СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа правового воспитания «Гражданин XXI века»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные направления реализации программы

  1. Содержательное направление.

- разработка образовательных, воспитательных, психосоциальных технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения обучающихся;

- организация работы филиала правовых знаний «Я и мои права» в детских объединениях;

- развитие деятельности ученического самоуправления.

2 . Социально-педагогическое направление.

- реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям, педагогам.

- социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии подростка.

3. Управленческое направление.

- изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

- создание условий для реализации основных направлений программы;

- привлечение к работе в решении поставленных задач всех служб, работающих с обучающимися, родителями и педагогами по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения подростков.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа правового воспитания «Гражданин XXI века»»

Новозыбковский филиал ГАПОУ

«Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники им. Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»











Программа правового воспитания


«Гражданин XXI века»














Составил:

Социальный педагог

Лукьяненкова Н.Д.






Новозыбков, 2018




Основание для разработки

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. ФЗ « Об образовании».

  3. ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24.06.1999г.

  4. Семейный кодекс РФ

  5. Уголовный кодекс РФ

  6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»


Разработчики программы

Социальный педагог – Лукьяненкова Надежда Дмитриевна


Цель

- формирование правового сознания, правой культуры обучающихся филиала, активной гражданской позиции подростков.


Задачи

  1. Воспитание у обучающихся уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

  2. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения обучающихся в образовательном учреждении.

  3. Привитие навыков избирательного права.

  4. Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения подростков,

  5. Социализация личности обучающегося.


Целевые группы

- администрация филиала,

- обучающиеся,

- преподаватели, мастера п/о, классные руководители, психолог, социальный педагог,

- родители.


Основные направления реализации программы

  1. Содержательное направление.

- разработка образовательных, воспитательных, психосоциальных технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения обучающихся;

- организация работы филиала правовых знаний «Я и мои права» в детских объединениях;

- развитие деятельности ученического самоуправления.

2 . Социально-педагогическое направление.

- реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям, педагогам.

- социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии подростка.

3. Управленческое направление.

- изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

- создание условий для реализации основных направлений программы;

- привлечение к работе в решении поставленных задач всех служб, работающих с обучающимися, родителями и педагогами по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения подростков.


Механизм реализации

Администрация филиала

- осуществляет координацию деятельности всех структур по реализации Программы,

- обеспечивает координацию деятельности всех участников образовательного процесса,

- способствует реализации намеченных задач,


Исполнители

Администрация Новозыбковского филиала ГАПОУ «БТЭиР», все участники образовательного процесса


Сроки реализации Программы

2018-2021 (3 года)


Ожидаемые результаты реализации

- снижение количества правонарушений, совершенных обучающимися филиала;

- воспитание сознательных, активных граждан, хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни группы и филиала;

- формирование правового сознания.

- получить знания о личной ответственности за антиобщественные деяния;

- уметь различать хорошие и плохие поступки;





Актуальность проблемы

Одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях общего образования различного вида и типа посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют формирование гражданской позиции обучающегося, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические демократические ценности одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением обучающегося.

Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения подростков.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения обучающихся  в настоящее время в стране достаточно актуальна.

К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности.

В соответствии с требованиями ФГОС на ступени основного общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры обучающихся, должны решаться следующие задачи:

  1. воспитание личности, осознающую достоинства человека, терпимость;

  2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;

  3. воспитывать гражданские чувства обучающихся: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;

  4. формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;

  5. формировать гражданственную позицию: «Я - россиянин»;

  6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов.

Знание прав - это щит, прикрывающий подростков, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.

Проблема осознания своих прав подростками актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера подростка. Недостаточно сказать ему, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.

Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания подростков, а также на повышенную социально-правовую защищенность.



2. Цель и задачи программы

Цель: - формирование правового сознания, правой культуры обучающихся, активной гражданской позиции подростков.

Задачи:

  1. Воспитание у обучающихся уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

  2. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения обучающихся в образовательном учреждении.

  3. Привитие навыков избирательного права.

  4. Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения подростков.

  5. Социализация личности подростка.


3.Основные направления деятельности по реализации программы


  1. Содержательное направление.

- разработка образовательных, воспитательных, психосоциальных технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения обучающихся;

- организация работы филиала правовых знаний «Я и мои права» в детских объединениях;

- развитие деятельности ученического самоуправления.

2 . Социально-педагогическое направление.

- реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям, педагогам.

- социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии подростка.

3. Управленческое направление.

- изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

- создание условий для реализации основных направлений программы;

- привлечение к работе в решении поставленных задач всех служб, работающих с обучающимися, родителями и педагогами по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения подростка.


4. Этапы реализации программы:


  • формирование у подростков отношения к праву как социальной ценности понимания необходимости правовых знаний в общественной жизни;

  • знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий: «закон», «право», «права человека», «норма права», «правонарушения» и др.;

  • выработка готовности и формирование способности разрешать конфликты мирным путем с использованием различных норм и правил;

  • формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;

  • отработка умения выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

  • накопление опыта собственных групповых правил и норм;

  • получение знаний об основных отраслях и наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач.




5. Содержание программы


1 курс


Тема


Сроки


Форма деятельности


Содержание


Способы контроля


Защита прав обучающихся в филиале (1 курс)


Сентябрь


Беседа, встреча с инспектором ПДН


Документы, защищающие права ребенка. Защита прав ребенка в филиале. Составление памятки «Кто может меня защитить?»


Мини-сочинение


Конвенция о правах ребенка. Составление памяток «Имею право и могу им воспользоваться…», «Несу ответственность по закону…» (2,3 курс)


Сентябрь


Беседа, встреча с инспектором ПДН


Конвенция о правах ребенка.

Беседа

Основные правила безопасности поведения при пользовании общественным транспортом «Знаем ли мы Правила дорожного движения?» (1-4 курс)

Сентябрь


Беседа, встреча с инспектором ГИБДД


Знакомство с правилами безопасности

Анкетирование

Кто управляет нашим филиалом? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав филиала о самоуправлении. Положение о Совете профилактики (1-2 курс)

Октябрь

Администрация филиала

Положение о Совете профилактики, Устав филиала о самоуправлении

Опрос

«За что ставят на учет в полицию?»

(1-4 курс)

Октябрь

Беседа, встреча с инспектором ПДН

Федеральные законы

Анкетирование


За что ставят на ВТУ?» Как туда «попадают»?

(1-2 курс)

Ноябрь


Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка



Устав филиала

Опрос, дискуссия, тренинг

Виды учета. Подразделение по делам несовершеннолетних. За какие нарушения можно попасть на учет в полицию?

(1-2 курс)

Ноябрь


Встреча с участковым уполномоченным

Федеральные законы

Беседа


Составление памятки «Куда обратиться, если нарушены мои права»

Что такое конфликт и почему он возникает?

(1-4 курс)

Декабрь

Администрация филиала, психолог, социальный педагог

Игра

Анкетирование

Памятка «Как не стать участником преступления?»

(1-4 курс)

Декабрь

Беседа, встреча с инспектором ПДН

Федеральные законы

Беседа,

«Моя семья – моё богатство!»

(1-4 курс)

Январь


Классные руководители

Разработка классного часа по теме

Классный час

Государство. Гражданство. Символы России. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления? Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка.

(1-4 курс)

Январь


Администрация филиала, социальный педагог

Локальные документы

Тест, тренинг


 Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть.

 "Нравственная культура общения"

(1-4 курс)

Февраль

Классные руководители, психолог

Разработка классного часа по теме, материал по теме

Круглый стол, рисунки семьи.



Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписанные правила взаимоотношений людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения. (на примере своей группы) (1-2 курс)

Февраль

Психолог

Материал по данной теме

Беседа, анкетирование

Классный час

«Я- личность, Каким быть»

(1-2 курс)

Март

Классные руководители

Материал по данной теме

Опрос

Мы поговорим о взаимоотношениях между людьми. Мы находимся в постоянном общении друг с другом. С какими людьми вам хотелось бы общаться?

«Межнациональные отношения и толерантность».

(1-4 курс)

Март

Классные руководители, прокуратура

Материал по данной теме, Законы

Классный час, Диспут



Права и обязанности детей

(1-4 курс)

Апрель

Социальный педагог

Материал по данной теме, Законы

Дискуссия, тренинг

Мы – будущие избиратели. Основные принципы выборов. (3, 4 курс)

Апрель

Администрация филиала

Материал по данной теме, Законы

Беседа

анкетирование, участие в выборах

Права детей – забота государства

(1-4 курс)

Май

Администрация филиала, социальный педагог, инспектор ПДН

Материал по данной теме, Законы

Опрос

«От безответственности до преступления один шаг»


Май

Беседа, встреча с инспектором ПДН

Материал по данной теме, Законы

Беседа


Темы родительских собраний


  1. «Психология взаимоотношений в семье».

  2. «Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании».

  3. «Когда мы их не понимаем».

  4. «Воспитание характера ребёнка в семье».

  5. «Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании)».

  6. «Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте».

  7. «Воспитание наказанием или добром и лаской».

  8. «Подростковые проблемы».

  9. «Поведение обучающихся. Профилактика ПАВ».

  10. «Закон одинаков для всех».

  11. «Подросток и закон».

  12. «Права и обязанности родителей».









ПРИЛОЖЕНИЕ


Классный час «Чтобы не оступится»


Цель классного часа:

- упорядочить знания подростков о социальных нормах, ознакомить их с видами норм;

- познакомиться с правовыми нормами и видами правонарушений;

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей;

-воспитывать чувство ответственности за свои поступки.


Ход классного часа:


Ребята, сегодня наш классный час мы начнем с игры в «крестики-нолики». Кто со мной будет играть? Только я обязательно одержу победу. Я в этом уверена (на 3-4-м ходу преподаватель зачеркивает крестики так как ему хочется).

- Ура, я победила! – говорит преподаватель

- Это нечестно!

- Почему?

- Вы нарушили правила игры?

- И почему вы так сильно возмущаетесь? Что вызвало такое возмущение?

- Нечестная игра, игра не по правилам.

- А какие чувства вы при этом испытали?

- Злость, гнев, обиду, возмущение…

- Это приятные чувства?

- Нет, это плохие чувства.

- Ребята, мне тоже неприятно, я ведь вас обманула, мне перед вами и присутствующими стыдно. Но сделала я это неслучайно. Я поступила так, чтобы вы поняли, что чувствует человек, против которого нарушили правила поведения. Какой же вывод напрашивается из этой ситуации?

- Нарушая правила, человек делает плохо другому человеку.

- Значит, зачем нужны правила поведения?

- Для того чтобы люди не делали друг другу плохо.

- Правильно, ребята. Мы участвовали в небольшой игровой деятельности и поняли, что нужны правила. А деятельность является основой всей нашей жизни. Каждый день мы совершаем те или иные поступки, действия. Как же сделать так чтобы в большой и малой группе мы чувствовали себя комфортно, чтобы нас не обижали? Для этого существуют социальные нормы – это нормы, которые регулируют отношения в обществе. Это, прежде всего моральные, правовые, политические, религиозные, эстетические нормы и правила этикета. Многие правила и нормы с вами знаем и руководствуемся ими в жизни. Это такие правила как моральные, этикета, эстетические. Стараемся руководствоваться золотым правилом морали. Как оно звучит?

- «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»

- А вот все ли мы знаем про правовые нормы?

- Конечно, нет.

- Сегодня на нашем классном часе присутствует инспектор по делам несовершеннолетних. Именно он нам с вами поможет подробно разобраться с правовыми нормами, исходящими от государства.

(Слово инспектору, который рассказывает о праве, правонарушениях и видах юридической ответственности).


- Ребята, а теперь вы можете задать конкретные вопросы инспектору, на которые он вам и ответит.


Ситуация 1.

Подросток, 15 лет, сидел на лавочке в парке, и всех прохожих, проходящих мимо него, он оскорблял, используя при этом нецензурную брань. К нему подошел сотрудник полиции, и сделал ему предупреждение, он полностью проигнорировал его. Какой вид правонарушений совершил подросток? Какое последует наказание?


Ситуация 2.

Группа подростков в возрасте 16 лет разбивали лампочки на фонарях, вырвали цветы на клумбе перед ДК. Могут ли они быть привлечены к ответственности?


Ситуация 3.

Обучающиеся в выходной день собрались на дискотеку. По дороге, зашли в магазин и купили бутылку пиво, они ее распили. Какой вид правонарушений совершили подростки? Какое последует наказание?


Ситуация 4.

Группа подростков после похода к реке, оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидают их?


Ситуация 5.

Катя, обучающаяся 2 курса, задержалась летом у подруги и возвращалась домой в 21.15. Может ли она быть привлечена к ответственности?




Ситуация 6.

Павел попросил списать контрольную по истории у Тани. Она ответила отказом. Павел стал грубить и оскорблять одногрупницу. На замечания преподавателя не реагировал. Есть ли здесь нарушения правовой нормы?



- Спасибо инспектору и ребятам. А теперь мы проверим, как вы усвоили важную информацию, полученную на этом занятии. Перед вами на экране изображения. Ваша задача определить какое правонарушение показано.


Заключение.


За систематические нарушения внутреннего распорядка филиала, недисциплинированность, проступки правонарушения решением комиссии по делам несовершеннолетних первокурсник Сергей был помещён в специальное учебное заведение. Сразу же по прибытии он столкнулся с рядом неожиданностей: вставать утром пришлось в 6 часов, полтора часа до завтрака - работа по благоустройству территории, дорога в столовую - только строем, на завтрак не давали его любимых котлет, за территорию выход строжайше запрещен, за “двойки” на уроках - наряды на кухню и т.д. Однажды в столовой Сергей обратился к воспитателю и сказал, что он не любит перловую кашу, он любит котлеты. Воспитатель ответил коротко: “Котлеты и мороженое ты сам есть не захотел”. Поэтому чтобы не было беды, умейте, вовремя остановиться.

Знайте, уже в подростковом возрасте вы формируетесь как личность, у которой есть определенные жизненные позиции, которые вас ведет и сопровождает во жизни. И если у вас где-то есть внутри уголок, который вам подает сигналы, о том, почему бы и нет, не попробовать… Остановитесь!!! Задумайтесь над тем, что вы надежда ваших матерей, отцов, дедов. Вы будущее нашей страны, и в тоже время вы ответственны за будущее поколение, которые будут жить в том обществе с теми нормами, которые вы сохраните и создадите новые.

Не забывайте, причины зла всегда ищите в себе!






Внеклассное занятия по правовому воспитанию.

Правовой турнир «Знатоки права».



Цели:

развитие у обучающихся норм правовой культуры поведения в обществе, формирование умений разрешать проблемы, возникающие повседневно в рамках правового законодательства.


Задачи:

-способствовать формированию у обучающихся правовой культуры в неформальной, игровой обстановке;

-воспитывать у обучающихся чувство гражданского самосознания и патриотизма;

-развивать навыки правомерного поведения и правовой культуры у подростков.


Ход турнира.

1.Вступительное слово.

«Добрый день. Сегодня мы проводим правовой турнир. Правовые знания нужны нам, как основа поведения в различных житейский ситуациях, имеющих юридический смысл. На уроках истории и обществознания вы изучали основы права, и сегодня мы проводим турнир «Знатоки права», цель которого: формирование правовой культуры подрастающего поколения и изучение прав ребенка. Мы вспомним трактовку законов, по которым требует и хочет жить общество. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество. В правовом турнире участвуют команды 1 курса.

Объявляется состав жюри.

2. Конкурс «Разминка».

Презентация. На каждый вопрос команды находят карточки с правильными, по их мнению, ответами. Каждый правильный ответ приносит команде 1 очко.

Жюри объявляет результат.

3. Конкурс «Афоризмы».

Афоризмы – из набора карточек со словами собрать предложение – афоризм о праве. Правильно собранный афоризм приносит команде 1 очко.

Жюри объявляет результат.

4. Конкурс «Состав преступления».

Состав преступления – на выданных таблицах во второй графе вписать юридическое название состава преступления, описанного в первой графе. Каждый правильный ответ приносит команде 1 очко.

Таблицы с ответами отдаются в жюри. Жюри объявляет результат.

5. Конкурс» Блиц».

Блиц – опрос – команда отвечает на вопросы ведущего, если команда не знает ответа, вопрос переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 очко.

Жюри объявляет результат.

6. Конкурс «Правовые акты».

Правовые акты – команды получают листы с выдержками из различных правовых документов и названия этих документов. Задача: составить пару выдержка – документ. Листочки сдаются в жюри. За правильное соответствие пары 1 очко. За скорость выполнения при правильных ответах от 1 до 3 очков.

Жюри объявляет результат.

7.Подведение итогов «Турнира знатоков»

8. Награждение победителей.


Права и обязанности

Беседа

Изучение темы следует начать с беседы о человеке, его правах, обязанностях, ответственности.

Немного теории:

С разными группами прав связаны разные обязанности. Государство не «дарует» человеку его права. Оно лишь закрепляет права в Конституции и законах. Причем это касается, только тех прав, для осуществления которых сформировались социально- экономические и политические условия.

Обязанности – это меры общественно необходимого поведения человека. Обязанности также можно подразделить на естественные и позитивные. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь — обязанность «не убей», право собственности – обязанность «не укради»). Заметим, что пока эти обязанности не закреплены в законе, т. е. не стали позитивными, можно говорить только о моральном характере востребования их выполнения. Естественные обязанности отражаются в международных и национальных нормативных актах, касающихся прав человека. Позитивные обязанности конкретизируются и закрепляются в конституциях и действующем законодательстве государств по мере развития общества.

Обязанности имеют различную природу. Эта природа зависит от характера прав, от того, о каких именно правах идет речь: права человека, конституционные права, права в рамках каких-либо законов, права отдельных социальных, профессиональных или иных групп (шахтеров, пенсионеров, потребителей, пешеходов и т. п.), моральные права и т. д. Каждой группе прав соответствуют свои обязанности: гражданским правам – гражданские обязанности, правам пешеходов – обязанности пешеходов и т. д. Поэтому принципиально неверен распространенный подход, связывающий права и обязанности вообще. Всегда следует помнить, о каких правах мы говорим, и связывать эти права с определенными обязанностями: если говорим о конституционных правах – значит, связываем их с конституционными обязанностями, если о корпоративных правах члена клуба любителей бабочек – с корпоративными обязанностями членов клуба и т. д.

Такой принцип заложен в основу многих документов, посвященных правам человека. Например, Всеобщая декларация прав человека провозглашает обязанности каждого уважать права и свободы других, удовлетворять справедливые требования морали и порядка. Заметим, что эти обязанности носят моральный характер.

Конституция РФ устанавливает обязанность каждого

- платить установленные налоги и сборы (ст. 57);

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

- заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В то же время в Конституции РФ есть часть позитивных обязанностей, прямо обращенных к гражданам России. Ст. 6 предусматривает равенство обязанностей для всех граждан. В п. 3 ст. 17 фактически закреплена обязанность граждан не нарушать права и свободы других лиц; в ст. 59 – обязанность и долг граждан защищать Отечество и нести военную службу.

Ответственность.

Среди позитивных обязанностей человека особое место занимает обязанность человека, нарушившего установленные правила, дать отчет о своих противоправных действиях и претерпеть за это неблагоприятные последствия в виде лишений личного, организационного или имущественного характера. Такой вид обязанностей называется юридической ответственностью. Возложение лишений осуществляется компетентными органами в строго определенном законом порядке. Характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы (лишение свободы, выплата определенной суммы, возложение дополнительных обязанностей и др.)

Для усвоения сущности юридической ответственности важно определить принципы, на которых она базируется. К их числу относятся: 1) ответственность только за противоправное поведение, а не за мысли; 2) ответственность за вину; 3) законность; 4) справедливость; 5) целесообразность; 6) неотвратимость наказания.

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Дисциплинарная ответственность возникает за нарушение дисциплины работником, находящимся в трудо-правовых отношения с работодателем. Меры дисциплинарной ответственности – выговор, строгий выговор и увольнение.

Административная ответственность наступает за совершение проступков, предусмотренных в Кодексе об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может устанавливаться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации. Меры административного принуждения – предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.

Уголовная ответственность – наиболее суровый вид ответственности.

Она наступает за совершение преступлений и, в отличие от других видов ответственности, устанавливается только Уголовным кодексом. Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Меры уголовного наказания – наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие на личность: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни – расстрела.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера. Ее сущность заключается в возмездном характере. Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется выплатой неустойки. Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными или административными органами.


Анкета на правовую грамотность.

  1. Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?

  2. Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

  3. Знаете ли вы свои права и свободы?

  4. Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.

  5. В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?

  6. Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?

  7. Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?

  8. Каковы у вас недостатки в правовой культуре?

  9. Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?








Используемая литература


1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. - 2015 - №8.

2. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2016.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим подростков общению. - Ярославль, 2017.

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. - 2016. - №6.

6. Никитин А.Ф. Воспитание подростков в духе прав человека // Педагогика. - 2017. - №1-2.

7. Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2015.

9. Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 2015.

10. Степанов П.В. Воспитание подростков в духе толерантности // Классный руководитель. - 2018. - №2.

11. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для обучающихся. - М., 2016.

12. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2016.

13. Яковлев Ю. Ваши права. - М., 2017.

14.Володина С.И. Основы правовых знаний. - М.: Издательский дом «Новый учебник, 2017. – 287с.

15.Кашанина Т.В. Право: учебник для 10-11 классов. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 320с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!