного перенапряжения, которым наша жизнь и так перенасыщена до предела! Большинство ребят даже зааплодировали горячей и убежденной речи Константина. А лица девушек-историков выражали явное смятение и одновременно симпатии к Константину.

Карточка ответов

1. Согласны ли вы с высказанным мнением? ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ

2. Можете ли вы поддержать это мнение своими аргументами? ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ

Вариант ответа подчеркните

Текст 5

В конце дискуссии прозвучало высказывание еще одного молодого человека, старшеклассника гимназии – Влада К.Поддерживая в принципе позицию девушек –историков, он полагал, что человек, действительно становится «мелким» по сути, более равнодушным к жизни и неинтересным как личность, ограничиваясь сферой развлекательного в искусстве.

–Искусство способно отражать не только внешне красивое, привлекательное по форме, оно несет в себе и содержательные, смысловые характеристики жизни человека, общества, мира, оно несет в себе и философские идеи, общечеловеческие нормы жизни, духовные ориентиры и эталоны. Искусство способно быть мощным средством самовоспитания человека. Ориентация же только на легкие, развлекательные его жанры выражает хотя и вполне приемлемое, но весьма обывательское к нему отношение. К искусству неразумно относиться только как к модным вещам. Оно способно пробуждать в человеке самые искренние, глубокие чувства и откровения. Ведь высокохудожественные произведения для того и создавались, чтобы человек мог задуматься о своей миссии жизни на земле...

Поэтому, не отказывая себе в общении с легким, развлекательным искусством (разумный отдых безусловно необходим человеку) надо стремиться овладеть тем высокохудожественным багажом, которое накопило и оставило нам в наследство старшее поколение.

Влад закончил, его уже почти никто не слышал. Увлечённо обсуждая детали предстоящей вечеринки, группы ребят продвигались к выходу, торопясь занять удобные места в призывно мигающем весёлыми огоньками вечернем студенческом кафе.

Карточка ответов

1. Согласны ли вы с высказанным мнением? ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ

2. Можете ли вы поддержать это мнение своими аргументами? ДА – НЕТ – НЕ ЗНАЮ

Вариант ответа подчеркните

Алгоритм обработки результатов

текста

Устойчивая позиция высокохудожественной ориентации в искусстве

Неустойчиво-ситуативная мотивация с тенденцией к устойчивой

Неустойчиво-ситуативная мотивация


Неустойчиво-ситуативная мотивация с тенденцией к низко-художественной ориентации

Узконаправленная, развлекательно-потребительская мотивация общения с искусством


1

Нет

(не знаю)

Не знаю

Не знаю

Не знаю

Да (не знаю)

2

Нет

(не знаю)

Не знаю

Не знаю

Не знаю

Да (не знаю)

3

Да

Да

Не знаю

Да

Нет

4

Нет

Не знаю

Не знаю

Да

Да

5

Да

Да

Да

Не знаю

Да (не знаю)

Обработка результатов. Выполненные задания позволяют получить данные о ценностных ориентирах в осознании личностью своих музыкальных предпочтений, потребностей, интересов, которые могут выступать в качестве эталонов в актах внутреннего выбора , т.е. выполнять функции мотивов убеждений.

Ключевыми ответами считаются результаты по заданиям текстов 3, 4, 5, где в качестве сбивающих факторов использовано мнение большинства присутствующих и субъективная значимость-привлекательность позиции выступающего. Именно на эти задания надо обратить внимание при обработке рультатов, так как ответы на них будут свидетельствовать об устойчивости музыкально-мотивационных ориентиров, убеждений личности. Сочетание ответов будет свидетельствовать:

об устойчивой сформированной готовности ориентироваться на широкий спектр музыкально-эстетических предпочтений;

•о случайно ситуативном характере ориентировки в музыкальном искусстве;

•об узкопрагматической направленности лишь на развлекательные образцы музыки и искусства в целом.

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор»,с помощью которой можно не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации реципиента, (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии личности), так и «сильные» структурные характеристики музыкальности субъекта, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности.

  • Метод «Выбери музыку» (Л.В.Школяр)

Эта методика является весьма продуктивной в изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста.

Цель: выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений-стимулов. В качестве стимулирующего материала предъявляются 5 серий предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамики звучания, регистрово-тембровым средствам выразительности):

1-я серия: А.Лядов Прелюдия d-moll; П.Чайковский «Баркарола»; Д.Кабалевский «Печальная история».

2-я серия: Э.Григ «Одинокий странник»; П.Чайковский «Утреннее размышление»; Э.Григ «Смерть Озе».

3-я серия: П.Чайковский «Баркарола»; Ф.Шопен Ноктюрн b-moll; Ф.Шопен Ноктюрн f-moll;

4-я серия: Л.Бетховен «Соната № 14» (финал); Л.Бетховен «Аппассионата» (финал); Ф.Шопен «Экспромт-фантазия».

5-я серия: А.Хачатурян «Ля-до серьезно заболел»; С.Прокофьев «Раскаяние»; А.Хачатурян «Траурное шествие».

–Послушай и определи, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробуй определить, чем оно отличается от двух других?

Критерии определения уровня сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыки:

•низкий уровень характеризуется попыткой учащегося анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, не способностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагмента (оценивается в 1 балл);

•средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

•высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»-схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла).

Результаты диагностики заносятся в итоговую таблицу данных и оформляются в количественных выражениях (баллах):

Критерии итоговой оценки уровня развития сравнительной рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку:

•слабый уровень: 0-5 баллов;

•средний уровень: 6-10 баллов;

•высокий уровень: 11-15 баллов.

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребенка

(на каждый учебный год)

Фамилия и имя ребёнка___________________________

Возраст ____________________________

Дата: констатирующего этапа (1) __________

промежуточного этапа (2) ________________

контрольного этапа (3) _______________


Уровень развития

Параметры музыкальных способностей

Метро-темпо-ритм

Чувство тембра

Чувство звуковысотности

Гармоническое чувство

Динамическое чувство

Чувство формы

Уровень развития

Эмоциональная отзывчивость

Личностные характеристики

Итоговые данные

Мотивационный компонент

Когнитивный компонент

Операциональный компонент





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!