СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Жизнь одна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Жизнь одна»»

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор ГКОУ УР «КШ № 7 г. Можги»

Педагогического Совета

______________ О.М. Яппарова

Протокол № 1___________

Приказ № 119/1-од____________

от 26 августа 2022 г.

от 31 августа 2022 г.







Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

«Жизнь одна»

на 2022-2025 гг.





Составитель: педагог-психолог

Тетерева Нина Георгиевна







г. Можга,

2022 год




Пояснительная записка

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Анализ материалов уголовных дел показывает, что самоубийства несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, поможет избежать трагедий.

Данная Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

  • СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего о среднего общего образования»;

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

  • Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");

  • Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

  • Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

  • Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

  • Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки РФ от 18.01.16 №7-149;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида";

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 года №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего о среднего общего образования»;

  • Устав ГКОУ УР «Коррекционная школа №7 г.Можги».


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы, так и в период трудной жизненной ситуации.

  5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

  6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

  7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Работа с несовершеннолетними, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

  2. Работа с несовершеннолетними, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

  3. Работа с неблагополучными семьями.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Реализация программы позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

РИСКИ:


1. Отказ родителей от сотрудничества в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучения школьника.

2. Недостаточная заинтересованность родителей в выполнении рекомендаций социально-психологической службы школы.

3.Отсутствие специалистов в школе, оказывающих лечебную помощь детям, имеющим психические и неврологические отклонения в здоровье.












































ПЛАН

мероприятий по профилактике суицида среди несовершеннолетних


Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Ежегодно

Кл. руководители

Соц. педагог

2

Исследование социального статуса семей обучающихся. Составление социального паспорта класса и школы.

Ежегодно

Кл. руководители

Соц. педагог

3

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

Ежегодно



Соц. педагог

4

Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.

Ежегодно

Заместители директора по УВР, ВР

Соц. педагог

Педагог-психолог

5

Организация участия обучающихся в организационных формах досуга, участия в проведении физкультурно- массовых и культурно- массовых мероприятий.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

Работа с обучающимися

6

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с детьми из семей социального риска.


Ежегодно

Соц. педагог

7

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, с выявленными высоким риском и присутствием признаков суицидального и саморазрушающего поведения.

Ежегодно


8

Мини-тренинги:

-«Учимся снимать усталость»;

-«Как преодолевать тревогу»;

-«Способы решения конфликтов»;

-«Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом»;

-«Способы саморегулирования эмоционального состояния»;

-«Как сказать НЕТ!».


По запросу/в течение уч. года

Педагог-психолог

9

Правовые классные часы:

-«Обязанности и права школьника»;

-«Уголовная ответственность несовершеннолетних»;

-«Подросток и закон»;

-«Телефонный терроризм и его опасность»;

-«Ответственность за нарушение» правил поведения в обществе».

Ежегодно

Кл. руководители

Соц. педагог

10


Психолого-педагогическая поддержка обучающихся при подготовке и проведении выпускных экзаменов.

Ежегодно

Учителя

Педагог-психолог

Работа с педагогами

11

Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога.

Ежегодно

Педагог-психолог

12

Консультация «Возрастные психолого-педагогические особенности  подростков».

Ежегодно

Педагог-психолог

13

Семинар для классных руководителей, воспитателей «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников».

В течение уч. года

Педагог-психолог

14

Консультация «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях».

В течение уч. года

Педагог-психолог

15

Подготовка памяток по предупреждению суицидальных попыток среди подростков.

В течение уч. года

Педагог-психолог

16

Индивидуальные консультации с классными руководителями «Благоприятный психологический климат в классе».

По запросу

Педагог-психолог

Соц. педагог

Работа с родителями

17

Родительский лекторий:

-«Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)»;

-«Наши ошибки в воспитании детей»;

-«Шаги общения»;

-«Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки»;

-«Тревожность и ее влияние на развитие личности»;

-«Трудный возраст»;

-«Что такое суицид и как с ним бороться»;

-«Особенности детско-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта»;

-«Чем и как увлекаются подростки»;

-«Куда уходят дети. Профилактика безнадзорности и бродяжничества»;

-«Уголовная ответственность несовершеннолетних»;

-«Как помочь ребенку справиться с эмоциями».


По плану/по запросу

Педагог-психолог

Соц. педагог

18

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ежегодно

Юрист

Соц. педагог

19

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.


Ежегодно

Соц. педагог

Педагог-психолог

Диагностика обучающихся

20

Диагностика психологического климата в коллективе. Социометрия.

Ежегодно

Январь

Педагог-психолог


21

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой) 7-9 кл.

Ежегодно

Сентябрь

Педагог-психолог


22

Анкета для выявления обучающихся «группы риска» 5-9 кл.

Ежегодно

Октябрь

Педагог-психолог

Соц. педагог


23

Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте 5-9 кл.

Ежегодно

Декабрь

Педагог-психолог























































Список литературы

1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.

4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.

5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.

6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.

7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.

9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.

11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19

12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20

13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

14. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14

15. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39

16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2

17. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16

18. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

19. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!