УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 207
_____________ В.В. Вержук
«___»______________2017 г.
Программа работы
социального педагога
«Семья и школа – вместе строим будущее!»
Автор: Лекарева Л.В.,
социальный педагог
МБОУ СОШ № 207
г. Новосибирск,
2017
«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах
сделать в одиночку; единение умов и рук;
сосредоточение их сил
может стать почти всемогущим».
Джон Уибстер
Пояснительная записка
Последние годы наблюдается активное усиление роли образовательных учреждений в вопросах воспитания подрастающего поколения. Взаимодействие школы с семьей, безусловно, создает прочный фундамент будущего наших детей, а значит и нашей страны.
Семья, как часть общества, в современных условиях не всегда может самостоятельно найти выход из сложной жизненной ситуации. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь могут оказать различные службы, созданные государством. Система образования, с ее десятилетиями выстроенной системой от детского сада до высшего и среднего профессионального образования, имеет если не главную, то одну из ведущих ролей.
В школе классный руководитель, а затем и социальный педагог, становятся главными союзниками и помощниками в формировании социально-положительного образа жизни и мыслей учащихся. Многим семьям необходим социальный педагог, так как около 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка.
В нашей школе обучается более 1900 учащихся. Примерно 20 - 25 % родителей получают консультации социального педагога по различным вопросам.
В нашей школе в настоящее время обучаются дети, чьи родители имеют разный уровень образования, социальный статус. Многим из них нужна именно социально-педагогическая помощь. Самыми актуальными являются вопросы: взаимодействия с ребенком, с педагогами, определение круга интересов ребенка.
Анализ уровня образования родителей, которые обращаются за консультациями показал, что 30 % имеют среднее профессиональное образование, из них только 5 % - имеют образование, связанное со сферой образования и воспитания. Остальные 70 % имеют высшее образование, но и здесь процент родителей, имеющих знания в педагогике или психологии составляет всего 15 %. А это значит, что мне как социальному педагогу необходимо не только направить обратившихся в соответствующие организации для получения помощи, но и организовать сопровождение и психолого-педагогическую поддержку внутри школы.
С моей точки зрения, стабильные внутрисемейные отношения, благоприятная атмосфера в доме, социально положительная модель поведения родителей, формируемая, в том числе, и при помощи школы, является залогом успешности каждого ребенка.
Можно выделить основные группы проблем:
проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка.
В вопросе определения границ профессиональной компетентности, осуществления профессиональных прав и обязанностей программа построена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
Федеральный закон РФ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Кодексами РФ, в том числе гражданским, семейным, трудовым и жилищным;
уставом МБОУ СОШ № 207;
должностной инструкцией;
планами работы на год.
Цель деятельности социального педагога - оказание комплексной социально-педагогической помощи обучающимся и их семьям для создания благоприятных условий для развития ребёнка.
Названная цель предполагает следующие задачи:
Организация просвещения родителей и привлечение их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющими установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Организация консультационных бесед с родителями и детьми, испытывающими затруднения при решении жизненных задач.
Активизация педагогической, воспитательной деятельности семьи, придавая ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Ожидаемые результаты
Социализация учащихся и формирование социально-приемлемой модели поведения.
Отсутствие рецидивов проявлений девиантного поведения.
Расширение участия родителей в жизни класса, школы.
Формирование активной жизненной позиции.
Профессиональное самоопределение.
Разработанная программа содержит два блока, которые связанны между собой и направлены на реализацию целей и задач описанных выше.
Первый блок – профилактика правонарушений. Направлен он, в первую очередь, на работу с детьми и семьями «группы риска».
Второй блок – работа с семьями. Ведь зачастую во внешне благополучных семьях существуют внутренние проблемы, которые родители не в силах признать. Такое положение очень сказывается на поведении, обучении и взрослении детей.
Содержание программы.
Блок 1. Профилактика правонарушений
В условиях современной общественной ситуации невозможно отрицать, что отсутствие материальных средств лишают многих детей возможности развития личности и самореализации. Поиски путей решения многочисленных проблем современного ребёнка и лежат в основе работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся.
Как сказано, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с асоциальными подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении. Исходя из этого, наша школа ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с отделом и департаментом образования, КДНиЗП, отделом полиции № 4 «Калининский» УВД г. Новосибирска, отделом опеки и попечительства, КЦСОН Калининского района.
Цели и задачи профилактики правонарушений:
Усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему.
Повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательном учреждении через их взаимодействие с КДНиЗП, ГПДН.
Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
Привлечение учащихся к активному самоуправлению в школе.
Повышение самосознания учащихся путём привлечения их к разнообразным формам деятельности.
Привлечение учащихся к укреплению правопорядка в учебном заведении.
Привлечение детей и подростков к занятиям в системе кружков и спортивных секциях.
Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время.
Направления работы школы по профилактике правонарушений.
Организация внеурочной деятельности.
Работа с родителями.
Социально-психологическая служба
Тематические классные часы
Работа Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Взаимодействие с общественными учреждениями
Совместная работа с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Оказание помощи в организации внешкольной деятельности, в том числе в подростковых клубах, занятия в кружках дополнительного образования, предметных кружках и патриотических объединениях.
Проведение внеклассных мероприятий, в том числе связанных с государственными праздниками.
Вовлечение в деятельность школьного самоуправления.
Экскурсионно-туристическая деятельность.
Посещения на дому.
Проведение родительских собраний, педагогический всеобуч.
Психолого-педагогические консультации по проблемным вопросам.
Работа по обеспечению соблюдения прав и обязанностей учащихся.
Изучение нормативно-правовых документов по вопросам соблюдения о прав ребёнка.
Привлечение различных специалистов для расширения знаний обучающихся и их родителей в вопросах ЗОЖ, формирования коммуникативных компетенций и т.д.
Организация содействия в отдыхе учащихся из малообеспеченных, многодетных и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Работа с детьми девиантного поведения.
Психолого-педагогические консультации для родителей.
Социально-педагогическая помощь учителю в работе с детьми.
Проведение тренинговых занятий с детьми девиантного поведения.
Профилактическая работа с классами строится на цели – предупредить отклонения в поведении подростков.
Задачи:
Помощь в познании самого себя;
Приобретение необходимых знаний, гражданских и профессиональных качеств;
Достижение нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками;
Формирование творческих увлечений.
Формы работы:
Классные часы;
Лектории с привлечением инспектора ГПДН, специалистов ОГУ «Радуга», НОО «Криминон-Новосибирск», специалистов МКУ «Центр «Родник»;
Внеклассные мероприятия, в том числе выходы в учебные заведения СПО, ВУЗы, посещение развлекательных, просветительских мероприятий, участие в районных и городских мероприятиях.
Блок 2. Работа с семьями.
Цель реализации этого блока - профилактическая работа с родителями, в том числе профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
Защита интересов личности.
Поддержка постоянной связи с семьями учащихся.
Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма.
Выполнение роли посредника, связующего звена между детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.
Направления работы:
выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
обеспечение сопровождения учащихся и членов их семей на заседания КДНиЗП, включающее в себя предварительную подготовку – написание характеристик, выход в семьи, индивидуальная работа с детьми и родителями;
организация консультаций специалистов (педагогов, представителей органов внутренних дел, работников учреждений социальной защиты населения) для родителей. Также организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;
посещение на дому детей «группы риска» и семей, вызывающих беспокойство;
проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, межличностных конфликтов и др.;
лектории, семинары, конференции;
обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;
распространение информации об организации обучения для родителей по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;
оформление информационных стендов.
Критерии оценки эффективности реализации программы.
Включённость детей «группы риска» в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительное образование).
Включённость учащихся и родителей в общественный процесс (самоуправление, общественные организации).
Степень участия родителей в образовательном и воспитательном процессе.
Комфортный психологический климат в школе.
Отсутствие роста количества учащихся и их семей, состоящих на различных видах учета.
Отсутствие фактов рецидивов антиобщественного поведения.
Список литературы и источников.
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М, 1998.
Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996.
Лаврентьеваа З.И. Педагогика социальной реабилитации. – Новосибирск, 2003.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д, 1998.
Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М, 2000.
Совершенствование системы профилактической работы в образовательных организациях города Новосибирска. – Новосибирск, 2018.
Теория и метолика социальной педагогики. – Новосибирск. 2000.
Фалькович Т.А., Н.С. Толстоухова. Н.В. Высоцкая Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М, 2007.
Чистотина Е.Г., Головкова А.А. Возрастные особенности детей от 3 до 18 лет. – Новосибирск, 2013.