МБОУ Селендумская СОШ
Утверждаю» Директор школы ___________ Гармажапова А.В
Программа
работы с одаренными детьми
(художественно – эстетическое направление)
5- 8 класс
2018-19 учебный год
Разработана Борисовой Еленой Александровной
Учителем ИЗО, технологии
первой квалификационной категории
с.Селендума 2018
Пояснительная записка.
1. Выявление одаренных детей.
Выявление одаренных детей начинается при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми
Выявление одаренных детей.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей
Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
детское творческое объединение «В мире красоты»
обьединение «Декоративно-прикладное искусство» 5-8 кл
II этап – диагностический (5-8-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, предметные недели по искусству, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в предметных школьных олимпиадах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с одаренными учащимися :
объединения дополнительного образования;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам
План работы с одаренными детьми МБОУ «Селендумская СОШ на 2018-2019 учебный год По направлению «Изобразительное искусство» Цель: уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему. Задачи: - предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся; - удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация); - помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь | Разработка плана работы с одаренными детьми на 2018/2019 учебный год, составление базы одаренных детей. Организация кружковых обьединений и групповых занятий Диагностическая работа с одарёнными детьми (выявление художественно- изобразительного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. Комплектование научно-методической литературы по изобразительному искусству в кабинете. .Создание методической копилки Создание портфолио одаренных детей | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А, классные руководители, зам. по УВР Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А . |
Октябрь | Оформление стенгазет от класса ко Дню Учителя « Нашим дорогим учителям» | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Конкурс проектов «Флористический коллаж» (7-8 класс) | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Ноябрь | Конкурс рисунков для учащихся средних классов «Мы за здоровый образ жизни!» | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А. |
Конкурс рисунков учащихся 1-4 классов» «Моя милая мама» | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Декабрь | Конкурс новогодних стенгазет «Газета- новогоднее поздравление» 5-8 кл. | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Всероссийский конкурс рисунков «Дед Мороз приносит добрые вести» (для уч-ся 1-8 кд) | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Школьный этап конкурса «Коррупция – это для тебя, для страны, для общества» 7-8 классы | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Анкетирование детей. | Зам. По УВР |
Январь | Школьный конкурс рисунков «Знай и соблюдай правила пожарной безопасности» 5-7 классы | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Февраль | Оформление школьного уголка Памяти из лучших рисунков конкурса «Опаленные огнем», выставка работ | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Конкурс поделок, рисунков «Символ года» для учащихся 1-4 кл | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Конкурс открыток «Защитнику Отечества» для обучающихся начальной школы 1-4 классы | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Март | Конкурс поздравительных открыток к 8Марта. | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Выставка детского прикладного и художественного творчества учащихся 2-11 классы | учитель ИЗО (Борисова Е.А..), учитель технологии Дылыков Ж.Б |
| Круглый стол «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики) | Рук. ШМО |
Апрель Май | Школьный конкурс «Человек и природа», подготовка к Международному конкурсу по экологии ко Дню Земли «Береги нашу планету!».Выставка рисунков. | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Предметная олимпиада по изобразительному искусству. 5-7 классы «Знатоки искусства» | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Подготовка и участие в школьном конкурсе «Открытка ветерану». | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Конкурс рисунков «Война глазами детей» | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Акция « Подарок ветерану». Изготовление гвоздик из фетра. | Учитель изобразительного искусства Борисова Е.А |
Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей | Зам. по УВР, руководители МО, учителя - предметники |