СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики суицида.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики суицида.»





Программа профилактики суицида


Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Поэтому учебно -воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т. е состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечают, что суицидальное поведение у детей до 13 лет – редкое явление, и только с 14 – 15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16 – 19 годам.

Школьные проблемы тоже могут стать причиной суицида или попытки к нему. «Школьные трудности обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе» Практическая психология в образовании / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997, с. 429.

В подростковом возрасте часто возникает сильная эмоциональная привязанность к другому человеку. «И разрыв отношений воспринимается как фатальный, выход из которого один - самоубийство. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят «ситуативные самоубийства» - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни» Ф. Райс. Психология подростка. - СПб, 2000, с.356.

«Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии» - около 40 % случаев, «заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался» - около 30 % случаев, «показать, как ты любишь другого» и «выяснить, любит ли тебя действительно другой» - 25%, «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» - 25 %, и наконец в 18 % случаев «призыв, чтобы пришла помощь от другого» Проблемы суицида. Лучшие рефераты по социологии / сост. О.А. Нор-Аревян. - Ростов-н/Д, 2001, с. 238.

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства.

Суициды учащаются во время рождественских праздников. Опечаленные распавшимися семьями, смертями, непереносимым одиночеством, социальными или экономическими неудачами люди обнаруживают, что «счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости. В отчаянии они могут решить покончить с собой.

Таким образом, самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») – это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Однако, если своевременно заметить признаки суицидального поведения, его можно предотвратить. Характерные признаки такого поведения в данной программе подробно рассматриваются в ходе взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса, и стратегии поведения с подростками, склонными к суициду. Ведь поскольку основной чертой практически любого суицида является привлечение внимания к проблеме, то «правильное» реагирование на его проблему, на его призыв о помощи может спасти человеческую жизнь. В связи с этим, мероприятия, проводимые в школе по профилактике суицида, являются важным этапом в укреплении психологического здоровья не только «школьного» окружения – учащихся, их родителей и родственников, педагогов, но и социума в целом.

Настоящая программа предназначена для работы школьного психолога с учащимися 1 – 11-х классов общеобразовательной школы, их родителями и классными руководителями. Она направлена на повышение психологической грамотности взрослых в вопросах суицидального поведения учащихся, на профилактику тревожности, на формирование положительной Я-концепции, на формирование у школьников позитивного образа будущего. Профилактическая программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение учебного года.

Цель программы: организация информационно-просветительской и адаптационно-развивающей работы, направленной на профилактику депрессивных состояний, суицидальных намерений среди учащихся.

Задачи:

1. Организация и проведение просветительско-профилактических мероприятий информационного характера с родителями и педагогами о возможных причинах детского суицида и способах предотвращения суицидальных попыток.

2. Проведение адаптационно-развивающих мероприятий с учащимися, направленных на формирование позитивного образа «Я» и образа будущего, навыков эффективного преодоления трудностей, а также на снижение проявление тревожности у детей.

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей, склонных к девиантному (саморазрушающему) поведению.

Методы и формы реализации программы:

- диагностические («Цвето-грамма настроения» М. Люшера анкетирование, Опросник суицидального риска (ОСР),

- просветительско-информационные (классные часы, обучающий семинар для педагогов, родительские собрания, разработка и распространение брошюр, памяток по профилактике суицида);

- консультативные (индивидуальные консультации с учащимися группы риска, с родителями, с педагогами по запросу или при возникновении угрозы суицида);

- адаптационно-развивающие (тренинговые занятия, акции, конкурсы, игры, форумы, дискуссии, музыкальные переменки, большие психологические игры).

Ожидаемые результаты:

- своевременное выявление девиаций в поведении учащихся школы;

- повышение социальной компетентности родителей и педагогов в вопросах суицидального поведения;

- повышение самоактивности детей в решении проблемных ситуаций, формирование позитивного образа будущего;

Отслеживание результатов происходит по результатам диагностики, а также по завершению определенного мероприятия (анкета обратной связи).










Содержание программы:


Дата проведения

Название мероприятия

Содержание мероприятия

Методы реализации


Ноябрь,

январь

Диагностика склонности к суициду


Проведение диагностических процедур, рисуночных тестов с уч-ся младших школьников

«Цветограмма настроения» М.Люшер, Методика ОСР,

Радуга настроений


В течение года

Индивидуальная работа с учащимися, склонными к асоциальному поведению

Прояснение жизненных затруднений учащихся, вентиляция эмоций, работа на выход из кризиса, построение индивидуальной жизненной программы

Консультирование, разбор ситуаций, обсуждение последствий происходящих событий


Март

Семинар для педагогов «Девиантное и суицидальное поведение школьников»

(среднее и старшее звено)


Девиантные формы поведения, подростковые девиации, способы распознавания болезненного поведения. Черты суицида, профилактика, суицидоопасные группы.

Презентация факторов девиантного поведения, разбор концепций расстройств в поведении


Январь

Семинар для педагогов «Агрессия в начальной школе»


Проявления агрессии у младшего школьника. Причины агрессивности. Формы работы с детской агрессивностью.

Ситуации из личной практики. Способы регуляции поведения.


Октябрь-ноябрь

Классные часы для учащихся 9 – 11х классов «Толерантность и эгоизм».

Формирование у старшеклассников толерантного отношения друг к другу через признание индивидуальности каждой личности.

Игра «Карамбия», упражнение «Садовник и семечко»


Сентябрь

Классные часы «Давай дружить!» (1-4 классы)


Изображение дружбы в виде скульптуры, картины, созданный группой.

Коллективное панно. Совместные игры.


Декабрь

Классные часы «Наши эмоции и настроение» (5-8 классы)


Отличие эмоций от настроения, чувств, драйвов. Способы регуляции эмоций.

Пиктограммы, разбор ситуаций


Сентябрь

Развивающие занятия «Газета знакомств» (5-7 классы)

Работа в подгруппах, создание газеты, где ребята ищут друзей, рассказывают о своих увлечениях.

Творческое задание, защита проектов.



Говорящий забор «Поделись радостью»


Оформляется в виде забора ватман, на котором оформлены интересные и смешные фотографии классов.

Конкурс «интересная и веселая фотография класса»


октябрь

Акция «Радуга настроений»


Оформление стенда «Радуга настроений», жетоны и ящики для голосования.

Цветограмма по методике Лутошкина А.Н.


Апрель

Проведение родительского собрания «Подростковый суицид, актуальность вопроса»

Суицид. Мотивы, формы, виды суицида. Факторы суицидального поведения и его признаки. Диагностика склонностей к суициду.

Беседа, анкетирование, презентация, тренинговые упражнения, притчи.


Раз в четверть

Разработка «памяток» для родителей и педагогов о ранних признаках и симптомах физического и эмоционального истощения детей, которые могут привести к суицидальной попытке.

Памятки помещаются на сайте школы, раздаются педагогам на педагогическом совете.

Информационные листовки, памятки.


В течение года

Тематические статьи на сайте школы по вопросам профилактики суицида.

Родителям о сохранении эмоционально благополучного климата в семье, о взаимосотрудничестве



Март

Конкурс рисунков «Я радуюсь, когда…» (начальная школа)


Объявляется конкурс рисунков, далее все рисунки помещаются на стенд с надписью «Я радуюсь, когда…»

Конкурс рисунков


Февраль

Музыкальная перемена (начальная школа)


На перемене во всех классах включается музыкальная презентация «Радуга жизни»

Просмотр презентации


Январь

Семинар для педагогов по профилактике проф. выгорания.

Проработка методов снятия напряжения, релаксации, аутотренинга

Элементы тренинга, релаксации


Февраль

Тренинг с родителями «В согласии по жизни» (4 класс)

Родители совместно со своими детьми в кругу выполняют задания, высказывают свои ощущения, пожелания друг другу.

Тренинговое занятие


В течение года

Большие психологические игры для первоклассников.

Комплексные занятия, включающие диагностику и развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Игры, упражнения, диагностические процедуры






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!