СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»

Программа работы с одаренными детьми

на 2017-2019 гг

учителя начальных классов МБОУ «СШ №32»

Егоровой Светланы Феликсовны

Актуальность программы

Такая проблема, как работа с одаренными детьми, весьма актуальна в современном обществе.

Так как современное общество быстро меняется, наряду с событиями, происходящими в мире, то и школа, должна создавать целостную систему универсальных знаний, формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся.

В связи с этим, одной из актуальных задач образовательного учреждения становиться условия, созданные для дальнейшего развития инновационных навыков, которые обеспечат саморазвитие высокого уровня в школьном возрасте и самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Перед администрацией обучающего заведения, стоит задача разработать индивидуальную программу, по которой будет проходить работа с детьми для выявления их интеллектуальных, творческих или учебно – познавательных потенциалов.

Уже в начальной школе, наблюдая за учеником, изучая его психологические особенности, речь, память, логическое мышление,педагог должен выявить одаренных детей. Важным аспектом учителя становиться работа с одаренными детьми, их поиск, а так же выявление признаков одаренности.

Признаки одаренных детей:

  • В сравнении с большинством ровесников, одаренные дети имеют более высокие интеллектуальные способности, высокие творческие способности, а так же способы и методы их проявления, высокая восприимчивость к учебе.

  • Проявляют доминирующую активность и постоянную познавательную потребность.

  • Дети, у которых проявляются признаки одаренности, получают радость от добытых знаний и от умственного труда.

  • Любопытство и частые вопросы

  • Ребенок озвучивает множество идей, ответов на вопросы.

  • Отстаивает свое мнение и не боится его озвучить.

  • Склонен совершать рискованные действия.

  • Хорошо развито чувство юмора, даже в тех ситуациях, когда другому не смешно.

  • Не стесняется отличаться от других и не конфликтует с окружающими.

Категории одаренных детей:

  • Проявляются необычайно высокие интеллектуальные способности.

  • Умственная одаренность у детей, проявляется в определенной области наук и с определенными способностями.

  • Высокие творческие способности.

  • Высокие лидерские способности.

  • Некоторые из детей отстают в усвоении учебного материала, зато ярко проявляют познавательную активность, оригинальность мышления и психический склад ума.

Принципы, которые должны входить в основу программы:

  1. Системный подход. При работе с одаренными детьми, педагогическая работа включает в себя совокупность взаимосвязанных между собой компонентов, таких как цели, объекты, содержание, материальная база, методы педагогического процесса.

  2. Личностный подход. Такой подход утверждает деятельность и творчество ребенка, как личности. Для саморазвития подобных задатков личности создаются соответствующие условия.

  3. Деятельностный подход. Необходимо активировать и перевести деятельность одаренных детей, в положение познания, общения и труда, что в свою очередь приведет к умению планировать, организовать, регулировать, контролировать результат своей деятельности.

  4. Культурологический подход. Одаренный ребенок, вносит новые элементыв культуру, опираясь уже на освоенные основы. Это дает ребенку возможность развиваться, как творческой личности.

Своевременное выявление этих принципов, позволит педагогу определить основные способы реализации работы с одаренным ребенком.

Цель: выявить, обучить, развить, воспитать и поддержать детей с признаками одаренности; создать все необходимые условия для развития одаренных детей.

Основные задачи:

  • Необходимо выявить уровень возможностей и качеств, которые проявляются в способностях ученика.

  • Разнообразные конкурсы, олимпиады, игры, способствуют ученику проявить свои способности.

  • Выбрать из различных систем обучения, тот метод, который наиболее подходит для развития самостоятельного мышления, инициативности и творчества.

  • Для совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками и родителями, педагог предоставляет возможность через самостоятельную работу.

  • Такие качества, как целеустремленность, активность при достижении цели, настойчивость, приведут к их воплощению. Поэтому эти качества необходимо воспитывать.

  • Талантливому ребенку нужна поддержка в реализации интересов, как в школе, так и со стороны родителей.

Формы, по которым следует работать с одаренными детьми:

  • Преподаватель, использует индивидуальный подход к одаренному ребенку, во время урока, применяет элементы разграниченного обучения.

  • С одаренными учениками проводятся дополнительные занятия, подготовки к различным олимпиадам и конкурсам, играм, связанные с интеллектуальным развитием.

  • Ребенок должен участвовать в различных олимпиадах и конкурсах, концертах, фестивалях, соревнованиях.

  • Применять современные гаджеты, электронные носители и т.д.

Работа с родителями:

  • В системе реализации программы, родители грают важную роль.

  • Одаренность - явление весьма сложное и это следует учитывать.

  • Не стоит забывать о личностных и возрастных способностях детей.

  • У ребенка формируется свое «Я», и стоит создать для этого условия.

  • Для повышения образовательного уровня, в семье следует создать микроклимат.

  • Ребенок должен уметь адаптироваться в социальной среде.

  • С родителями должна быть проведена беседа по поводу воспитания одаренного ребенка.

  • Задача педагога, привлечь родителей к подготовке, различного вида, мероприятий.

Методы, которые используются при работе с одаренными детьми:

  1. «Мозговой штурм». Для реализации данного метода, необходимо найти проблему, имеющую множество решений. Важно оценить не качество ответов, а их количество. Критиковать и давать оценку идей необходимо после того, как ответы закончатся. С каждой минутой ответы начнут поступать все реже, однако самые оригинальные ответы звучат именно в последнюю очередь.

  2. «Мягкое соревнование». Чаще используются групповые соревнования, чем индивидуальные.Деятельность не должна содержать материальные вознаграждения. Состав команды, должен все время перераспределятся, чтобы все участники могли побывать в числе победителей.

Мероприятия, проводимые при реализации программы.

При работе, можно использовать следующие методики:

  • Метод вживания – когда ученик представляет, как переселился в изучаемый объект и познает его изнутри.

  • Метод эвристических вопросов – кто, что, зачем, где, чем, когда, как? Ответы на эти вопросы помогают познать объект изнутри.

  • Метод сравнения – сопоставляются версии учеников с версиями великих ученых, философов.

  • Метод конструирования – дает возможность создание совместного творческого продукта.

  • Метод путешествия в будущее –способ развития таких качеств, как прогнозирование и предвидение.

  • Метод придумывания – с помощью применения творческой деятельности, создается новый продукт, неизвестный ранее.

Упражнения, которые следует выполнять регулярно:

  1. «Много общего» - между двумя существительными, совершенно разными по лексической сфере, найти связь. Можно придумать любую, даже самую невероятную историю, где эти два предмета связываются. Такое упражнение хорошо тренирует мозг.

  2. «Безумный генетик» - необходимы лист бумаги и ручка. В этом упражнении важен сам процесс, а не его результат. Ребенок должен нарисовать фантастическое животное, которое содержит как можно больше признаков реальных обитателей планеты. Результат покажет, на сколько, может быть богата фантазия.

  3. «Сумасшедший архитектор» - ребенку нужно нарисовать дом, при этом он должен быть прозрачным, чтобы разместить мебель. Но, в эскизе жилья должны присутствовать… (10 любых слов).

  4. «Десять плюс десять»- к любому существительному ребенок должен написать десять прилагательных в столбик. В следующий столбик, необходимо написать десять прилагательных, которые не подходят к этому существительному.

  5. « И это называется…»- такое упражнение можно повторять несколько раз в день. Всплывший в воображении предмет нужно добавить на картину. Картине следует придумать соответствующее название.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!