ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании | Директор ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги» |
Педагогического Совета | ______________ О.М. Яппарова |
Протокол № 1___________ | Приказ № 119/1-од____________ |
от 26 августа 2022 г. | от 31 августа 2022 г. |
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
«Жизнь одна»
на 2022-2025 гг.
Составитель: педагог-психолог
Тетерева Нина Георгиевна
г. Можга,
2022 год
Пояснительная записка
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Анализ материалов уголовных дел показывает, что самоубийства несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, поможет избежать трагедий.
Данная Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенция о правах ребёнка;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего о среднего общего образования»;
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки РФ от 18.01.16 №7-149;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида";
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 года №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего о среднего общего образования»;
Устав ГКОУ УР «Коррекционная школа №7 г.Можги».
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы, так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с несовершеннолетними, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с несовершеннолетними, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Реализация программы позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
РИСКИ:
1. Отказ родителей от сотрудничества в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучения школьника.
2. Недостаточная заинтересованность родителей в выполнении рекомендаций социально-психологической службы школы.
3.Отсутствие специалистов в школе, оказывающих лечебную помощь детям, имеющим психические и неврологические отклонения в здоровье.
ПЛАН
мероприятий по профилактике суицида среди несовершеннолетних
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1 | Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. | Ежегодно | Кл. руководители Соц. педагог |
2 | Исследование социального статуса семей обучающихся. Составление социального паспорта класса и школы. | Ежегодно | Кл. руководители Соц. педагог |
3 | Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. | Ежегодно | Соц. педагог |
4 | Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. | Ежегодно | Заместители директора по УВР, ВР Соц. педагог Педагог-психолог |
5 | Организация участия обучающихся в организационных формах досуга, участия в проведении физкультурно- массовых и культурно- массовых мероприятий. | Ежегодно | Заместитель директора по ВР |
Работа с обучающимися |
6 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с детьми из семей социального риска. | Ежегодно | Соц. педагог |
7 | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, с выявленными высоким риском и присутствием признаков суицидального и саморазрушающего поведения. | Ежегодно | |
8 | Мини-тренинги: -«Учимся снимать усталость»; -«Как преодолевать тревогу»; -«Способы решения конфликтов»; -«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом»; -«Способы саморегулирования эмоционального состояния»; -«Как сказать НЕТ!». | По запросу/в течение уч. года | Педагог-психолог |
9 | Правовые классные часы: -«Обязанности и права школьника»; -«Уголовная ответственность несовершеннолетних»; -«Подросток и закон»; -«Телефонный терроризм и его опасность»; -«Ответственность за нарушение» правил поведения в обществе». | Ежегодно | Кл. руководители Соц. педагог |
10 | Психолого-педагогическая поддержка обучающихся при подготовке и проведении выпускных экзаменов. | Ежегодно | Учителя Педагог-психолог |
Работа с педагогами |
11 | Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога. | Ежегодно | Педагог-психолог |
12 | Консультация «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков». | Ежегодно | Педагог-психолог |
13 | Семинар для классных руководителей, воспитателей «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников». | В течение уч. года | Педагог-психолог |
14 | Консультация «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях». | В течение уч. года | Педагог-психолог |
15 | Подготовка памяток по предупреждению суицидальных попыток среди подростков. | В течение уч. года | Педагог-психолог |
16 | Индивидуальные консультации с классными руководителями «Благоприятный психологический климат в классе». | По запросу | Педагог-психолог Соц. педагог |
Работа с родителями |
17 | Родительский лекторий: -«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)»; -«Наши ошибки в воспитании детей»; -«Шаги общения»; -«Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки»; -«Тревожность и ее влияние на развитие личности»; -«Трудный возраст»; -«Что такое суицид и как с ним бороться»; -«Особенности детско-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта»; -«Чем и как увлекаются подростки»; -«Куда уходят дети. Профилактика безнадзорности и бродяжничества»; -«Уголовная ответственность несовершеннолетних»; -«Как помочь ребенку справиться с эмоциями». | По плану/по запросу | Педагог-психолог Соц. педагог |
18 | Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. | Ежегодно | Юрист Соц. педагог |
19 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. | Ежегодно | Соц. педагог Педагог-психолог |
Диагностика обучающихся |
20 | Диагностика психологического климата в коллективе. Социометрия. | Ежегодно Январь | Педагог-психолог |
21 | Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) 7-9 кл. | Ежегодно Сентябрь | Педагог-психолог |
22 | Анкета для выявления обучающихся «группы риска» 5-9 кл. | Ежегодно Октябрь | Педагог-психолог Соц. педагог |
23 | Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте 5-9 кл. | Ежегодно Декабрь | Педагог-психолог |
Список литературы
1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
14. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
15. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39
16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
17. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16
18. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
19. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.