Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Программа по выявлению
математических способностей
учителя математики Печерских А.Н.
2019 год
Цель:
1) Формирование критического, нестандартного мышления при работе над проектами в группе, индивидуально;
2) Развитие личности учащегося, и одаренной личности в частности;
3) Формирование творческих групп для решения различных учебных задач;
4) Развитие математических способностей учащихся.
Задачи:
выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);
План учителя по выявлению математических способностей разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Выделим три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с
одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении математики.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов необходимо постоянно вовлекать учащихся из начальных классов.
На подготовительном этапе происходит:
- формирование навыков научной организации труда
- вовлечение в активные формы познавательной деятельности
- формирование познавательного интереса
- выявление способных учащихся
Урочная и внеурочная деятельность по математике строиться таким образом, что учащийся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно для приобретения новых знаний и нового опыта, и служит основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
1 этап — творческий (5—7 классы)
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках предмета. Содержание учебного материала настраивает учащихся на непрерывное обучение, процесс познания становится для таких детей самоценным.
На творческом этапе происходит:
- совершенствование навыков научной организации труда
- формирование познавательного интереса
- творческое развитие учащихся
- индивидуальная работа со способными учащимися
2 этап — развивающий ( 8 – 9 классы)
На данном этапе происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т. д.
На развивающем этапе происходит:
- совершенствование навыков научной организации труда
- развитие и расширение познавательных интересов учащихся
- формирование исследовательских навыков
- развитие информационной культуры учащихся
3 этап – исследовательский ( 10 – 11 классы)
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация знаний, умений и навыков к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.
На данном этапе происходит:
- совершенствование исследовательских навыков
- совершенствование информационной культуры учащихся
- самостоятельное применение знаний умений и навыков.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Программное обеспечение (программы кружков, элективных курсов, план работы по преемственности обучения) 2. Наличие методических материалов (рекомендации, литература, публикации) 3. Издание материалов, иллюстрированных отчетов, участие в методической выставке |
Организационно – методическое обеспечение | 1. Повышение квалификации учителя 2. Разработка программ и проектов по предмету 3. Изучение обобщения опыта работы других учителей 4. Мониторинг системы работы с одаренными детьми |
Формы работы с одаренными учащимися
- Олимпиады;
- Элективные курсы;
- Творческие выставки;
- Групповые занятия с сильными учащимися;
- Исследовательские работы;
- Предметный кружок;
- Творческие мастерские;
- Конкурсы различного уровня;
- Факультативы;
- Индивидуальное консультирование учащихся
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.
Задачи работы с родителями включают:
Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
Укрепление сотрудничества родителей с учителем математики.
Формы работы с родителями
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Творческие отчеты;
- Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
- Выполнение рекомендаций литературы.
Ожидаемые результаты
1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;
2. Творческая самореализация выпускника школы (участие в конкурсах различных уровнях);
3. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
4. Повышение квалификации учителя;
5. Повышение компетентности учащихся в области математики;
6. Развитие умений применения математических знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
повышение уровня владения детьми общими предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Литература
1.Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007.
2.Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.
3.http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/odarennye-deti
4.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2016.
5.Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
6.Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
7.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996.
8.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Сентябрь. 2001.
9.Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
10.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
11.Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. :Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.
12.Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
13.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
14.Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)
15.Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.
16.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000
17.Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.
18.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.
19.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2011.
20.Пидкасистый П.И., Чудновская В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. – М.: Пед. общество России,1999.
21.Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.
22.Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав./Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.
23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.
24.Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
25.Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
26.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
27.Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.
28.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
29.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.