СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики дезадаптации при переходе в среднее звено "Перешли мы в пятый класс!" (по Е.Г.Коблик)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики дезадаптации при переходе в среднее звено "Перешли мы в пятый класс!" (по Е.Г.Коблик)»









































Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям

«Семья»


ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ




ПРОГРАММА

профилактики дезадаптации при переходе в среднее звено

«Перешли мы в пятый класс!»

(по Е.Г.Коблик)



Материал подготовила

психолог высшей категории Е.А.Новоторцева




Пояснительная записка


Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением «чувства взрослости» - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого оказывал на ребенка референтно-значимое влияние, и в первую очередь от семьи. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям взрослых. Отсюда и такое количество конфликтов. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска младшим подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки самопознания последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Происходит постепенная смена ведущей деятельности с учебной на общение.

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом класс все оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в среднем звене становится предметной, а иногда и одноклассники. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными, успешными. Конечно, есть дети, которые легко вписываются в новую школьную систему, а есть такие, для кого переход в пятый класс сопровождается рядом трудностей.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность его адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

  • навыки уверенного поведения;

  • навыки совместной (коллективной) деятельности;

  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

  • навыки самоподдержки;

  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

Цель программы: создание условий, позволяющих пятикласснику легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержание и развитие интереса к познанию; помощь в общении с одноклассниками и преподавателями.

Задачи:

  • формирование у учащихся позитивной Я — концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

  • формирование устойчивой учебной мотивации учащихся;

  • создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку единых обоснованных требований;

  • освоение учащимися новых школьных правил;

  • выработка норм и правил жизни класса;

  • формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, новыми учителями, другими сотрудниками школы.


Формы проведения занятий: групповые и подгрупповые.

Методы проведения:

  • игры;

  • диалоги;

  • использование приема арттехлогии.

Ожидаемые результаты:

  • положительная динамика социометрических показателей детского коллектива;

  • умение общаться (развитые коммуникативные навыки);

  • умение правильно вести себя и разрешать конфликтные ситуации;

  • познание себя как ученика, человека, личность;

  • позитивное общение и отношение с учительским составом.

Методической базой создания программы является книга Е.Г.Коблик «Первый раз в пятый класс».

Дополнительно использованная литература:

  1. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы). Система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2014.

  2. Миклева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007;

  3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

Занятия рассчитаны на проведение в 5 классе, начиная с 3-ей недели сентября. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 40 — 45 минут.







Перспективное тематическое планирование программы


п/п

Тема занятия

Цели занятия

Кол-во занятий

1

Давайте познакомимся!

Сформировать группу; способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; выяснить ожидания детей; развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы

1

2

Перешли мы в пятый класс

Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; помочь прояснить свои цели на время обучения в пятом классе

1

3

Друг — это тот, кто...

Способствовать формированию навыка взаимодействия в группе; помочь детям осознать качества дружбы; повысить самооценку.

1

4

Моя школа...

какая она?

Помочь учащимся ознакомиться с новыми школьными правилами и осознать особенности своего поведения в различных школьных ситуациях

1

5

Что поможет мне учиться?

Помочь ученикам осознать правила работы на уроке; способствовать формированию учебных навыков;

способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии

1

6

Кто такой ученик?

Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; способствовать развитию воображения и навыка совместной деятельности;

1

7

А если будет страшно?

Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способ их преодоления; снизить школьную тревожности

1

8,9

Настоящий учитель —

какой он?

Расширить и обогатить навыки общения с учителем; формирование у учащихся правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценивания; коррекция мотивации избегания неудач в школьных ситуациях

2

10,

11

Конфликт или взаимодействие?

Развитие навыков общения и разрешения конфликтов; научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли; сформировать критическое отношение к собственным поступкам и поведению других.

2

12,13

Мои негативные

переживания и чувства

Повышение эмоциональной устойчивости детей; формирование навыка принятия собственных негативных эмоций; формирования умения адекватно принимать обидные замечания.

2

14

А напоследок я скажу...

Помощь в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе; подведение итогов работы.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!