СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»















Программа работы с одаренными детьми по биологии

5-10 классы




















Цель программы:

Развитие у обучающихся интереса к олимпиадной, проектной, исследовательской деятельности, выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

1. развитие творческой, исследовательской активности детей;

2. развитие творческого мышления;

3. развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.

4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

5. Создать условия для самореализации одарённых детей.

6. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

Пояснительная записка

1. Выявление одаренных детей.

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность;
Условно выделяют три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3. Цели работы с одаренными детьми

-выявление одаренных детей;

-создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный -момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

-развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

-адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития

Приоритетные направления:

диагностика познавательной деятельности учащихся;

исследования эмоционально-личностной сферы;

диагностика межличностных отношений;

диагностика психологического здоровья;

2. Занести полученные результаты в базу данных.

По результатам работы составляется

Карта индивидуального психологического развития ребенка

1.Характеристика познавательных процессов:

Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).

Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)

Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и прявления внимания).

2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

4. Выводы

Этап 2 - Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;

Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Этап 3 - Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др.

Этап 4 - Разработка программы здоровьесбережения:

- выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки;

- осознание состояния собственного здоровья, его ограничений и возможностей;

- составление программы здоровьесбережения;

- консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

Этап 5 - «Интеграция с другими специалистами» - привлечение (если необходимо) к работе с данным ребенком других специа­листов.

Этап 6 - «Определение способов оценки и са­мооценки успехов воспитанника» -

Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».

Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа.


План подготовки обучающихся к олимпиадам муниципального уровня по биологии


п/п

Направления деятельности

Мероприятия

Календарные сроки

Ответственные

1

Отбор учащихся.

Наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.

сентябрь

Учитель биологии, психолог

2

Теоретическая подготовка.

Знакомство с заданиями.

Правила оформления. Обзор литературных источников.

2. Химический состав и строение клеток.

3. Многообразие живых организмов. Систематика. Признаки царств.

4. Общая характеристика царств Растения, Грибы, Бактерии.

5. Общая характеристика царства Животные.

6. Характеристика систем органов человека.

7. Теоретические основы общей биологии.

8.Разбор прошлогодних олимпиадных заданий. Консультация.

9.Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов.

10. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.

1нед.октября



2 нед.октября


3 нед. октября



4 неделя октября



1 неделя ноября


2 неделя ноября


3-4 нед.ноября


1-2нед.декабря



3-4 нед.декабря



2 нед. января

Учитель биологии


Учитель биологии

Учитель биологии


Учитель биологии


Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии

Учитель биологии


библиотекарь, учащийся


учащийся, учитель биологии, учитель информатики.

3

Практическая подготовка – формирование умений.

1. Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

2.Решение задач по цитологии.

3.Решение задач по генетике.

4.Разбор практических заданий прошлогодних олимпиад.

5. Разбор практических заданий различного уровня по теме «Человек и его здоровье».

6.Разбор практических заданий по темам «Растения» и «Животные».


3-4 нед. января













1 нед. февраля



2 нед. февраля



3-4 нед. февраля




1-2 нед. марта



3-4 нед. марта

Учитель биологии, лаборант












Учитель биологии


Учитель биологии

Учитель биологии



Учитель биологии


Учитель биологии

4

Самоподготовка.

1.Решение олимпиадных заданий прошлых лет различного уровня сложности.

2.Решение практических заданий различного уровня сложности прошлогодних олимпиад.

3. Развитие  логического и интеллектуального мышления через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности.

4. Консультации по наиболее трудным вопросам.


1-2 нед. апреля




3-4 нед. апреля




1-2 нед. мая





Апрель-май

Учащийся




Учащийся




Учащийся, учитель информатики.



Учитель биологии, учащийся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!