СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки спортсменов в "Школе волейбола"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки волейболистов рассчитана на 8-летний, большой макроцикл. Этот период развития составлен на мальчиков (юношей) учащихся 3-10 классов, включает в себя и адаптирован применительно к местным условиям, возможностям и требованиям.

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки спортсменов в "Школе волейбола"»

Программа подготовки спортсменов в «Школе волейбола»

Программа подготовки волейболистов рассчитана на 8-летний, большой макроцикл. Этот период развития составлен на мальчиков (юношей) учащихся 3-10 классов, включает в себя и адаптирован применительно к местным условиям, возможностям и требованиям. (Почему в этом возрасте?) Современный волейбол повышает уровень требования к различным показателям спортсмена, современные дети в сравнении с предыдущими поколениями имеют порой сильные,

различия в уровне физической подготовленности (как значительно более низкий уровень развития, так и более высокий). Низкий понятно, экология, питание, двигательный режим, более слабый иммунитет как последствие. Причина высокого уровня мне видится конечно в том, что выросла информативность родителей к теориям систем физического развития, более высокие и современные его базы. Те кто имеет возможность целенаправленно к своим детям их применить,

повышает уровень их готовности к первому этапу подготовки.

Возраст 8-9 лет позволяет начинать занятия волейболом, так как в течение 4-6 месяцев дети овладевают азами техники волейбола и это позволяет им участвовать в соревнованиях. В то же время современные дети без особой мотивации и конкретных видений ближайшей цели, а затем и результата, очень часто уходят на другие виды спорта баскетбол, волейбол, футбол и т.д. Там они быстрее овладевают азами техники, так как их физических данных для этого хватает. При этом они быстрее увидят результат своих занятий, и соответственно в 6-8 лет к этим, более доступным виды спорта у них и будет проявляться интерес, правда попадаются физически одарённые мальчики 7-8 лет, но это скорее всего «исключение из правил».

Если же ребёнок погружается в систему соревнований:

  1. Он мотивирован ( идёт встречное движение: ученик – тренер, а не только тренер – ученик).

  2. Он быстрее развивается во всех аспектах подготовки.

  3. Он в течении полугода выбирает основным видом спорта – волейбол и соответственно более целенаправленно работает на этот вид спорта.

  4. В течение первых двух годов начальной подготовки для юных спортсменов тренер – непререкаемый авторитет, и за это время, как правило, занимающиеся начинают понимать важность его «фигуры» в их жизни, если конечно есть результат.



Период начальной подготовки: 3-4 класс (два года обучения).

1 год обучения (3 кл. мальчики).

К концу года (май) дети играют в волейбол, используя все технические элементы.

  1. Подача с 9 м.

  2. Розыгрыш в три касания.

  3. Нападение можно с места (но обычно умеют в прыжке).

  4. Защита можно углом вперёд!?

  5. Связка в №3, с выходом из №2 и №4.

Обучение. (Основное внимание технике элементов на занятиях).

  1. Перемещение: приставные и скрестные шаги, стопорящий шаг, особое внимание,

левая нога всегда впереди и стопорит прыжок.

Часто давать челночный бег (можно на маленькие расстояния).

  1. Передачи верхние и нижние над собой, у стены, с наброса партнёром, в парах, через сетку.

  2. Нападение с места (особое внимание праворуким, левая нога впереди).

Подброс мяча для нападения двумя руками или лучше ударной рукой.

  1. Подача в основном верхняя прямая (особое внимание мяч впереди на прямой руке, и подброс не ударной рукой).

Силовая нагрузка: в основном строится на отжиманиях (для подачи и верхней передачи).

(Дома много отжиматься, хорошо помогают спортивные дневники).

Тактическая подготовка: в конце занятия можно отводить некоторое время для игры, где в процессе можно закладывать взаимодействия детей в защите и нападении (в три касания).

Со второй недели, (при двух или трёх занятиях), я субботу или воскресенье проводил соревнования по пионерболу. Затем по мере овладения техникой элементов (где-то с 3-4 недели) с элементами волейбола: с вводом мяча в игру волейбольной подачей, с приёмом и т.д.

Подачу я постепенно отодвигал, но обычно через месяц большая часть детей подаёт с 6 метров, если отжимается дома. В играх лучше если они сразу начинают играть через связку.

На первых порах можно и эффективно играть на уменьшенных площадках, но в волейбол (2х2 , 3х3, 4х4 по составу игроков), в школьном зале сетка натягивается поперёк зала (получается две площадки).

В конце игр проводил конкурсы на лучшую подачу и точную верхнюю передачу, по началу и нижнюю передачу.

Хорошо, если в городе есть, (особо в начале на 1 году обучения), конкуренция хотя бы 3 школы (три команды одного примерно возраста).

Период начальной подготовки: 3-4 класс (два года обучения).

4 класс. 2 год обучения.

Ожидаемые результаты.

Совершенствование технических элементов.

  1. Знакомство с техникой блока.

  2. Обучение подачи в прыжке с малых расстояний.

  3. 3акрученная подача верхняя с места.

  4. Умение держать в воздухе при игре в парах.

  5. Должны к концу года уже универсально владеть большинством элементов техники,

(за исключением возможно высоких игроков). Не только связующие должны уметь делать вторую более менее прицельную передачу.

  1. Подача должна уже быть надёжной.

Тактическая подготовка:

  1. Обучаться игре связка из №2. Хотя пока и при двух связующих.

  2. Можно на втором году попробовать определить, кто будет связующим,

Лучше если он будет обладать лидерскими качествами, хорошей мотивацией к тренировкам , хорошей координацией и мышлением.

  1. Можно начинать перестраивать защиту углом назад.

Физподготовка:

  1. Включаем отжимание на пальцах, верхние передачи с более тяжёлыми мячами,

Но желательно не большего размера (например: футбольные или резиновые).

  1. Челночный бег на небольшие расстояния.

  2. Хорошо совмещать отработку техники с физической нагрузкой.



Соревновательная подготовка:

Участие в соревнованиях районного и областного уровня, уже сформироваться должен к середине года костяк команды (12-14 человек). Соревнования с более старшими сверстниками, но не сильно высокого уровня, с женскими командами. Можно уменьшить количество соревнований, но увеличить качество.

6 класс 3 год обучения.

Последний год когда интенсивно по возрасту развивается координация и обучаемость элементам высокая.

Ожидаемые результаты:

Техника: обучение элементов техники на их возможном физическом уровне.

На тренировках высоту волейбольной сетки определять по возможностям детей, чтоб в будущем построить правильную технику удара.



ОФП и СФП: полезно, по моему мнению, вкраплять в технико-тактическую подготовку,

Так как к физической нагрузке у детей сейчас тяги нет, но давать её надо.

Соревнования на этом этапе, лучшее средство этой нагрузки.

Тактика: обучение игры при одной связке, защита углом назад, или по возможностям команды.

(Если двигаются плохо, можно оставить пока углом вперёд или высокий игрок №3 и перекрывает блоком центр.)

Соревновательная подготовка.

Должны показать результат на областном или региональном уровне в соперничестве со своими сверстниками.

4 год обучения. 7 класс.

Ожидаемые результаты:

Постановка полной современной схемы действий в защите и нападении.

Обучение в нападении одиночных и групповых элементов атаки, если физические возможности не соответствуют ставящимся задачам, понизить уровень сетки.

Обычно в этом возрасте спортсмены конкурентно способны взрослым школьным командам.

На этом периоде тренировок я увеличивал объём СФП, мало внимания уделяя ОФП, стараясь также проводить её в ходе работы с мячами и в конце тренировки. Дети в этом возрасте уже мотивированы. Очень полезен при грамотном подходе тренажёрный зал (он не столько увеличивает мышечную массу, сколько при правильных нагрузках и технике безопасности развивает силу). На более ранних возрастных этапах, я бы мальчикам не рекомендовал тренажёрный зал (лучше со своим весом: подтягивания, отжимания, пресс, прыжки, приседания, ускорения, ходьба в приседе, выпады, растяжки, ускорения и т.д.) Сейчас в современных фитнес залах есть такие тренажеры, которые помогают особо на первых порах начать подтягиваться.

В этот период дети уже должны участвовать в областных и региональных соревнованиях, если ставятся высокие цели.

5 год обучения 8 класс.

Совершенствование элементов техники тактики. Год перехода на мужской уровень игры.

Прыгучие и высокие спортсмены уже в 7-8 классах в прыжке задевают б.б кольцо.

В этом периоде развития у пацанов (7-8 класс) хорошо развиваются скоростно-силовые способности, идёт рост тела и надо много давать разнообразных движений, в том числе и с мячом. Продолжать более интенсивно делать силовые нагрузки, причём от 7-го до 9-го класса их желательно увеличивать в объёме. Растёт прыжок, а значит важно укреплять спину, пресс, мышцы груди и верхне-плечевого пояса (хотя бы подтягивания, отжимания, пресс, полуприсед или присед).

В игре уже обязателен групповой блок. По амплуа уже должны определиться.

6 год обучения. 9 класс.

Период совершенствования.

Должны начинать создавать конкуренцию мужским командам трудовых коллективов,

посёлков типа Межевого, Айлино и т.д.

Должны уметь самостоятельно вести игру без тренера, уметь анализировать свои действия, должны быть мотивированы к самостоятельным занятиям помимо тренировок и понимать их значимость.

В тренировках вырастает объём времени на отработку подачи, приёма подачи, нападения по амплуа, построения группового блока, тактики защиты, особая работа со связками. Во все части тренировки можно вкраплять прыжковые упражнения (на разминке распрыгиваться, различные беговые, растяжки, (моим нравятся упражнения в движении от линии подачи к сетке), прыжки во время работы в парах, когда идут броски мяча из-за головы и т.д. (3-5 прыжков или по команде тренера), прыжки во время нападения (между ударами по 4-5 прыжков), серии прыжков в конце занятия.

Когда прыжковая даётся малыми порциями (по 5 прыжков), дети сильно не ропщут и переваривают постепенно большие объёмы.

7-8 год обучения. 10-11 класс.

Период совершенствования (я бы сказал: «Период результата»).

Должны на равных играть с сильнейшими городскими командами, лучшие должны попадать в сборную мужскую команду, в этом возрасте 16-17 лет, обычно до кольца допрыгивают все кто имеет ростовые данные 178 см. и более. Лучшие достают планку на уровне 225-35 см.(у меня сейчас такие есть, хотя ростовые данные меньше 190 см.). Поэтому при наборе в секцию желательно тестировать (быстрота, координация и антропометрия).

Если не считать отдельные личности, то в основном сейчас пацаны после 9 класса редко кто вырастает, в этом возрасте обычно происходит скачок в силовых возможностях, здесь сама природа их гонит тренажёрный зал, но аккуратно с нагрузкой на позвоночник.

Примерное построение тренировки на этом этапе (оно же применительно ко взрослым командам:

Вводная часть: лёгкий бег по самочувствию, растяжка икр и бёдер, общая растяжка в зависимости от временных возможностей тренировки, от линии подачи до сетки (фронтально) беговые упражнения (захлёст бедра и поднимание бедра по несколько серий), выпады различные на растяжку бедра, наклоны вперёд по 3-4 раза с постепенным перемещением к сетке и различные варианты этих наклонов, скручивание туловища (всё с перемещением к сетке), вращения в плечевых суставах различные, обязательно прыжки с ноги на ногу вперёд, можно в стороны с продвижением к сетке, наскоки на две ноги с выпрыгиванием (можно без эмитации нападения).

Между этими подходами, или во время, лёгкого бега в начале занятия, почти всегда отжимания по самочувствию, без напряга, чтобы руки, а особо дельты пришли в тонус (чтобы избежать травмы плеча).

Основная часть:

Работа в парах:

  1. Броски мяча в парах различные. Между бросками можно распрыгиваться (по3-5 прыжков в подходе).

  2. Нападение с места в прыжке и т.д. (С различными подводящими упражнениями).



(партнёры, находящиеся без мяча не ловят мяч пассивно, а делают выход на мяч, можно приём отрабатывать, работу рук и т.д.).

  1. Верхние передачи над собой после отжиманий (несколько подходов). (Связки всегда у сетки работают).

  2. Передачи в парах обычные и с различными заданиями.

  3. В парах через сетку: отработка скидки, блока, подачи с приёмом (начиная с не большого расстояния постепенно отходят и т.д.

Работа через сетку индивидуально и в группах:

  1. Нападение со своего подброса по зонам из №4, №2, №3 с переводом мяча в различные направления.

  2. Нападение из различных зон со связкой индивидуально, сериями и т.д.

  3. Нападение по амплуа, с наброса мяча из глубины поля и т.д.

  4. Групповое нападение (комбинации крест, волна и т.д.).

  5. Нападение с блоком, отработка блок-аута и т. д. (эти элементы в любой части отработки удара.

Подачи-приёмы:

Подачи обычные, по зонам, с приёмом и т.д.

Двухсторонняя игра или учебная.

В конце занятия можно СФП: прыжки, пресс.

Заключительная часть: можно пробежка, растяжка, обсуждение игры, задание для самостоятельной работы и т.д.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!