СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ на 2020-2023 годы

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.

В рамках программы предусматривается  реализация следующих направлений работы:

I. Повышение эффективности управления деятельностью педагогического коллектива в работе с одаренными детьми.

II. Информационно-диагностическое направление.

III. Создание организационно-педагогических условий, удовлетворяющих образовательные потребности и интересы одаренных детей, обеспечивающих их творческий рост и развитие

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА РАБОТЫ ШКОЛЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ на 2020-2023 годы»

 






ГУ «Средняя школа №30 отдела образования акимата г. Костаная»





















ПРОГРАММА

РАБОТЫ ШКОЛЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

на 2020-2023 годы















Костанай


2020



СОДЕРЖАНИЕ


Паспорт программы

  1. Введение

  2. Теоретико-методологические основы Программы.

  3. Основные направлений работы с одаренными детьми в школе.

  4. Риски и способы их минимизации.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа работы школы с одаренными детьми (в дальнейшем – Программа)

Основание для разработки

Основные положения «Декларации прав человека»

Конвенция о правах ребенка

Закон Республики Казахстан «Об образовании»

Концепция развития и поддержки одаренных детей в Казахстане

Основные разработчики Программы

Коллектив ГУ «Средняя школа №30 отдела образования акимата г. Костаная».



Исполнители Программы

Коллектив ГУ «Средняя школа №30 отдела образования акимата г. Костаная».

Цели Программы

Определение комплекса условий для создания целостной системы работы школы с одаренными детьми

Основные задачи Программы

Повышение эффективности управления деятельностью педагогического коллектива в работе с одаренными детьми.

Создание организационно-педагогических условий, удовлетворяющих образовательные потребности и интересы одаренных детей, обеспечивающих их творческий рост и развитие личностных качеств.

Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренности школьников.

Развитие человеческого капитала и повышение профессиональной компетентности педагогов по педагогике и психологии одаренности.

Срок реализации

2020-2023 годы

Целевые индикаторы
и показатели результативности

Удовлетворенность учащихся условиями развития, саморазвития, самовыражения.

Успешность учащихся через проявления их способностей и сохранение физического и психического здоровья.

Охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всеми формами досуговой воспитательной деятельности, формами дополнительного образования.

Увеличение общего количества и качества участия школьников на олимпиадах, соревнованиях, турнирах, конкурсах различного уровня.

Увеличение количества педагогов, владеющих современными методиками обучения и развития одаренных детей.

Основные направления работы

Создание оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

I. Повышение эффективности управления деятельностью педагогического коллектива в работе с одаренными детьми.

II. Информационно-диагностическое направление.

III. Создание организационно-педагогических условий, удовлетворяющих образовательные потребности и интересы одаренных детей, обеспечивающих их творческий рост и развитие личностных качеств.

IV: Развитие человеческого капитала и повышение квалификации педагогических кадров

V: Развитие материально-технической базы школы

Ожидаемые результаты

реализуемой Программы

Созданная система выявления, поддержки и развития одаренных детей в школе



Этапы реализации программы


2020 год – подготовительный этап

Цель: разработка системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Создание Центра Развития Одаренности.

  • Организация предметных ассоциаций учителей, работающих с группами одаренных детей (ГОД).

  • Организация ГОД Жұлдыздар (1-4 классы), Алға (5-7 классы), Ел болашағы (8-11 классы).

  • Отбор обучающихся предметными ассоциациями ГОД по направлениям одаренности.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам исследования, материалов для проведения классных часов, викторин.

  • Повышение квалификации педагогов.


2021, 2022 годы – основной этап.

Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Организация качественной работы предметных ассоциаций ГОД с учащимися.

  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

  • Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Учет индивидуальных достижений обучающихся.

  •  Переход на систему портфолио.

  • Внедрение в практику работы  рейтинга предметных ассоциаций ГОД.

  1. год – констатирующий этап.

Цель: анализ итогов реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.

  • Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.

  • Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы ГУ «Средняя школа№30 отдела образования акимата г. Костаная» с одаренными детьми».





  1. ВВЕДЕНИЕ


Задачи, поставленные лидером нации Н. Назарбаевым, по вхождению страны в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, кардинально изменили требования к образованию, существенно повысив его ожидаемый вклад в модернизацию общества и выделив образовательный сектор в качестве приоритета социально-экономического развития.

Стратегическим направлением развития образования в республике становится создание благоприятных условий для формирования высокообразованной, конкурентоспособной личности с этическим отношением к миру, творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, сохраняющей при этом свою уникальность, неповторимость, одаренность в различных сферах наук и искусства.

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение в ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

В «Законе об образовании» среди основных принципов государственной политики в области образования (равенство, доступность, светский характер, непрерывность, разнообразие форм, демократичность, гуманистический и развивающийся характер) указывается стимулирование образованности личности и развитие одаренности. Таким образом, в области образовательной политики Республики Казахстан необходимость развития одарённости рассматривается на законодательном уровне.

Из анализа методической работы ГУ «Средняя школа № 30 отдела образования акимата города Костаная» за 2018-2019 учебный год:

«Анализируя участие детей школы в олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах и играх, следует отметить, что активность учащихся достаточно высокая, есть призовые места, однако процент результативности от процента участия получается низким, что указывает о необходимости более ответственного подхода к правилам отбора олимпиадников и одаренных детей при подготовке к различным соревнованиям конкурсам и одимпиадам.

В школе наблюдается не качественная подготовка учащихся к городской олимпиаде по общеобразовательным предметам. Учителя предпочитают участвовать с учениками в конкурсах дистанционного характера. Дистанционные конкурсы не показывают истиной картины подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам. Причина – недостаточная индивидуальная работа с учащимися, учителя мало времени уделяют подготовке к олимпиадам».

С целью обеспечения благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития, поддержки одаренных обучающихся в ГУ «Средняя школа №30 отдела образования акимата г. Костаная» на начало 2019-2020 учебного года:

  • созданы соответствующие материальные условия для реализации задач, стоящих перед образованием;

  • подобран основной состав высококвалифицированных педагогических кадров, способных осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном этапе модернизации образования;

  • определены принципы и содержание вариативных учебных планов;

  • работа школьного психолога приняла целенаправленный и профессиональный характер, что позволило на научной основе и более качественно осуществлять диагностическую и коррекционную работу с одаренными детьми;

  • постоянно ведется поиск эффективных форм и методов индивидуализации и дифференциации педагогического процесса с учетом способностей и потребностей учащихся, организации деятельности учащихся в режиме творчества, исследований, научных работ школьников.

Все вышеперечисленное создает реальные предпосылки для нового эволюционного этапа работы школы с одаренными детьми.




  1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ


2.1. Понимание одаренности


На сегодняшний день большинство психологов и педагогов делит детей на талантливых и неталантливых детей.

Под одаренной личностью мы будем понимать личность, отличающуюся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей применения деятельности:

  • интеллектуальной (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.),

  • академической (умение учиться),

  • творческой (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность),

  • социальной (общение, коммуникация, лидерство),

  • психомоторной (спортивной).

Интеллектуальный тип одаренности.

Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми» , сообразительными. Именно их называют «светлыми головами», и «надеждой школы». Эти школьники , как правило, обладают весьма значительными , глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать -сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.

Академический тип одаренности.

При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Художественный тип одаренности.

Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности- в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.

Лидерская, или коммуникативная одаренность.

Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Психомоторная или спортивная одаренность.

  • Общефизическая

(Этот ребенок энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движении, физически выносливее сверстников).

  • Специальная (в отдельном виде спорта).



2.2. Цели и задачи работы школы с одаренными школьниками


Основная идея работы школы с одаренными школьниками– подготовка интеллектуальной молодежной элиты, способной и готовой к деятельности в казахстанском обществе.

Цель школы: создавать условия для развития одаренных детей самих себя как субъектов, формирование у школьников готовности к саморазвитию в рамках целостного жизненного процесса, развитие умения использовать способности как средство воздействия на социум, изменяя его к лучшему, тем самым, улучшая условия существования людей и самих себя.

Задачи школы:

  • выявление одаренных детей;

  • всесторонне развитие способностей учащихся;

  • развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию;

  • формирование у учащихся устойчивого мировоззрения на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук;

  • развитие навыков самообразования и научно-исследовательской деятельности; потребности к самосовершенствованию;

  • развитие уклада жизни школы, способствующего воспитанию, духовно богатой, высоконравственной, социально-адаптированной личности.

Кроме вышеперечисленных задач мы выделяем еще ряд, требующих особого внимания, и относятся к особо важным целевым ориентациям в деятельности школы:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья одаренных детей, подростков и молодежи, развитие ценностной мотивации к здоровому образу жизни, потребности в физическом совершенствовании как необходимого условия для полноценного существовании личности;

  • развитие организационных, лидерских, управленческих умений учащихся, овладении ими системой социальных отношений.


2.3. Основные подходы и принципы реализации системы работы с одаренными детьми.


Личностно-ориентированный: переход к новому типу обучения, цели которого состоят в ориентации на способности учащихся и педагогов, создание условий для достижения ими максимально возможных результатов образования, развитие творческих способностей.

Синергетический: саморазвивающееся и саморазвивающее сотрудничество, сотворчество между всеми участниками педагогического процесса.

Аксиологический подход: обеспечение в воспитании одаренных детей оптимального сочетания социально и личностно значимых качеств, общечеловеческих и национальных ценностей.

Акмеологический подход: возвышение личности одаренного учащегося и учителя, ориентация их на достижение и успех.

Компетентностный подход: развитие комплекса личностных качеств учащихся, формирование ключевых компетентностей как ожидаемых результатов образования.

Принципы работы с одаренными детьми:

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.


  1. . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ


Направление I: Повышение эффективности управления деятельностью педагогического коллектива в работе с одаренными детьми.


Задача 1.Разработка системы поддержки и нормативно-правового обеспечения работы с одаренными детьми.

Реализация и ожидаемый результат:

1. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

2. Ежегодный мониторинг реализации Программы работы школы с одаренными детьми на 2020-2023 гг.

3. Корректировка Программы работы с одаренными детьми в соответствии с программой развития школы.


Задача 2. Создание инновационных структурных подразделений.

Реализация и ожидаемый результат:

1. Создание Центра Развития Одаренности, координирующего работу всей школы по вопросам развития детской одаренности в ГУ «Средняя школа №30 отдела образования акимата г. Костаная» (2020 год).

2. Постоянное взаимодействие школы с другими структурами социума (вузами, колледжами, лицеями, организациями дополнительного образования и пр.) для создания благоприятных условий развития одарённости:

3. Разботка рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики работы с одаренными детьми (2020 г).


Направление II.Информационно-диагностическое направление.


Задача 1. Изучение проблем работы с одаренными детьми.

Реализация и ожидаемый результат:

1. Подготовка материалов и выпуск методических бюллетеней с рекомендациями для учителей с учетом психологических закономерностей развития одаренных детей для их реализации в педагогическом процессе (ежегодно).

2. Создание системы мониторинга адаптации одаренных учащихся в социуме после окончания школы и реализации их жизненных планов (2024 г.).


Задача 2. Изучение контингента учащихся школы с целью выявления направления одаренности.

Реализация и ожидаемый результат:

1. Анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

2. Разработка системы отбора одаренных детей по направлениям одаренности (2020 год).

3. Организация на постоянной основе психолого-педагогической консультативной помощи учащимся и родителям в выборе стратегии обучения одаренными детьми.


Задача 3. Создание банка данных одаренных детей по направлеиям одаренности.

Реализация и ожидаемый результат:

1. Создание банка данных «Одаренные дети по направлениям одаренности (2020-2021 гг.).

2. Создание банка программ, диагностик, образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми (к 2022 г.).

3. Формирование банка данных о призерах и победителях конкурсов, соревнований, олимпиад различного уровня (ежегодно).


Направление III. Создание организационно-педагогических условий, удовлетворяющих образовательные потребности и интересы одаренных детей, обеспечивающих их творческий рост и развитие личностных качеств.


Задача 1. Обновление содержания образования.

Реализация и ожидаемый результат:

1. Конструирование учебного плана школы с учётом перспектив развития одаренных детей (ежегодно).

2. Комплексное планирование работы с одарёнными детьми с учетом интеграции основного и дополнительного образования (с 2021 года)

3. Организация индивидуальных планов и консультаций для одарённых детей (ежегодно).

4. Оптимизация учебной нагрузки одаренных школьников. Координация действий всех субъектов педагогического процесса для внесения позитивных изменений в здоровьесберегающие возможности учебного процесса (ежегодно).

6. Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников (2021 год).

7. Разработка Положения о Школе научного проекта.

8. Разработка Положения о объединении учащихся «Олимпийцы».

9. Разработка способов учета личных достижений одаренных школьников. Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного метода оценивания обучающихся и педагогов в форме «портфолио» (с 2020 года).


Задача 2. Развитие сознательной инициативы обучающихся и вовлечение их в социально-признаваемую деятельность.

1. Вовлечение одаренных школьников в общественно-полезную деятельность,в решение значимых для них проблем в пространстве школы, города, области.

2. Количество школьников участвующих в областных, республиканских и международных интеллектуальных, творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, спортивных соревнованиях и турнирах составит 100% охват одаренных учащихся (2024 год).


Направление IV: Развитие человеческого капитала и повышение квалификации педагогических кадров


Задача 1. Усиление кадрового потенциала и повышение эффективности работы с одаренными детьми и молодежи.

Реализация и ожидаемый результат:

1. Сотрудничество с ЦПМ АОО НИШ, «Орлеу» и др. по реализации курсовой подготовки учителей по вопросам выявления, поддержки и развития одаренных детей (постоянно).

2.  Проведение семинаров, коучингов для учителей-предметников, межпредметных МО по обучению диагностическим методикам отбора и обучения одаренных детей (ежегодно).

3. Участие в конкурсах, конференциях разного уровня по проблемам работы с одаренными детьми (ежегодно не менее 3 человек).

4. Изучение обобщение и распространение ППО по вопросам работы с одаренными детьми.

5. Издание научной продукции учителей по проблемам работы с одаренными детьми с получением регистрационного номера ISBN (не менее 2 работ к 2023 году).


Направление V:Развитие материально-технической базы школы.

Реализация и ожидаемый результат:

1.  Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися (постоянно).

2. Создание медиатеки с проектами учащихся (2022 год).

3. Создать электронный каталог изданий.


  1. РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ


Планируя деятельность педагогического коллектива по реализации Программы, мы исходим из того, что возможны определенные риски в ее выполнении:

  • неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов;

  • необеспеченность в полной мере инновационных инициатив деятельности школы научно-методическими, финансовыми (бюджетными) и материально-техническими средствами для реализации программ, связанных с решением поставленных проблем;

  • недостаточность разработок научно-обоснованных индикаторов для определения социально отсроченных образовательных результатов;

  • неприятие части родительской общественности системных изменений, происходящих в образовательном учреждении.

Способы минимизации указанных рисков:

  • обеспечение научного сопровождения процесса выявления, сопровождения развития одаренных детей;

  • создание и внедрение учебно-методических комплексов, ориентированных на работу с одаренными детьми и молодежью;

  • привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми, повышение их общей педагогической культуры.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!