СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы социального педагога

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это примерная программа для построения деятельности социального педагога в 5 - 11 классах

Просмотр содержимого документа
«Программа работы социального педагога»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 207

_____________ В.В. Вержук

«___»______________2017 г.











Программа работы

социального педагога

«Семья и школа – вместе строим будущее!»








Автор: Лекарева Л.В.,

социальный педагог

МБОУ СОШ № 207






г. Новосибирск,

2017

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах

сделать в одиночку; единение умов и рук;

сосредоточение их сил

может стать почти всемогущим».

Джон Уибстер


Пояснительная записка


Последние годы наблюдается активное усиление роли образовательных учреждений в вопросах воспитания подрастающего поколения. Взаимодействие школы с семьей, безусловно, создает прочный фундамент будущего наших детей, а значит и нашей страны.

Семья, как часть общества, в современных условиях не всегда может самостоятельно найти выход из сложной жизненной ситуации. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь могут оказать различные службы, созданные государством. Система образования, с ее десятилетиями выстроенной системой от детского сада до высшего и среднего профессионального образования, имеет если не главную, то одну из ведущих ролей.

В школе классный руководитель, а затем и социальный педагог, становятся главными союзниками и помощниками в формировании социально-положительного образа жизни и мыслей учащихся. Многим семьям необходим социальный педагог, так как около 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.

В нашей школе обучается более 1900 учащихся. Примерно 20 - 25 % родителей получают консультации социального педагога по различным вопросам.

В нашей школе в настоящее время обучаются дети, чьи родители имеют разный уровень образования, социальный статус. Многим из них нужна именно социально-педагогическая помощь. Самыми актуальными являются вопросы: взаимодействия с ребенком, с педагогами, определение круга интересов ребенка.

Анализ уровня образования родителей, которые обращаются за консультациями показал, что 30 % имеют среднее профессиональное образование, из них только 5 % - имеют образование, связанное со сферой образования и воспитания. Остальные 70 % имеют высшее образование, но и здесь процент родителей, имеющих знания в педагогике или психологии составляет всего 15 %. А это значит, что мне как социальному педагогу необходимо не только направить обратившихся в соответствующие организации для получения помощи, но и организовать сопровождение и психолого-педагогическую поддержку внутри школы.

С моей точки зрения, стабильные внутрисемейные отношения, благоприятная атмосфера в доме, социально положительная модель поведения родителей, формируемая, в том числе, и при помощи школы, является залогом успешности каждого ребенка.

Можно выделить основные группы проблем:

  • проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

  • проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

  • проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;

  • проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.


Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка.


В вопросе определения границ профессиональной компетентности, осуществления профессиональных прав и обязанностей программа построена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;

  • Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;

  • Федеральный закон РФ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

  • Кодексами РФ, в том числе гражданским, семейным, трудовым и жилищным;

  • уставом МБОУ СОШ № 207;

  • должностной инструкцией;

  • планами работы на год.


Цель деятельности социального педагога - оказание комплексной социально-педагогической помощи обучающимся и их семьям для создания благоприятных условий для развития ребёнка.

Названная цель предполагает следующие задачи:

  1. Организация просвещения родителей и привлечение их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

  2. Посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющими установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

  3. Организация консультационных бесед с родителями и детьми, испытывающими затруднения при решении жизненных задач.

  4. Активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, придавая ей целенаправленный, общественно значимый характер.


Ожидаемые результаты

  1. Социализация учащихся и формирование социально-приемлемой модели поведения.

  2. Отсутствие рецидивов проявлений девиантного поведения.

  3. Расширение участия родителей в жизни класса, школы.

  4. Формирование активной жизненной позиции.

  5. Профессиональное самоопределение.


Разработанная программа содержит два блока, которые связанны между собой и направлены на реализацию целей и задач описанных выше.

Первый блок – профилактика правонарушений. Направлен он, в первую очередь, на работу с детьми и семьями «группы риска».

Второй блок – работа с семьями. Ведь зачастую во внешне благополучных семьях существуют внутренние проблемы, которые родители не в силах признать. Такое положение очень сказывается на поведении, обучении и взрослении детей.














Содержание программы.


Блок 1. Профилактика правонарушений


В условиях современной общественной ситуации невозможно отрицать, что отсутствие материальных средств лишают многих детей возможности развития личности и самореализации. Поиски путей решения многочисленных проблем современного ребёнка и лежат в основе работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся.

Как сказано, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с асоциальными подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении. Исходя из этого, наша школа ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с отделом и департаментом образования, КДНиЗП, отделом полиции № 4 «Калининский» УВД г. Новосибирска, отделом опеки и попечительства, КЦСОН Калининского района.

Цели и задачи профилактики правонарушений:

  • Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему.

  • Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательном учреждении через их взаимодействие с КДНиЗП, ГПДН.

  • Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.

  • Привлечение учащихся к активному самоуправлению в школе.

  • Повышение самосознания учащихся путём привлечения их к разнообразным формам деятельности.

  • Привлечение учащихся к укреплению правопорядка в учебном заведении.

  • Привлечение детей и подростков к занятиям в системе кружков и спортивных секциях.

  • Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время.



Направления работы школы по профилактике правонарушений.


  • Организация внеурочной деятельности.

  • Работа с родителями.

  • Социально-психологическая служба

  • Тематические классные часы

  • Работа Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Взаимодействие с общественными учреждениями

  • Совместная работа с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Оказание помощи в организации внешкольной деятельности, в том числе в подростковых клубах, занятия в кружках дополнительного образования, предметных кружках и патриотических объединениях.

  • Проведение внеклассных мероприятий, в том числе связанных с государственными праздниками.

  • Вовлечение в деятельность школьного самоуправления.

  • Экскурсионно-туристическая деятельность.

  • Посещения на дому.

  • Проведение родительских собраний, педагогический всеобуч.

  • Психолого-педагогические консультации по проблемным вопросам.

  • Работа по обеспечению соблюдения прав и обязанностей учащихся.

  • Изучение нормативно-правовых документов по вопросам соблюдения о прав ребёнка.

  • Привлечение различных специалистов для расширения знаний обучающихся и их родителей в вопросах ЗОЖ, формирования коммуникативных компетенций и т.д.

  • Организация содействия в отдыхе учащихся из малообеспеченных, многодетных и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • Работа с детьми девиантного поведения.

  • Психолого-педагогические консультации для родителей.

  • Социально-педагогическая помощь учителю в работе с детьми.

  • Проведение тренинговых занятий с детьми девиантного поведения.

Профилактическая работа с классами строится на цели – предупредить отклонения в поведении подростков.

Задачи:

  1. Помощь в познании самого себя;

  2. Приобретение необходимых знаний, гражданских и профессиональных качеств;

  3. Достижение нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками;

  4. Формирование творческих увлечений.



Формы работы:

  • Классные часы;

  • Лектории с привлечением инспектора ГПДН, специалистов ОГУ «Радуга», НОО «Криминон-Новосибирск», специалистов МКУ «Центр «Родник»;

  • Внеклассные мероприятия, в том числе выходы в учебные заведения СПО, ВУЗы, посещение развлекательных, просветительских мероприятий, участие в районных и городских мероприятиях.
















































Блок 2. Работа с семьями.

Цель реализации этого блока - профилактическая работа с родителями, в том числе профилактика семейного неблагополучия.

Задачи:

  1. Защита интересов личности.

  2. Поддержка постоянной связи с семьями учащихся.

  3. Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма.

  4. Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.

Направления работы:

  • выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;

  • обеспечение сопровождения учащихся и членов их семей на заседания КДНиЗП, включающее в себя предварительную подготовку – написание характеристик, выход в семьи, индивидуальная работа с детьми и родителями;

  • организация консультаций специалистов (педагогов, представителей органов внутренних дел, работников учреждений социальной защиты населения) для родителей. Также организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;

  • посещение на дому детей «группы риска» и семей, вызывающих беспокойство;

  • проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, межличностных конфликтов и др.;

  • лектории, семинары, конференции;

  • обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;

  • распространение информации об организации обучения для родителей по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;

  • оформление информационных стендов.









Критерии оценки эффективности реализации программы.

  • Включённость детей «группы риска» в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительное образование).

  • Включённость учащихся и родителей в общественный процесс (самоуправление, общественные организации).

  • Степень участия родителей в образовательном и воспитательном процессе.

  • Комфортный психологический климат в школе.

  • Отсутствие роста количества учащихся и их семей, состоящих на различных видах учета.

  • Отсутствие фактов рецидивов антиобщественного поведения.



































Список литературы и источников.

  1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М, 1998.

  2. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996. 

  3. Лаврентьеваа З.И. Педагогика социальной реабилитации. – Новосибирск, 2003.

  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. 

  5. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д, 1998.

  6. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М, 2000.

  7. Совершенствование системы профилактической работы в образовательных организациях города Новосибирска. – Новосибирск, 2018.

  8. Теория и метолика социальной педагогики. – Новосибирск. 2000.

  9. Фалькович Т.А., Н.С. Толстоухова. Н.В. Высоцкая Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М, 2007.

  10. Чистотина Е.Г., Головкова А.А. Возрастные особенности детей от 3 до 18 лет. – Новосибирск, 2013.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!