СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми.»

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

на заседании МО учителей

естественно-математического цикла

Зам. директора по УВР

Директор МБОУ «МОЖАЙСКАЯ СОШ»

Протокол №_1_

_________/ ______________/

____________ /Цыренова Ч.Ч./

От «_28_»__августа 2016 г.

«__» ____________ 201 г.

«__» ____________ 201 г.








План работы

МО естественно- математического цикла

с одарёнными детьми































2016 г.

                Цель и задачи методического объединения по работе с одаренными детьми:

1.       Выявление одаренных детей.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  знакомство педагогов с научными данными о психологических осо­бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

  обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

  накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

  знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

  2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

   отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления;

  инициативности и творчества;

  предоставление возможности совершенствовать способности в со­вместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;

  создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.

  внедрять новые образовательные технологии;

  расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

  создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

 3.   Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Для реализации третьей цели необходимо решить следующие задачи:

Создание системы урочной, внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм урочной и внеурочной деятельности.

Организация системы исследовательской работы учащихся.

Обеспечение доступности качественного образования.

Создание условий для развития и комплексной поддержки одаренных школьников.

Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.

Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.

II. Основные задачи методического обеспечения плана.

-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико -педагогическую поддержку одаренных детей;

-совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;

- расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.

III. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренны­ми детьми:

1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможно­стей для развития личности;

2.   принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

3.   принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

4.   принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

5.  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образова­тельных услуг, помощи, наставничества.

IV. Направления работы:

1. Диагностика склонностей и притязаний обучающихся и их родителей. Создание банка данных.(Приложение)

2. Пополнение банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности (показатели в учебе, итоги олимпиад, конкурсов, конференций).

3.Создание системы взаимодействия с внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.

4.  Забота о социальной защите и поддержке одаренных обучающихся.

5. Накопление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования.

6. Повышение квалификации педагогов.

7. Осуществление целенаправленной работы по преемственности обучения начального и основного звена (совместные ШМО, проблемные группы, взаимопосещения).

8. Презентация опыта на педагогических советах, ШМО.

9. Организация учебной и внеучебной деятельности педагогами ставятся следующие задачи:

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

Повышение степени самостоятельности учащихся.

Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

10. Проведение предметных декад, при организации которых ставятся следующие задачи:

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся ( через конкурсы рисунков, устного творчества, сочинений, исследовательской деятельности, составлении различных головоломок и проч., музыкальное оформление тематических общешкольных мероприятий).

11. Организация работы факультативов, летних профильных лагерей.

 V.Формы работы с одаренными учащимися

  групповые и индивидуальные занятия с сильными учащимися;

  факультативы;

  кружки по интересам;

  интеллектуальный марафон;

  участие в олимпиадах;

  исследовательская работа учащихся.

VI.  Поощрение одаренных детей

- Награждение грамотами и ценными призами учащихся на итоговой линейке.

VII. Работа с родителями одаренных детей

- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

- Совместная практическая деятельность школы, одаренного ребенка и родителей;

- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.




№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1.

Составление плана работы с одаренными детьми по предметным ассоциациям

Август

План работы с одаренными детьми

2.

Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления

Сентябрь

Список

3.

Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности.

Сентябрь

Банк данных

3.

Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся.

Сентябрь-

Май

Анализ

4.

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.

В течение года

 

5.

Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в районных предметных олимпиадах. Проведение школьных предметных олимпиад3- 4 классы, 5 - 9 классы

 

Октябрь

Приказы, справки, отчеты, заседания МО

6.

Выпуск информационного бюллетеня о результатах школьных предметных олимпиад

Ноябрь

Бюллетень

7.

Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке

В течении года

Посещение и анализ уроков

8.

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках

В течении года 

 

9.

Организация участия обучающихся в районных интеллектуальных конкурсах

Ноябрь

 

10.

Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе

Постоянно

Наблюдение, собеседование, анализ

11.

Участие в районных предметных олимпиадах учащихся

 

Ноябрь

 

Заявки, списки, отчет,

совещание при директоре

12.

Участие в Международной игре – конкурсе по математике «Кенгуру»

 

Март

Приказ, списки, заявка, справка, совещание при директоре

14.

Участие во Всероссийском конкурсе «КИТ»

Ноябрь

Списки, заявка, справка,

15.

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

Приказ

16.

Работа спортивных секций

В течение года

Приказ

17.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Создание банка заданий

18.

Работа факультативов, элективных курсов

В течение года

Приказ ЗД УВР, учителя-предметники

19.

Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме

В течение года

Создание фонда теоретических и методических материалов и рекомендаций

20.

Посещение уроков учителей- предметников с целью изучения методики работы по формированию у учащихся устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля

 

 

21

Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам:

- круг интересов учащихся,

- трудностей в учебе,

- индивидуальных способностей.

В течение года

 

22.

Консультации с учителями – предметниками по вопросам:

-успеваемости,

- уровня трудности заданий,

- индивидуальных способностей школьников.

В течение года


23.

Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.

В течение года

Анализ

24.

Осуществление контроля за работой учителей с одаренными детьми

В течение года

Анализ

25.

Проведение предметных недель

По планам МО

Приказ, планы, анализ, справки

26.

Пополнение «Портфолио достижений» учащихся школы

В течение года

Портфолио учащихся

27

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на новый уч. год.

Май

 


План мероприятий


п/п

Содержание мероприятия


Форма проведения

Срок

Ответственный

1

Составление плана работы с одаренными детьми по предметам МО

Заседание МО

Август

 

 Рук. МО

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Формирование

списков обучающихся по каждому предмету.

Анкетирование, собеседование.

 Составление банка данных

Сентябрь

учителя-предметники,

Рук. МО

3

Взаимодействие с семьями одаренных детей, индивидуальные беседы

Анкетирование, собеседование

Сентябрь

учителя-предметники,

Рук. МО

4

Проведение школьных предметных олимпиад.

Олимпиады по математике, информатике, физике, химии, биологии, географии

В течение года 


Рук. МО

учителя-предметники

5

  Проведение интеллектуальных игр


В течение года

Рук. МО

учителя-предметники

6

Подготовка к участию в районных предметных олимпиадах.

Районные предметные олимпиады.

Индивидуальные занятия с победителя

ми школьных олимпиад

Олимпиады

Ноябрь



Декабрь

учителя-предметники


7

Анализ итогов школьных и районных олимпиад.

мониторинг

Декабрь

Рук. МО

8

Участие в конкурсах, проектах различных уровней ( «Олимпус». « Альбус» и др.)

Приказ

В течение года

учителя-предметники

9

Участие во Всероссийском предметном чемпионате


В течение года

учителя-предметники

10

Участие в международном конкурсе- игре «Кенгуру»


Январь

март

Учителя математики






11

Подготовка и проведение недель НИР.

 

 

 

Защита творческих ра

бот, проектов, рефе

ратов.

Конкурс «Лучший портфолио»

Апрель

Рук. МО

учителя-предметники

12

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

 

В теч года

Рук. МО, учителя-предметники

13

Диагностика раннего выявления одаренности

Тренинги, лекционно-семинарские занятия

в теч года

Рук. МО,

зам. по УВР

14

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей.

 

В течение года

Рук. МО, зам. по УВР


15

Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме

Создание фонда теоре

тических и методичес

ких материалов.

В течение года

Рук. МО, зам. по УВР

16

Подведение результатов, достижений

за год. Планирование на следующий учебный год

Праздник «Итоговая линейка»

 Составление плана

Май

Рук. МО



План индивидуальной работы учителя с одарёнными детьми по математике


Мероприятия

Форма

Сроки проведения

Результаты

Участники

Призовые места

Урочные и внеурочные мероприятия

Индивидуальные занятия

консультация

1 раз в неделю



Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год, октябрь



Участие в общероссийских конкурсах

математический чемпионат

1 раз в год,

ноябрь








Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год,

ноябрь



Участие в общероссийских конкурсах

1. олимпиада по математике «Альбус»

1 раз в год,

декабрь



2. олимпиада по математике «Олимпус»

Осенняя, зим

няя, весенняя сессии



Участие в Международных конкурсах

3. «Кенгуру»

2 раза в год, январь, март



Участие в научно-практи-

ческой конференции учащихся.

конференция школьников

1 раз в год, март



Конкурсы школьного уровня


В течение года



Конкурсы муниципального и регионального уровней.


В течение года



Цели работы.

Содержание.

1. Развитие логического и творческого мышления.

Решение головоломок, математических кроссвордов, занимательных упражнений. Обучение разгадыванию и составлению ребусов при помощи презентации «Ребусы от А до Я»

2. Развитие вычислительных навыков.

Решение «математических цепочек», раскрашивание рисунков в заданные цвета, в зависимости от полученного результата вычислений. Использование вариативной части учебника и рабочей тетради.

3. Развитие пространственного мышления.

Распознавание геометрических фигур; составление фигур из «Магического квадрата», выполнение графических диктантов по клеточкам с помощью презентации. Обучение самостоятельному составлению графического диктанта для друзей с целью развития коммуникативных УУД.

4. Развитие воображения.

Выполнение рисунков и аппликаций по теме: «На что похожа цифра?», «На что похожа геометрическая фигура?» с целью развития познавательных УУД.

5. Проверка полученных знаний и уровня развития.

Проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Участие в интеллектуальном марафоне среди учащихся.



Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность

Тематика творческих работ

  1. Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) - для учащихся 8 класса;

  2. Великие математики мира (ученые-математики) - для учащихся 9 класса;

  3. Тематические учебные проекты - для учащихся 10 класса (профильный уровень);

  4. В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 11 класса.

Темы  исследовательских работ по математике.

• «Вероятность заболевания гриппом учащихся школы»

• «Золотое сечение в живописи»

• «Принцесса математики»

• «Сколько весит миллион»

• «История села Можайка на уроках математики»

• «Старинные меры длины в русских народных сказках»



Темы учебных проектов (10 класс, математический профиль)


1. Расширение понятия числа.

Рекомендации. Стержнем работы должно быть выделено возникновение новых чисел как результат необходимости в них. Подробнее остановиться на комплексных числах, числе решений уравнений n-ой степени и их графической интерпретации.

2.Числовые последовательности.

Рекомендации. Раскрыть понятие числовой последовательности, ее виды, показать способы решений задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Подробнее остановиться на бесконечной убывающей геометрической прогрессии, ее сумме и применении.

3.Графики элементарных функций и правила их преобразований.

Рекомендации. Рассмотреть графики элементарных функций и способы построения графиков функций, опираясь на знание графиков этих функций и правила их преобразования. Уделить внимание построениям графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.

4.Показательные уравнения, неравенства и их системы.

Рекомендации. Рассмотреть свойства показательной функции, ей график и способы решения показательных уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и неравенств должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.

5.Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.

Рекомендации. Рассмотреть свойства логарифмической функции, ей график и способы решения логарифмических уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и неравенств должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.

6.Целые уравнения.

Рекомендации. Алгоритмы решения, формулы корней уравнения, теоремы о корне. Затронуть уравнения с двумя переменными и способы их решений в целых числах.

7.Метод математической индукции.

Рекомендации. Раскрыть понятие индуктивного метода, принцип индукции и основанный на нём метод математической индукции. Остановиться на применении метода в различных примерах на доказательство методом математической индукции.

8.Уравнение с параметром.

Рекомендации. Раскрыть понятие параметра в уравнении, способы решения линейного, квадратного и комбинаций уравнений с параметром, рассмотреть решение уравнений с параметром в примерах, дать графическую иллюстрацию уравнениям с параметром.

9.Уравнение с модулем.

Рекомендации. Раскрыть понятие модуля и способы решения уравнений с модулем, основанные на свойствах модуля и знаке функции под модулем, рассмотреть решение уравнений с модулем в примерах, дать их графическую интерпретацию.

10.В мире тригонометрических функций.

Рекомендации. Мы живем в мире гармонических колебаний (примеры), все они описываются тригонометрическими функциями. Создать как единое целое мир тригонометрических функций (определения, свойства, графики, формулы, уравнения, гармонические колебания).

11.Именованные геометрии.

Рекомендации. Раскрыть возникновение и сущность неевклидовых геометрий: геометрии Лобачевского и геометрии Римана, модели для описания этих геометрий, их значимость.

12. Великие математики мира.

Рекомендации. Расположить основоположников математики согласно истории развития математики, познакомиться с их биографией, осветить их вклад в науку. История развития математики (этапы развития математики).

13. Системы счисления.

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


Рекомендации. Дать понятие позиционным и непозиционным системам счисления. Охарактеризовать виды систем счисления, их преимущества и недостатки. Рассмотреть правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, их применение.

14.В мире закономерных случайностей (комбинаторика, теория вероятности, статистика).


Примечание. В каждой работе должна быть проведена систематизация материала, историческая справка и свои выводы по теме проекта. Поэтому работа над проектом предполагает сбор материала, его систематизацию, обоснование и суждения автора. При работе над проектом автор должен приобрести компетентность в области проектной темы. Материал должен быть подготовлен к защите проекта.






















Приложение1

Данная диагностика поможет активизировать работу с детьми, позволит увидеть объективную картину направлений интересов вашего ребёнка и выявить сферы для индивидуальной работы по программе «Одарённые дети».


Анкета для детей


Дата__________ Фамилия, имя_______________


Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".



Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов:

"Нравится ли вам ..."

1- решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2-читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3-петь, музицировать;

4-заниматься физкультурой;

5-играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6-читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7-делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8-играть с техническим конструктором;

9-изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10-самостоятельно рисовать;

11-играть в спортивные, подвижные игры;

12-руководить играми детей;

13-ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14-ходить в магазин за продуктами;

15-читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16-играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17-самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18-соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19-разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20-содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21-убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22-конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23-знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24-самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами ----художественного творчества;

25-читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26-объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27-ухаживать за домашними растениями;

28-помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29-считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30-знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31-участвовать в постановке спектаклей;

32-заниматься спортом в секциях и кружках;

33-помогать другим людям;

34-работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35-помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.



Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где больше плюсов.


1.математика и техника;

2.гуманитарная сфера;

3.художественная деятельность;

4.физкультура и спорт;

5.коммуникативные интересы;

6.природа и естествознание;

7.домашние обязанности, труд по самообслуживанию.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


Приложение 2


Анкета для родителей


Дата__________ Фамилия, имя_______________


Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.


Внимательно прочтите!

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.


Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов:

"Нравится ли вашему ребёнку ..."

1- решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2-читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3-петь, музицировать;

4-заниматься физкультурой;

5-играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6-читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7-делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8-играть с техническим конструктором;

9-изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10-самостоятельно рисовать;

11-играть в спортивные, подвижные игры;

12-руководить играми детей;

13-ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14-ходить в магазин за продуктами;

15-читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16-играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17-самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18-соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19-разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20-содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21-убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22-конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23-знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24-самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами ----художественного творчества;

25-читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26-объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27-ухаживать за домашними растениями;

28-помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29-считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30-знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31-участвовать в постановке спектаклей;

32-заниматься спортом в секциях и кружках;

33-помогать другим людям;

34-работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35-помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.


Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где больше плюсов.


Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:


1.математика и техника;

2.гуманитарная сфера;

3.художественная деятельность;

4.физкультура и спорт;

5.коммуникативные интересы;

6.природа и естествознание;

7.домашние обязанности, труд по самообслуживанию.



Данная диагностика поможет активизировать работу с детьми, позволит увидеть объективную картину направлений интересов вашего ребёнка и выявить сферы для индивидуальной работы по программе «Одарённые дети».


Анкета для детей

Дата__________ Фамилия, имя_______________


Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.



В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".


Лист вопросов


Каждый вопрос начинается со слов:

"Нравится ли вам ..."

1- решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2-читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3-петь, музицировать;

4-заниматься физкультурой;

5-играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6-читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7-делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8-играть с техническим конструктором;

9-изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10-самостоятельно рисовать;

11-играть в спортивные, подвижные игры;

12-руководить играми детей;

13-ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14-ходить в магазин за продуктами;

15-читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16-играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17-самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18-соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19-разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20-содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21-убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22-конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23-знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24-самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами ----художественного творчества;

25-читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26-объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27-ухаживать за домашними растениями;

28-помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29-считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30-знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31-участвовать в постановке спектаклей;

32-заниматься спортом в секциях и кружках;

33-помогать другим людям;

34-работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35-помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.


Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где больше плюсов.


1.математика и техника;

2.гуманитарная сфера;

3.художественная деятельность;

4.физкультура и спорт;

5.коммуникативные интересы;

6.природа и естествознание;

7.домашние обязанности, труд по самообслуживанию.



Приложение 2


Анкета для родителей


Дата__________ Фамилия, имя_______________


Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

1 2 3 4 5 6 7

8 9 10 11 12 13 14

15 16 17 18 19 20 21

22 23 24 25 26 27 28

29 30 31 32 33 34 35


Внимательно прочтите!

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.


Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов:

"Нравится ли вашему ребёнку ..."

1- решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2-читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3-петь, музицировать;

4-заниматься физкультурой;

5-играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6-читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7-делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8-играть с техническим конструктором;

9-изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10-самостоятельно рисовать;

11-играть в спортивные, подвижные игры;

12-руководить играми детей;

13-ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14-ходить в магазин за продуктами;

15-читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16-играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17-самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18-соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19-разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20-содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21-убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22-конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23-знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24-самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами ----художественного творчества;

25-читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26-объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27-ухаживать за домашними растениями;

28-помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29-считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30-знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31-участвовать в постановке спектаклей;

32-заниматься спортом в секциях и кружках;

33-помогать другим людям;

34-работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35-помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.


Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где больше плюсов.


Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:


1.математика и техника;

2.гуманитарная сфера;

3.художественная деятельность;

4.физкультура и спорт;

5.коммуникативные интересы;

6.природа и естествознание;

7.домашние обязанности, труд по самообслуживанию.


Анкета для учащихся №1 «Зачем я изучаю математику?»

1.Что значит для тебя школа?

       2. Какие предметы тебе больше нравится изучать?

       3. Твоё отношение к математике.

       4. Что больше привлекает: алгебра или геометрия?

       5. Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках?

       6. Какие формы уроков тебе нравятся? Почему?

       7. Какие задачи тебе нравится решать? (по алгоритму, на смекалку)

       8. Что спрашиваешь после контрольной: как решил или, какой ответ?

       9. Пытаешься ли повторно решать задания, если допустил ошибки?

       10. Возникает ли желание заниматься математикой после уроков?

       11. Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей?

       12. Как ты выполняешь домашнее задание?

       13. Что, по-твоему, надо изменить в обучении математике, чтобы результаты были

выше?

       14.Хотел бы ты заниматься в математическом кружке?

       15. Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?


Анкета для учащихся №1 «Зачем я изучаю математику?»

1.Что значит для тебя школа?

       2. Какие предметы тебе больше нравится изучать?

       3. Твоё отношение к математике.

       4. Что больше привлекает: алгебра или геометрия?

       5. Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках?

       6. Какие формы уроков тебе нравятся? Почему?

       7. Какие задачи тебе нравится решать? (по алгоритму, на смекалку)

       8. Что спрашиваешь после контрольной: как решил или, какой ответ?

       9. Пытаешься ли повторно решать задания, если допустил ошибки?

       10. Возникает ли желание заниматься математикой после уроков?

       11. Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей?

       12. Как ты выполняешь домашнее задание?

       13. Что, по-твоему, надо изменить в обучении математике, чтобы результаты

были выше?

       14.Хотел бы ты заниматься в математическом кружке?

       15. Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?


Анкета для учащихся №1 «Зачем я изучаю математику?»

1.Что значит для тебя школа?

       2. Какие предметы тебе больше нравится изучать?

       3. Твоё отношение к математике.

       4. Что больше привлекает: алгебра или геометрия?

       5. Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках?

       6. Какие формы уроков тебе нравятся? Почему?

       7. Какие задачи тебе нравится решать? (по алгоритму, на смекалку)

       8. Что спрашиваешь после контрольной: как решил или, какой ответ?

       9. Пытаешься ли повторно решать задания, если допустил ошибки?

       10. Возникает ли желание заниматься математикой после уроков?

       11. Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей?

       12. Как ты выполняешь домашнее задание?

       13. Что, по-твоему, надо изменить в обучении математике, чтобы результаты

были выше?

       14.Хотел бы ты заниматься в математическом кружке?

       15. Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?

Анкета для учащихся №1 «Зачем я изучаю математику?»

Цель: Выявить отношение к математике, мотивы её изучения.

1.Что значит для тебя школа?

       2. Какие предметы тебе больше нравится изучать?

       3. Твоё отношение к математике.

       4. Что больше привлекает: алгебра или геометрия?

       5. Зачем ты изучаешь математику? Чему научился на уроках?

       6. Какие формы уроков тебе нравятся? Почему?

       7. Какие задачи тебе нравится решать? (по алгоритму, на смекалку)

       8. Что спрашиваешь после контрольной: как решил или, какой ответ?

       9. Пытаешься ли повторно решать задания, если допустил ошибки?

       10. Возникает ли желание заниматься математикой после уроков?

       11. Хочется ли тебе поделиться с друзьями успехом, неудачей?

       12. Как ты выполняешь домашнее задание?

       13. Что, по-твоему, надо изменить в обучении математике, чтобы результаты

были выше?

       14.Хотел бы ты заниматься в математическом кружке?

       15. Всегда ли успешно справляешься с учебной нагрузкой по математике?


Обработка результатов: ответы на вопросы анкеты дают представление об отношении к математике - положительном, нейтральном, отрицательном. (см другой документ с обработкой результатов)










Анкета №2 «Твои ассоциации».


Цель: выявить эмоциональное отношение к математике, к учителю, к различным видам работы на уроке, к выполнению домашнего задания.

Содержание: учащимся предлагается заполнить таблицу.                            

                                                     

Отражение ассоциативного восприятия.

Как ты относишься


Цвет

Настроение

Символ

или предмет

Слово

или словосочетание






Мой класс





Урок





Оценка





Математика





Дом. задание










Новый материал 





Матем. диктант





Сам. работа   





Контр. работа    





Урок решения задач  





Вызов к доске    





Теория (Теорема)    





Уравнение  





Пример  





Задача  





Учитель математики






Обработка результатов:

1)Если положительный фон больше 75%, то отношение к изучению математики активное, творческое.

2)60 -75% -положительное.

3) 45 – 60% - положительное, но ситуативное.

4) 30 – 45% -  нейтральное.

5) Меньше 30% - отрицательное. 

               











Анкета №2 «Твои ассоциации».

Как ты относишься


Цвет

Настроение

Символ

или предмет

Слово

или словосочетание






Мой класс





Урок





Оценка





Математика





Дом. задание










Новый материал 





Матем. диктант





Сам. работа   





Контр. работа    





Урок решения задач  





Вызов к доске    





Теория (Теорема)    





Уравнение  





Пример  





Задача  





Учитель математики







Анкета №2 «Твои ассоциации».

Как ты относишься


Цвет

Настроение

Символ

или предмет

Слово

или словосочетание






Мой класс





Урок





Оценка





Математика





Дом. задание










Новый материал 





Матем. диктант





Сам. работа   





Контр. работа    





Урок решения задач  





Вызов к доске    





Теория (Теорема)    





Уравнение  





Пример  





Задача  





Учитель математики










Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов

(составитель О.Б. Островский, к.п.н., доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А.И. Герцена)

I. Составьте рейтинг учебных предметов. Выпишите в столбик все предметы, которые

вы изучали в прошлом учебном году и будете изучать в этом учебном году. Сколько

получилось всего? Поставьте эту цифру напротив самого любимого предмета. Напротив

самого нелюбимого предмета поставьте цифру 1. Остальные предметы распределите

строго по местам в этом диапазоне (чем интереснее для вас предмет, тем больший балл

Вы ему присваиваете).

II. Математика нравится Вам потому, что (отметьте все ответы, которые Вы считаете

для себя важными):

  1. Его знание необходимо каждому человеку.

  2. Его знание необходимо любому россиянину.

  3. Его знание важно для настоящего петербуржца.

  4. Дает интересную информацию.

  5. Учит думать, анализировать, сравнивать.

  6. Я хотел (а) бы еще больше времени уделять данному предмету.

  7. Его изучение связано с моими жизненными планами.

  8. Нравится учиться вообще.

  9. Занимаюсь этим предметом с удовольствием. Легко дается.

  10. Легко дается. Не требует много времени на подготовку.

  11. Позволяет проявить мои знания и способности.

  12. Свободно чувствую себя на уроках.

  13. Позволяет свободно общаться с товарищами.

  14. Нравится учитель.

  15. Изучение этого предмета встречает поддержку моих родителей.

  16. Предмет пользуется популярностью в классе, среди моих товарищей.

  17. Изучаю потому, что так положено.

III. Что осложняет Ваше отношение к математике (укажите все ответы, которые Вы

считаете для себя существенными):

  1. Лень.

  2. Этот предмет не нужно изучать в школе.

  3. Лично у меня этот предмет не вызывает никакого интереса.

  4. Отвлекает от изучения любимых предметов.

  5. Эти знания не понадобятся мне в дальнейшей жизни.

  6. У меня есть претензии к учителю.

  7. Слишком сложно преподается.

  8. Примитивно преподается.

  9. Неинтересно на уроках.

  10. По этому предмету слишком большие домашние задания.

  11. Много задают по другим предметам.

  12. Меня огорчает низкая оценка по этому предмету.

  13. У меня нет способностей к его изучению.

  14. Трудно дается.

  15. Не позволяет мне в должной мере проявить свои знания и способности.

  16. Стесняюсь высказывать свое мнение. Боюсь ошибиться.

  17. Не позволяет расслабиться.

  18. Предмет непопулярен в классе.

  19. Предмет непопулярен среди моих друзей.

  20. Предмет не пользуется популярностью в нашей семье.







Анкета по выявлению направленности и характера познавательных интересов

I. (Отметьте все ответы, которые Вы считаете для себя важными):

Математика нравится Вам потому, что

  1. Его знание необходимо каждому человеку.

  2. Его знание необходимо любому россиянину.

  3. Его знание важно для настоящего петербуржца.

  4. Дает интересную информацию.

  5. Учит думать, анализировать, сравнивать.

  6. Я хотел (а) бы еще больше времени уделять данному предмету.

  7. Его изучение связано с моими жизненными планами.

  8. Нравится учиться вообще.

  9. Занимаюсь этим предметом с удовольствием. Легко дается.

  10. Легко дается. Не требует много времени на подготовку.

  11. Позволяет проявить мои знания и способности.

  12. Свободно чувствую себя на уроках.

  13. Позволяет свободно общаться с товарищами.

  14. Нравится учитель.

  15. Изучение этого предмета встречает поддержку моих родителей.

  16. Предмет пользуется популярностью в классе, среди моих товарищей.

  17. Изучаю потому, что так положено.


II. Что осложняет Ваше отношение к математике (укажите все ответы, которые Вы

считаете для себя существенными):

        1. Лень.

        2. Этот предмет не нужно изучать в школе.

        3. Лично у меня этот предмет не вызывает никакого интереса.

        4. Отвлекает от изучения любимых предметов.

        5. Эти знания не понадобятся мне в дальнейшей жизни.

        6. У меня есть претензии к учителю.

        7. Слишком сложно преподается.

        8. Примитивно преподается.

        9. Неинтересно на уроках.

        10. По этому предмету слишком большие домашние задания.

        11. Много задают по другим предметам.

        12. Меня огорчает низкая оценка по этому предмету.

        13. У меня нет способностей к его изучению.

        14. Трудно дается.

        15. Не позволяет мне в должной мере проявить свои знания и способности.

        16. Стесняюсь высказывать свое мнение. Боюсь ошибиться.

        17. Не позволяет расслабиться.

        18. Предмет непопулярен в классе.

        19. Предмет непопулярен среди моих друзей.

        20. Предмет не пользуется популярностью в нашей семье.



Приложение 3

Портрет одарённого ребёнка.
• Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
• Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
• Свободно высказывает своё мнение, настойчиво и энергично отстаивает его.
• Склонен к рискованным действиям.
• Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
• Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться смешными другим.
• Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
• Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
• Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
• Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Приложение 4

БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


п/п

Ф.И.О.

ученика

Класс

Дата

рождения

Год

занесения в базу данных

Область

деятельности

(конкретно)

Учитель-наставник

Домашний адрес, телефон



































Источники и учебная литература

Литература:

Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.

Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.

Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.

Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.

Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)

Электронные ресурсы:

http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;

http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;

http://www.grin-planeta.ucoz.ru/ - сайт секции «зеленая планета» НОУ.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!