СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа предшкольной подготовки "Школа для дошколят"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Школа для дошколят» представляет личностно-ориентированную модель подготовки детей дошкольного возраста к обучению.  Программа позволяет создать преемственность между школьным и дошкольным образованием.

Просмотр содержимого документа
«Программа предшкольной подготовки "Школа для дошколят"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета Директор МБОУ НОШ № 24

Протокол № 1 от 31.08.2020г. ______________Е. В. Сергеева

01.09.2020г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Школа для дошколят»

в группе по предшкольной подготовке «Одуванчики» ПОУ


Возраст учащихся (класс): дети 6-7 лет

Количество часов в год: 128 ч.


Автор - составитель программы:

Смолякова Зоя Ивановна





Программа разработана на основе программы «Преемственность»,

авторы Н.А.Федосова, Т.В.Белова, В.А, Солнцева и др.- 2 –е издание, переработанное, издательство «Просвещение», 2015г.,

рекомендована Министерством образования России, письмо № 990/14-15 от 22.01.1997г. «О подготовке детей к школе, при организации занятий на базе общеобразовательных учреждений», проведена экспертиза, гриф

«Допущена Министерством образования Российской Федерации».

Программа соответствует ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный № 30384, вступил в силу с 1 января 2014 года)



2020-2021 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа «Школа для дошколят» разработана на основе учебной программы по подготовке детей 5-7 лет к школе «Преемственность», которая рекомендована Министерством образования России, письмо № 990/14-15 от 22.01.1997г. «О подготовке детей к школе, при организации занятий на базе общеобразовательных учреждений», проведена экспертиза, гриф «Допущена Министерством образования Российской Федерации». Программа "соответствует ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 года, регистрационный № 30384, вступил в силу с 1 января 2014 года)

Программа «Школа для дошколят» представляет личностно-ориентированную модель подготовки детей дошкольного возраста к обучению. Программа позволяет создать преемственность между школьным и дошкольным образованием. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

Программа реализуется на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 24» г. Михайловска.

Цель и задачи программы

Цель программы: всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Школа для дошколят» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Ее цель — достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования..

Задачи:

- развитие психических функций и качеств личности;

- охрана и укрепление здоровья;

- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;

- устранение разноуровневой подготовки к обучению в школе;

- исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;

- развитие фонетико-фонематической системы;

- развитие лексико-грамматического строя речи. Развитие умения излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;

- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;

- развитие логики – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- развитие творческих способностей, фантазии;

- развитие памяти, внимания;

- развитие познавательных интересов, математических способностей;

- развитие мелкой моторики;

Концепция программы рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе.

Реализация данных целей и задач позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

- единство развития, обучения и воспитания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- сознательность и творческая активность;

- наглядность;

- доступность и достаточность.

Организация занятий подготовки к обучению в школе

Структура образования: подготовка детей к обучению в школе.

Возраст 5-7 лет. Продолжительность - 1 год.

Подготовка детей к школе начинается с 19 сентября и длится по 15 мая.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (по 4 урока) с группой детей. Продолжительность занятий 25 минут с 5 – 10 минутными перерывами.

Программа предназначена для подготовки детей, посещающих дошкольные образовательные организации и детей, не охваченных дошкольным образованием. В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность. Частая и незаметная смена деятельности проводится в целях устранения разного рода перегрузок.

В МБОУ НОШ № 24 занятия в группах по предшкольной подготовке реализуют содержание следующих предметных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В программу входят следующие модули (учебные предметы): «Весёлая азбука», «Письмо», «Занимательная математика», «Интеллектуальное развитие». Модули (учебные предметы) программы «Школа для дошколят» отвечают положениям ФГОС ДО. Для реализации каждого модуля в работе с детьми 5-7 лет используются методические рекомендации программы «Преемственность» и развивающие пособия – рабочие тетради «Математические ступеньки», «От слова к букве», «Письмо», «Риторика для маленьких», «Зелёная тропинка».

Учебный план

Название модуля

(учебного предмета)

Содержание учебного предмета

Количество часов

в неделю

Письмо


Развитие мелкой моторики руки

1

Весёлая азбука

Изучение звуков и букв, обучение чтению

1

Занимательная математика

Развитие математических представлений.

1

Интеллектуальное развитие

Развитие мышления, памяти, воображения, внимания.

1

Итого:


4 занятия

по 25 минут



«Письмо»

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причин тому несколько:

- недоразвитие мелкой мускулатуры руки;

- однообразие, монотонность организации обучения;

- маленький размер и сложность элементов современной русской каллиграфии и др.

Кроме того, во время освоения письма часто страдает зрительная и нервная системы ребенка. Избежать колоссальных затрат физических, умственных, нервных сил, снизить нагрузку на ребенка в процессе обучения письму можно, организовав подготовительную работу.

Цель работы: подготовить ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.

Задачи:

Образовательные:

- формировать прочные навыки самостоятельного письма печатными буквами;

- освоить основные элементы русского прописного письма.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок;

- создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма;

- развивать абстрактное мышление, формируя навыки работы со знаками, символами;

- развивать мыслительные процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление, творческие способности.

Воспитывающие:

- воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;

- воспитывать заинтересованность в освоении навыков письма;

- вырабатывать положительное отношение к письму, подвести детей к осознанию того, что «писать красиво – легко и приятно»;

- воспитывать любовь к родному языку, его богатству, красоте, гармоничности.

В результате работы дети могут:

- обводить по контуру фигуры, простейшие сюжетные композиции;

- штриховать различными способами фигуры, сюжетные картинки;

- воспроизводить основные элементы прописного письма;





«Веселая азбука»


  Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, включает в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

- Читая, ребёнок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации.

Исходя из изложенных выше позиций, было разработано содержание курса занятий рассчитанный на годичный срок обучения.

Цель программы: обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Задачи :

- подготовка к обучению чтению;

учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина,обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

 

Принципы построения программы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

- доброжелательный климат

- недопустимость менторской позиции и порицания

- положительная оценка любого достижения ребенка

- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

- занимательность

- наглядность

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т.д.)

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов,т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

 

К концу обучения дети должны уметь:

  • читать слоги:

  • сочетание двух гласных;

  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);

  • понимать прочитанное.



«Занимательная математика»

(Формирование математических представлений.)

Основные цели:

- развитие у детей интереса к математическим знаниям;

-развитие самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления;

- развитие умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.

Предметное содержание:

Количество и счет.

Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Количественный состав из двух меньших чисел в пределах 10. Образование чисел путем присчитывания 1. Деление целого на части, сравнение чисел. Упорядочивание групп предметов по возрастанию и убыванию их численности, в пределах 10.

Геометрические фигуры.

Ознакомление с плоскими геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапеция, ромб. Ознакомление с объемными геометрическими фигурами: шар, куб, параллелепипед, цилиндр. Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур. Определение формы предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур. Составление геометрических фигур из палочек.

Свойства предметов.

Сравнение, классификация по свойствам (цвет, форма, величина, материал) с выделением одновременно 2-3 свойств. Упорядочивание предметов по размеру, массе.

Ориентирование по времени.

Ориентировка в частях суток, днях, неделях, временах года, выделение их последовательности. Определение и условное обозначение временных отношений: сутки-неделя, неделя-месяц, месяц-год.

Ориентирование в пространстве.

Выделение пространственных отношений: направо-налево, назад-вперед, на, под, над. Определение расположения предмета по отношению к себе.

Ориентирование на плоскости листа бумаги в клетку.

Выделение пространственных отношений на листе бумаги (условными знаками).

Задачи на логическое мышление.

Формировать умение осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания. Самостоятельное создание различных символов и знаков. Выполнение действий по знаковым обозначениям.

Задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Сложение, вычитание, присчитывание и отсчитывание по единице. Формирование арифметического действия и способы его выполнения. Самостоятельное придумывание задач, загадок.

В результате работы дети могут:

- называть числа от 1 до 10;

- продолжить заданную закономерность;

- производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;

- устанавливать пространственно-временные отношения;

- сравнивать предметы по длине, ширине, массе, вместимости, как непосредственно, так и с помощью произвольно выбранных мерок;

- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;

- объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого, объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;

- составлять с помощью учителя простые арифметические задачи по рисункам;

- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;

- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

«Интеллектуальное развитие»


Программа разработана на основе Комплексной программы развития интеллекта Пономаренко А.С., для детей старшего дошкольного возраста

ч.1, ч.2 (Психологический центр «Адалин», с использованием СД)

Программа состоит из уроков, направленных на развитие мышления, памяти, внимания и школьных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Познавательные психические процессы — это психические процессы, которые обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. К ним относятся восприятие, память, внимание, мышление.

Развитие процесса ощущения и восприятия у дошкольника

Важную роль в развитии процессов чувственного познания мира играет усвоение ребёнком сенсорных эталонов — общепринятых образцов внешних свойств предмета (цветов спектра как эталонов цвета, геометрических фигур как эталонов формы, метрической системы мер как эталонов величины, фонем родного языка, звуков гаммы как эталонов слухового восприятия и т. д.). Ребёнок должен научиться сравнивать воспринимаемый объект с этими эталонами. Его восприятие формирует взрослый. Именно взрослый обозначает сенсорные эталоны словом — таким образом происходит обобщение чувственного опыта ребёнка. Если к 6 годам произошло овладение сенсорными эталонами, которые усваиваются в виде системы словесно обозначенных образцов, то это качественно изменяет процесс восприятия у ребёнка. Овладение сенсорным эталоном означает не только правильное называние того или иного свойства, но и наличие чёткого представления о разновидностях каждого свойства, а также умение пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в различных ситуациях. Таким образом, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Развитие памяти у дошкольника

У ребёнка-дошкольника преобладает непроизвольная память. Непроизвольно запоминается ребёнком то, что многократно повторяется: дорога, по которой он ходит, место расположения игрушек и т. д.

Непроизвольную память характеризует отсутствие сознательно поставленной цели - ребёнок запоминает то, что вызывает его непосредственный интерес, привлекает яркостью, красочностью, динамизмом. Используя эти особенности, подбирая соответствующий материал (например, картинки), взрослый может в определённой мере направлять процесс непроизвольного запоминания, обозначая словами предметы, с которыми встречается ребёнок; в этом случае они запоминаются лучше. Однако дети с различными потребностями, с различным запасом представлений об окружающей среде неодинаково реагируют на одни и те же предметы: если одного ребёнка предмет заинтересует, то другого он оставляет равнодушным и в таком случае непроизвольного запоминания не происходит.

Также непроизвольным образом запоминается то, с чем ребёнок активно действовал — играл, конструировал, перекладывал и т. д. Поэтому руководство непроизвольной памятью во многом сводится к организации соответствующим образом игровой и учебной деятельности ребёнка. Продуктивность непосредственного запоминания увеличивается, если задание, предлагаемое ребёнку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление предметных связей и т. д.).

Непроизвольная память не утрачивает своего значения не только в период школьного обучения, но и в старшем возрасте — даже взрослые люди многое запоминают непроизвольно.

Виды и формы памяти.

1. Наглядно-образная память. В возрасте 6 лет этот вид памяти уже хорошо развит. Она разделяется на зрительную и слуховую. Данный вид памяти работает при запоминании цвета, образа конкретных предметов, звуков, слов, несложных ритмов. В этих образах для ребёнка воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (дома, деревья, животные), а также несущественные признаки, частные детали, которые ребёнок замечает у отдельных объектов (у отдельного дома, отдельного дерева). Отождествление по случайным признакам часто приводит к появлению ошибок памяти.

2.Словесно-логическая память. Является памятью на схемы, формулы, термины, причинно-следственные связи событий. К 6 годам словесно-логическая память лучше развита у девочек. Это связано с тем, что у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга, темп развития правого и левого полушарий не совпадают. У девочек быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, которое отвечает за осознаваемые произвольные акты и словесно-логическую память.

3.Эмоциональная память. В возрасте 6 лет она достигает высокой степени развития. Но ребёнок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку или предмету, так как его эмоциональная память неотделима от наглядно-образной памяти.

4.Двигательная память. В возрасте 6 лет она уже хорошо развита и позволяет осваивать достаточно сложные движения, а также выполнять их быстро и точно.

Развитие внимания у дошкольника

Внимание — это направленность психической деятельности, её сосредоточенность на объектах, имеющих определённую значимость для личности. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Оно создаёт наилучшие условия для психической деятельности и помогает своевременно реагировать на изменения в окружающей среде и в себе самом.

Виды внимания.

1. Непроизвольное внимание. Преобладает у ребёнка 6 лет. Характеризуется зависимостью от внешней привлекательности объекта. В зависимости от чувства удовольствия или неудовольствия ребёнок сосредоточивается на объекте, и это сосредоточение сохраняется до тех пор, пока есть интерес к воспринимаемому объекту. Часто такое поведение носит характер игры. Непроизвольное внимание редко возникает под влиянием поставленной цели.

2.Произвольное внимание. Появляется на границе между 6—7 годами жизни ребёнка. Является результатом взаимодействия взрослого и ребёнка. Большое значение в развитии этого вида памяти имеет регулируемое восприятие — указательный жест, ориентирующий ребёнка на те стороны действительности, которые он раньше не замечал, привлекающий его внимание к нужному признаку. Однако основное значение в развитии произвольного внимания имеет развитие речи. На ранних стадиях обучения взрослый при помощи словесных инструкций организует внимание ребёнка на предстоящей деятельности. Затем ребёнок уже сам начинает применять приёмы, используемые ранее взрослым, для удержания произвольности внимания. Детям в возрасте 6 лет уже доступны планирование своих действий вслух, громкое проговаривание инструкции взрослого. Поэтому для развития произвольного внимания ребёнка необходимо его просить больше рассуждать вслух.

Уровень развития произвольного внимания напрямую зависит от развития других психических функций. Чем выше уровень восприятия, чем лучше развита речь, тем раньше формируется произвольное внимание.

Уровень развития произвольного внимания также во многом зависит от степени развития личностных и эмоционально-волевых качеств ребёнка. Произвольность всегда поддерживается волевым усилием, и ребёнку 6 лет особенно сложно это даётся тогда, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Такими раздражителями могут быть многоцветный, красочный материал для занятий, яркий, броский костюм педагога и т. д. Поэтому ребёнок более внимателен, когда рядом нет посторонних сильных раздражителей.

3.Послепроизвольное внимание. В процессе работы, обучения, игры может возникнуть сильный интерес, увлечённость, вдохновение, которые устраняют волевое напряжение от поддержания внимания. Ребёнку уже не надо заставлять себя поддерживать требуемый уровень внимания: произвольное внимание превращается в послепроизвольное.

Уровень развития свойств внимания характеризуется такими показателями, как объём, устойчивость, распределение, переключение.

Объём внимания. Характеризуется тем, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в памяти за короткий промежуток времени. У ребёнка в возрасте 6 лет он обычно невелик. Ребёнок в этом возрасте одновременно может воспринимать три объекта, а возможность сосредоточиться на них обычно составляет 12—20 с. Достижением детей данного возраста является расширение круга объектов, которые привлекают их внимание. Это уже не только яркие, необычные предметы, но и внешне ничем не привлекательные объекты. В большей степени внимание начинает привлекать другой человек: его облик, деятельность, детали его одежды.

Устойчивость внимания. Устойчивость внимания у детей 6 лет по сравнению с детьми в 5 лет увеличивается. Дети 6 лет могут более длительное время заниматься малоинтересным для них делом, увеличивается продолжительность детских игр. Длительность сохранения устойчивого внимания обеспечивает деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям объектов и явлений. Устойчивость во многом зависит от индивидуальных особенностей детей и может различаться в 1,5—2 раза. Но, несмотря на повышение устойчивости внимания, в целом это свойство ещё развито слабо. Шестилетние дети способны активно заниматься одним и тем же делом не более 10—15 мин.

Распределение внимания. В этом возрасте оно сформировано слабо. Дети часто отвлекаются, с трудом сосредоточиваются на чём-то малоинтересном и неважном. Причиной недостаточности его развития может быть возникновение переутомления как следствие перегруженности при выполнении работы, требующей длительного сосредоточения.

Переключение внимания. Уребёнка в 6 лет оно развито ещё внедостаточной степени. Препятствовать его полноценному развитию может перегруженность впечатлениями, неопределённость интересов (часто поддерживаемая взрослым), неправильный режим дня.

Развитие мышления у дошкольника

Мышление шестилетнего ребёнка связано с его знаниями. К 6 годам кругозор уже достаточно велик. Однако особенностью мышления ребёнка 6 лет всё ещё является приписывание неодушевлённым вещам способности мыслить, чувствовать, желать. Явления и предметы внешнего и внутреннего мира у ребёнка ещё разделены нечётко — не только неодушевлённые предметы могут обладать психическими свойствами, но и внутренние психические явления, по его мнению, могут обладать свойствами материальных вещей (например, сновидение может выйти из одного человека и перейти к другому).

Увеличение объёма знаний формирует у детей возникновение двух противоречивых тенденций:

  1. В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объёма и углубление чёткости и ясности знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребёнка.

  2. В процессе мыслительной деятельности возникает и растёт круг неопределённых, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эта неопределённость является мощным стимулом для умственной активности ребёнка. Он стремится уменьшить неопределённость знаний за счёт их уточнения и выяснения.

В традиционной педагогике мало уделяется внимания поддержанию второй тенденции — приветствуется формирование определённых знаний. Однако снижение степени неопределённости знания приводит к снижению степени умственной активности ребёнка.

Формы мыслительной деятельности.

Наглядно-действенное мышление осуществляется путём реального действия с предметами. Оно связано с предметной деятельностью и направлено на её обслуживание. Является первичным, возникает в раннем возрасте. Шестилетний ребёнок использует наглядно-действенное мышление тогда, когда у него нет опыта и знаний для решения определённой задачи.

Наглядно-образное мышление хорошо развито у детей в возрасте 6 лет. Ребёнок оперирует не самими предметами, а их образами. Мышление отделяется от практических действий и становится самостоятельным процессом.

Многообразие сторон предмета при наглядно-образном мышлении воспроизводится в фактических (а не в логических) связях. Представления приобретают гибкость и подвижность. Ребёнок способен представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

У ребёнка этого возраста содержание мышления постепенно переходит от оперирования конкретными образами к установлению наиболее важных связей и отношений между предметами и их свойствами. Например, врисунках детей данного возраста часто передаётся связь и соотношение основных частей, а детали могут отсутствовать. Появляется возможность конструировать, собирая постройки по схеме. Таким образом, в 6 лет развивается наглядно-схематическое мышление.

Развитие образного мышления имеет большее значение для последующего обучения в школе. Образное мышление позволяет ребёнку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной задачи. Если же эта функция передаётся логическому мышлению, то учёт множества частных особенностей ситуации оказывается для ребёнка затруднительным.

Развитию образного мышления способствует рисование, лепка, слушание сказок, конструирование, драматизация.

Словесно-логическое (понятийное) мышление. Уребёнка 6—7лет продолжают формироваться понятия. Они становятся глубже, полнее, обобщённее, вних включаются всё более существенные черты предмета, явления. Увеличивается количество усваиваемых понятий. Ребёнок овладевает не только понятиями оконкретных, наглядно представленных предметах и явлениях; унего формируются абстрактные понятия овременных отношениях, причине и следствии, пространстве, количестве, мере. Понятия уребёнка складываются на основе его чувственного опыта, представлений и знаний. Понятия оконкретных предметах образуются быстрее и легче, нежели об абстрактных. Абстрактные понятия ребёнок стремится связать сконкретными образами. Так, например, большую трудность представляет объяснение такого выражения, как «золотое сердце» (объяснение носит буквальный характер: «сердце сделано из золота».)

Социальное развитие

1. Развитие навыков самообслуживания.Определяется как развитие умений в следующих областях:

одевание и раздевание: самостоятельно снимает или надевает отдельные части одежды; раздевается или одевается в правильной последовательности; застёгивает и расстёгивает застёжки на молнии, липучках, пуговицах; зашнуровывает обувь; может сам обслуживать себя за столом; умывание, туалет: моет руки после прогулки, перед едой; вытирает руки салфеткой; умеет причёсываться; самостоятельно ходит в туалет.

2. Усвоение социальных и культурных норм поведения.

По отношению к взрослому: может ли спокойно, вежливо выразить своё желание, просьбу, задать вопрос; употребляет ли вежливые слова; называет ли взрослого по имени и отчеству; умеет ли слушать не перебивая; как выполняет поручения взрослого; как реагирует на отказ.

По отношению к сверстникам: сформирована ли привычка здороваться, прощаться; употребляет ли вежливые слова и если да, то в каких ситуациях; умеет ли общаться спокойно; умеет ли уступать, не мешать, считаться с мнением другого; как ведёт себя в конфликтных ситуациях (уступает, кричит, обзывается, дерётся, плачет, убегает, зовёт на помощь взрослого, жалуется).


К ЗАВЕРШЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТИ ДОЛЖНЫ:

УМЕТЬ:

  • анализировать,

  • обобщать

  • сравнивать предметы и явления;

  • устанавливать закономерности;

  • делать простые умозаключения;

  • ориентироваться в пространстве

  • сосредотачиваться на одном или нескольких объектах;

  • выполнять определенные задания;

  • ориентироваться в ситуации и переходить с одного вида работы на другой;

  • концентрироваться не на одном, а на двух или большем количестве объектов;

  • вести целенаправленное наблюдение предметов и явлений;

  • самостоятельно ставить перед собой цель: запомнить, а затем вспомнить;

  • использовать различные приемы запоминания (смысловое соотнесение, смысловая группировка, схематизация, классификация).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!