СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы специалистов службы психологической помощи и педагогов-предметников с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы специалистов службы психологической помощи и педагогов-предметников с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию»

Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом ________________________
от __________ № ___



Программа работы специалистов службы психологической помощи и педагогов-предметников с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию



1. Паспорт программы

Наименование
программы

Программа работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию

Основания
для разработки
программы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370)

3, Федеральная образовательная программа среднего общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 371)

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 4 февраля 2020 г. № 1/20

Цель программы

Организовать деятельность участников образовательных отношений по обеспечению успешного усвоения основной образовательной программы основного общего образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию

Задачи программы

1. Выявить учащихся, имеющих низкую учебную мотивацию.

2. Создать условия для эффективного обучения и развития учащихся с низкими учебными возможностями.

3. Обеспечить взаимодействие всех участников образовательных отношений, чтобы повысить учебную мотивацию школьников.

4. Организовать контроль образовательных результатов учащихся с низкой учебной мотивацией

Основные
разработчики
программы

Заместитель руководителя образовательной организации (ОО) по учебно-воспитательной работе (УВР)

Руководители школьных методических объединений

Педагог-психолог

Социальный педагог

Сроки реализации

_______ учебный год

Ожидаемые
результаты

1. Качественные показатели:

  • повышение качества образовательных результатов;

  • организация педагогической среды, способствующей проявлению индивидуальности каждого ученика, самореализации и саморазвитию

2. Количественные показатели:

  • повышение уровня предметных и метапредметных образовательных результатов;

  • увеличение показателей среднего балла государственной итоговой аттестации;

  • увеличение числа участников, призеров, победителей олимпиад и конкурсов;

  • увеличение числа обучающихся, занимающихся в кружках и секциях дополнительного образования



2. Аналитико-прогностическое обоснование программы

2.1. Анализ внешних факторов, влияющих на учебную мотивацию школьников

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию школьников

Факторы

Положительные

Отрицательные















Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Анализ перспектив повышения учебной мотивации школьников

Администрация и педагогический коллектив провели анализ, чтобы __________________________________________________________________________________________________________

Таблица 2. Перспективы повышения учебной мотивации школьников

Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные
возможности

Риски

_________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________

____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________

________________________________________________________________

___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

2.3. Оценка благоприятных возможностей программы работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию

1. Высокая вероятность. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Средняя вероятность. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Низкая вероятность. _____________________________________________________________________________________________

2.4. Оценка рисков программы

1. Средняя вероятность. __________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Низкая вероятность. ________________________________________________________________________________________________

Вывод: основными направлениями деятельности школы по повышению учебной мотивации учащихся являются:

  • ______________________________________________________

  • _________________________________________________________________

  • ________________________________________________________________________________________________

  • __________________________________________________________

  • _____________________________________



3. Основные мероприятия по реализации программы

Содержание

Планируемый результат

Сроки

Ответственный

Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию

Протестировать учащихся с целью выявления причин неуспеваемости

Получить оперативную
информацию

Октябрь,
январь

Педагог-психолог

Провести индивидуальные
консультации с учащимися по результатам контрольных работ

Выявить темы, которые
учащийся не освоил, и причины неусвоения

В течение
года

Учитель-предметник

Разработать индивидуальные
образовательные траектории для
учащихся с низкой учебной
мотивацией

Спланировать работу с учащимися

В течение
года

Учитель-
предметник,
классный
руководитель

Помочь сформировать портфолио
учащимся с низкой мотивацией

Получить объективную
информацию об успехах
учащегося

В течение
года

Классный
руководитель

Помочь учащимся контролировать
свои учебные результаты через электронный дневник

Получить объективные
результаты учебной
деятельности

В течение
года

Классный
руководитель

Проконтролировать объем
домашних заданий

Выявить соответствие
объема заданий
санитарным требованиям

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Организовать контроль усвоения
знаний учащихся по отдельным
темам, разделам

Выявить темы, которые
учащийся не освоил, и причины их неусвоения

По плану ВШК

Заместитель
директора по УВР

Провести психологические
тренинги по диагностике
тревожности и снижению уровня тревожности учащихся

Выявить причины
школьной тревожности

По плану ВШК

Педагог-психолог

Организовать воспитательную
работу через систему внеурочной
деятельности, дополнительного
образования

Выявить интересы
учащихся с низкой
учебной мотивацией и привлечь их к занятиям по
интересам

В течение
года

Заместитель
директора по УВР,
классный
руководитель

Организовать отдых учащихся в
каникулярное время

Спланировать досуговую
деятельность учащихся

В течение
года

Заместитель
директора по УВР,
классный
руководитель

Привлечь учащихся к подготовке
коллективных мероприятий в классе, школе

Спланировать досуговую
деятельность учащихся

В течение
года

Заместитель
директора по УВР,
классный
руководитель

Вовлечь в социально-значимую деятельность учащихся группы риска

Спланировать досуговую
деятельность учащихся

В течение
года

Заместитель
директора по УВР,
классный
руководитель

Взаимодействовать с социальными
и профессиональными структурами
с целью профориентации
выпускников

Выявить
профессиональные
интересы учащихся

В течение
года

Заместитель
директора по УВР,
классный
руководитель

Работа с педагогическими работниками

Проконтролировать качество преподавания учебных предметов
через посещение занятий

Выявить затруднения,
препятствующие
усвоению материала
учащимися с низкой
мотивацией

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Проконтролировать качество
проверки рабочих и контрольных
тетрадей учащихся

Выявить темы, которые
учащийся не освоил, и причины неусвоения

По плану ВШК

Заместитель
директора по УВР

Провести совещание при
директоре с целью выявления
проблем неуспеваемости
отдельных учащихся

Определить план работы
с учащимися, имеющими
низкую мотивацию

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Проконтролировать качество
оценивания учащихся с низкой
мотивацией

Получить объективную
информацию о системе
оценивания учащихся

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Проконтролировать качество
домашних заданий

Выявить причины
невыполнения заданий

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Проанализировать, как педагог контролирует предварительные
итоги успеваемости класса

Выявить группу риска по предметам учебного плана

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Проконсультировать молодых учителей, вновь прибывших учителей, работающих с
учащимися группы риска

Выяснить проблемные
места при обучении
немотивированных
учащихся

В течение
года

Заместитель
директора по УВР,
педагог-психолог

Организовать мастер-классы, практикумы для освоения педагогических технологий, повышающих учебную мотивацию
школьников

Повысить
профессиональную
грамотность учителей в
работе с учащимися,
имеющими низкую
мотивацию

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Организовать курсовую подготовку учителей по проблеме обучения
школьников с низкой мотивацией

Повысить
профессиональную
грамотность учителей в
работе с учащимися,
имеющими низкую
мотивацию

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Работа с родителями учащихся

Провести консультации с
родителями учащихся группы риска

Выявить затруднения,
препятствующие
усвоению материала
учащимися с низкой
мотивацией

В течение
года

Заместитель
директора по УВР,
классный
руководитель

Организовать родительские собрания по вопросам психологических и возрастных особенностей учащихся, ответственности родителей за воспитание и обучение детей

Повысить
ответственность
родителей за воспитание
и обучение детей

В течение
года

Классный
руководитель,
педагог-психолог

Ознакомить родителей с
результатами учебной
деятельности ребенка

Повысить
ответственность
родителей за воспитание
и обучение детей

В течение
года

Классный
руководитель

Посетить семьи учащихся с низкой мотивацией

Выявить условия
проживания и воспитания
в семье

В течение
года

Классный
руководитель,
социальный педагог

Привлечь родителей к участию в
общешкольной деятельности

Повысить
ответственность
родителей за воспитание
и обучение детей

В течение
года

Классный
руководитель

Проконтролировать количество
входов родителей в электронный
дневник

Повысить
ответственность
родителей за воспитание
и обучение детей

В течение
года

Классный
руководитель

Организовать систему открытых
уроков для родителей

Повысить
ответственность
родителей за воспитание
и обучение детей

В течение
года

Классный
руководитель

Организовать участие родителей в
разработке индивидуальной
образовательной траектории для
учащегося с низкой мотивацией

Повысить
ответственность
родителей за воспитание
и обучение детей

В течение
года

Классный
руководитель

Повышение эффективности управления

Разработать программу работы с учащимися, имеющими низкую
учебную мотивацию

Спланировать
образовательную
деятельность

Июнь

Заместитель
директора по УВР

Сформировать банк данных о семьях учащихся с низкой учебной
мотивацией

Систематизировать
информацию о семьях
учащихся

В течение
года

Социальный педагог

Организовать совместную
деятельность школы и комиссии по делам несовершеннолетних

Спланировать сетевое
взаимодействие

Август

Заместитель
директора по УВР,
социальный педагог

Подготовить педагогический совет
по повышению качества
образования

Спланировать проведение
педагогических советов

По плану ВШК

Заместитель
директора по УВР

Включить в положение о
внутренней системе оценки
качества образования раздел о
работе с учащимися, имеющими
низкую учебную мотивацию

Спланировать
образовательную
деятельность

Август

Заместитель
директора по УВР

Проконтролировать формирование
фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации

Выявить наличие
оценочных средств с
разным уровнем
сложности

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Разработать в программе
повышения качества образования
подпрограмму по работе с
учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию

Спланировать
образовательную
деятельность

Июнь–август

Заместитель
директора по УВР

Проанализировать результаты
образовательной деятельности и
скорректировать работу по
повышению качества образования

Выявить низкие
результаты для
планирования действий
по повышению мотивации
обучения

Май–июнь

Заместитель
директора по УВР

Оценить материально-техническое
и информационное обеспечение
образовательной деятельности

Выявить наличие
необходимых условий для
комфортного образования

Май–июнь

Заместитель
директора по УВР

Выявить потребности учащихся
для развития их творческих
возможностей

Спланировать систему
внеурочной деятельности,
дополнительного
образования

Май–июнь

Заместитель
директора по УВР

Проконтролировать качество
ведения учителем школьной
документации

Выявить риски при
обучении школьников с
низкой учебной
мотивацией

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Проанализировать, как учитель планирует оценочную деятельность

Выявить использование
кодификаторов при
составлении
стандартизированных контрольных работ

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Проанализировать, как
формируются универсальные
учебные действия (УУД) на уроках и внеурочной деятельности

Выявить использование
кодификаторов УУД при разработке
метапредметных
контрольных работ

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Провести заседание школьных
методических объединений по разработке плана мероприятий по
формированию успешности
учащихся

Включить в программу по
повышению учебной
мотивации школьников
план методической
работы с учителями

Апрель–май

Заместитель
директора по УВР,
руководители
методических
объединений

Организовать персональный
контроль педагогов, у которых низкий уровень оценочных показателей

Выявить возможные риски при обучении школьников
с низкой учебной
мотивацией

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Прогнозировать результаты ГИА
учащихся, имеющих низкую
мотивацию

Спланировать работу с
выпускниками из группы риска по успешному
прохождению
государственной итоговой
аттестации

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Организовать психолого-
педагогическую и социальную поддержку учащихся с низкой учебной мотивацией

Разработать план
психолого-педагогической
и социальной поддержки
учащихся

Июнь, август

Педагог-психолог,
социальный педагог

Проанализировать уровень
сформированности социальных
компетенций учащихся с низкой мотивацией

Выявить формирование
ценностно-смысловых и
моральных норм,
межличностных
отношений в ученическом
коллективе

В течение
года

Заместитель
директора по УВР,
педагог-психолог

Проанализировать уровень
мотивации учащихся

Выявить готовность к выбору направления
профильного
образования,
самообразованию

В течение
года

Заместитель
директора по УВР,
педагог-психолог

Организовать учет достижений
планируемых результатов учебной деятельности

Получить объективную
информацию о
результативности учебной деятельности, в том числе об участии школьников в
учебных исследованиях и
проектах

В течение
года

Заместитель
директора по УВР

Организовать учет достижений в
разных видах деятельности
(социальной, трудовой,
коммуникативной, физкультурно-
оздоровительной и др.) учащихся с
низкой мотивацией

Получить информацию об
участии школьников с низкой мотивацией в спортивных мероприятиях,
выставках, конкурсах,
концертах и др.

В течение
года

Заместитель
директора по УВР













4. Механизм управления программой работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию

Управление реализацией программы предполагает создание специальной организационной структуры для осуществления управленческих функций согласно принятому распределению зон ответственности, в которую входят представители субъектов образовательного процесса.

Руководитель ОО обеспечивает продвижение реализации программы, ведет диалог с членами коллектива в зоне их ответственности, создает условия для повышения мотивации школьников. Осуществляет деятельность по финансовому обеспечению реализации программы (использование бюджетных средств; привлечение внебюджетных ресурсов).

Педагогический совет рассматривает вопросы педагогического и методического руководства образовательной деятельностью, проведения промежуточной аттестации, определяет условный перевод учащихся, имеющих академическую задолженность, решает вопросы оставления на повторный год обучения.

Заместитель руководителя ОО по учебно-воспитательной работе собирает и анализирует информацию о результатах учебной деятельности школьников с низкой учебной мотивацией, определяет совместно с методическими объединениями учителей ближайшие и перспективные цели по повышению мотивации школьников, помогает разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с низкой мотивацией.

Организует контроль за выполнением учебных планов, программ. Способствует развитию познавательных потребностей, способностей, интеллектуального, духовного потенциала личности.

Создает педагогически обоснованную и социально значимую систему внеклассной и внешкольной воспитательной работы, направленную на организацию здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения детей и подростков, самоопределение и саморазвитие личности учащегося. Оказывает методическую помощь классным руководителям в организации воспитательной работы.

Методическое объединение школы рассматривает вопросы повышения учебной мотивации школьников на заседаниях, развивает творчество и инициативу учителей по улучшению качества образования, организует работу по самообразованию учителей. Посещает учебные занятия в рамках предметных объединений и анализирует их с целью выявления положительного опыта работы с низкомотивированными учащимися.

Разрабатывает дифференцированные контрольные работы для проведения промежуточной аттестации. Анализирует результаты образовательной деятельности по повышению мотивации школьников.

Социально-психологическая служба осуществляет диагностирование уровня мотивации школьников, анализирует результаты, вырабатывает рекомендации, проводит тренинги общения с учениками, родителями, педагогами, беседы, теоретические и практические семинары, индивидуальные и групповые консультации.



5. Ожидаемый результат реализации программы

После реализации программы работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию, в образовательной деятельности произойдут следующие изменения:

1. Повысится уровень мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности учащихся.

2. Повысится уровень предметных и метапредметных результатов учебной деятельности по итогам промежуточной аттестации.

3. Повысится количество обучающихся с положительными результатами государственной итоговой аттестации.

4. Сформируется готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

5. Сформируется готовность и способность осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!