СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА работы с одаренными детьми по географии «Юный географ»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА работы с одаренными детьми по географии «Юный географ»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с Чесноковка»

Переволоцкого района Оренбургской области


«Рассмотрено»

на заседании РМО учителей географии

Протокол № 1

от «_25»_08_2022 г.


«Согласовано»

Зам. по УВР


__________Ю.Ф.Мадьярова

от «_1_»_сентября_2022 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ с. Чесноковка»

________Р.Г. Бакирова

от «1» сентября_2022_г.



ПРОГРАММА

работы с одаренными детьми по географии

«Юный географ»

в МБОУ «СОШ с.Чесноковка»
























Автор программы:

Даминева Альфия Фатыховна

учитель географии

высшей категории

МБОУ «СОШ с.Чесноковка»

Переволоцкого района

Оренбургской области 




2022 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наименование Программы

Программа работы с одаренными детьми «Юный географ»

Основание для разработки Программы

Конвенция о правах ребенка;

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации ;

Федеральный Закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года No 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года No 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года No2148-р;

Программа развития образования

Разработчик Программы

Учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Чесноковка» Переволоцкого района Даминева А.Ф.

Цель Программы

Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.

2.Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;

3.Развивать у обучающихся интерес к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, верить в свои силы;

4.Укрепление положительной мотивации к учению.

Задачи Программы

-совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;

-отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

-использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии, биологии, экологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;

-проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.-активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Этапы реализации Программы

Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно-следственные связи.

На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей, задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам, задания на сопоставление, сравнение изученных объектов, задания на прогнозирование географических ситуаций. Одно из направлений работы - сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Третий этап-реализация их потенциальных возможностей. Здесь одаренные дети готовят свои проекты и исследовательские работы. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на ежегодной школьной научно-практической конференций, МАН, «Менделевских чтениях», Юнеско.

Ресурсное обеспечение программы:

- Наличие кабинета географии

- Наличие ЦОР

- Наличие интерактивного оборудования

- Наличие методических и литературных источников

Критерии эффективности

- Отсутствие неуспевающих по предмету

- Увеличение количества учащихся, выбирающих ОГЭ по географии

- Увеличение количества призеров олимпиадного движения

- Увеличения количества учащихся, работающих по подготовке исследовательских проектов

Ожидаемые результаты

-созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-повышению качества образования по географии;

-формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми

Основные мероприятия программы

-разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;

-использование технологии личностно -ориентированного обучения;

-приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

-организация исследовательских и творческих работ школьников


Настоящий вариант программы по географии разработан в соответствии с концепцией общего среднего образования и направлен на работу с одаренными детьми. Обучение одаренных детей по данной программе идет синхронно с основной массой учащихся на уроке.

Программа работы с одаренными учащимися включает в себя те же разделы, что и основная программа.

 Цель программы:

1.Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования;

2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;

3.Укрепление положительной мотивации к учению.

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;

-активно вовлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.

Ожидаемые результаты реализации программы

 Реализации программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-  повышению качества образования по географии;

-  формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.  

Основные мероприятия программы

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;

- использование технологии личностно – ориентированного обучения;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- организация исследовательских и творческих работ школьников. 

Обоснование проблем

Анализ исходного состояния

В последнее время значительно упал интерес к географии как к предмету. Работая в школе уже 25 лет, я не хочу мириться с таким положением вещей. География, на мой взгляд, это уникальный  школьный предмет, в котором интегрированы знания из области физики и химии, литературы и истории, математики и биологии. «Без географии – вы нигде!» стараюсь, чтобы этим девизом проникся каждый мой ученик.

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии.    Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

    Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.

    Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» Чтобы найти ответ на этот вопрос я выбрала проблему: «Повышение качества преподавания географии на основе интеграции современных образовательных и ИКТ - технологий и ресурсов, а также через реализацию краеведческого подхода».

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.

Концепция программы

        Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одаренные дети:

·  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·   имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·   испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Формы работы с одаренными детьми:

-Индивидуальные задания на уроках;

-Использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;

-Подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций.

-Исследовательская работа, проект.

-Участие в предметной недели, во внеклассных мероприятиях.

-Участие в олимпиадах по географии.



Этапы реализации программ

Программа «Одаренные дети» включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Первый этап – выявление одарённых учащихся. Уже в 5 классе, при изучении курса природоведения, можно выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.

В 6 классе во втором полугодии определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8 – 10 минут

Объясняю новый материал.

Провожу закрепление новой информации.

Организую самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на 5 вопросов:

Напишите, что вы узнали нового на уроке.

Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

Выполните задание по образцу.

Выполните задание в измененной ситуации.

Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это одаренные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика.

Если ребенок  мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

На своих уроках я стараюсь  создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей.

На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность.

Использую прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми.

Учитываю личностные и возрастные особенности одаренных детей.

Всегда помню высказывание, что ученик  - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!

На втором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона  информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера,  выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу можно использовать как для индивидуальной,  так и для групповой работы  на уроке с одаренными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. одаренного ученика. 

Третий этап- реализация их потенциальных возможностей.

Уже с седьмого и восьмого класса  привлекаю их к исследовательской работе.  Большое внимание уделяю изучению родного края.

Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но и шанс принять участие во всероссийских и международных конкурсах. Исследовательская культура школьников формируется поэтапно. В ходе ученических исследований школьники сталкиваются с процессом научного познания, обучаются методам самостоятельного мышления. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы,  конференции учащихся, краеведческие проекты.

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.

Раздел 1. План мероприятий по выполнению программы

«Одаренные дети» по географии  на 2022-2025 г.г.


Мероприятия


Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

Январь.

Ежегодно

2.

Расширение сети курсов по выбору с учетом 

способности и запросов учащихся

Май.

Ежегодно.

3.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь.

Ежегодно.

4.

Участие в школьной и районной олимпиадах

Ноябрь, декабрь.

Ежегодно.

5.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Январь.

6.

Пополнение банка педагогической информации

по работе с одаренными детьми.

Постоянно.

7.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно.

8.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2022-2025 г.

9.

Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по географии.

Сентябрь.

Ежегодно.

10.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

2022-2025 гг

11.

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по географии

Постоянно.

13.

Творческий отчет

Ежегодно, май.

14.

Обобщение опыта работы с одаренными детьми

Ежегодно.

15.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2022-2025 гг

16.

Проведение предметных недель

Ежегодно.

РАЗДЕЛ 2. План работы с одаренными детьми

по географии на 2022 – 2025 уч.г.

п/п

Мероприятие

Сроки

1.

Разработка плана работы и индивидуального плана работы с одаренными детьми на 2022-2025 учебный год, обновление базы одаренных детей.

Сентябрь

2.

Планирование и подготовка заданий школьного этапа олимпиады по географии

Сентябрь

3.

Проведение школьного этапа олимпиады по географии.

Октябрь

4.

Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по географии.

октябрь

5.

Подбор заданий повышенного уровня сложности по основным курсам географии.

В течение года

6.

Подготовка одаренных учащихся 8 -11 классов к участию в муниципальном этапе олимпиады по географии.

декабрь

7.

Внедрение проблемно - исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

В течение года

8.

Проведения конкурса презентаций в 8-11 классах

«Мой край», «Байкал – жемчужина Сибири»

Январь

9.

Проведение предметной недели по географии.

23.01. - 30.01

10.

Проведение общешкольного мероприятия:

«Пойдем в мой край»

08.02.23.

11.

Проведение открытого урока в 8классе «Природные комплексы Русской равнины». Урок – практикум.

15.02.23..

12.

Проведение конкурса фотографий. Организация выставки фотографий «Край родной, навек любимый».

март


РАЗДЕЛ 3. План-график работы в 6 классах

Тема

Форма организации

Сроки

1

Земля-планета.

Солнечной системы.

Тесты, работы с картами и атласами, наблюдение за погодой.

Сентябрь

2

План и карта.

Ориентирование на местности.

Географические задачи и ребусы, работа с компасом,  картами и атласами.

Октябрь

3

Литосфера. Вулканы,

горячие источники, гейзеры.

Проведение школьного тура  олимпиады по географии.

Ноябрь

4

Литосфера. Горы и

равнины.

Разноуровневые задания, лабиринты, кроссворды на нахождения географи-ческих  координат.

Декабрь

5

Атмосфера

Неделя географии с учётом внутри- школьного плана. Консультация по предмету, ребусы и шарады, работа с картами, наблюдение за погодой.

Январь

6

Гидросфера

Индивидуальные творческие задания. Консультация по предмету

Февраль

7

Биосфера.

Кроссворды. Консультация по предмету.

Март

8

Географическая

оболочка.

Консультация по предмету, ребусы и шарады, работа с картами

Апрель

9

Человечество на Земле.

Разноуровневые задания и творческие задания, тесты и лабиринты.

Май

 РАЗДЕЛ 4.  Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе.

1 . Главные особенности природы Земли.

2. География материков и отдельных стран.

3. Географическая оболочка.

Каждый раздел включает вопросы по 9 видам заданий.

  1. Задания на проведение сравнения.

  2. На проведение анализа с последующими выводами.

  3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

  4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

  5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

  6. Задания на группировку объектов.

  7. Задания на узнавание объектов и явлений.

  8. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

  9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Используя данную программу на уроках, возрастает активность учащихся, создается обстановка постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску.

Эта группа учащихся имеет дополнительные задания по изучаемым темам. Некоторые темы изучают опережающим методом, делают основные научные сообщения для всего класса. Технология перспективно – опережающего обучения – одна из развивающих, её можно применять в средней и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю учитывать особенности учащихся, а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности.


Система заданий повышенной трудности.

Раздел І. Главные особенности природы Земли.

1. На проведение сравнения.



Сравните материковую кору с океанической. Чем они отличаются, в чем сходство? Объясните с точки зрения происхождения земной коры и движения литосферных плит.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

Пользуясь картой «строение земной коры» покажите материк, где нет областей новой складчатости, нет землетрясений и вулканов? Чем это объясняется?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.







Что такое омоложение гор? Известно, что на месте древних платформ были в прошлом высокие горы. На платформах отсутствуют действующие вулканы и землетрясения, горные породы, слагающие платформы, не сминаются в складки. Создается впечатление, что цикл развития рельефа как бы заканчивается. Но известно также, что в Африке на платформах имеются действующие вулканы, происходят землетрясения. О чем свидетельствует этот факт?

4. Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений.

А) В пустынях мало рек. Почему?

Б) Что является причиной размещения крупнейших равнин на Земном шаре?

5. Группировка связей по их генезису.


Где на земной поверхности господствуют факторы, создающие такие ПТК, как тропические пустыни и полупустыни.

6. Задания на группировку объектов.




А) Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Лавразия, платформа, равнина, Северная Америка, Гондвана, Австралия, Африка, вулканы, сейсмические пояса, горы, выветривание.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

А) Где по – вашему мнению, в далеком будущем на Земле могут образоваться новые океаны, новые материки?

8.Задания на прогнозирование географических объектов.





А) Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста?

Б) Представьте, что Средиземное море, отделившее Евразию от Африки, образовалось в районе экватора. Как бы это повлияло на климат и рельеф вновь образовавшихся материков?

АФРИКА.

1. Задания на проведение сравнений.

Почему у пигмеев – жителей влажных экваториальных лесов, кожа боле светлая, чем у бушменов или кафров – жителей саванн. Сравните внешние особенности этих народов.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

А) Соленость озер зависит от их стока. Почему озеро Чад является бессточным, но имеет пресную воду?

Б) Для Африки характерно опустынивание, т.е. увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Возможно ли предотвращение этого явления?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

1. Определите, какой климат в области, если там реки имеют следующие особенности:

а) не замерзают, полноводны зимой, летом сильно мелеют;

б) не замерзают, разливаются;

в) круглый год полноводны и не замерзают;

г) не имеют стока в океан, летом иногда пересыхают.

2. Составьте причинно – следственную цепочку из следующих утверждений:

а) Африку почти посередине пересекает экватор;

б) в Африке очень большая площадь пустынь;

на севере Африки выпадает очень малое количество осадков;

в) озеро Чад пересыхает.

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

а) Какие основные особенности циркуляции атмосферы нашли свое отражение в образовании и расположении климатических областей Африки?

б) Пустыня – закономерность или аномалия на лице Земли?

5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

а) Почвообразование в природной зоне протекает очень интенсивно весь год, и образуются красно – желтые ферраллитные почвы. Показать особенности рек и растительности этой зоны.

б) Где на земной поверхности господствуют факторы, создающие такие ПТК, как тропические пустыни и полупустыни.

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе.

Восточно – Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня. Пустыня Намиб, Эфиопское нагорье, Нигер, Атлас, Капские горы, п - ов Сомали, Нил, Сахара, оз. Танганьика, Гвинейский залив.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

а)Покажите примерно на схеме как расположились бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части, в южной части?

б) Где был бы самый влажный климат, где сухой?

в) Где были бы пустыни, какова была бы их площадь?

г) Где вдоль берегов Африки проходили бы теплые течения, а где холодные?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Река течет на протяжении 6671 км почти строго с юга на север, имеет много притоков в верхнем течении, дельта этой реки была местом древнейшей цивилизации.

9.Задания на прогнозирование географических ситуаций.

а) Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если в саванне количество осадков уменьшится в 4 раза.

б) Что было бы, если бы горы Атлас протянулись широкой полосой с запада на восток?

Система заданий повышенной трудности.

АВСТРАЛИЯ.

1.Задания на проведение сравнений.

а) Назовите черты сходства и различий в ГП Австралии и Африки.

б) Сравните природные зоны субтропического пояса Австралии и Ю.Африки.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

По карте климатических поясов определите, какой климат в восточной части Австралии. Что общего в климате востока и запада. В чем различие климата этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

а) Какая зависимость существует между размерами материка и реками?

б) Какая зависимость существует между рельефом и внутренними водами?

в) Какая зависимость существует между климатом и внутренними водами на любой территории?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

а) Австралия – единственный материк, на котором отсутствуют ледники и вулканы. Чем это объясняется?

б) Как объяснить, что горы Австралии старые?

5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

а) Почему важно учитывать закон целостности географической оболочки в хозяйственной деятельности людей?

б) Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Австралии на группы; дайте название каждой группе, групп должно быть как можно больше: Мурей, Дарлинг, Эйр, Песчаная пустыня, Виктория, Большой водораздельный хребет, Тасмания.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Покажите примерно на схеме, как расположились бы климатические пояса и области в Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет лежал на западе материка; на севере материка?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Плато сильно изменено выветриванием, засыпано продуктами разрушения. Местами имеются выходы древних кристаллических пород – щиты, в пределах одного из них расположены горы Макдоннелл. Высота щитов колеблется от 800 до 900 метров. Центральная часть плато занята пустыней. Какой?

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Каким бы был климат Австралии, если бы она почти соединялась с Антарктидой?

А Н Т А Р К Т И Д А.

1. Задания на проведение сравнений.

а) В чем заключаются особенности антарктических пустынь? Сравните их с пустынями Африки. Какие более пустынны и почему?

б) Чем отличаются оазисы Антарктиды от оазисов тропических пустынь в Африке.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

Изучить легенду карты, определить ложе ледника Антарктиды, т.е. поверхность платформы, места лежащего выше и ниже уровня моря. Найти научные станции на карте и определить их положение по отношению к материкам.

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Присутствие ледникового купола Антарктиды влияет на рельеф и животный мир. Приведите примеры влияния ледника на разные компоненты природного комплекса. Почему ледник связан с климатом не только прямой, но и обратной стрелкой.

Присутствие ледникового купола. Животный мир

Климат Воды суши

Рельеф Почвенно – растительный покров.

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

а) В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких случаях питаются животные?

б) Почему Антарктиду называют эталоном чистоты воздуха?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

Сравнить арктический и антарктический климатические пояса. В чем сходство, каковы причины. В чем состоит различие? Какими причинами оно обусловлено. К какой группе факторов относятся эти причины?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Эребус, Росса, Восток, Молодежная, морской лев, Адели, поморник, альбатрос, равнина Шмидта, Новолазаревская, равнина Берда.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Изменилась бы высота ледникового покрова Антарктиды, если бы рельеф её был представлен плоской равниной?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по их признакам.

В основе большей части материка в её восточной половине лежит древняя плита. На этом материке находится 80% всех вод Земли.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Повлияло бы на экологическое состояние Антарктиды добыча полезных ископаемых на материке.

Южная Америка.

1. Задания на сравнение.

Где в Австралии или Южной Америке большую площадь занимают пустыни, где меньшую и почему?

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется на востоке и на западе материка тропического климатического пояса. Что общего в климате востока и запада этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Какая зависимость существует между очертаниями береговой линии и историей развития материка? Происходят ли изменения в рельефе этих материков в настоящее время. Что является доказательством этого?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

В чем проявляется зависимость рельефа Южной Америки от строения земной коры. В чем различие рельефа Южной Америки и Австралии? Чем оно объясняется?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

Сравнить умеренные климатические пояса северного и южного полушария. В чем сходство? В чем состоит различие? Какими причинами они обусловлены? К какой группе факторов относятся эти причины?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Южной Америки на группы, дайте название каждой группе: Анды, Амазонка, Амазонская, Оринокская, Ла – Платская, Аконкагуа, Бразильское, Гвианское, Ориноко, Бразилия, Гвинея, Колумбия, майя, ацтеки.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Каким был бы климат Южной Америки, если бы горы Анды находились на восточном побережье.

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Образуют самые длинные горные цепи на суше, хребты их то расходятся, то сближаются и образуют горные узлы с высочайшими пиками, среди которых много потухших и действующих вулканов.

В тихих заводях и протоках растет кувшинка виктория регия с плавающими листьями диаметром до 2 – х метров.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека, в частности строительство трансамазонской дороги, на леса Амазонии. На какие оболочки повлияет вырубка лесов Амазонии.

Система заданий повышенной трудности. Северная Америка.

1. Задания на проведение сравнений.

Какие типы морфоскульптурного рельефа вы знаете? Какие из них наиболее распространены на Земле? Сравните морфоскульптуры Северной и Южной Америки. Назовите причины различий.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

В каком направлении природные зоны сменяют друг друга в северной и южной части материка? Чем это определяется? Береговые хребты Кордильер самые молодые по времени образования, однако, не самые высокие. Чем объясняется несоответствие между временем образования и высотой гор?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Север материка омывается водами Северного Ледовитого океана, и казалось бы, с океана должен приходить влажный воздух. Однако там осадков выпадает меньше, чем на внутренних плоскогорьях Кордильер. С чем это связано?

Какая зависимость существует между размерами материка и реками? В чем проявляется эта зависимость в Северной Америке?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

В чем проявляется зависимость рельефа Северной Америки от строения земной коры? В чем различие рельефа Южной и Северной Америки? Есть ли сходство? Чем это объясняется?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

Сравните тропические пояса Северной и Южной Америки. В чем сходство? Какова причина сходства? К какой группе факторов образования ПТК относятся эти причины?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Северной Америки на группы; групп должно быть как можно больше: Калифорнийский, Гудзонов, Флорида, Колорадо, Лабрадор, Центральные, Великие, Ниагара, Миссури, Эри, Онтарио.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Покажите примерно на схеме, как расположились бы природные зоны Северной Америки, если бы горы Кордильеры и Аппалачи поменялись местами? Составьте вопросы на моделирование ситуаций и явлений и ответьте на них.

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Горы необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называются каньонами.

Одна из самых длинных рек на Земле и самая водоносная река континента. Река пропилила холмистую возвышенность, сложенную известняками и соединила озера.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Какие районы Северной Америки наиболее благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека?

Сверьте ваш прогноз с картой плотности населения. Сделайте выводы.

Как изменились бы природные зоны, если бы Аппалачи были такой же высоты как Кордильеры?

Система заданий повышенной трудности.

Е В Р А З И Я

1. Задания на проведение сравнений.

Сравните умеренный климатический пояс Северной Америки и Евразии, Евразии и Южной Америки.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а так же на юге Евразии.

Определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняются сезонное изменение ветров?

Что общего в климате юга и востока ( умеренный и субтропический пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Определите черты климата, вытекающие из таких особенностей материка:

  1. Евразия имеет большую протяженность с севера на юг.

  2. Евразия имеет большую протяженность с запада на восток.

  3. Гималаи и другие горы преграждают путь муссонам внутрь материка.

  4. Зимой большая часть поверхности материка сильно охлаждается.

  5. Островная часть Евразии на юге находится близ экватора.

Определите следствие следующих особенностей климата.

  1. Большая часть Евразии находится в умеренной поясе.

  2. В области средиземноморского климата летом преобладает тропический воздух, а зимой морской, умеренный.

  3. В тропическом поясе все время преобладает сухой тропический воздух.

Указать какие особенности рек обусловлены следующими причинами. ( т.е. определить следствия, вытекающие из указанных причин):

  1. Большие размеры материка.

  2. В центральной части материка находятся крупнейшие горные массивы.

  3. Реки бассейна Северного Ледовитого океана протекают главным образом в субарктическом поясе и в области континентального климата умеренного пояса.

Определить причины следующих особенностей внутренних вод:

  1. Большую область занимает бассейн внутреннего стока.

  2. Озеро Байкал – глубочайшее озеро на нашей планете.

  3. Река Хуанхе несет очень мутную воду.

4. Задания на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений.

Имея ввиду зависимость климата о географической широты, сделайте предположение о том, где в Евразии должны наблюдаться наиболее низкие температуры января. Проверьте свои предположения по климатической карте. Сделайте выводы.

Почему вода в западной части озера Балхаш пресная, а в восточной соленая?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

1. Почему на Западно – Сибирской равнине, а так же в районах среднего и нижнего течения рек Тигр и Евфрат имеются залежи нефти и природного газа?

2. Какие факторы влияют на формирование рельефа Евразии?

3. Чем вызваны сезонные изменения в зоне тайги?

Чем они вызваны в зоне саванн и редколесий?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Евразии на группы, дайте названия каждой группе: Кавказ, Волга, Сена, Рим, Китай, Гималаи, Тигр, Обь, Альпы, Днепр, Апенинский, Аравийский, Каспийское, Байкал, Сахалин, Новая Земля.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Как изменился бы климат, если бы Уральские горы были выше 5000 м, а Гималаи и Тибет ниже 2000 м? Какими бы были реки, берущие начало в горах?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Определить какой это климат. Зима теплая, лето нежаркое. По всему небосклону медленно и беспрерывно передвигаются облака и их бледно – свинцовый цвет, их бесконечные ряды наводят на мысль о приближающемся дожде. С поверхности моря, рек, с напоенной сыростью земли непрерывно поднимается пар. Воздух влажен даже в ясные дни.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Как изменился бы климат, если бы горы Гималаи и Тибет были ниже 2000 м? Что было бы с реками, берущими начало в горах?


правила для педагогов, работающих с одарёнными детьми.

Работа с одарёнными детьми требует от педагога неординарных усилий. Опираясь на многочисленные исследования известного специалиста в области «исследовательского обучения» Д.Треффингера, рекомендуется педагогам, работающим с одарёнными детьми, соблюдать следующие правила:

- Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте детям прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

- Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.

- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте заних то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

- Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

- Научите детей прослеживать межпредметные связи.

- Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

- Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

- Подходите ко всему творчески


Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы


Форма

Задача

1

Факультатив


- Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности

- Учет индивидуальных возможностей учащихся.

- Повышение степени самостоятельности учащихся.

- Расширение познавательных возможностей учащихся.

2

Ученическая конференция

- Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

- Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

3

Предметная неделя, (декада

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся

4

Кружки, студии, объединения

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе


Циклограмма мероприятий по выполнению программы

По работе с одаренными детьми «Юный географ» по географии


Мероприятия

Сроки

1

Диагностика одаренных детей

сентябрь

2

Подготовка в школьным олимпиадам

сентябрь – ноябрь

3

Организация и проведение школьных олимпиад

октябрь

4

Участие в школьной и районной олимпиадах

ноябрь – декабрь

5

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

декабрь

6

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

декабрь

7

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

январь, май

8

Организация работы по участию одаренных детей в конкурсах по географии

каждый месяц

9

Организация работы по участию одаренных детей в турнирах по географии

апрель

10

Подготовка к участию в олимпиадах

февраль – март

11

Участие в НПК района, региона

январь – март

12

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

ежемесячно

13

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы, заочные олимпиады по географии

ежемесячно

14

Творческий отчет

май

15

Распространение опыта работы с одаренными детьми

май


Циклограмма индивидуальной работы с одарённым ребёнком

Формы мероприятий

Формы работы

Ожидаемые результаты

Олимпиадное движение

Индивидуальная подготовка учащихся

5 – 11 классов к районному этапу ВОШ, подготовка по определенному плану

участие и призовые места

Подготовка к районному этапу исследовательских работ

Индивидуальная подготовка учащихся

5 – 11 классов к районному этапу ВОШ, подготовка по определенному плану

участие и призовые места

Диагностическая работа по уровню знаний олимпиадных заданий

Индивидуально разработанные задания для участников, проверка работ, определение и исправление ошибок

участие и призовые места

Школьный этап ВОШ

Определение ошибок и подготовка учащихся по вариантам прошлых лет

участие и призовые места

Подготовка к районному этапу НПК Менделеевские чтения

Разработка проектов, написание исследовательских работ, подготовка к презентации работы

участие и призовые места

Подготовка к Республиканской научно – практической конференции МАН, Юнеско, Шаг в будущее

Разработка проектов, написание исследовательских работ, подготовка к презентации работы

участие и призовые места

Подготовка к районному турниру по географии

Подготовка по тематическим заданиям

участие и призовые места

Подготовка к районным исследовательским конкурсам

Разработка проектов, написание исследовательских работ, подготовка к презентации работы

участие и призовые места

Подготовка к региональным и всероссийским исследовательским конкурсам

Разработка проектов, написание исследовательских работ, подготовка к презентации работы

участие и призовые места

Взаимодействие с родителями

В школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно - ориентированный подход по отношению к семье, родителям. В планировании совместной деятельности педагоги нашей школы опирается на следующие принципы:

- родители должны быть посвящены в особенности воспитательного и

образовательного процесса;

- предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

Список литературы:

1.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров.

- М.: Изд-во, Московского психолого -социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2002.

2.Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. // Автореферат дисс...докт. пед. наук. Пб, 1999. – 53с.

3. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита

- Пресс, 2002. 88 с.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000 – 224с.

5. Кудряшова Т. Электронные средства обучения: в чем их преимущество над

традиционными? – Директор школы, No7, 2004.

6. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов –

н/Д.,2001.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. 272 с.

8. Образовательная программа – маршрут ученика: ч.2 //Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.,2000. 228с

9. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет

- журнал "Эйдос". - 2005











Даминева Альфия Фатыховна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!