Пояснительная записка
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «аэробика» предназначена для обучающихся 5 классов.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю 5 класс – 34 часа в год.
Формы занятий: обучающие занятия;
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
тренировочные занятие;
контрольное занятие;
коллективно – творческие занятия;
спортивные праздники.
Содержание программы
Знания о фитнес-аэробике.
История фитнес-аэробики. История развития фитнес – аэробики в мире и России. Классификация видов аэробики. Современные тенденции в фитнесе. Современное олимпийское и физкультурно-массовые движения, история возникновения и развития, место и роль в мировой культуре, социальная направленность и формы организации, ценностные ориентиры и идеалы. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Роль и значение фитнес-аэробики в профилактике заболеваний укреплении здоровья, сохранение его творческой активности и долголетия. Основы организации двигательного режима в течении дня, недели, месяца. Основы техники безопасности и профилактики травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятия, а также индивидуальных, самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом. Восстановительные мероприятия. Основы музыкальной грамоты (понятия: музыкальная фраза, предложение, музыкальный квадрат). Основы хореографической подготовки и музыкального восприятия, как средства эстетического воспитания. Основы составления хореографических комбинаций. Ритм и пластика в движении под музыку.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий фитнес-аэробикой. Подготовка к занятиям. Выбор упражнений и составление комплексов с учетом индивидуальных особенностей организма, с учетом цели и задач. Составление плана самостоятельного занятия классической аэробикой.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка выполнения технических элементов и движений, способы выявления и устранения типичных и нетипичных ошибок в технике выполнения упражнений и комплексов. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью элементарных функциональных проб.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений по коррекции нарушений осанки, комплексы для поддержания массы тела и коррекции фигуры, восстановительные мероприятия (массаж). Оздоровительные формы занятий в режиме дня и учебной недели.
Спортивно-оздоровительная деятельность на основе видов фитнес-аэробики.
Классическая аэробика: базовые элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные); базовые элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные); сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; движения руками; выполнение упражнений и комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением; составление самостоятельных комплексов и подбор музыки с учетом интенсивности и ритма.
Степ-аэробика: базовые элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные); базовые элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные); сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; движения руками; выполнение упражнений и комплексов с музыкальным и без музыкального сопровождения; составление самостоятельных комплексов и подбор музыки с учетом интенсивности и ритма.
Хореографическая подготовка. Танцевальные шаги, основные элементы танцевальных движений. Соединение и демонстрация элементов классической аэробики и элементов акробатики в композиции под музыкальное сопровождение и без него.
Подготовка к показательным выступлениям. Подбор упражнений в показательные выступления, самостоятельные регулярные тренировки; подбор музыкальных произведений (фрагментов); составление комбинаций упражнений под музыкальное сопровождение.
Функциональная тренировка (тренинг):
Упражнения и комплексы на мышцы верхних и нижних конечностей, упражнения и комплексы на мышцы спины и груди, упражнения и комплексы на воспитание общей силы, скоростно-силовой выносливости, общей выносливости, координации движений, быстроты.
Распределение часов программы
№ п/п | Тема раздала | Количество часов по программе |
1 | Теоретические сведения | 3 |
2 | Классическая аэробика | 10 |
3 | Степ-аэробика | 3 |
4 | Функциональная тренировка | 8 |
5 | Хореографическая подготовка | 4 |
6 | Подготовка к показательным выступлениям | 4 |
7 | Тестирование уровня физического развития | 2 |
Итого часов: | 34 |
Планируемые результаты
В результате изучения курса «аэробика» обучающимися средней школы должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование умения использовать знания об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках и во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
- формирование понимания красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья;
Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно:
- формирование знаний о роли физической культуры для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о положительном влиянии физической культуры на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, спортивные игры и т. д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости, выносливости);
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
-взаимодействие со сверстниками по правилам проведения соревнований по видам фитнес-аэробики;
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств фитнес-аэробики;
- изложение фактов истории развития фитнес-аэробики, Олимпийских игр современности, характеристика видов фитнес-аэробики, влияние аэробных занятий на организм человека;
- развитие основных физических качеств;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организация и проведение со сверстниками спортивных игр, эстафет; смотров – конкурсов по видам фитнес-аэробики, спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований;
- подготовка собственных программ (комплексов) и показательных выступлений на базе изученных элементов классической аэробики, степ-аэробики, функционального тренинга;
- осуществление объективного судейства программ своих сверстников;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
- выполнение комплексов на 8-16-32 счета из различных видов фитнес-аэробики с предметами и без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения;
- умение находить отличительные особенности в техническом выполнении упражнений разными обучающимися;
- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных условиях.
Календарно-тематическое планирование занятий
№п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата |
1. | Вводный инструктаж. Первичный на рабочем месте. История развития фитнес – аэробики в мире и России. Основы музыкальной грамоты (понятия: музыкальная фраза, предложение, музыкальный квадрат) | 1 | |
2. | Тестирование начального уровня физического развития. | 1 | |
3. | Разучивание базовых шагов, движения руками. | 1 | |
4. | Развитие гибкости и подвижности в суставах. | 1 | |
5. | Закрепление базовых шагов, движения руками. | 1 | |
6. | Выполнение упражнений и комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением. | 1 | |
7. | Составление самостоятельных комплексов и подбор музыки с учетом интенсивности и ритма. | 1 | |
8. | Комплексы и комбинации на воспитание общей выносливости. | 1 | |
9. | Выполнение базовых шагов линейным методом с музыкальным сопровождением. | 1 | |
10. | Соединение элементов классической аэробики и элементов акробатики в композиции под музыкальное сопровождение. | 1 | |
11. | Упражнения и комплексы на мышцы верхних и нижних конечностей. | 1 | |
12. | Выполнение базовых шагов методом сложения с музыкальным сопровождением. | 1 | |
13. | Классификация видов аэробики. Современные тенденции в фитнесе. | 1 | |
14. | Комплексы и комбинации на воспитание координации движений. | 1 | |
15. | Выполнение базовых шагов блочным методом с музыкальным сопровождением. | 1 | |
16. | Упражнения и комплексы на мышцы спины и груди. | 1 | |
17. | Демонстрация элементов классической аэробики и элементов акробатики в композиции под музыкальное сопровождение. | 1 | |
18. | Современное олимпийское и физкультурно-массовые движения, история возникновения и развития, место и роль в мировой культуре | 1 | |
19. | Комплексы и комбинации на воспитание силы. | 1 | |
20. | Разучивание танцевальных шагов, основные элементы танцевальных движений. | 1 | |
21. | Упражнения и комплексы на мышцы спины и груди. | 1 | |
22. | Закрепление танцевальных шагов, основные элементы танцевальных движений. | 1 | |
23. | Разучивание базовых элементов степ-аэробики. | 1 | |
24. | Упражнения и комплексы на мышцы верхних и нижних конечностей. | 1 | |
25. | Закрепление базовых элементов степ-аэробики. | 1 | |
26. | Сравнение классической и степ-аэробики. | 1 | |
27. | Организация и проведение самостоятельных занятий фитнес-аэробикой. | 1 | |
28. | Упражнения и комплексы на воспитание быстроты. | 1 | |
29. | Подбор упражнений в показательные выступления. | 1 | |
30. | Разучивание комплекса для показательных выступлений. | 1 | |
31. | Комплексы и комбинации на воспитание общей выносливости. | 1 | |
32. | Закрепление комплекса для показательных выступлений. | 1 | |
33. | Тестирование уровня физического развития по итогам занятий. | 1 | |
34. | Показательные выступления. | 1 | |
Лист результатов
Ф.И._______________________________________________________
Уровень | Результат | Оценка |
самооценка | Оценка педагога |
I | | | |
II | | | |
III | | | |
| | | |
I- Низкий уровень – движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. 1балл.
II- Средний уровень – двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок 5 баллов.
III -Высокий уровень – движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок. 10баллов.