СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Профилактика вовлечения подростков в субкультуру»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Программа «Профилактика вовлечения подростков в субкультуру»»


Раздел 8

Программа «Профилактика вовлечения подростков в субкультуру»

Настоящая программа предназначена для индивидуальной профилактической работы психолога с подростком, имеющим отклонения в поведении.


Субкультура (подкультура, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.

Субкультура молодежи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

от уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов);

от возраста (пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает);

от места жительства (движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения).

Причины участия молодежи в неформальных группах: непонимание в семье, вызов семье; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; нежелание быть как все; желание утвердиться, привлечь к себе внимание; дань моде; влияние криминальных структур; жестокие компьютерные игры, копирование образцов западной культуры, структур и течений; отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни; неразвитая сфера организации досуга; возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях; идейные убеждения; вызов обществу, возможность проявить протест.

Классификация неформальных молодежных объединений оценивается как сложное явление, так как процессы, происходящие в данной среде, динамичны, неустойчивы и противоречивы.

По социально-правовому критерию они подразделяются на:

1) просоциальные (положительной направленности), способствующие позитивной, социальной активности молодежи («зелёные», «пацифисты», фонды молодежных инициатив, творческие ассоциации и др.);

2) асоциальные (нейтрального типа), создаваемые для проведения досуга «рокеры», «байкеры», «скейтеры», «геймеры» и др.);

3) антисоциальные (отрицательной направленности) («колумбайн», «скинхеды» и др.).

По критерию ценностных ориентаций выделяют следующую типологию молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры,

- гедонистическо-развлекательные,

- криминально-делинквентные,

- анархо-нигилистические,

- экстремистские политизированные субкультуры (радикально-деструктивные).

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростков, по мнению Я.И. Гилинского, является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей:

1) Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных).

2) Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Субкультура – как суррогатная семья – искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру. Членство в ней рассматривается как способ преодоления конфликта как в микросоциуме (семье), так и внутри личности. Внутреннее напряжение подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которых предлагает субкультура. Ритуализированный характер ярко проявляется в субкультурных событиях (концертах, играх, дискотеках). Ритуалы в традиционном обществе служат гармонизации отношений между окружающей средой и внутренним миром человека. Через обрядовые действия происходит разрешение личностных кризисов. В современном мире значение ритуалов и сами ритуалы утрачиваются. Субкультуры создают целый пласт ритуальных событий, которые позволяют в сублимированной форме удовлетворять потребности, которые не могут быть удовлетворены в рамках традиционного общества, например, потребность в поиске возможностей культуротворчества (изобретение знаков, ритуалов).

3) Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект. Жизнь распланирована не им, и в ней не играет никакой заметной роли его собственная активность. Возникает желание испытать свои способности, проверить что он может сам.

4Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства. Психологическим основанием служит высокий уровень конформизма (присущий подростковому возрасту феномен «нормальности») – принадлежности к группе, готовности к принятию групповых норм, убеждений. Неопределенная идентичность, неукорененность в социальных структурах и связях, неустойчивость к психологическим манипуляциям и, с другой стороны, - потребность в общности, принятии, поддержке, стремление к самопознанию и формированию собственного мировоззрения – черты, характерные для подростков и юношей, оказываются благоприятными условиями для втягивания молодежи в различные субкультуры. Серьезной привлекательностью обладает яркая, непосредственная эмоциональная насыщенность общения, удовлетворение, получаемое от групповой деятельности, искренность отношений (зачастую иллюзорная).

5) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости. Субкультура как любая терапевтическая группа, обладает механизмами, обеспечивающими ее терапевтичность: схожесть проблем, выслушивание друг друга, эмоциональное отреагирование, моральная поддержка, взаимопонимание, исповеди, обмен жизненным опытом, советы, выработка альтернативных сценариев поведения и т.д.

6) Потребность в смысле. А.В. Зинченко видит в качестве причины возникновения субкультур ориентацию существующей системы воспитания на будущее, что приводит к недооценке молодежью реального настоящего. В связи с этим актуально осуществляемая деятельность теряет личностный смысл и самостоятельную ценность, утрачивается потребность в самореализации, поскольку ее удовлетворение оказывается возможным лишь при включении в мир взрослых. У подростков отмечается желание жить сегодняшним днем – «здесь и теперь». Отсюда необходимость в конструировании деятельности, которая, с одной стороны, дает возможность удовлетворить эту потребность и способствует выходу их кризиса идентичности, с другой – позволяет сохранить изоляцию от мира взрослых. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной.

7) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. И.Ю. Борисов рассматривает одну из важнейших характеристик неформальных молодежных объединений «гедонизм» - стремление к получению максимально сильных, приятных ощущений. Проявления гедонизма разнообразны: употребление ПАВ, различные формы развлечений и т.д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» - «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций». Основная функция гедонистического риска состоит в получении чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний (экстремальные гонки; фанатские войны, частая причина которых – псевдоагрессия, смысл которой – создание опасной ситуации, вызывающей эмоциональный подъем). Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем извлечь максимальный эффект (с психологической точки зрения – аффект) из угрожающей или удивляющей ситуации.

8) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

Это наиболее важные потребности, которые подростки могут реализовать, приобщившись к субкультуре. Фрустрация любой из них не обязательно приводит молодого человека в субкультуру, многое зависит от целого ряда внешних обстоятельств и особенностей его личности.

Говоря о последствиях субкультурного образа жизни, нельзя забывать об определенной опасности, особенно если речь идет об асоциальном, антисоциальном характере субкультуры. Группа – это, прежде всего ощутимый конкретный мир, под влиянием которого и живет подросток и если группа эта носит асоциальный характер – то и направление ее деятельности будет асоциальным. Внутри своей группировки ее члены оказываются весьма конформными (вплоть до некритичности) относительно ценностей и идеологии, которой подчиняется та или иная молодежная организация.

Негативное влияние субкультуры на личность подростка может выражаться в недоверии к людям, высоком уровне агрессивности, чувстве превосходства и самоуверенности, непринятии себя, ведомости, эмоциональном дискомфорте, что приводит к искажению адекватности внешнего облика и поведения. Деструктивно направленные субкультуры затрудняют социализацию и адаптацию подростков, отрицательно сказываются на выполнении возрастных задач и здоровом образе жизни.

У представителей субкультурных групп негативной направленности выражены деструкции, проявляющиеся в трудностях взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), враждебности, инфантильности, конфликтности, агрессивности, аутоагрессии, нарушении норм и правил поведения, употреблении психоактивных веществ.

Профилактика вовлечения подростков в субкультуру должна вестись по нескольким направлениям. Одним из них является работа с семьей – формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков успешного и ответственного поведения.

Такая работа может осуществляться путем информационно-просветительской работы с родителями: проведение лекций по проблеме влияния семейного воспитания на формирование стереотипов поведения и предпосылок вовлечения в асоциальную неформальную группу; проведение психологических тренингов родительской компетенции. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и детско-родительских отношений является еще одним направлением профилактической работы.

Консультативная деятельность может включать в себя рекомендации по проблемам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Работа с семьями «группы риска», как форма профилактики, представляет собой организацию и проведение родительских групп, тренингов детско-родительских отношений, специализированные тренинги для родителей и педагогов по вопросам профилактики негативного влияния субкультурных течений на школьников.

На уровне образовательного учреждения профилактика может осуществляться путем расширения спектра досуговых мероприятий (кружки, студии, спортивные секции). Отдельным блоком здесь выступает превентивное обучение учащихся – сочетание просветительской работы с формированием у учащихся здоровых установок и навыков ответственного поведения. Такое обучение направлено на гармоничное развитие личности ребенка, поощрение социально приемлемых способов самореализации, развитие способности к саморегуляции, формирование навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивление негативному давлению со стороны сверстников и СМИ, формирование ценности и навыков укрепления телесного и нравственного здоровья, развитие эмоционального, когнитивного и волевого аспектов личности.

Реализация вышеперечисленных превентивных мер может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы. Одним из основных требований к профилактическому воздействию является соблюдение принципа соответствия форм, методов и организации профилактической деятельности специфическим особенностям возрастного развития целевой группы детей.

Программа  негативного влияния субкультуры на личность подростка включает:

- обучение средствам самопрезентации, самопознание и самовыражение,

- обучение способам адекватного выражения эмоций и чувств,

- формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе,

- развитие коммуникативных навыков, формирование навыков ответственного поведения и умения прогнозировать последствия своих поступков,

- работу с семейными отношениями,

- развитие способности противостоять негативному влиянию группы.

Условиями эффективности профилактической работы по формированию личности, устойчивой к негативному влиянию субкультуры, являются:

- своевременная диагностика подверженности школьника негативному влиянию субкультуры,

- выявления уровня социально-психологической адаптированности и факторов риска;

- оценка и анализ личностных особенностей детей и подростков;

- осуществление системного психологического сопровождения, включающего комплексную работу с учащимися, их родителями« и педагогическим коллективом школы;

- проведение просветительской, коррекционно-развивающей и консультативной работы с учащимися, направленной на формирование уверенности в себе и устойчивой положительной самооценки.

Цель профилактической программы - своевременное выявление подростка с отклонением в поведении.

1.Организационные условия проведения занятий

Это курс занятий направленных формирование социально-компетентного, ответственного поведения.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу подростка более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Программа рассчитана на учащихся 14-16 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по заявке педагога или иных плановых результатам тестирований. Продолжительность программы – 27 занятий по 20-40 минут. Индивидуальная работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры и т.д..


1 этап —Диагностический. На этом этапе предполагается провести диагностическое исследование подростка.

  • Изучение степени воспитанности и уровня развития.

  • Наблюдение за учениками в разных ситуациях.

  • Определение положения каждого ребенка в домашней обстановке и в классе.

  • Обнаружение и исследование склонностей и интересов.

  • Наблюдение за взаимодействием детей и родителей (лиц, их заменяющих).

Для диагностики можно использовать следующие методики:

1. Методика первичной диагностики и выявления детей группы риска (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) приложение 1

2. Проективная методика «Дерево» приложение 2

3. Методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич).  Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя приложение 3

3. Беседа с обучающимся с занесением в протокол

Динамическое обследование

1. Наблюдение

2. Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения

2 этап – Практический

Предполагает индивидуальный подход. Деятельность включает в себя:

  • Консультирование по проблемам исправления выявленных при диагностике недостатков.

  • Исследование личных особенностей, степени воспитанности детей. На основе изученного определяются конкретные задачи и методы последующего психологического воздействия.

  • Формирование условий для реализации творческого потенциала, поддержка при организации досуга.

  • Вовлечение обучающихся в общественную деятельность.

  • Привлечение к чтению художественных произведений.

Этот этап реализуется через проведение коррекционных занятий направленных на:

1.Осознание подростком своих поступков.

2.Обучение подростка ответственному поведению;

3.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, ситуациях отказа.

4.Формирование ответственности за собственные решения и.т. д.
3 этап - Контрольный. Как в начале, так и в конце любой коррекционной работы проводится диагностика, позволяющая определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития. Заключительный (контрольный) этап предполагает повторное диагностирование детей, которое покажет насколько изменился уровень поведения после проведенной работы. 



















Тематическое планирование к программе «Профилактика вовлечения подростков в субкультуру»



Дата

Тема

Количество часов

Примечание

1

Еженедельно

Индивидуальные, профилактические беседы



2

Ежемесячно

Индивидуальные релаксационные занятия



3

Еженедельно

Наблюдение



4

В течение года

Профилактические беседы по запросу по ситуации



5


Входящая диагностика

2


6


«Знакомство с самим собой».

2


7


«Я для себя, я для других».

1


8


«Мои качества».

1


9


«Культура поведения»

2


10


«Чувства и действия в стрессовой ситуации».

1


11


«Когда мне  плохо….».

1


12


«Наши чувства, желания, настроение».        «Стоп! Подумай! Действуй!»

1


13


«Мои права и права других».

1


14


«Мой реальный мир»

1


15


Динамическое обследование

1


16


«Моя Родина».

2


17


«Моя история».

2


18


«Как научиться быть ответственным за свои поступки».

2


19


«Смысл жизни».

2


20


«Жизненные ценности и искусство жить достойно».

2


21


«Мое будущее. Что изменилось?»

1


22


Итог (индивидуальная диагностика)

2


23


Всего занятий

27


 

Прогнозируемый результат:

  • Снижение вероятности совершения девиантным поступков;

  • Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию противоправных форм поведения;

  • Формирование навыков оценки ситуации и принятию ответственности за собственное поведение в ней.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя