Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям
«Семья»
ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
ПРОГРАММА
профилактики дезадаптации при переходе в среднее звено
«Перешли мы в пятый класс!»
(по Е.Г.Коблик)
Материал подготовила
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
Пояснительная записка
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением «чувства взрослости» - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого оказывал на ребенка референтно-значимое влияние, и в первую очередь от семьи. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям взрослых. Отсюда и такое количество конфликтов. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска младшим подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки самопознания последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Происходит постепенная смена ведущей деятельности с учебной на общение.
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом класс все оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в среднем звене становится предметной, а иногда и одноклассники. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными, успешными. Конечно, есть дети, которые легко вписываются в новую школьную систему, а есть такие, для кого переход в пятый класс сопровождается рядом трудностей.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность его адаптации:
умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
навыки уверенного поведения;
навыки совместной (коллективной) деятельности;
навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
навыки самоподдержки;
навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Цель программы: создание условий, позволяющих пятикласснику легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержание и развитие интереса к познанию; помощь в общении с одноклассниками и преподавателями.
Задачи:
формирование у учащихся позитивной Я — концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
формирование устойчивой учебной мотивации учащихся;
создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку единых обоснованных требований;
освоение учащимися новых школьных правил;
выработка норм и правил жизни класса;
формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, новыми учителями, другими сотрудниками школы.
Формы проведения занятий: групповые и подгрупповые.
Методы проведения:
Ожидаемые результаты:
положительная динамика социометрических показателей детского коллектива;
умение общаться (развитые коммуникативные навыки);
умение правильно вести себя и разрешать конфликтные ситуации;
познание себя как ученика, человека, личность;
позитивное общение и отношение с учительским составом.
Методической базой создания программы является книга Е.Г.Коблик «Первый раз в пятый класс».
Дополнительно использованная литература:
Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы). Система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2014.
Миклева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007;
Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
Занятия рассчитаны на проведение в 5 классе, начиная с 3-ей недели сентября. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 40 — 45 минут.
Перспективное тематическое планирование программы
№ п/п | Тема занятия | Цели занятия | Кол-во занятий |
1 | Давайте познакомимся! | Сформировать группу; способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; выяснить ожидания детей; развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы | 1 |
2 | Перешли мы в пятый класс | Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; помочь прояснить свои цели на время обучения в пятом классе | 1 |
3 | Друг — это тот, кто... | Способствовать формированию навыка взаимодействия в группе; помочь детям осознать качества дружбы; повысить самооценку. | 1 |
4 | Моя школа... какая она? | Помочь учащимся ознакомиться с новыми школьными правилами и осознать особенности своего поведения в различных школьных ситуациях | 1 |
5 | Что поможет мне учиться? | Помочь ученикам осознать правила работы на уроке; способствовать формированию учебных навыков; способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии | 1 |
6 | Кто такой ученик? | Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; способствовать развитию воображения и навыка совместной деятельности; | 1 |
7 | А если будет страшно? | Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способ их преодоления; снизить школьную тревожности | 1 |
8,9 | Настоящий учитель — какой он? | Расширить и обогатить навыки общения с учителем; формирование у учащихся правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценивания; коррекция мотивации избегания неудач в школьных ситуациях | 2 |
10, 11 | Конфликт или взаимодействие? | Развитие навыков общения и разрешения конфликтов; научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли; сформировать критическое отношение к собственным поступкам и поведению других. | 2 |
12,13 | Мои негативные переживания и чувства | Повышение эмоциональной устойчивости детей; формирование навыка принятия собственных негативных эмоций; формирования умения адекватно принимать обидные замечания. | 2 |
14 | А напоследок я скажу... | Помощь в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе; подведение итогов работы. | 1 |