Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом ________________________
от __________ № ___
Программа работы специалистов службы психологической помощи и педагогов-предметников с обучающимися,
имеющими низкую учебную мотивацию
1. Паспорт программы
Наименование программы | Программа работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию |
Основания для разработки программы | 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370) 3, Федеральная образовательная программа среднего общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 371) 4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 15 сентября 2022 г. № 6/22 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 4 февраля 2020 г. № 1/20 |
Цель программы | Организовать деятельность участников образовательных отношений по обеспечению успешного усвоения основной образовательной программы основного общего образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию |
Задачи программы | 1. Выявить учащихся, имеющих низкую учебную мотивацию. 2. Создать условия для эффективного обучения и развития учащихся с низкими учебными возможностями. 3. Обеспечить взаимодействие всех участников образовательных отношений, чтобы повысить учебную мотивацию школьников. 4. Организовать контроль образовательных результатов учащихся с низкой учебной мотивацией |
Основные разработчики программы | Заместитель руководителя образовательной организации (ОО) по учебно-воспитательной работе (УВР) Руководители школьных методических объединений Педагог-психолог Социальный педагог |
Сроки реализации | _______ учебный год |
Ожидаемые результаты | 1. Качественные показатели: повышение качества образовательных результатов; организация педагогической среды, способствующей проявлению индивидуальности каждого ученика, самореализации и саморазвитию |
2. Количественные показатели: повышение уровня предметных и метапредметных образовательных результатов; увеличение показателей среднего балла государственной итоговой аттестации; увеличение числа участников, призеров, победителей олимпиад и конкурсов; увеличение числа обучающихся, занимающихся в кружках и секциях дополнительного образования |
2. Аналитико-прогностическое обоснование программы
2.1. Анализ внешних факторов, влияющих на учебную мотивацию школьников
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 1. Факторы внешней среды, которые влияют на учебную мотивацию школьников
Факторы | Положительные | Отрицательные |
| | |
| | |
| | |
| | |
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Анализ перспектив повышения учебной мотивации школьников
Администрация и педагогический коллектив провели анализ, чтобы __________________________________________________________________________________________________________
Таблица 2. Перспективы повышения учебной мотивации школьников
Сильные стороны | Слабые стороны | Благоприятные возможности | Риски |
_________________________________________________________________________________________ | ______________________________________________________________________________________________________ | ___________________________________________________________________________ | __________________________________________ |
____________________________________________________________ | _______________________________________________________________________________________________________ | _______________________________________________________________________________ | __________________________________________________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________ | __________________________________________________________________________________ | ______________________________________________________________________________ | ____________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________ | _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | _________________________________________________________________ | __________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________ | ___________________________________________________________ | ________________________________________________________________ | ___________________________________________________________________ |
_______________________________________________________________________________ | _____________________________________________________ | _________________________________________________________________________________________________________________ | ________________________________________________________________ |
2.3. Оценка благоприятных возможностей программы работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию
1. Высокая вероятность. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Средняя вероятность. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Низкая вероятность. _____________________________________________________________________________________________
2.4. Оценка рисков программы
1. Средняя вероятность. __________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Низкая вероятность. ________________________________________________________________________________________________
Вывод: основными направлениями деятельности школы по повышению учебной мотивации учащихся являются:
______________________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________________
3. Основные мероприятия по реализации программы
Содержание | Планируемый результат | Сроки | Ответственный |
Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию |
Протестировать учащихся с целью выявления причин неуспеваемости | Получить оперативную информацию | Октябрь, январь | Педагог-психолог |
Провести индивидуальные консультации с учащимися по результатам контрольных работ | Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины неусвоения | В течение года | Учитель-предметник |
Разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с низкой учебной мотивацией | Спланировать работу с учащимися | В течение года | Учитель- предметник, классный руководитель |
Помочь сформировать портфолио учащимся с низкой мотивацией | Получить объективную информацию об успехах учащегося | В течение года | Классный руководитель |
Помочь учащимся контролировать свои учебные результаты через электронный дневник | Получить объективные результаты учебной деятельности | В течение года | Классный руководитель |
Проконтролировать объем домашних заданий | Выявить соответствие объема заданий санитарным требованиям | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Организовать контроль усвоения знаний учащихся по отдельным темам, разделам | Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины их неусвоения | По плану ВШК | Заместитель директора по УВР |
Провести психологические тренинги по диагностике тревожности и снижению уровня тревожности учащихся | Выявить причины школьной тревожности | По плану ВШК | Педагог-психолог |
Организовать воспитательную работу через систему внеурочной деятельности, дополнительного образования | Выявить интересы учащихся с низкой учебной мотивацией и привлечь их к занятиям по интересам | В течение года | Заместитель директора по УВР, классный руководитель |
Организовать отдых учащихся в каникулярное время | Спланировать досуговую деятельность учащихся | В течение года | Заместитель директора по УВР, классный руководитель |
Привлечь учащихся к подготовке коллективных мероприятий в классе, школе | Спланировать досуговую деятельность учащихся | В течение года | Заместитель директора по УВР, классный руководитель |
Вовлечь в социально-значимую деятельность учащихся группы риска | Спланировать досуговую деятельность учащихся | В течение года | Заместитель директора по УВР, классный руководитель |
Взаимодействовать с социальными и профессиональными структурами с целью профориентации выпускников | Выявить профессиональные интересы учащихся | В течение года | Заместитель директора по УВР, классный руководитель |
Работа с педагогическими работниками |
Проконтролировать качество преподавания учебных предметов через посещение занятий | Выявить затруднения, препятствующие усвоению материала учащимися с низкой мотивацией | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Проконтролировать качество проверки рабочих и контрольных тетрадей учащихся | Выявить темы, которые учащийся не освоил, и причины неусвоения | По плану ВШК | Заместитель директора по УВР |
Провести совещание при директоре с целью выявления проблем неуспеваемости отдельных учащихся | Определить план работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Проконтролировать качество оценивания учащихся с низкой мотивацией | Получить объективную информацию о системе оценивания учащихся | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Проконтролировать качество домашних заданий | Выявить причины невыполнения заданий | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Проанализировать, как педагог контролирует предварительные итоги успеваемости класса | Выявить группу риска по предметам учебного плана | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Проконсультировать молодых учителей, вновь прибывших учителей, работающих с учащимися группы риска | Выяснить проблемные места при обучении немотивированных учащихся | В течение года | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
Организовать мастер-классы, практикумы для освоения педагогических технологий, повышающих учебную мотивацию школьников | Повысить профессиональную грамотность учителей в работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Организовать курсовую подготовку учителей по проблеме обучения школьников с низкой мотивацией | Повысить профессиональную грамотность учителей в работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Работа с родителями учащихся |
Провести консультации с родителями учащихся группы риска | Выявить затруднения, препятствующие усвоению материала учащимися с низкой мотивацией | В течение года | Заместитель директора по УВР, классный руководитель |
Организовать родительские собрания по вопросам психологических и возрастных особенностей учащихся, ответственности родителей за воспитание и обучение детей | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Классный руководитель, педагог-психолог |
Ознакомить родителей с результатами учебной деятельности ребенка | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Классный руководитель |
Посетить семьи учащихся с низкой мотивацией | Выявить условия проживания и воспитания в семье | В течение года | Классный руководитель, социальный педагог |
Привлечь родителей к участию в общешкольной деятельности | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Классный руководитель |
Проконтролировать количество входов родителей в электронный дневник | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Классный руководитель |
Организовать систему открытых уроков для родителей | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Классный руководитель |
Организовать участие родителей в разработке индивидуальной образовательной траектории для учащегося с низкой мотивацией | Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей | В течение года | Классный руководитель |
Повышение эффективности управления |
Разработать программу работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию | Спланировать образовательную деятельность | Июнь | Заместитель директора по УВР |
Сформировать банк данных о семьях учащихся с низкой учебной мотивацией | Систематизировать информацию о семьях учащихся | В течение года | Социальный педагог |
Организовать совместную деятельность школы и комиссии по делам несовершеннолетних | Спланировать сетевое взаимодействие | Август | Заместитель директора по УВР, социальный педагог |
Подготовить педагогический совет по повышению качества образования | Спланировать проведение педагогических советов | По плану ВШК | Заместитель директора по УВР |
Включить в положение о внутренней системе оценки качества образования раздел о работе с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию | Спланировать образовательную деятельность | Август | Заместитель директора по УВР |
Проконтролировать формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | Выявить наличие оценочных средств с разным уровнем сложности | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Разработать в программе повышения качества образования подпрограмму по работе с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию | Спланировать образовательную деятельность | Июнь–август | Заместитель директора по УВР |
Проанализировать результаты образовательной деятельности и скорректировать работу по повышению качества образования | Выявить низкие результаты для планирования действий по повышению мотивации обучения | Май–июнь | Заместитель директора по УВР |
Оценить материально-техническое и информационное обеспечение образовательной деятельности | Выявить наличие необходимых условий для комфортного образования | Май–июнь | Заместитель директора по УВР |
Выявить потребности учащихся для развития их творческих возможностей | Спланировать систему внеурочной деятельности, дополнительного образования | Май–июнь | Заместитель директора по УВР |
Проконтролировать качество ведения учителем школьной документации | Выявить риски при обучении школьников с низкой учебной мотивацией | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Проанализировать, как учитель планирует оценочную деятельность | Выявить использование кодификаторов при составлении стандартизированных контрольных работ | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Проанализировать, как формируются универсальные учебные действия (УУД) на уроках и внеурочной деятельности | Выявить использование кодификаторов УУД при разработке метапредметных контрольных работ | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Провести заседание школьных методических объединений по разработке плана мероприятий по формированию успешности учащихся | Включить в программу по повышению учебной мотивации школьников план методической работы с учителями | Апрель–май | Заместитель директора по УВР, руководители методических объединений |
Организовать персональный контроль педагогов, у которых низкий уровень оценочных показателей | Выявить возможные риски при обучении школьников с низкой учебной мотивацией | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Прогнозировать результаты ГИА учащихся, имеющих низкую мотивацию | Спланировать работу с выпускниками из группы риска по успешному прохождению государственной итоговой аттестации | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Организовать психолого- педагогическую и социальную поддержку учащихся с низкой учебной мотивацией | Разработать план психолого-педагогической и социальной поддержки учащихся | Июнь, август | Педагог-психолог, социальный педагог |
Проанализировать уровень сформированности социальных компетенций учащихся с низкой мотивацией | Выявить формирование ценностно-смысловых и моральных норм, межличностных отношений в ученическом коллективе | В течение года | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
Проанализировать уровень мотивации учащихся | Выявить готовность к выбору направления профильного образования, самообразованию | В течение года | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
Организовать учет достижений планируемых результатов учебной деятельности | Получить объективную информацию о результативности учебной деятельности, в том числе об участии школьников в учебных исследованиях и проектах | В течение года | Заместитель директора по УВР |
Организовать учет достижений в разных видах деятельности (социальной, трудовой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной и др.) учащихся с низкой мотивацией | Получить информацию об участии школьников с низкой мотивацией в спортивных мероприятиях, выставках, конкурсах, концертах и др. | В течение года | Заместитель директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
4. Механизм управления программой работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию
Управление реализацией программы предполагает создание специальной организационной структуры для осуществления управленческих функций согласно принятому распределению зон ответственности, в которую входят представители субъектов образовательного процесса.
Руководитель ОО обеспечивает продвижение реализации программы, ведет диалог с членами коллектива в зоне их ответственности, создает условия для повышения мотивации школьников. Осуществляет деятельность по финансовому обеспечению реализации программы (использование бюджетных средств; привлечение внебюджетных ресурсов).
Педагогический совет рассматривает вопросы педагогического и методического руководства образовательной деятельностью, проведения промежуточной аттестации, определяет условный перевод учащихся, имеющих академическую задолженность, решает вопросы оставления на повторный год обучения.
Заместитель руководителя ОО по учебно-воспитательной работе собирает и анализирует информацию о результатах учебной деятельности школьников с низкой учебной мотивацией, определяет совместно с методическими объединениями учителей ближайшие и перспективные цели по повышению мотивации школьников, помогает разработать индивидуальные образовательные траектории для учащихся с низкой мотивацией.
Организует контроль за выполнением учебных планов, программ. Способствует развитию познавательных потребностей, способностей, интеллектуального, духовного потенциала личности.
Создает педагогически обоснованную и социально значимую систему внеклассной и внешкольной воспитательной работы, направленную на организацию здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения детей и подростков, самоопределение и саморазвитие личности учащегося. Оказывает методическую помощь классным руководителям в организации воспитательной работы.
Методическое объединение школы рассматривает вопросы повышения учебной мотивации школьников на заседаниях, развивает творчество и инициативу учителей по улучшению качества образования, организует работу по самообразованию учителей. Посещает учебные занятия в рамках предметных объединений и анализирует их с целью выявления положительного опыта работы с низкомотивированными учащимися.
Разрабатывает дифференцированные контрольные работы для проведения промежуточной аттестации. Анализирует результаты образовательной деятельности по повышению мотивации школьников.
Социально-психологическая служба осуществляет диагностирование уровня мотивации школьников, анализирует результаты, вырабатывает рекомендации, проводит тренинги общения с учениками, родителями, педагогами, беседы, теоретические и практические семинары, индивидуальные и групповые консультации.
5. Ожидаемый результат реализации программы
После реализации программы работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию, в образовательной деятельности произойдут следующие изменения:
1. Повысится уровень мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности учащихся.
2. Повысится уровень предметных и метапредметных результатов учебной деятельности по итогам промежуточной аттестации.
3. Повысится количество обучающихся с положительными результатами государственной итоговой аттестации.
4. Сформируется готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
5. Сформируется готовность и способность осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.