СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков педагогов дополнительного образования.

Программа по обучению педагогов направлена на повышение их профессионального уровня в осуществлении образовательного и воспитательного процесса, вооружение  актуальными педагогическими знаниями и технологиями по социализации воспитанников, развития их общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков педагогов дополнительного образования.

Программа по обучению педагогов направлена на повышение их профессионального уровня в осуществлении образовательного и воспитательного процесса, вооружение  актуальными педагогическими знаниями и технологиями по социализации воспитанников, развития их общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков педагогов дополнительного образования.

Программа по обучению педагогов направлена на повышение их профессионального уровня в осуществлении образовательного и воспитательного процесса, вооружение  актуальными педагогическими знаниями и технологиями по социализации воспитанников, развития их общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков педагогов дополнительного образования.

Программа по обучению педагогов направлена на повышение их профессионального уровня в осуществлении образовательного и воспитательного процесса, вооружение  актуальными педагогическими знаниями и технологиями по социализации воспитанников, развития их общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков педагогов дополнительного образования.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа повышения квалификации педагогов дополнительного образования»

1. Пояснительная записка.

Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков педагогов дополнительного образования.

Программа по обучению педагогов направлена на повышение их профессионального уровня в осуществлении образовательного и воспитательного процесса, вооружение актуальными педагогическими знаниями и технологиями по социализации воспитанников, развития их общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

Цель реализации программы – на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, а также предметной области знания сформировать у педагогов дополнительного образования профессиональные компетенции в области развития социально-активной личности воспитанников.

Задачи:

1) ознакомить с теоретико-методическими основами формирования социально активной личности;

2) рассмотреть социальную активность как базовый компонент структуры личности;

3) раскрыть понятия «социализация» и «социальное воспитание личности»;

4) ознакомить педагогов с социально-педагогической технологией формирования социальной активности обучающихся;

5) содействовать ознакомлению с содержанием и методиками формирования социальной активности обучающихся;

6) научить применять проектную деятельность при формировании социальной активности;

7) сформировать умения, обеспечивающие эффективное функционирование системы ученического самоуправления.

Проектируемые результаты освоения программы

Знать: развивающие функции обучения и воспитания, критерии и показатели социальной активности личности; социально-педагогические условия формирования социальной активности личности; методики диагностики (измерения уровня) социальной активности личности; основные методы, приемы, формы и средства формирования социальной активности личности; методики оценки уровня развития социальной активности учащегося.

Уметь: взаимодействовать с детьми и подростками; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей; применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников.

Владеть: современными технологиями педагогической деятельности, методами исследований в области педагогики и психологии, конкретными методиками психолого-педагогической деятельности.

Ведущие идеи решения задач:

  • Формирование непрерывного поэтапного процесса развития творческого потенциала личности и профессионального самосовершенствования педагогов;

  • Сплочение коллектива педагогов и администрации для решения задач в атмосфере сотрудничества и сотворчества.


Программа построена на принципах:

  • Насыщение содержания деятельности педагогов реальными проблемами детской жизни;

  • Динамичность программы обучения, ее гибкий, мобильный, открытый характер;

  • Творческая свобода в поиске и применении инновационных форм, приемов, методов педагогической деятельности;

  • Оптимальное сочетание форм коллективной и индивидуальной методической работы;

  • Оперативное и перспективное реагирование на запросы и потребности педагогических и детских коллективов.


Формы занятий.

Программа обучения педагогических кадров предполагает групповые занятия, индивидуально-групповое консультирование, работу обучающихся в малых группах.

Образовательный процесс осуществляется в следующих формах:

-лекция;

-семинар;

-консультация;

-практическое занятие;

-тренинг;

-педагогическая мастерская;

-зачёт.

Содержание занятий включает в себя теоретическую и практическую подготовку. Обучающие семинары являются основной составляющей программы, поскольку направлены на формирование и развитие основных педагогических компетенций, необходимых для предоставления качественной образовательной услуги. Организация и проведение семинаров носит, с одной стороны, образовательный характер: участники получают новое знание или закрепляют уже имеющееся, выходят на новый уровень осознания проблемы, с другой, ближе знакомятся с деятельностью друг друга, презентуют свой опыт. Все семинары строятся по схеме учебного занятия, используются различные формы, методы и приемы, которые педагог впоследствии может использовать в работе. Именно поэтому все семинары, в первую очередь, практико-ориентированы: участникам предлагается поиграть, обсудить, применить что-то новое на месте.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теории

практики

всего

1.

Введение. Действующие нормативные документы, регл регламентирующие деятельность педагогического рабо работника системы дополнительного образования дете в области социализации обучающихся.

1

-

1

2.

Теоретические предпосылки исследования проблемы воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования.

0,5

0,5

1

3.

Социальная диагностика.

1

-

1

4.

Социально-педагогическая технология формирования социальной активности учащихся.

1

1

2

5.

Ученическое самоуправление: от теории к практике

-

1

1

6.

Социальное творчество обучающихся.

1

1

2

7.

Социальное проектирование.

1

1

2

8.

Приемы и методы коллективного планирования воспитательной работы в детском объединении.

-

1

1

9.

Методика организации коллективных творческих дел (КТД)

0,5

0,5

1

10.

Приемы и методы анализа воспитательного дела воспитанниками.

1

2

3

11.

Социализация детей в условиях летнего лагеря.

1

1

2

12.

Итоговое занятие. Системный подход к обобщению и распространению педагогического опыта по теме. Презентация педагогического опыта.

-

1

1


ИТОГО:

8

10

18


3. Содержание программы

Тема 1. Введение. Действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогического работника системы дополнительного образования детей в области социализации обучающихся.

Теория: Обзор содержания образовательной программы. Режим организации занятий. Основные нормативные документы, регулирующие деятельность Учреждений дополнительного образования:

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки РФ №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования в РФ (Распоряжение Правительства РФ №1726-Р от 04.09.2014);

- План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р)

- приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

- приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

- приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 18413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года №761;

Локальные акты образовательной организации: Устав; Программа развития; Правила внутреннего трудового распорядка; Правила для обучающихся и их родителей.

Тема 2. Теоретические предпосылки исследования проблемы воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования.

Теория

Понятие «социальная активность. «Определения понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность». Раскрытие сущности понятий «развитие» и «формирование» личности. Современные исследования представляют содержание формирования социальной активности в качестве целостной системы, включающей следующие компоненты: приобретение знаний о человеке, природе, обществе; приобретение опыта общественных и личных отношений в различных видах деятельности; формирование адекватной самооценки.

Особенности учреждения дополнительного образования:

- возможность самореализации детей в социально-ориентированной деятельности; сотворчество детей и педагогов; координирующая роль педагога в учебно - воспитательном процессе.

Практика: Круглый стол

Обмен мнениями педагогов дополнительного образования по проблеме актуальности развития социально активной личности у воспитанников и обсуждение вопросов:

  • условия развития социально активной личности воспитанников учреждения дополнительного образования детей;

  • развитие социальной активности личности воспитанников – цель воспитательной системы СП «Прометей»

Изучение публикаций, освещающих, опыт организации воспитания в учреждениях дополнительного образования, а также методические рекомендации организаторам воспитательной работы в условиях дополнительного образования.

Тема 3. Социальная диагностика

Теория: Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Социально-психологическая диагностика – специально-организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Объект диагностики - развивающаяся личность ребенка в системе его взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предмет диагностики - социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики. Структура социально-педагогической диагностики (констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка, осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая, выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных, сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы). Методики социально-психологической диагностики подростковой группы: методика определения уровня сформированности социально-ориентированной деятельности в детском объединении, методика коллективной самооценки, методика определения ролевых ожиданий в детском объединении.

  1. Педагогическое наблюдение: познавательная активность, социальная активность, гражданская ответственность, нравственность, коммуникабельность, мотивация обучающихся к процессу познания.

  2. Определение уровня социокультурного развития обучающихся: диагностика познавательной потребности, диагностика социальной активности, диагностика нравственных качеств, диагностика коммуникативных качеств, диагностика мотивации к познавательной деятельности.

  3. Оценка уровня социокультурного развития обучающихся в дополнительном образовании детей: познавательный (познавательная активность, эрудиция, кругозор, любознательность), социально-адаптивный – социальная активность (целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость); гражданская ответственность (добросовестность, ответственность, исполнительность, требовательность к себе), коммуникабельность (общительность, выдержка, социальная мобильность); духовно-нравственный и общекультурный (сознательность, справедливость, гуманность, духовность); мотивационно-ценностный (целеустремленность).

Тема 4. Социально-педагогическая технология формирования социальной активности учащихся

Теория: Социально-педагогическая технология и ее виды. Сущность и содержание технологии формирования социальной активности учащихся. Механизмы формирования социальной активности учащихся. Определение понятий «форма», «метод», «средство». Классификация форм, методов, средств. Характеристика форм, методов, средств, способствующих формирования социальной активности учащегося. Признаки социальной технологии в сфере образования. Особенность социально-педагогической технологии. Механизмы и методы формирования социальной активности учащихся.

Практика: Тренинг: «Коммуникации» (игры на разогрев, мозговой штурм), «Чем подросток отличается от ребенка и взрослого», «Вокзал», «Умение передать информацию» и т.п. Интерактивные игры.

Тема 5. Ученическое самоуправление: от теории к практике.

Практика:

Семинар «Развитие ученического самоуправления в детском объединении»

План

1. Определение самоуправления.

2. Сферы деятельности ученического самоуправления.

3. Характерные признаки самоуправления (групповая работа)

4. Механизм формирования ученического самоуправления (групповая работа).

5. Роль педагога в работе органов ученического самоуправления.

6. Принципы распределения поручений среди членов ученического самоуправления.

7. Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности

8. План деятельности ученического самоуправления в детском объединении (групповая работа).

9. Критерии оценивания эффективности деятельности органов ученического самоуправления (групповая работа)

Тема 6. Социальное творчество детей.

Теория: Сущность понятия «социальное творчество». Социальная проба как способ приобретения детьми социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Возможности коллективной творческой деятельности для формирования позитивных отношений подростка к базовым ценностям общества.

Практика: Индивидуальные консультации для педагогов по обсуждению подходов к развитию социальной активности воспитанников при реализации дополнительных общеобразовательных и краткосрочных программам.

Тема 7. Социальное проектирование.

Теория: Социально-образовательный проект как способ получения детьми опыта самостоятельного общественного действия. Специфические черты социально-образовательного проекта. Социальный проект — цель проектной деятельности, как вида социального творчества. Средства осуществления социального проектирования (в том числе технические, математические и логические). Виды социально-педагогических проектов: образовательные проекты, добровольческие проекты, проекты общественного взаимодействия, проекты молодежного социально-ответственного бизнеса, нормотворческие проекты. Этапы социально-педагогического проектирования: определение цели проектирования (целеполагание); выяснение системы факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка); описание действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния); фиксирование (выбор) уровня оперативных единиц мышления для принятия решений по созданию проекта (рефлексия); выдвижение гипотез о вариантах достижения цели и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование); построение конкретной модели (проекта) объекта (моделирование); определение методики измерения параметров объекта (экстраполирующий контроль); реализация проекта (внедрение); оценка результатов реализации проекта и сравнение их с теоретически ожидаемыми (оценивание).

Алгоритм поэтапной деятельности:

  • 1 стадия - предпроектный анализ;

  • 2 стадия - выбор проблемы для проекта;

  • 3 стадия - сбор информации;

  • 4 стадия - разработка проекта как варианта решения проблемы;

  • 5 стадия - подготовка и защита проекта;

  • 6 стадия - реализация проекта;

  • 7 стадия - рефлексия.

Методы социально-педагогического проектирования: метод матрицы идей, метод вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики, метод фокальных объектов.

Практика: Деловая игра. Педагогам предлагается разбиться на группы. На основе заданий по развитию социальной активности личности составить социальный проект. Тематическая консультация «Использование метода проектов в учебной и воспитательной деятельности».



Тема 8. Методика организации коллективных творческих дел (КТД)

Интерактивный семинар.

План проведения:

Часть 1. Выступление методиста учреждения (15 мин).

Часть 2. Организационно-деятельностная игра (45 мин)

Часть 3. Представление результатов семинарского занятия(20 мин) Рефлексия.

Тема 9. Приемы и методы коллективного планирования воспитательной работы в детском объединении.

Практика: Педагогическая мастерская

Правильное и целенаправленное использование методов и приемов коллективного планирования – это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению плана воспитательной работы детского объединения.

Методы и приемы:

  • Конкурс на лучшее предложение в план;

  • Конкурс на лучший проект дела;

  • Анкеты предложений в план;

  • Изготовление газет-«Молний» с предложениями к плану (для обсуждения);

  • Аукцион идей и предложений;

  • Мозговой штурм;

  • Открытый лист (стенд, «забор») предложений;

  • Копилку (фонд, «банк», «почтовый ящик») идей и предложений;

  • Защиту проектов плана и др.

  • Сбор-старт – собрание всех участников педагогической мастерской, старт разведки дел. Распределяются индивидуальные и групповые поручения, определяются сроки и формы их выполнения.

  • Консультации для участников планирования проводит методист.

  • Разведка дел и друзей – игра. Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек. Коллективно определяются направления разведки, задания группам разведчиков и сроки их выполнения.

  • Защита идей и предложений в план – кульминация, защита мини-проектов. Разработчики представляют свои идеи и отвечают на вопросы.

Тема 10. Приемы и методы анализа воспитательного дела воспитанниками.

Теория: Анализ – наиболее сложный для педагогов, а тем более для детей этап в организации совместной деятельности. За основу берутся воспитательные задачи, стоящие перед педагогами, жизненно-практические задачи, сформулированные воспитанниками на этапе целеполагания и планирования. Очень важно научить детей анализировать. Методы анализа: метод опроса или интервью, метод анкетирования, «Круглый стол», «Неоконченное высказывание», «Снежный ком», «Рефлексивная мишень», «Смена собеседника», «Групповой штурм», «Четыре угла». Приемы анализа: «Ролевая маска», «Непрерывная эстафета мнений», «Самостимулирование», «Импровизация на свободную тему», «Импровизация на заданную тему», «Обнажение противоречий».

Практика: Посещение и анализ воспитательных мероприятий. Индивидуальные консультации по подготовке к воспитательным мероприятиям.

Тема 11. Социализация детей в условиях летнего лагеря.

Теория: Социализация ребенка в оздоровительном лагере. Социальное значение организации жизнедеятельности детей в летнем оздоровительном лагере. Процесс социализации. Планирование летнего отдыха детей.

Практика: Проектирование программы летнего оздоровительного лагеря.

Тема 12: Итоговое занятие. Системный подход к обобщению и распространению педагогического опыта по теме.

Практика: Презентация материалов «Развитие социальной активности воспитанников».

4. Методическое обеспечение образовательной программы

Раздел или тема программы

Форма занятий

Дидактический материал, техническое оснащение

1.

Введение. Действующие нормативные документы, регламентирующие деятельность педагогического работника системы дополнительного образования детей в области социализации обучающихся.

лекция

Нормативные документы, методическая литература, презентация

2.

Теоретические предпосылки исследования проблемы воспитания социальной активности в учреждении дополнительного

образования.

лекция,

работа в группах, тестирование, презентация

нормативные документы, методическая литература, презентация, тесты, образовательные программы

3.

Социальная диагностика.

лекция, презентация, консультация

нормативные документы, методическая литература, презентация

4.

Социально-педагогическая технология формирования социальной активности учащихся.

лекция, презентация, практическая работа, работа в группах

методическая литература, презентация

5.

Ученическое самоуправление: от теории к практике.

лекция, презентация, практическая работа, работа в группах

Нормативные документы, методическая литература, презентация

6.

Социальное творчество обучающихся.

лекция,

практическая работа

методическая литература, программное обеспечение

7.

Социальное проектирование.

лекция,

практическая работа

методическая литература, компьютеры, программное обеспечение

8.

Методика организации коллективных творческих дел (КТД)

Практическая работа, лекция

Методическая литература, презентация.

9.

Приемы и методы коллективного планирования воспитательной работы в детском объединении.

практическая работа, работа в группах

методическая литература, презентация

10

Приемы и методы анализа воспитательного дела воспитанниками.

лекция, практическая работа, консультация

методическая литература, презентация

11

Социализация детей в условиях летнего лагеря.

лекция, практическая работа, консультация

нормативные документы, методическая литература, презентация

12

Итоговое занятие. Системный подход к обобщению и распространению педагогического опыта по теме.

презентация, работа в группах

методическая литература, презентация





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анцигина, Л. К. К проблеме социальной активности личности в современных условиях // Образование и культура в Западно- Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: Материалы региональной научно-практической конференции // под ред. Н. В. Чекалевой. - Тара, 2006. - Ч. 2. – С. 174-176.

2. Бердеханова, В.П. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бердеханова // Развитие личности. – 2000. - № 1. – С.11-23

3. Воробьев, Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев. – Волгоград, 1976.- С. 8-29.

4. Галицких, Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников / Е. О. Галицких. - Метод. пособие (Серия «Педагогическая мастерская»)- СПб.,2003. - 54 с.

5. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 20011. – 80с.

8. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие/ М.Г.Ермолаева.-3-е изд., доп. – СПб.:СПбАППО, 2007-112с.

9. Кабуш, В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика / В.Т. Кабуш. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – С. 282.

10. Колесникова, М. В. Педагогические исследования в области социальной активности личности / М. В. Колесникова // Вестник Томского государственного университета (общенаучный периодический журнал), — Томск: ТГУ, 2007.- № 298. - С. 176 - 178.

11. Кротов, В.М. Самоуправление школьников / В.М. Кротов. – М., 1981. – 178 с.

12. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: Учеб. пособие / В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону, 2001. – 184 с.

13. Протасеня, П.Ф. Социальная активность как общественное явление / П.Ф. Протасеня, Н.Н. Белякович // Философские науки. – 1978. - № 2. – С. 32-37.

14. Родина, Л.И. Развитие социальной активности подростков / Л.И. Родина, О.В. Мичина // Партнерство через образование (совместный российско-американский журнал) [Электронный ресурс] – 2004. - № 2. – Режим доступа http://fio.samara.ru. – Дата доступа: 02.09.2011.

15. Чугунова, О.Д. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков: дис.канд. пед. наук: 13.00.08/ О.Д. Чугунова. - Кострома, 2000. - 182 с.

16. Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / В.В. Яковлев // Методическая копилка. - 2008. - № 1.- С. 15-22.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!