СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»








Программа

«Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»






Педагог-психолог МКОУ «Преображенская СШ»

Щетинина Анастасия Андреевна























Пояснительная записка


Актуальность программы:

Масштабность перехода на профильное обучение требует разработки и применения системы его психолого-педагогического сопровождения, которая, с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы и, с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьников способности к сознательному и ответственному выбору, которая должна стать основой проектирования ими собственного жизненного пути.
В основу данной программы положены следующие нормативные документы:
•Закон РФ «Об образовании»;
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010г;

• Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;

• Типовое положение о межшкольном учебном комбинате;

• Постановление Правительства РФ от 09.06. 2003 № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования;

• Приказ Минобразования РФ от 26.06.2003 № 2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке к введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения»;

• Приказ Минобразования РФ от 09.04.2004 № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;


Цель программы: создание системы психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения с целью активизации процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению, и ответственного выбора дальнейшей жизненной траектории.


Задачи программы:

• создать систему психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

• изучить психологические особенности учащихся 9—11-х классов и оказать им психолого-педагогическую помощь в развитии представлений о социальных ценностях;

• обучить способам принятия решений в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности учащихся 9—11-х классов;

• организовать психолого-педагогическую диагностику, позволяющую выдвинуть версии о предрасположенности школьников к тем или иным направлениям образовательной деятельности;

• развить психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов.

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса. В связи с этим психологическое сопровождение целесообразно ориентировать на:

• помощь обучающимся в правильном выборе профиля, на необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе (образе «Я»), получение знаний о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эта работа должна осуществляться в трех направлениях:

—диагностическом (психофизиологическом и профориентационном);

— просветительском;

— консультативном;

• работу с педагогами и их совместную деятельность с психологом;

• консультирование родителей обучающихся, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности, целесообразности выбора определенного профиля обучения для их ребенка. Оно может проводиться как в традиционных формах — групповые и индивидуальные консультации, лекции и семинары, — так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и их дети.


Содержание программы


Программа включает в себя четыре этапа психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Первый этап - разработка модели психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Второй этап (профильно-определяющий) этап представляет собой психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9-х классов, предполагающее оказание им помощи в планировании первоначального профильного образовательного маршрута, диагностику, а также развитие способностей, которые позволят успешно адаптироваться к условиям профильного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение на данном этапедолжно быть комплексным и системным.

Основными формами его осуществления являются:

• профориентационный курс для учащихся 9-х классов «Мой выбор и профессиональные намерения»;

• дни открытых дверей;

• индивидуальные и групповые консультации для родителей и учащихся;

• профориентационные экскурсии;

• встречи с представителями учебных заведений разных уровней;

• психолого-педагогическая диагностика;

• встречи со специалистами Центра занятости населения;

• школьное профориентационное мероприятие «Ярмарка профессий»;

• адресные рекомендации учащимся.

Разнообразие форм работы дает возможность школьникам сделать свой первоначальный выбор дальнейшего образовательного пути: продолжить обучение в профильном или общеобразовательном классе, в учреждении начального или среднего профессионального образования. Результативность психолого-педагогического сопровождения оценивается путем анкетирования учащихся, их родителей и представителей администрации школы.

Третий (профильно-адаптационный) этап — это психолого-педагогическое сопровождение учащихся 10—11-х классов, ориентированное на формирование у школьников готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру.

Основными формами сопровождения являются:

• индивидуальные и групповые консультации для учащихся и их родителей;

• психодиагностика личностных и профессиональных качеств;

• адресные рекомендации учащимся по результатам диагностики.

В результате этой деятельности выпускник строит четкий пошаговый личный и профессиональный план, ведущий его к успешной социализации, самореализации и личностному успеху.

Итогом третьей ступени психолого-педагогического сопровождения являются готовность учащихся к выбору своей дальнейшей образовательной и профессиональной карьеры, сформированные умения анализировать и корректировать свой образовательный маршрут.


Этапы реализации программы


Подготовительно-диагностический этап включает в себя:

• изучение и анализ образовательных запросов учащихся и родителей путем анкетирования;

• изучение и анализ ресурсов образовательных учреждений по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения;

• подготовку нормативно-правовой документации;

• оказание психолого-педагогической помощи педагогам и родителям на этапе введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

• консультирование администрации школ, педагогов, учащихся и родителей по результатам психологической диагностики;

• разработку необходимых программ для реализации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

• разработку мероприятий, позволяющих отследить эффективность психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Практический этап предполагает:

• формирование практического опыта в различных сферах информационно-познавательной, профессионально-трудовой и социально-адаптивной деятельности;

• обучение учащихся способам выбора индивидуального маршрута своей образовательной деятельности;

• организацию процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих выдвинуть версии о предрасположенности школьников к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

• анализ образовательных ситуаций, которые позволяют выявить основные ограничители свободы выбора школьниками профиля обучения;

• организацию и проведение родительских собраний и индивидуальных консультаций;

• презентацию «образовательной карты города» всем участникам образовательного процесса;

• мониторинг психолого-педагогического сопровождения;

• организацию социального партнерства с учреждениями профильного, профессионального и дополнительного образования, организациями и предприятиями города.

Обобщающий этап включает в себя:

• анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

• корректировку планов и программ на основе анализа результатов мониторинга;

• определение стратегических целей и задач для дальнейшей работы.



Задачи

Возможности выстраивания образовательных маршрутов

Формы психолого-педагогического сопровождения

Воспитательная работа

Профильно-определяющий этап (9-е классы)

1. Обеспечение возможности развития познавательных интересов.

2. Развитие качеств личности, необходимых для

выбора дальнейшего образовательного маршрута.

3. Формирование готовности к саморазвитию и

самовоспитанию

Технологии:

• проектного обучения;

• разноуровневого обучения;

• дифференцированного

обучения;

• проблемного обучения;

• личностно-ориентированного обучения;

• развивающего обучения;

• сотрудничества.

2. Исследовательская деятельность.

3. Элективные курсы.

4. Дополнительное образование детей

1. Диагностика и коррекция тревожности.

2. Индивидуальные образовательные маршруты.

3. Профдиагностика и

профконсультирование

учащихся.

4. Мониторинг ЗУН.

5. Элективные курсы

(предпрофильные).

6. Работа с родителями:

• собрания,

• конференции,

• консультации.

7. Участие в грантах,

олимпиадах, конкурсах,

соревнованиях, выставках и т.д.

8. Консультации

1. Игровые и тренинговые

занятия по профильной

ориентации и

профессиональному самоопределению через

усвоение приемов выбора профессии, умение адекватно оценивать свои личностные

особенности.

2. Создание портфолио.

3. Просветительская

работа с родителями

(классные часы, родительские собрания и индивидуальные консультации)

Профильно-адаптационный этап (10-11-е классы)

1 Формирование качеств,

важных для освоения профиля обучения.

2. Уточнение социально-

профессионального статуса обучающегося.

3. Контроль и коррекция профессиональных планов

1. Технологии:

• проектного обучения;

• разноуровневого обучения;

• личностно-ориентированного обучения;

• исследовательской деятельности;

• учебных практикумов.

2. Изучение предметов на

базовом уровне.

3. Обучение по профильным предметам.

4. Реализация регионального компонента.

5. Элективные курсы.

6. Дополнительное образование детей


1. Диагностика и коррекция тревожности.

2. Индивидуальные образовательные маршруты.

3.Профессиональная

диагностика учащихся.

4. Профконсультации.

5. Мониторинг ЗУН.

6. Довузовская подготовка.

7. Участие в

олимпиадах, конкурсах

и т.д.

8. Профессиональное

определение учащихся.

9. Работа с родителями

(консультации).

10. Педсоветы.

11. Портфолио

1. Профпросвещение:

• ярмарка профессий;

• встречи с представителями вузов и ссузов;

• посещение дней открытых дверей учебных заведений.

2. Практикумы по самопознанию и профессиональному самоопределению (классные часы, консультации).

3. Компьютерная профессиональная диагностика.

4. Индивидуальные и групповые консультации




Средства контроля и диагностики результатов


Основным средством диагностики результатов и контроля выполнения программы является комплексный мониторинг, который включает в себя несколько блоков диагностической карты контроля реализации программы. Блоки представляют собой самостоятельные единицы, посредством которых выстраивается логическая конструкция психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Составляющие блоков имеют индивидуальную систему диагностических, контролирующих средств и критерии сформированности у подростков готовности к профессиональному самоопределению. Показатели критериев содержатся в каждой программе, входящей в психолого-педагогическое сопровождение, в требованиях к уровню подготовки обучающихся, а также анкетах, отзывах родителей, педагогов.

В качестве средств мониторинга используются: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, вариативные формы опроса участников образовательного процесса, изучение документальных материалов, проективные и тестологические методики, а также контрольные срезы.









Предполагаемые результаты реализации программы


Созданная система позволит обучающимся осуществить предварительное самоопределение по поводу своего образовательного и карьерного будущего. Это означает, что он приобретет опыт проектирования своей образовательной траектории и будет:

иметь представление:

• об учреждениях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;

• о процессе профильного обучения на старшей ступени школы; о своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории; об образовательных учреждениях, в которых он может получить полное общее среднее образование;

• о мире труда, основных группах профессий и тенденциях их развития;

• о ситуации на рынке труда и тенденциях ее изменения;

уметь:

• анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;

• анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;

• анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.



























Приложение 1

Мотивационная беседа


Мотивационная беседа – первое занятие на каждом этапе профильной ориентации.

Цель: актуализировать мотивацию профильного самоопределения учащихся.

Мотивационная беседа для учащихся строится по следующей схеме.

Вначале обозначается конечная цель:

пропедевтический этап – познакомимся с миром профессий, с особенностями разных профессий нашего города;

основной этап – узнаем какие мы, какие у нас возможности и особенности;

завершающий этап – научимся выбирать «свой» профиль.

Программа изначально по своей структуре и содержанию ориентирована на преобладающую на различных этапах мотивацию учащихся, на ту мотивацию, которую возможно актуализировать и использовать для повышения активности учащихся на занятиях.


Этап

Актуализируемые мотивы

Актуализирующие положения


Пропедевтический


прежде всего познавательные и широкие социальные мотивы


Это каждый человек должен знать, это очень интересно, очень важно для выбора соответствующего профиля



Основной


мотивы самопознания, личностного и профессионального развития



Вы узнаете о себе то, что поможет вам стать лучше, успешнее, а также найти своё занятие, выбрать профиль



Завершающий



мотивы самоопределения, независимости, самостоятельности


У вас есть шанс сделать свою жизнь, определить лучший для себя путь, иначе это сделают другие, без вас и скорее всего не угадают



Как за каждой формулируемой целью отдельного этапа стоит хороший выбор профессии, так и за каждым актуализируемым мотивом, специфическим для этапа, следует упоминать мотив профессионального самоопределения, хорошей жизненной перспективы.

После озвучивания цели и актуализации, описанных для определенного этапа мотивов (если Вы знаете, что есть и другие доминирующие у учащихся группы мотивы – актуализируйте и их), необходимо актуализировать мотивацию профессионального самоопределения в целом. Очень важно чтобы ведущий был искренним и достаточно эмоциональным на этом этапе беседы.

«Зачем вообще выбирать профильный класс?»

Есть две причины, по которым это стоит делать: одна существовала всегда, вторая появилась недавно:

1.Важно правильно выбрать, так как иначе можно ошибиться.

Если не выбрал сам – всё равно куда - то пойдёшь «за компанию», «по моде», по совету родителей – велика вероятность ошибки. Большинство людей понимают это поздно, мучаются на нелюбимой работе: плохие работники – мало денег, стрессы – раздражительны, свет не мил, болеют. Представьте, урок химии (какой у детей предмет - нелюбимый?) по 8 часов в день, 6 дней в неделю, с коротким отпуском в году – на всю жизнь! А поменять трудно: семью нужно кормить, бросить опостылевшую работу нельзя – можно остаться безработным.

2. Вторая причина появилась в наше время: высокая реальная безработица (больше официально регистрируемой в добрый десяток раз), а поэтому высокая конкуренция на рынке труда, из-за которой можно оказаться за бортом жизни, на дне общества».

После того как мотивация актуализирована, можно перейти к информационной части, где коротко обозначить содержание отдельных занятий в течение года.
































Приложение 2

Беседа с родителями


После представления ведущего, он формулирует цель беседы, «что» будут делать участники: «Сейчас для ваших детей - подростков наступает золотое время для определения своего будущего профессионального пути, выбора среди жизненных перспектив. Мы с вами обсудим как помочь ребёнку это сделать, не навредив».

«Зачем это нужно?» – мотивируем.

«Этот возраст хорош для выбора, потому что в это время можно просто выбирать. А вот если выбрать плохо, то в другом возрасте, для того чтобы что - то изменить придётся «ломать» свою жизнь.

Все мы знаем что такое нелюбимая, тяготящая работа. Это раздражение, чувство бессмысленности жизни, стрессы (а результатом этого, в свою очередь, могут быть как расстройства нервной системы, отдаление и конфликты с близкими, так и «обычные» болезни (сердечно - сосудистой системы, язвы, рак – связь научно доказана). Детям я говорю: «Представьте урок химии по 8 часов в день, 6 дней в неделю, с коротким отпуском в году – на всю жизнь,» – стонут! Большинство взрослых тянут лямку до смерти (семья, дети, привычное ярмо работы не дают менять), в 35 - 40 лет подёргаются и всё. Единицы меняют свою жизнь – очень больно и трудно, хотя и стоит того. Ваши дети могут этого избежать. Это тем более важно, так как сейчас государство в гораздо меньшей степени гарантирует социальные права. Социальное дно стало глубже и безысходней (безработица, бездомность, наркомания и др.). При нынешней безработице, высокой конкуренции за рабочее место, можно запросто (вероятность этого высока) получить профессию, по которой невозможно будет найти работу. И бедствовать.

Определяться, выбирать профессию, планировать свою жизнь надо.

Могут подростки делать это самостоятельно, без помощи родителей?

Исследования показывают: нет (только 25 % выпускников 11 класса имеют профессиональные планы – см. исследование профессионального выбора выпускников школ).

Итак, сами подростки определиться не могут, на то есть 2 группы причин. Одна существовала всегда, другая – причины, появившиеся в последнее время. Группа причин трудностей подростков при выборе профессионального пути, появившихся в последние годы, связана с произошедшими в обществе социальными изменениями. Рассмотрим их.

Связанные с изменениями ситуации профессионального выбора:

  1. Высокий уровень безработицы и нестабильность рынка труда (подростки не знают что требуется, что будет востребовано, они дезориентированы);

  1. Нет социальной стабильности, порядка (не знают «правил игры»);

  1. Учебные заведения рекламируют профессии, увеличивают наборы по ним, не учитывая реалий рынка труда (создают ложное представление о структуре и коньюктуре рынка труда).

Связанные с изменениями современных подростков:

  1. Далеко не у всех есть стремление работать, учиться (у них другие ценности, они не видят в этом смысла);

  1. Больше чем раньше полагаются на родителей, многие не чувствуют необходимости выбирать профессиональное будущее.

Из группы причин, которые существовали всегда и связаны с возрастными особенностями подростков, назовём:

  1. Не знают реального содержания труда и его условий по конкретным профессиям (см. исследование профвыбора);

  1. Не могут объективно оценить свои возможности.

Поэтому вашим детям необходима ваша помощь».

Здесь, если ранее тема не была поднята, ведущий говорит о б огромной роли и ответственности родителей за судьбу своих детей (более подробно см. начало материала).

«Важный момент – ответственность. Есть соблазн у родителей решить: «От меня ничего не зависит! Виноваты политики, центр занятости, милиция, школа и др. Поэтому не надо ничего делать». Удобно и просто. Но это уловка, хитрость, чтобы сбросить труднейшую задачу со своих плеч. Государство можно переделать через 50 лет, а заниматься жизнью своего ребёнка нужно сейчас. Да, не всё зависит от родителей, но уж то, что зависит нужно реализовать максимально, не жалея сил и времени.

Профплан ребёнка направляет его активность, стимулирует учёбу и работу, препятствует «нежелательным» формам проведения свободного времени, ведущим на социальное дно. Но, только если он есть и если он настоящий. А это на 70 % зависит от родителей.

Дети сейчас нуждаются в вашей помощи, что будет, если они от вас, её не получат? Ими займутся другие. Скорее всего, и в лучшем случае, это будут более популярные или старшие подростки, которые забьют им голову пустым трёпом, глупыми предрассудками прошлых лет, детской бравадой. Ваши дети пойдут учиться «по моде», «за компанию» или не станут учиться вовсе. Но они могут встретить и бывалого человека, который научит их жить иначе, чем хотелось бы вам.

В любом случае, вероятность того, что эта помощь будет полезна, стремиться к нулю.

Думаю, что я убедил вас, что помогать своим детям в самоопределении стоит. Как это сделать?

Прежде всего, необходимо исключить 3 наиболее частые ошибки в этой работе, которые наносят непоправимый вред:

  1. Устраниться, пустить на самотёк. Ваши функции выполнят другие, без Вас и против Вашего ребёнка и Вас, будущее – туманно.

  1. Решить и настоять. В этом случае Ваш ребёнок тоже не выбирает, даже если Вы угадаете – Вам ещё не раз он об этом напомнит, Вы украли один из самых важных в его жизни его выборов, а если ошибётесь (вероятность 80 - 90 %) – Ваше будущее с ним не завидно. Возможно, Вашему ребёнку где - то это будет даже удобно, но он этого не признаёт: ответственность – на Вас, а правда, независимо от результата – на его стороне.

  1. Явно наталкивать. Самая плохая позиция. Подростка, в силу возрастных особенностей, это будет бесить, возможно, Вы отвратите его от действительно хорошего пути, скорее всего, он сделает наоборот, а в будущем Вы будете виноваты при любом исходе.

Как ошибочно – прозвучало, а как же правильно?

Идеального варианта нет. Но наиболее выигрышная позиция – «Ты уже взрослый, принимать решение – тебе, это, в первую очередь, твоя проблема. Но я готов тебе предоставить информацию, если хочешь». Очень важно дать подростку понять, что ответственность лежит на нём, принимать решение нужно ему – это работает на мотивацию профвыбора (заставляет подростков этим заниматься), служит хорошей моделью для взаимодействия в этой сфере в будущем.

Помочь ребёнку в самоопределении можно только:

  1. Информацией (о нём, его возможностях; реальном содержании труда, условиях и жизненных перспективах различных профессий; учебной базе города, коньюктуре рынка труда).

  1. Мотивацией (чтобы подросток увидел для себя смысл в этом).

Информацию можно взять из разных источников: из своего опыта, в центре занятости, в школе и др. Мотивацию можно актуализировать на своём примере, дать попробовать поработать по своей профессии (очень важен такт).

Родители часто задают вопрос о поступлении в вуз «по договорённости», говорить о такой возможности подростку или нет?

Лучше говорить, но среди других вариантов (есть возможность поступления одновременно в несколько учебных заведений). «Если ты выберешь такую - то специальность – есть дополнительные возможности для поступления, хотя готовиться всё равно нужно, но думай сам, это не единственный вариант».

Тактика страуса с подростком не поможет, он узнает об этом явлении, но от других и в ином свете. Вреда может быть больше.

Родители, для того чтобы помочь своим детям выбрать профессиональный путь, своё будущее, должны владеть алгоритмом выбора профессии (см. материал «Алгоритм...»). Это простой материал, его удобно подавать через схему трёх пересекающихся областей: «хочу», «могу», «надо», где в области их наложения – оптимальный выбор (5 - 10 замечательных путей).

Важно сделать акцент на источниках получения информации:


хочу

узнать о профессии

(из разных источников)

обратиться к психологу

могу

попробовать себя

(огромна роль взрослых)

профессиональная консультация

у психолога

надо

собирать объективную

информацию, узнавать

информация в

центре занятости


Завершить беседу можно так: «Роль родителей огромна, судьбы наших детей – это наше будущее. Слава богу, что 70 % успеха зависит от нас!».

Вся профориентационная работа в школе, по нашей программе, за пять лет составляет менее трёх суток. Родители могут это же время взять за одну неделю, поэтому включение родителей в профориентационную работу, как её субъектов – важнейший ресурс её успешности.





Литература:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №1. – С. 3-16.

  2. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 // Школьный психолог. – 2004. - №1.

  3. Резапкина, Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В. Резапкина. – М.: Изд-во «Генезис», 2005.

  4. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.

  5. Ярославцева, Л. Психологическое сопровождение профиля / Л. Ярославцева // Школьный психолог. – 2007. - №2. – С. 36-40.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!