СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики употребления психоактивных вещест " Здоровым быть здорово!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для  внеурочной работы с уачщимися  в целях профилактики употребления ПАВ.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики употребления психоактивных вещест " Здоровым быть здорово!"»



Программа

АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Здоровым быть – здорово!»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программа профилактики немедицинского потребления ПАВ в МКОУ «СОШ №  2»

 на 2017-2020 годы

Цель программы

Создание в школьной среде условий для эффективного противодействия потреблению ПАВ учащимися школы, а также формирование у них потребности в здоровом образе жизни становление активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ

Задачи программы

1. Совершенствование системы первичной профилактики

злоупотребления психически активными веществами;

2. Организация межведомственного взаимодействия в сфере профилактики злоупотребления психически активными веществами;

3. Усиление пропаганды здорового образа жизни.

4. Снижение интереса к ПАВ среди школьников путем вовлечения их в досуговую деятельность по интересам ;

6. Формирование у родителей учащихся установки на актуальность проблемы наркотизации детей и подростков, непримиримого отношения к употреблению и распространению наркотиков;

Участники программы

Педагогический коллектив, учащиеся школы 1-11кл, родители.

Исполнители программы

1.Администрация школы;

2. Социально-психологическая служба школы;

3. Классные руководители;

4. Медицинский работник;

5. Учителя-предметники.

Сроки реализации программы

Этап разработки программы:   июнь-август 2017г.

Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2017- 2018, 2018-2019,

2019-2020 учебные годы.

Этап рефлексии: май – август каждый этап

Концептуальные основы программы

1 теории альтернативной употреблению ПАВ деятельности;

2. теории продвижения к здоровью

Основные направления работы

  1. Диагностическая работа.

  2. Учебно-воспитательная работа.

  3. Коррекционная и профилактическая работа.

  4. Информационно просветительная работа.

Методы работы



Применение интерактивных и тренинговых методов: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии,


Основные мероприятия

1. Проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни в целях профилактики возникновения зависимости от потребления наркотиков и иных психоактивных веществ у детей и подростков.

2. Проведение массовых общешкольных мероприятий,  развитие волонтерского движения по пропаганде среди детей и молодежи здорового образа жизни и нетерпимого отношения к наркомании.

3. Информационно-просветительская деятельность по пропаганде здорового образа жизни в целях профилактики возникновения зависимости от потребления наркотиков и иных психоактивных веществ у детей и подростков.

4. Повышение эффективности деятельности школы по формированию здорового образа жизни в целях нетерпимого отношения к ПАВ.

5. Содействие в осуществлении активных мониторингов\немедицинского потребления наркотиков и иных психоактивных веществ с использованием медицинских методов исследования (экспресс - диагностики). Социально-психологического тестирования среди учащихся школы

Ожидаемые результаты

1. Создание эффективной системы профилактической работы в школе.

2. Уменьшение числа подростков, стоящих на всех видах учета.

3. Уменьшение количества семей «группы риска»

4. Активное и результативное участие учащихся школы

 в культурно-досуговых, спортивно-массовых мероприятиях.

5. Формирование у родителей учащихся установки на актуальность проблемы наркотизации детей и подростков, непримиримого отношения к употреблению и распространению наркотиков;

По окончанию курса программы учащиеся должны

приобрести знания:

приобрести умения:

 -об   опасных   мотивах   поведения   человека,   о   внутренних   ресурсах безопасности;

-об опасных предметах и веществах, о способах безопасного поведения;

-об опасных влияниях окружения, о безопасных способах противостояния.

-выражать чувства здоровыми способами;

-выражать и отстаивать свое мнение;        

-принимать решения в пользу здоровья;

-правильно вести себя в трудной ситуации;

-справляться со стрессом:

-справляться с конфликтными ситуациями;;

-осознанно отказываться от опасных предложений;

-вести здоровый образ жизни;

-принимать   ответственность   за  свое   поведение,   свое   здоровье,   свое будущее;
-поддерживать и сохранять собственное здоровье.

Контроль за исполнением программы

Мониторинг администрации школы, в течение года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Резкие изменения в нашей стране в течение последних десятилетий привели к нарушениям социальной адаптации у населения, которые отозвались ростом потребления психоактивных веществ в молодежной среде.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст

подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам.

Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности. Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов. Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности, в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая Программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

Для того чтобы работа по сохранению и укреплению состояния здоровья учащихся дала положительные результаты, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов, родителей и учеников. Актуальной для коллектива стала систематизация деятельности по осуществлению профилактики злоупотребления ПАВ

  1. ТЕОРИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ УПОТРЕБЛЕНИЮ ПАВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;

Основные цели профилактической программы, направленной на формирование альтернативной наркотикам деятельности молодежи, являются:

  • Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами;

  • Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

  • Развитие навыков противодействия наркотизирующей среде, решения жизненных проблем, эффективного общения, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение;

  • Развитие стратегий проблем преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском саморазрушения, в том числе и наркотизации.

  1. ТЕОРИИ ПРОДВИЖЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

По теории продвижению здоровью для эффективности профилактических действий необходимо, чтобы человек имел:

  • Адекватные знания о факторах риска для того, чтобы управлять своим здоровьем в направлении его защиты и улучшения;

  • Убеждение в своей самооэффективности в возможности регулировать свое здоровье.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

- обеспечить эффективность занятий детей в системе дополнительного образования в том числе и детей девиантного поведения;

- совершенствовать методы совместной работы школы с органами системы профилактики наркомании, безнадзорности и правонарушений;

- направить работу школьной социально-психологической службы на коррекцию негативных личностных качеств, способных провоцировать желание употребить ПАВ;

- привлечь родителей к вопросам профилактики употребления ПАВ; предупреждение безнадзорности и правонарушений обучающихся.

- Совершенствование работы совета профилактики

МЕХАНИЗМ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы включает в себя комплексность и согласованное взаимодействие школы со следующими структурами:

-органами и учреждениями, отвечающими за различные аспекты государственной системы профилактческой работы;

-специалистами различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (педагоги, психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, инспектора КЛН И ПДН)

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом: возраста детей; степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

.Многоаспектность: сочетание различных направлений профилактической работы:

- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей,

определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к

употреблению алкоголя и наркотических веществ);

- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

Преемственность. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

- согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;

- анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Непрерывность: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе педагогов дополнительного образования

Систематичность. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить основные направления работы школы по профилактике наркомании:

1) Работа с детьми:

-общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

- работа с детьми «группы риска»;

2) Работа с педагогическим коллективом:

-подготовка учителей к ведению профилактической работы; -организационно-методическая антинаркотическая работа.

3) Работа с родителями:

-информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

-работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики



Ожидаемые результаты реализации программы:

-Создание эффективной системы профилактической работы в школе.

-Уменьшение числа подростков, стоящих на всех видах учета.

-Уменьшение количества семей «группы риска»

-Активное и результативное участие учащихся школы в культурно-досуговых, спортивно-массовых мероприятия

- Недопущение появления в школе детей, употребляющих ПАВ;

- Укрепление общего соматического, психического здоровья детей и подростков;

- Обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков;

- Повышение уровня воспитанности и духовно-нравственного воспитания учащихся;

- Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении;

- Проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся.

Учащиеся должны знать:

1. Понятия о веществах пагубно влияющих на организм

2. Социально-нравственные основы здоровья

3. Правила здорового образа жизни

4. Последствия употребления ПАВ.

5. Как действует наркотик

6. О проблемах употребления ПАВ для общества и государства.

7. Кто употребляет ПАВ и почему?

8. Исходы наркомании

Учащиеся должны уметь:

1. Отличать плохие поступки от хороших.

2. Сказать «нет» вредным привычкам.

3. Делать выбор хороших поступков.

4. Вести здоровый образ жизни.

5. Управлять собой в состоянии напряжения, в стрессовых ситуациях;

6. Правильно вести себя в конфликтах.

7. Отстаивать и защищать свою точку зрения и защиты.

8. Осознанно относиться к ПАВ.


Методы реализации программы:

Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает обучающимся не быть строгим судьёй себе и другим.

Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон.

Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Основные требования к условиям реализации программы:

- продолжительность одного занятия не более 30 минут;

- курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;

- группа может быть довольно большой (15-20 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;

- занятия может вести классный руководитель

- один раз в четверть перед обучающимися выступает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, один раз в полугодие инспектор по делам несовершеннолетних. Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее чем один раза в четверть (в течение 10-15 минут).

Занятия не должны напоминать школьникам уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические высказывания ведущего. Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определённых знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путём простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации. Помимо психологических тренингов, бесед, классных часов в программу должны быть включены уроки здоровья.

7. Кадровое обеспечение Программы

• Администрация школы;

• Социальный педагог школы;

• Классные руководители;

• Медицинские работники;

• Библиотекарь;

• Психологи

• Сотрудники ОМВД России п и другие специалисты,

сотрудничающие со школой в области профилактической работы;

Директор:

- контроль по реализации программы

Заместитель директора по воспитательной работе:

- ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива. -организацию досуга обучающихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.

-обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.-обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.

Социальный педагог

-включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.

Учителя :

-осуществление профилактической работы через учебные предметы.

Классные руководители:

-ежедневный контроль успеваемости.

-проведение классных часов, родительских собраний, индивидуальной работы.

Медицинская сестра:

-контроль за состоянием здоровья учащихся.

-организация профилактических лекций и бесед с учащимися и родителями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!