Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Огоньки Сахалинской области
694036, Сахалинская область? Анивский район, с. Огоньки, ул. Школьная, 18 Тел./факс: 8(42441) 54-273, e-mail: ogonkiselo@mail.ru
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ№3
В.Н.Калинина
« »____________2022
Программа профилактики употребления ПАВ
среди несовершеннолетних на 2020-2-23 учебный год
Социальный педагог : Бушкова В.В
Обоснование актуальности программы
Проблема злоупотребления психоактивными веществами остается чрезвычайно актуальной для России и требует пристального внимания. В употребление психоактивных веществ вовлекаются все новые граждане России, в первую очередь, подростки и молодежь. В последнее время масштабы распространения форм асоциального поведения (табакокурение, наркомания, алкоголизм) в подростковой среде приобретают угрожающий характер. Такое положение дел нельзя считать нормальным, поскольку курение, наркомания, алкоголизм – это действия направленные на уничтожение себя или уничтожение личности в себе. Кроме того, наибольший вред эти действия наносят именно детскому и подростковому организму. Чтобы профилактическая работа по предупреждению злоупотребления тем или иным психоактивным веществом была эффективной, ее надо начинать проводить раньше того возраста, на который, согласно статистике, приходится начало экспериментирования с данными веществами. Это значит, что начинать проводить такую работу следует не позднее, чем в начальной школе. Опыт превентивной работы показывает, что наиболее эффективной профилактикой злоупотребления детьми и подростками алкогольных напитков и других психоактивных веществ, является проведение не отдельных разовых бесед или лекций с учащимися, а целенаправленные и систематические занятия, куда наравне с профилактическими проблемами непременно включаются общепсихологические аспекты, а также активные способы отработки навыков социально-психологической компетентности. Профилактика злоупотребления ПАВ направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации. Очень важно сформировать у учащихся культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с психоактивными веществами. Суть подобных занятий состоит в рассмотрении в том или ином объеме следующих социально-психологических навыков: общения, критического мышления, принятия выбора, решения проблем, установления позитивных межличностных контактов, умения сопротивляться негативным влияниям сверстников, управления стрессом, состоянием тревоги, эмоциями, навыков развития положительного самосознания и положительной «Я-концепции» и навыков противостояния началу употребления психоактивных веществ. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по профилактике употребления ПАВ, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ СОШ №3 с Огоньки, на период с 2020 по 2023 годы. Программа имеет школьный статус и ориентирована на обучающихся 1-11-х классов.
Цель и задачи программы
Цель программы: - формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.
Задачи программы:
формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников, разрушительным для здоровья формам поведения;
формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
Сроки и этапы реализации программы
I этап. Подготовительно– практический (диагностирующий)2020-2021 учебный год: Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск инновационных технологий, методов и способов обучения и воспитания. Изучение современных технологий. Анализ образовательной ситуации в школе, возможность применения программы профилактики употребления ПАВ.
II этап. Организационно –практический сентябрь 2021г. – январь 2022г. Апробация и внедрение программы.
III этап. Обобщающий январь 2022 г. – май 2023 г. Обработка данных и анализ внедрения программы.
Этап | Содержание | Срок реализации |
Диагностирующий | Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ. Задачи: -определить степень информированности детей и подростков по проблеме; -выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков; -сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы. Методы: опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей. Значение этапа: Анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы: - подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ; - подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков; - подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков. | 2020-2021 уч.г. |
Организационно –практический | Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении. Задачи: -предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках; -способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с употреблением ПАВ; -учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; -создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения; -обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями. Методы работы: 1)информационный; 2)метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций); 3)конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости). Значение этапа: -развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям; -формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; -повышение уровня психосоциальной адаптации детей; -выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем. | 2021-2022 гг. |
Обобщающий | Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании. Задачи: -выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе; -определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании; -определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании. Методы: 1)анализ отчетной документации; 2)опрос, беседа; 3)анонимное анкетирование. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность: -изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ; -выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам; -определить динамику целевых групп. Значение этапа: 1)позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы; 2) сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики; 3)на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании. | Январь-май 2023 г. |
Участники программы и организация их деятельности
Обучающиеся начальной школы
Одна из важнейших причин начала употребления ПАВ детьми и подростками – дезадаптация в социуме. Известно, что у многих детей имеется синдром школьной дезадаптации. И, соответственно, эти дети попадают в «группу риска» наркозависимости. Поэтому основная цель первичной профилактики наркозависимости на начальном этапе – успешная адаптация всех учащихся первых классов школе. Начало обучения в школе – один из самых значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Ребенок младшего школьного возраста очень активно растет и развивается. В этот период его организм особенно чувствителен к любым неблагоприятным воздействиям. Особое место среди них занимает ранняя наркотизация. Высокая опасность ранней наркотизации обусловлена следующим:
-у детей, в силу возрастных особенностей развития, не сформированы физиологические механизмы “обезвреживания” наркогенных веществ, поэтому даже незначительные, с точки зрения взрослых, дозы способны вызвать сильнейшее наркогенное отравление;
-наибольшей уязвимистью к действию наркогенных веществ обладают клетки нервной системы, а также клетки печени и почек, ранняя алкоголизация и курение обусловливают возникновение нарушений в нервно-психической сфере ребенка, снижение темпов его умственного развития и интеллектуальных функций,
-ранняя наркотизация в значительной степени замедляет темпы физического созревания организма (установлено, что курящие школьники отстают в росте от своих сверстников в два раза),
-детям данного возраста очень сложно осознать и принять информацию о наркотиках, так как структуры их интеллекта действуют в рамках конкретно – операционального мышления, т.е. они могут эффективно воспринимать материал только о том, что они могут потрогать или увидеть,
-и самое главное: у детей гораздо быстрее, чем у взрослых развивается привыкание к одурманиванию. Младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это, конечно, касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим “чудеса храбрости” – не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других “подвигов”. Программа для 1-4 классов реализует образно – чувственные подходы, учитывающие специфику восприятия школьников начальной ступени. Именно в начальной школе должны быть заложены основы эффективных коммуникаций, так как в более старшем возрасте это реализовать затруднительно, основы здорового образа жизни, которые к четвертому классу должны стать стойким динамическим стереотипом поведения. У детей 10 лет желательно сформировать начальные представления ценностно– мотивационной сферы.
Обучающиеся основной школы
Подростковый возраст не случайно называют “трудным” – вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчики и девочки вдруг становятся неуправляемыми, грубыми и даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта – болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ними происходит, и пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с наркотиками в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия. Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д. Программа для 5-9 классов реализует более широкого и глубокого плана рациональные материалы. В плане освоения происходит переход от представлений к более продуманным отношениям и формированию собственной выверенной и осознанной модели поведения. В подпериоде раннего и всего подросткового периода (согласно теории Ж.Пиаже) возникает переход от восприятия к конкретным операциям, которые постепенно складываются в конкретно - операциональные структуры, обеспечивающие понимание сохранения отдельных свойств объектов в условиях их видимых изменений. При построении формальных операций мышление оперирует не с сырым материалом внешней действительности, а с готовыми структурами, которые трактуются как возможные условия, пригодные для понятийного манипулирования. В этом и состоит основное принципиальное различие между формально-операционным и конкретнооперационным мышлением. Именно на последнем этапе (с 11 до 15 лет), согласно теории Пиаже, формируются и проявляются все атрибуты интеллекта, способного решать самые разнообразные задачи, а само устойчивое формально-операционное мышление является отличным инструментом научного рассуждения. Именно поэтому, в период обучения в основной школе, формируется стройная ценностно – мотивационная пирамида каждой конкретной личности и эта личность, созревая, формирует стратегию будущего поведения, а роль педагога заключается в направлении данного процесса формирования в здоровое русло. В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости в средней школе акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.
Обучающиеся старших классов.
Психологические особенности старшеклассников заключаются в более самостоятельных поступках, взглядах, суждениях. Старшеклассники дистанцируются от родителей, семья отходит на второй план. Подростковая группа для старшеклассника главная. В процессе общения со сверстниками расширяется представление о собственной личности. Подросток подражает тем ребятам, которые пользуются у него наибольшим уважением. Группа подростков становится для старшеклассника своеобразной школой жизненного опыта, где приобретаются новые знания и навыки. В этом возрасте неизбежны конфликты со взрослыми и они зависят от семейных взаимоотношений. Наилучшие отношения старшеклассников с родителями складываются при демократическом стиле воспитания. Поведение старшеклассника направляется последовательно, гибко. Родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет обсуждение. Родитель устанавливает правила и воплощает их в жизнь, но не считает себя непогрешимым. Поэтому в старшем школьном возрасте необходимо формировать ответственность делать выбор самостоятельно, осознание своей собственной исключительности.
Работа с родителями
Профилактическая антинаркотическая работа с родителями проходит в следующих направлениях:
консультирование;
лекторий;
специфическая работа с семьями несовершеннолетних группы риска (профилактическая работа с отдельно взятыми семьями, составление социальной карты семьи, тренинги коррекции детско-родительских отношений).
беседы, тренинги, круглые столы ( в рамках классных родительских собраний)
беседа «Как не воспитать наркомана» (факторы риска, способы распознавания, профилактика).
беседа «Родительский авторитет».
тренинг «Учимся общаться с детьми».
Работа с педагогами
Учитель-предметник в своей работе:
использует активные формы пропаганды на уроках биологии, химии, ОБЖ, обществознания и литературы;
составляет и накапливает методические разработки проведения уроков;
создает благоприятный климат на уроках и во внеурочной деятельности.
Классный руководитель и школьный психолог:
выявляет учащихся группы риска, анализирует особенности их окружения, в соответствии с этим планируют индивидуальную работу;
определяет отношение ребят к алкоголю и наркотикам;
проводит работу по организации содержательного досуга, развитию коммуникативных навыков, обучение поведения в стрессовых ситуациях;
проводит тренинговые занятия по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций по отработке важнейших для учащихся социальных умений.
Администрация
создает благоприятную атмосферу отношений к учителям, к детям, основанную на уважении, оптимальной требовательности, справедливости.
Механизм реализации программы
Технологически данная программа в части начальной школы опирается на: проектную технологию, проблемную технологию, игровую технологию, развивающую технологию
Сами занятия должны быть выстроены согласно принципам здоровьесберегающей технологий. По формам занятия должны реализовываться через игры, экскурсии, сказки – имитационные игры. Технологически данная программа в части основной школы опирается на: проблемную технологию, технологию критического мышления, тренингово – игровую технологию, технологию «дебаты» развивающую технологию. По формам занятия должны реализовываться через лекции, семинары, практикумы, круглые столы, конференции, социально – имитационные и деловые игры.
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) психотерапевтические занятия;
6) тренинг;
7) ролевая и деловая игра;
8) мозговой штурм;
9) круглый стол;
10) дискуссия;
11) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
12) социологический опрос;
13) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Система мероприятий по первичной профилактике употребления ПАВ в начальной школе
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
Диагностика учащихся с целью выделения «группы риска», дальнейшего прогноза | сентябрь 1-й класс | классный руководитель |
Диагностика уровня адаптации детей к школе | октябрь-ноябрь 1-й класс | заместитель директора по ВР, классный руководитель |
Коррекционные занятия для детей, испытывающих трудности при адаптации к школе | ноябрь-январь 1-й класс | классный руководитель |
Повторная диагностика с целью отслеживания результатов коррекционной работы | февраль 1-й класс | Заместитель директора по ВР, классный руководитель |
Театрализированные представления на тему здоровья. | 1-4 классы | классные руководители |
Диагностика функционального состояния учащихся, наличия у них тревожности, депрессивности; уровня их самооценки, их успешности в учебной деятельности, степени адаптированности, готовности к средней школе с целью выделения учащихся «группы риска» | 4-й класс март-апрель | заместитель директора по ВР, классный руководитель |
Проведение родительских собраний для родителей с целью информирования о факторах риска наркозависимости детей; факторах, препятствующих наркозависимости и т.д. | в течение всего обучения в начальной школе | классные руководители |
Тематический план занятий для младших школьников
1 класс
Занятие | Цель занятия |
1.Я — уникальный человек | Дать детям представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития |
2.Культура и Я |
3.Чувства | Дать представление о чувствах человека |
4.О чем говорят чувства | Дать представление о способах изменения настроения |
5.Множество решений | Научить учащихся оценивать свои поступки |
6.Решения и здоровье |
7.Полезные и вредные лекарства | Дать представление о привычках, их значение в жизни человека |
2 класс «Учусь понимать себя»
Занятие | Цель занятия |
1. Как ты растешь | Дать детям представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития |
2.Что ты знаешь о себе | Дать детям представление об их физическом развитии |
3. Твое настроение | Дать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит |
4.Как ты познаешь мир | Сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), об основных особенностях познания окружающего мира с их помощью |
5.Твои чувства | Дать представление о чувствах человека |
6.Как исправить настроение | Дать представление о способах изменения настроения |
7. Твои поступки | Научить учащихся оценивать свои поступки |
8. Твои привычки Сформировать представление о привычках, их значение в жизни человека | |
3 класс «Учусь понимать других»
Занятие | Цель занятия |
1. Как научиться разговаривать с людьми | Научить детей разговаривать с детьми |
2. Что такое интонация | Дать представление о роли интонации в общении людей |
3. Как научиться преодолевать трудности | Помочь ребенку понять, отчего возникают трудности при общении с людьми, и научиться преодолевать их |
4. Как понять друг друга без слов | Сформировать представление о значении мимики и жестов в общении |
5. Для чего нужна улыбка | Укрепить представление детей о значении доброжелательных отношений между людьми |
6. Умеешь ли ты дружить | Научить детей ценить дружбу |
4 класс «Учусь общаться»
Занятие | Цель занятия |
1. Что вы знаете друг о друге | Сформировать адекватную оценку восприятия себя и других |
2. Твой класс | Научить ребят анализировать свои симпатии, привязанности; бережно относиться к чувствам других людей |
3. Кто твой друг | Расширить представления детей о дружбе, позитивном отношении к людям |
4. Как научиться жить дружно | Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и со всеми одноклассниками |
5. Как помириться после ссоры | Привить умение находить пути выхода из конфликтов, развить представление о необходимости и важности примирения |
6. Какой у тебя характер | Дать учащимся представление о характере, многообразии черт характера |
7. Как воспитать свой характер | Дать детям представление о возможности воспитывать в себе определенные черты характера |
8. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение | Научить ребят отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников |
Система мероприятий по первичной профилактике употребления ПАВ
в основной школе
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
Тематический всеобуч для родителей. | в течение года | классные руководители |
Неспецифическая диагностика подростков -выявление «группы риска» наркозависимости - выявление индивидуально-личностных особенностей подростков | сентябрь | классные руководители |
Специфическая диагностика подростков - выявление отношения подростков к наркотикам и их употреблению - проведение анонимного добровольного тестиования | март-апрель | социальный педагог, педагог-психолог |
Проведение тематических бесед, дискуссий с подростками по различным аспектам проблемы | 1 раз в четверть | классные руководители |
Тренинги для подростков с целью формирования у них ответственности за свое поведение: «Тренинг уверенного поведения», «Тренинг общения», «Умение сказать «нет» и т.д. | 1 раз в год | социальный педагог, педагог-психолог |
Организация досуговых мероприятий с целью формирования у подростков принятия себя через вовлечение в новые виды деятельности | постоянно в течение года | зам.директора по ВР, классные руководители |
Организация правовой пропаганды, информационнопросветительской работы с обучающимися, родителями, преподавателями по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений связанных с оборотом наркотиков |
Тематический план занятий для обучающихся основной школы
5 класс | 1.Знакомство. 2.Как подружиться. 3.Основные нормы и взаимоотношения в группе. 4.Чувства и умения их проявлять. 5.Мое тело – моя собственность 6.Употребление, злоупотребление, болезнь. |
6 класс | 1.Умение отвечать за себя. 2.Я особенный и себя уважаю. 3.Умение слушать. 4.Виды и формы общения. 5.Умение сказать “Нет”. 6.Что такое наркотики. 7.Правильное и неправильное использование медикаментов. 8.Токсические вещества. 9.Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет наркотики. |
7 класс | 1.Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор. 2.Агрессивность, неуверенное поведение и поведение с уверенностью. 3.Стресс. Способы борьбы с ним. 4.Поведение в конфликтной ситуации. Разрешение конфликта путем совместного принятия решения. 5.Формирование уверенного поведения. 6.Права человека во всей их совокупности. 7.Встреча миров: мальчики и девочки. 8.Развитие навыков критического мышления и ответственного поведения |
8 класс | 1.Знакомство с миром собственных эмоций. 2.Работа с семейными взаимоотношениями. 3.Работа с самооценкой. 4.Развитие стрессоустойчивости. 5.Развитие навыков давлению со стороны. 6.Снижение деструктивной конфликтности 7.Тренинг коммуникативной компетентности. 8.Развитие навыков критического мышления и ответственного поведения. |
9 класс | 1.Влияние наркотиков на организм (дыхание, кашель, сердечно-сосудистую систему, пищеварения, психические функции). Плата за обман природы. Миф о слабых и безопасных наркотиках. 2.Нормальные способы получения удовольствий. Биологическая и социальная сущность удовольствий. 3.Особенности личности потенциальных наркоманов. Смена социального окружения. Изменение личности наркоманов. Отношение людей к наркоманам. 4.Возможно ли излечение от наркомании. Кто виноват? 5.Косвенная реклама массовой наркотизации населения. Социальные предпосылки для распространения наркомании. 6.Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной ответственности за наркотизацию. 7.Отношение государства к наркомании. Ответ защитникам права на существование наркомании. |
10-11 классы | 1.Презентация видеоролика «Мифы о наркотиках» 2.Классный час «Жизнь на острие иглы». 3.Беседа «Борьба против наркотиков» 4.Сочинение-эссе. «Здоровье – это …» 5.Интернет – урок антинаркотической направленности 6.Диспут «Проблема наркомании – общая проблема!»» 7.Тренинг «Я сам принимаю решения». |
Предполагаемые конечные результаты программы заложенные в начальной школе основы эффективных коммуникаций, толерантного и бесконфликтного поведения становятся осознанными алгоритмами и превращаются в операционную модель. Сформированная в начальной школе потребность в здоровом образе жизни становится осознанной наполненной ценностью, определяющей дальнейшую траекторию жизни.
Основная особенность основной школы – формирование ключевых личностных компетенций, которые, к моменту ее окончания должны быть полностью сформированы и носить весьма конкретный и операционный характер.
Обучающиеся должны знать:
-о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях употребления психоактивных веществ,
-о факторах, влияющих на здоровье человека, -признаки здорового человека, -источники влияния и давления,
-безопасные интересные способы проведения времени.
-болезни, связанные с применением ПАВ;
-причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании); -вредное влияние ПАВ на организм человека. уметь:
-применять полученные знания на практике;
-уметь говорить «Нет»;
-вести активный здоровый образ жизни, -понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними,
-принимать рациональные решения,
-анализировать собственные качества. приобрести навыки:
-сопротивления давления и развития личностной и социальной компетентности,
-эффективного общения, взаимодействия с людьми, неагрессивного отстаивания своей позиции и отказа в ситуации давления,
-самоконтроля, самооценки,
-преодоления стресса, тревоги,
-ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ,
-преодоления жизненных трудностей в целом,
-самовыражения через увлечения, развивающие личность,
-работы в коллективе;
-высказывания своих мыслей;
-изучения научной литературы.