СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода игротерапии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с  задержкой психического развития с использованием метода игровой терапии, будет интересна педагога-психологам дошкольных образовательных учреждений.  В данном файле размещено программное содержание  и два приложения диагностического и корекционного блоков.

Просмотр содержимого документа
«"Программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода игротерапии".»

Программа психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода игротерапии.

Задачи:

1. Формирование умения преодолевать опасность, мобилизовать волю, проявлять активность;

2.Стимулировние собственных возможностей для преодоления стрессовых ситуаций;

3.Преодоление негативных переживаний и снятие страхов;

4.Повышение самооценки, уверенности в себе;

5.Развитие навыков взаимодействия, умения сотрудничать со взрослыми и детьми;

6.Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

7.Снижение скованности, навязчивости движений.


Объем программы: 10 коррекционно –развивающих занятий.

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю.

Работа по программе строится в 3 этапа: подготовительно-ознакомительный, основной, закрепляющий.


Диагностические методики:

    1. Для педагогов-опросник для выявления тревожного ребенка (Г. П. Лаврентьевой, Т.М Титаренко)

    2. Для родителей-тест-опросник «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка» (А.И.Захаров)

    3. Для детей-проективный тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэмпл, М. Дорки, В.Амен)


Содержание этапов работы по программе.

Цель

Содержание работы

Форма работы

Подготовительно-ознакомительный этап

Выявление уровня и особенностей проявления тревожности у детей с ЗПР

Диагностическое исследование участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов.

Опросник, проективный тест.

Формирование группы для работы по программе, создание условий для коррекционно-развивающей работы.

Анализ результатов диагностического исследования участников воспитательно-образовательного процесса: детей с ЗПР, их родителей, педагогов.


Знакомство родителей и педагогов с понятием «тревожность», способами ее преодоления, содержанием психокоррекционной программы.

1.Мини-лекции:

-«Что такое тревожность»;

-«Как помочь тревожному ребенку»

2.Игры:

«Приветствие», «Мои ощущения», «Оцените партнера, какой он?»

Семинар-практикум для родителей детей с ЗПР и педагогов.

Основной этап

Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом. Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение. Формирование умения преодолевать барьер в общении.

Упражнение «Давай поздороваемся»,

Игры: «Мост дружбы», «Звериные чувства», «Пчелки»

Упражнения: «Волшебные очки», «Танец пяти движений».

Игра на расслабление «Танцующие руки»

Групповое занятие №1

Расширение эмоционального опыта детей. Формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность. Снижение скованности, боязливости.

Игры: «Воздушный шарик», «Гусеница».

Игровая ситуация «Пещера для знакомства»

Упражнение «Паровозик»

Игры: «Дракончик», «Фотография», «Необычная радуга» (на расслабление)

Групповое занятие №2

Устранение внутреннего конфликта. Расширение эмоционального опыта детей. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Уменьшение суетливости, нервности.

Игры: «Воздушный шарик», «Корабль и ветерок»

Игровая ситуация «Пещера для знакомства»

Упражнения: «Танец с рисованием», «Насос и надувная кукла» (в парах), «Бездомный заяц», «Водопад».


Групповое занятие №3

Расширение эмоционального опыта. Формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность. Снижение скованности, боязливости.

Игры: «Драка», «Подарок под елкой», «Переодевание», «Старшая обезьяна»
Упражнение «Танцы противоположности»

Игры: «Птенцы», «Комплимент».

Групповое занятие №4

Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми. Повышение самооценки.

Упражнение «Приветствие» (в парах)

Игры : «Дудочка», «Зайки и слоники»

Игровая ситуация «Фотоальбом»

Игра «Выключенный звук»

Упражнения: «Рисунок в парах по очереди», «Доверие»

Групповое занятие №5

Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом. Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение. Формирование умения преодолевать барьер в общении

Упражнение на расслабление мышц

Игры: «Спрятанные проблемы», «Вылеплялки», «Смена ритмов».

Игровая ситуация «Ладонь в ладонь»

Игра «Сиамские близнецы»

Кинезиотерапия «В гостях у морского царя»

Групповое занятие №6

Развитие у детей навыков взаимодействия друг с другом. Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение. Формирование умения преодолевать барьер в общении

Игры: «Сосульки» «Попробуем еще раз», «Звериные чувства», «Бесилки».

Упражнения: «Мост дружбы», «Танец пяти движений»

Игра: «Танцующие руки» (расслабление)

Групповое занятие №7

Расширение эмоционального опыта. Формирование умений преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность. Снижение скованности, боязливости.

Игры: «Шалтай-Болтай», «Гусеница».
Упражнения: «Рисование вдвоем», «Пчелки». Игры: «Дракончики», «Фотография»

Упражнения из комплекса «Музыка- язык чувств».


Групповое занятие №8

Стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций. Развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми. Повышение самооценки. Развитие умения расслабляться.

Игра «Винт» (на релаксацию и дыхание)

Игровая ситуация «Волшебный стул»

Упражнения: «Зеркало», «Скала»

Игра «Путаница»

Упражнение «Совместный рисунок»

Игра «Слепой танец» (на расслабление)

Групповое занятие №9

Устранение внутреннего конфликта. Расширение эмоционального опыта. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Уменьшение суетливости, нервности. Развитие умения расслабляться.

Игры: «Насос и мяч» (на релаксацию и дыхание), «Принц на цыпочках», «Дудочка», «Имя».

Упражнения: «Имя», «Добрые волшебники», «Чаша доброты».

Групповое занятие №10

Закрепляющий этап

Формирование доверительных, доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми. Создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.

Обсуждение рассказа-размышления «Соломинка» (В.В.Ткачева)

Игра «Щепки на реке»

Подведение итогов (обсуждение эффективности проделанной работы)

Семинар-практикум для участников участников воспитательно-образовательного процесса.



Приложение 1.


Опросник для выявления тревожности у детей

Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15 - 20 баллов;

средняя —7 - 14 баллов;

низкая — 1-6 баллов.

Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка

Инструкция

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, настолько они характерны для вашего ребенка. Если это выражено – ставьте «+», если это проявление встречается периодически, ставьте «0», если отсутствует «–».

Тест выполняют родители детей 4-10 лет.

Ваш ребенок:

  1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.

  2. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.

  3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

  4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

  5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.

  6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.

  7. Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках.

  8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается. Не может сразу прийти в себя утром.

  9. Становится очень возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

  10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

  11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках.

  12. Все быстрее устает, отвлекается, не может сконцентрировать внимание продолжительное время.

  13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.

  14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; не редко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

  15. Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

Возможные варианты ответов:

  • данный пункт выражен и возрастает в последнее время – 2 балла;

  • данный пункт проявляется периодически – 1 балл;

  • данный пункт отсутствует – 0 баллов.

Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

  • От 20 до 30 баллов – невроз.

  • От 15 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

  • От 10 до 15 – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания.

  • От 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку.

  • Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Тест тревожности «Выбери нужное лицо»

(Р. Тэммпл, М. Дорки, В. Амен)

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. 
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию. 
Инструкция.

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

  10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются. 
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). 
Образец протокола: 
Имя: Илья Возраст: 6 лет Дата: 10.12.2020 г. 

Рисунок

Высказывание

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

Ему надоело играть

+

 

2. Ребенок и мать с младенцем

Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой

+

 

3. Объект агрессии

Хочется ударить его стулом.
У него грустное лицо

 

+

4. Одевание

Он пойдет гулять. Надо одеваться

+

 

5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети

+

 

6. Укладывание спать в одиночестве

Я всегда беру спать игрушку

 

+

7. Умывание

Потому что он умывается

+

 

8. Выговор

Мама хочет уйти от него

 

+

9. Игнорирование

Потому что тут малыш

+

 

10. Агрессивность

Потому что кто-то отбирает игрушку

 

+

11. Собирание игрушек

Мама заставляет его, а он не хочет

 

+

12. Изоляция

Они не хотят играть с ним

 

+

13. Ребенок с родителями

Мама и папа гуляют с ним

+

 

14. Еда в одиночестве

Пьет молоко, и я люблю нить молоко

+

 


Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу. 
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): 

ИТ =

Число эмоциональных негативных выборов

х100%

14

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: 
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); 
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). 
Качественный анализ 
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. 
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве

Приложение 2.


Дидактическо-методическое обеспечение программы психологической коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода игротерапии.


Игры и упражнения для родителей и педагогов

1.Упражнение «Мои ощущения».

Инструкция педагога-психолога: (Участники стоят по кругу). Возьмите за руки своих соседей. Закройте глаза. Сосредоточьтесь только на своих ощущениях…. Постарайтесь передать с помощью ваших рук (телесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, находящемуся от вас справа (слева). Одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед слева (справа).

Примечание. После проведения педагог-психолог просит рассказать о своих ощущениях и оценить их. В процессе семинара важно предлагать каждому из участников свободно высказываться по поводу своих ощущений, таким образом родители и педагоги учатся «вслушиваться» в свои чувства и «освобождать» их от различных механизмов психологической самозащиты.


2. Игра «Щепки в руке»

Инструкция. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Один из желающих («щепка») должен «проплыть» по реке. Он сам решает, как будет двигаться – быстро или медленно. Задача участников «берегов» - помочь движению «щепки» (например, ласковыми прикосновениями). «щепка» может плыть прямо, крутиться, останавливаться и поворачивать назад. Проплыв весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая «щепка» начинает свой путь. Игру можно проводить как с открытыми, так и с открытыми глазами. По завершении игры проходит обсуждение, в ходе которого участникам предлагается поделиться своими ощущениями, возникшими во время «плавания», описать, что они чувствовали, когда к ним прикасались, что помогло им обрести спокойствие во время выполнения задания.


Игры и упражнения для детей

    1. Игра «Драка»

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Инструкция педагога-психолога: Вы с другом поссорились. Вот – вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох крепко – накрепко сожмите челюсть. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!

    1. «Корабль и ветер»

Цель: Настроить уставших детей на рабочий лад.

Инструкция педагога-психолога: Представите себе, что мы плывем на паруснике, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки, а теперь шумно выдохните через рот. Пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

Примечание. Упражнение повторяется 3 раза.


    1. Игровая ситуация «Пещера для знакомства»

Материал: Покрывала или простыни по количеству – в два раза меньше чем детей.

Инструкция педагога-психолога: Детей должно быть четное количество. Ели не четное – к игровой ситуации присоединяется педагог.

Инструкция. Покрывала раскладываются на полу на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под звуки музыки дети свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужно спрятаться под одеяло, при чем в одной «пещере» может быть не более двух человек. Устанавливать время и торопить детей нельзя. Если они сами начинают суетиться, необходимо им объяснить, что спешить не надо. Под покрывалом во время короткой беседы дети должны познакомиться. Затем снова звучит музыка, и они выходят из пещер. Игра повторяется.

Примечание. Два раза с одним и тем же ребенком в пещеру забираться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока дети не перезнакомятся.


    1. Игровая ситуация «Фотоальбом»

Материалы: Ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.

Инструкция. Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и по возможности жизненные ситуации, отражающие различные стороны его жизни. Фотографии раскладываются на полу, чтобы они были видны. Затем ребенку задаются вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей, выявляются фотографии, которые ему не нравятся. У ребенка расспрашивается что именно на них не нравиться, и предлагается поправить их так, чтобы ему понравилось, - разрисовать, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые ему нравятся и т.д.. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, педагог –психолог ему может помочь в изменении фотографии. Измененные фотографии складываются в отдельный фотоальбом.

Примечание. Эта техника позволяет не травмирующим для ребенка образом выяснить его чувства по отношении к определенным событиям и значимым для него лицам, а также помогает выразить свои чувства. Игру можно проводить несколько раз в течении всего процесса коррекции для отслеживания изменений в отношении ребенка к близким. Измененные фотографии служат информационным материалом. С разрешения ребенка фотоальбом показывают родителям.


    1. Игровая ситуация «Спрятанные проблемы»

Материалы: Пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка), фломастеры, бумага.

Инструкция. В крышке емкости проделывается отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Ребенку предлагается нарисовать, что (или кто) его тревожит, пугает, рассказать об этом, а потом бросить рисунок в почтовый ящик, то есть спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек и спрятать его в почтовом ящике. После занятия необходимо спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящики. Если тот затрудняется с ответом, тогда нужно предложить варианты: выбросить, порвать, сжечь, смять.

Примечание. Большинство тревожных детей склонны держать в себе свои переживания. Эта техника позволяет им проявить свои чувства, снизить уровень тревожности.


    1. Игра «Вылеплялки»

Инструкция. Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене.

Часть 1. Ребенку предлагается изобразить, какое бывает у него лицо, когда он сердится, боится, радуется. Если он затрудняется, педагог показывает образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской название чувства можно переходить ко второй части игры.

Часть 2. Ребенок садится перед зеркалом. Педагог – психолог руками «Лепит» на его лице мимическую маску. Задача ребенка – угадать, какое чувство изображает психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями. В конце игры необходимо дать установку ребенку: «Когда тебе плохо, ты можешь сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится»

Примечание. В процессе данной игры ребенок учиться распознавать чувства других по их мимике и также передавать свои чувства.

    1. Кинезиотерапия «В гостях у морского царя»

Цели: Коррекция психоэмоционального состояния детей, снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создание радостного настроения средствами свободного движения и воображения.

Оборудование: коврики, необходимо музыкальное сопровождение соответствующее теме.

Инструкция Педагог – психолог выясняет у детей, что они знают о подводном мире, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ живущих на суше. Далее детям предлагается изобразить движение какого-либо морского обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря.



    1. Упражнение «Рисунок в парах по очереди»

Цели: Формирование умений преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, формирование чувства востребованности, развитие творческих способностей.

Материалы: листы бумаги А-4, краски, карандаши.

Инструкция. Педагог-психолог уточняет представление детей о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Просит привести конкретные примеры. После этого предлагает 2-м детям на одном листе по очереди что-нибудь нарисовать. При этом 2 минуты отводится на то, чтобы дети договорились, что будут рисовать. Затем через каждые 2 минуты (по сигналу педагога) они передают лист друг другу (всего 8 раз). После выполнения задания рисунок надо раскрасить (5 минут). По завершении каждая пара рассказывает о своем рисунке и отвечает на вопрос «Трудно ли было выполнить задание?»


    1. Упражнение «Танцы противоположности»

Инструкция. Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один участник танцует, весело подпрыгивая, другой- грустно вальсируя. Через 1-2 минуты они меняются.


    1. «Упражнение на доверие»

Инструкция. Дети делятся на пары. Один участник играет роль компаса, другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.


    1. Упражнение «Ладонь в ладонь»

Инструкция. Пары, прижав ладони друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель- преодолеть препятствия, не разъединяя ладони.


    1. Игра «Птенцы»

Инструкция. Игра проводится в круге. Из участников выбираются птицы- мама и птицы- пап, они выходят из комнаты. Затем выбираются 5 птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают головы на руки. Услышав, что родители пришли в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей-определить, кто это. Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птенцы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, щенят ит.д..


    1. Упражнение «Танец пяти движений»

Инструкция. Детям предлагается последовательно изобразить:

- течение воды (плавные, мягкие движения)

- переход через чащу (резкие, сильные, четкие движения),

- сломанную куклу (потряхивающие, незаконченные движения),

- полет бабочек (изящные, легкие движения),

- покой (стояние без движения, слушание своего тела).

На каждый образ отводится 1 минута.


    1. Игра «Дракончик»

Инструкция. Дети стоят друг за другом, крепко держась за талию впереди стоящнго. Первый ребенок –голова дракона, последний – кончик хвоста. Основная задача – изловиь хвост дракона. Если драно не поймает свой хвост за определенное время, голову заменяет другой ребенок.


    1. Игра «Комплемент»

Цель: Помочь ребенку увидеть со стороны свои положительные особенности, почувствовать, что его принимают партнеры по игре.

Инструкция. Сидя на полу, дети образуют круг. Задача игроков – сказать соседу справа или слева фразу, которая начинается словами: «Мне нравиться в тебе:»


    1. Игра «Чаша доброты»

Инструкция. Сядьте по удобнее, закройте глаза. Представить, что перед вами на столе любимая чашка. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей, не жалейте. О, ваша чашка опустела. Добавьте вновь доброты. Все дело в том, что, будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной, а теперь откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»


    1. Упражнение «Танец с рисованием»

Инструкция. Дети встают в круг. Перед каждым – чистый лист бумаги и фломастер. Под музыку дети начинают двигаться. Как только она смолкает, каждый ребенок начинает рисовать на том листе, рядом с которым он остановился. Затем снова звучит музыка, и движения возобновляются. На одном листе одновременно может рисовать только один ребенок. Когда дети вернуться на свои места, игра заканчивается.


    1. Игра на расслабление «Танцующие руки»

Цель: Дать детям возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Материалы: оберточная бумага или старые обои, мелки разных цветов. Игра проводится под музыку.

Инструкция. Разложите бумагу на полу. Возьмите по 2 мелка. Выберите для каждому руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки от кисти до локтя находились над бумагой. (иными словами так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза и, когда начнется музыка, обеими руками рисуйте на бумаге. Двигайте руками в так музыки. Потом вы сможете посмотреть, что получилось.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!