.
Рабочая программа
по русскому языку
со слабоуспевающей ученицей
в 8 «Б» классе (Дубской Варварой)
(по русскому языку )
Слаповской Марины Сергеевны
учитель первой
квалификационной категории
2019-2020уч.год
Пояснительная записка
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы :
- ликвидировать пробелы у учащихся в обучении русскому языку - создать условия для успешного индивидуального развития ребенка.
- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.
- повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
-провести контрольный срез в начале года с целью выявления уровня обученности обучающегося.
-использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
-регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить
- комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
-учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
-учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)- учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей:
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могу перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Принципы построения -приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Организация работы
со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке
Особенности неуспевающих учащихся
-
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
-
отсутствие познавательного интереса
-
не сформированы элементарные организационные навыки
-
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
-
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
-
дети, в основном, из асоциальных семей
-
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
-
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
Проявляется:
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
-
отвлекаемостью;
-
подвижностью;
-
неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса. Обусловлено:
-
с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
-
ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
7. Низкий познавательный интерес
Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
Нуждается:
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность
-
В утомляемости
-
Истощаемости
-
Медленном темпе работы.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
Учитель должен:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
Применять:
- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
-
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
-
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
-
Применять частую смену видов деятельности на уроке
-
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
-
Стремиться к алгоритмизации деятельности
В работе со слабыми учащимися опираюсь на следующие правила, разработанные психологами:
-
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
-
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
-
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
-
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
-
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
-
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
-
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
-
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
-
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
-
карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
-
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
-
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
-
карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
-
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
-
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
-
Индивидуальные дифференцированные задания.
-
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
-
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
-
Общие практические задания с указанием минимального количества заданий.
-
Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже выполненным упражнениям.
-
Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде карточек.
ситуация успеха:
разнообразные формы и жанры урока. Например:
-
урок-игра
-
урок-спектакль
-
урок-путешествие
-
урок-сказка
-
урок-концерт
Мероприятия по предупреждению неуспеваемости обучающихся на_2019-2020уч. год . ( 8-б класс)
Мероприятие | Сроки |
1 | 2 |
Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей | сентябрь |
Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости | Сентябрь-октябрь |
Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?” | сентябрь |
Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические) | Каждую неделю |
Дополнительные занятия с учеником (разовые): “Правила составления плана устного ответа” “Как правильно работать с орфограммами” | В течение года В начале уч. года |
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность | Систематически |
Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию | На каждом уроке |
Работа с учеником на уроке: -
в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой; -
при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников; | На каждом уроке |
1 | 2 |
-
организация самостоятельной работы на уроке: разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,ссылка на правила и свойства, более тщательный контроль с указанием на ошибки; при организации самостоятельной работы: выбор наиболее рациональных упражнений, а не механическое увеличение их числа, более подробное объяснение последовательности выполнения задания, предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультантов, карточек с направляющим планом действий | |
Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия) | На каждом уроке |
Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки | систематически |
| |
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей;выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | Сентябрь |
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть | Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий | В течение учебного года |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса | В течение учебного года |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками | В течение учебного года |
Тематическое планирование
дополнительных занятий
в 8-б классе по русскому языку
для слабоуспевающих учеников.
Планирование составлено на основе программы госстандарта по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Учебник под редакцией М.Т. Баранова, М, «Просвещение», 2016г
Дополнительная литература:
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: «Просвещение», 2016г.
Н.Г.Горашова. Поурочное планирование по русскому языку. 7-8 класс. М.: «Экзамен», 2016г.
Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. М.: «Просвещение», 2016г.
№ | Тема урока | Час | Дата |
1 | Повторение изученного. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор. | 1 | |
2 | Морфологический разбор. | 1 | |
3 | Причастие как часть речи. | 1 | |
4 | Причастный оборот. | 1 | |
5 | Склонение причастий. | 1 | |
6 | Гласные в суффиксах действительных причастий. | 1 | |
7 | Страдательные причастия. Н и НН в суффиксах страдательных причастий. | 1 | |
8 | Морфологический разбор причастия. | 1 | |
9 | «НЕ» с причастиями. | 1 | |
10 | Е и О после шипящих в суффиксах страдательных причастий. | 1 | |
11 | Р.Р. Как писать изложение? | 1 | |
12 | Обобщение по теме «Причастие»Работа с тестами. | 1 | |
13 | Деепричастие как часть речи. | 1 | |
14 | Деепричастный оборот. | 1 | |
15 | «НЕ» с деепричастиями. | 1 | |
16 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | |
17 | Обобщение по теме : «Деепричастие». Проверочная работа. Работа с электронными тестами. | 1 | |
18 | Наречие как часть речи | 1 | |
19 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е. Работа с тестами. | 1 | |
20 | Н и НН в наречиях на О и Е. | 1 | |
21 | Дефис в наречиях. | 1 | |
22 | Обобщение по теме «Наречия» | 1 | |
23 | О и Е после шипящих на конце наречий. Проверочный диктант. | 1 | |
24 | Служебные части речи. Предлоги. | 1 | |
25 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | |
26 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. Тестирование. | 1 | |
27 | Союз как часть речи. | 1 | |
28 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | |
29 | Запятая между простыми предложениями в союзном предложении. | 1 | |
30 | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | |
31 | Частица. Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | |
32 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ. | 1 | |
33 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ. | 1 | |
34 | Повторение. Морфология и орфография. | 1 | |
35 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | |
36 | Контрольное тестирование. Подведение итогов. | 1 | |
Список литературы:
1.Г.А.Богданова «Тестовые задания по русскому языку» -М.: Просвещение, 2011.
2.Сборник тестовых заданий. Русский язык. 8 класс.- Интеллект-центр, 2008.
3.С.Ю.Михайлова «Ключи к орфографии»-М.: Просвещение, 2011.
С.И.Львова «Практикум по русскому языку». 8класс. С.Ю. Михайлова.-М Просвещение, 2009.
5.Т.А.Костяева Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 8 класс. Т.А. Костяева. -М.: Просвещение, 2009
6.Л.А.Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором».Л.А. Ахременкова. -М.: Просвещение,2009
7.А.Т.Арсирий. «Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. А.Т.Арсирий; под ред. Л.П. Крысина.-М.: «Просвещение», 2007
8.Л.И. Божович. «Психологические особенности развития личности подростка». Л.И.Божович. –М.: Просвещение.1990.-127с.
9.К.Г.Юнг «О становлении личности» К.Г.Юнг.-М.:Наука, 1998. С.207-218