СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми по физической культуре «одарённые дети»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

 

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми по физической культуре «одарённые дети»»

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»




Цель программы:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;

3. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных детей.

3.Укрепление положительной мотивации к учению.

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;

-  выбор оптимальных форм и методов работы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по физической культуре и спорту;

- активное вовлечение в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.


Ожидаемые результаты реализации программы


Реализация программы призвана способствовать:

- созданию условий для выявления и развития одарённых учащихся;

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала одарённых учащихся;

-   повышению качества образования по физической культуре;

-   формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики и работы со способными и одаренными детьми;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога для работы с одарёнными детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей.


Основные мероприятия программы


- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;

- использование технологии личностно – ориентированного обучения;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

- организация исследовательских и творческих работ школьников;

- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для работы с одарёнными детьми;


Обоснование проблем

Анализ ее исходного состояния

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя физкультуры.    Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней? Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.

Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

Концепция программы

Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.


Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.



Формы работы с одаренными детьми:

- индивидуально-групповые занятия с одаренными учащимися;

- индивидуальные задания на уроках;

- использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;

- подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.

- исследовательская работа, проект.

- участие в предметной неделе, во внеклассных мероприятиях.

- участие в олимпиадах по физической культуре;

- участие в спортивных соревнованиях;

- работа по индивидуальным планам;

- занятия в спортивных секциях.

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цели

Задачи

1. Выявление одаренных детей

1. Знакомство педагога с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2. Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление методического фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и других мероприятий, позволяющих учащимся проявить свои способности.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

1. Отбор оптимальных форм, методов, систем и приемов работы с одарёнными детьми. 2. Предоставление возможностей развивать свои способности на более высоком уровне. 3. Сопровождение одарённых детей (в отдельных случаях и после окончания школы).

Этапы реализации программы

Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в начальных классах можно выделить такую группу детей, которые с лёгкостью выполняют предложенные им задания и упражнения, умеют анализировать проделанную ими работу. На первых уроках определяю уровень обучаемости школьников. Провожу диагностику физической подготовленности и развития основных физических качеств с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся. Если все задания выполнены правильно и, при этом, показаны высокие результаты, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика. Если ребенок мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по физической культуре. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний и умений, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. Одно из направлений работы – сбор материалов по физической культуре и спорту, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Третий этап - реализация потенциальных возможностей учащихся.

Уже с шестого класса привлекаю их к исследовательской работе.  Большое внимание уделяю формированию знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни. Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления.

Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по физической культуре. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.


Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Исследования Л. Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе я использую следующие признаки одаренности - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

Для старшего возраста ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную деятельность по физической культуре. Ежегодно в школе проводятся Декады спорта, в которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, спортивных мероприятиях. В школе работают спортивные кружки и секции: мини-футбол, настольный теннис, волейбол.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!