Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы
с.Вадинск в с.Тат-Лака
Утверждаю:
Начальник лагеря: Маматова С.А
Программа
кружка
« Аэробика»
2019
Пояснительная записка
Актуальность
В современных условиях всё более остро встаёт проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Образ жизни детей определяют взрослые, но не всегда родители уделяют должное внимание физическому воспитанию ребёнка.
По статистике,82% всех выпускников школ имеют отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, искривление позвоночника, ожирение, близорукость. Раннюю гипертонию и др.
В этой связи особую актуальность приобретает разработка программ занятий оздоровительной массовой физической культурой с использованием её наиболее рациональных и доступных средств и методов для детей.
Практическая значимость
Традиционные уроки физической культурой три раза в неделю не могут решить проблему двигательного « голода». Аэробика как система специально подобранных гимнастических, танцевальных упражнений , выполняемых под музыку фронтальным методом , решает эту проблему.
Своеобразие аэробики определяется органическим соединением спорта и искусства, присутствием творческого компонента и фактора новизны, единством движения и музыки. Особой популярностью этот вид спорта пользуется среди детей, подростков и молодёжи, для которых выступление в соревнованиях, конкурсах, шоу-программах – принципиальный мотивационный фактор систематических занятий физической культурой.
Аэробика - это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Методика проведения оздоровительной аэробики предусматривает постепенное увеличение нагрузки, индивидуальный подход. Аэробикой можно заниматься всем, с разным уровнем физической подготовки. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы тела. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие функциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различные направления аэробики способствуют гармоничному развитию ученика. Программа основана на классической аэробике (базовой аэробике) и танцевальной .
Базовая аэробика – это некий синтез общеразвивающих упражнений, бега, подскоков, скачков, окрашенных танцевальным стилем, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение 120-160 ударов в минуту. Она используется для тренировочных занятий.
Танцевальная аэробика (этническая: русская пляска, латино и хип-хоп). Определённые хореографические элементы танцев способствуют формированию у детей правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении движений. В поведении исчезают напряжённость и скованность, вырабатывается уверенность в себе.
Цель программы: физическое развитие и укрепление здоровья детей средствами аэробики.
Как и в любом виде двигательной активности в занятиях аэробикой решаются три основных типа педагогических задач (образовательные, оздоровительные и воспитательные):
— Формирование правильной осанки;
— Формирование красивой походки;
— Развитие ритмичности и координации движений;
— Активизация обменных процессов;
— Улучшения деятельности сердечно - сосудистой системы;
— Укрепление мышечной системы;
— Улучшение самочувствия и настроения.
— Содействие всестороннему, гармоническому развитию учащихся, укрепление их здоровья;
— Воспитание эстетических и волевых качеств;
— Воспитание выносливости.
Программа модифицированная
Отличительные особенности программы
1. Содержание программы сформировано на спортивно-эстетической направленности. Сведения из области гигиены и самоконтроля за самочувствием. Изучение вопросов народного танцевального искусства России и Америки позволяют расширить общий кругозор обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить творческое воображение, фантазию обучающихся.
2. Программа предусматривает овладение всеми видами аэробики, как средством для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего мира.
3. Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и следующих основных принципах:
целостности (соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой);
гуманизации (признания личности ребёнка с её достоинствами и недостатками, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания);
интеграции (совмещение в одной программе нескольких подпрограмм, подчинённых одной цели и связанных между собой);
деятельностного подхода (знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности);
возрастного и индивидуального подхода (выбор форм, методов, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей).
Музыкальное сопровождение.
Музыка является одним из сильнейших возбудителей эмоций человека. Ее воздействие активизирует у занимающихся физиологические и психологические функции:
-понижается ЧСС;
-повышается обмен веществ и активизируется работа внутренних органов;
-улучшается настроение занимающихся;
-помогает бороться с однообразием.
В сочетании с физическими упражнениями музыка создает положительный эмоциональный фон, диктует темп выполнения упражнения. Музыкальное сопровождение должно быть органично связано с движениями, и при подборе необходимо учитывать количество акцентов в минуту (ударных долей такта).
110-130 акцентов в минуту - аэробику для начинающих.
140-160 акцентов в минуту - для подготовленных
100-120 акцентов в минуту - для работы в партере.
80-90 акцентов в минуту - стрейчинг, расслабление
Все физические упражнения подразделяются на локальные, региональные и глобальные в зависимости от объема участвующей в них мышечной массы.
К локальным относятся упражнения, в выполнении которых участвует 1/3 всей мышечной массы тела (отдельные гимнастические упражнения),к региональным - примерно от 1/3 до ½ всей мышечной массы тела (упражнения, выполняемые только мышцами рук и пояса верхних конечностей, мышцами туловища и т.д.), а в глобальных упражнениях участвует более ½ всей мышечной массы тела (бег, плавание и т.д.)
Упражнения, выполняемые в оздоровительной аэробике, можно отнести ко всем трем группам. Область их применения соответствует задачам занятия и отдельных его частей. Например, в разминку включаются локальные и региональные упражнения, в основной части занятия выполняются глобальные (общего воздействия) упражнения для достижения оптимальных величин сердечной и дыхательной производительности. Для развития некоторых физических качеств (например, силы, выносливости, гибкости) в основной и заключительной частях занятия используется упражнения как локального, так и регионального воздействия.
В арсенал аэробики входят упражнения с преодолением внешних сил; тяжести, сопротивления воздуха. В качестве внешнего сопротивления используются вес частей собственного тела и оборудование - манжеты, гантели, силовые тренажеры. Использование популярных направлений в оздоровительной аэробике: пилатеса, йоги, позволяет направить деятельность на укрепление мышечного корсета, подвижность позвоночника. Танцевальные направления способствуют развитию координации движений, выносливости, чувство ритма, музыкального такта, ориентации в пространстве.
Курс кружка « Аэробика» рассчитан на один месяц для детей с основной медицинской группой в возрасте от 6 до 17 лет.
Занятия отвечают определённым требованиям:
Требования к подбору музыки;
Требования к подбору движений;
Доступность музыкально- ритмических упражнений;
Контролю над самочувствием обучающихся в период занятий;
Определённому уровню общения педагогов с детьми.
Дозированная нагрузка
Занятия проводятся в спортивном зале со специальным оборудованием
( музыкальная аппаратура, диски и т. д.). Обучающиеся тренируются в специальной одежде.
Психологические особенности подростка
Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Набор детей в кружок проводится по желанию
Группа до 20 человек.
Режим занятий
Занятия рассчитаны на 14 часов
Прогнозируемые результаты
По окончании обучения воспитанники должны знать:
историю аэробики;
основные элементы классической аэробики;
правила составления мини-комплексов аэробики;
простые приёмы оказания первой помощи при травмах.
названия танцевальных направлений.
Уметь: выполнять базовые шаги и их вариации; составлять связку, используя базовые шаги; комплекс упражнений на основные группы мышц.
Оценка уровня развития двигательных способностей осуществляется на основании тестирования
сила мышц брюшного пресса- число подъемов корпуса из положения лежа;
гибкости позвоночника
- степень наклона вперед из положения сидя;
сила мышц рук, плечевого пояса - по числу отжиманий от пола из упора лежа.
Учебно- тематический план
Содержание занятий | Всего часов |
1.Теоретические занятия | 3 |
Аэробика как вид спорта. История развития аэробики. | 1 |
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Травматизм. Техника безопасности | 1 |
Правила соревнований, соревновательный комплекс | 1 |
2.Практические занятия | 9 |
Общая физическая подготовка: | 2 |
- атлетическая гимнастика; | 2 |
Специальная физическая подготовка: | 6 |
- комплекс аэробики; | 2 |
- элементы х/гимнастики и акробатики; | 2 |
- стрейчинг (растяжка); | 2 |
Техническая подготовка: - выполнение элементов, соединений, комбинаций. | 1 |
3.Соревнования | 2 |
Контрольные нормативы | 1 |
Участие в соревнованиях и показательных выступлениях | 1 |
Всего: | 14 |
Содержание программы
Введение в программу.(1 ч.)
История возникновения аэробики, как вида спорта. Влияние аэробики на организм. Одежда и обувь для занятий аэробикой.
Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Травматизм.(1 ч.) Предупреждение травматизма. Режим питания и питьевой режим учащихся. Гигиена тела. Происхождение травм и их виды. Первая травма при травмах. Правильное распределение нагрузки. Определение утомления по внешним признакам, частоте дыхания и по ЧСС.
Правила соревнований. Соревновательный комплекс.(1 ч.) Обязанности участников соревнований. Обязательные элементы в комплексе. Длительность выступлений. Музыкальное сопровождение. Внешний вид. Судейство соревнований.
Общая физическая подготовка (2 ч)
ОФП является базовой подготовкой к какому-либо виду спорта. Она служит для развития всех физических качеств одновременно.
Упражнения для профилактики нарушения осанки. Строевые упражнения. Построение, строй, шеренга, колонна, фланг. Упражнения в вертикальной плоскости выполняются стоя стеной у стены, гимнастической стенки, касаясь её затылком, лопатками плечами ягодицами. Приседания у стены в том же положении, поднимание рук в стороны, вверх, стоя спиной к стене. Поднимание ног, поднимание на носки, наклоны вправо – влево. Упражнения с мешочком на голове.
Атлетическая гимнастика. (1 ч.) Упражнения на преодоление собственного веса: для мышц верхнего плечевого пояса ( отжимание из различных положений, лазание по канату, продвижение в упоре лёжа 3-5 м) , для мышц туловища
(упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стене и матах), для мышц нижних конечностей (приседания и полуприседы на одной и двух ногах).
Упражнения с утяжелителями. Упражнения с гантелями, с грифом для штанги.
Упражнения на тренажёрах. На комплексных силовых тренажёрах, на степ и велотренажёрах.
Специальная физическая подготовка (6 ч.)
Комплекс базовой аэробики. Комплекс базовой аэробики состоит из упражнений на все группы мышц, при этом широко применяются отягощения, скакалки, мячи. Аэробика низкой интенсивности с применением простых по координации движений. Интенсивность занятий – умеренная с ЧСС от 120-135 уд/мин. Беговые упражнения чередуются с ходьбой. Аэробика высокой интенсивности вызывает увеличение пульса до 150-160 ударов в минуту. В ней содержится большое число беговых и прыжковых движений, повышается темп их выполнения.
Разминка. Длительность этой части 5-10 минут. Общеразвивающие упражнения на все группы мышц, различные виды ходьбы ( на месте и в движении),
Основная часть (аэробная) Продолжается от 20 до 25 минут. И состоит из четырёх разделов.
Беговые и прыжковые упражнения (джогинг). Танцевальные упражнения( Russian Folk зажигательная русская пляска , Latin Dance зaжигaтeльныe латиноамериканские танцы, Hip-hоp танец негритянских кварталов, Интервальная тренировка с использованием оборудования (утяжелители, скакалки, мячи)
Переходный. Постепенное снижение нагрузки за счёт снижения интенсивности и амплитуды движения.
Партерный. Упражнения на силу и гибкость, выполняемые сидя и лёжа на полу.
Разновидности стилей аэробики.
1. Пилатес- Pilates
Тpeниpовкa по cиcтeмe Пилaтeca улучшaeт cилу и кооpдинaцию, бaлaнc и гибкоcть, cнимaeт нaпpяжeниe и тpeниpуeт дыxaниe.
2. Калланектик
Гимнастика медленная и спокойная, но при этом мышцы получают супер нагрузку. Один из caмыx эффeкивныx споcобов улучшить мышeчный тонуc, гибкоcть и нacтpоeниe.
3. Класс для развития гибкости: стрейчинг
Стрейчинг - выполнение упражнений для развития гибкости (растяжка).
Элементы художественной гимнастики и акробатики.
Акробатические упражнения. Перекаты вправо и влево, из упора сидя в группировке вперёд и назад, кувырок вперёд и назад ( через плечо и голову), шпагаты и полушпагаты, упражнения в равновесии, « мост» из положения стоя и лёжа, стойка на лопатках, стойка на руках у стены, « колесо».
Упражнения художественной гимнастики. «Волна» Повороты на месте на 90,180 и 360 градусов на носках и переступанием. Танцевальные шаги и бег. Упражнения с различными предметами ( мячи , скакалки) и без них.
Методическое обеспечение программы
Организационные условия
Основная форма занятий – групповая, по подгруппам, сводными группами, общим составом. Используется индивидуальная форма занятий согласно учебно-тематическому плану.
Количество обучающихся в каждой группе – 6-10 человек
Занятия проводит учитель физической культуры высшей квалификационной категории, прошедший курсы повышения квалификации по программе « Оздоровительная аэробика» Былинкина Е. А.
Методы организации учебно- воспитательного процесса
Практический (опробование, повторное упражнение)
Наглядный (показ, демонстрация)
Словесный (рассказ, объяснения)
Видеометод ( просмотр видеоматериалов)
Материально-технические условия:
Музыкальный центр
CD и MP3 диски
Гимнастические коврики
Гантели
Тренажёры
Гимнастические мячи
Скакалки
Мячи
Маты
Список использованной литературы и сайты
1. Беднарская И.Г.. Искусство быть красивым. – М: Просвещение, 1994.
2. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. 2-е издание. – М: 1994.
3. Филиппова Ю.С. Оздоровительная аэробика. Методическое пособие. – Новосибирск, 1995.
. http://fitnesa.net/
.http://www.biogimnastika.ru/
10