МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 66 ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ДОРОША
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
Протокол № 4
от 30 марта 2016 года
Председатель педсовета
_______ О.А. Грушко
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
«КУБАНЬ - КАЗАЧЬЯ СТОРОНА»
Программа рассчитана на детей 1-8 классов
Сроки реализации: –2016-2019 годы
2016 год
Содержание
1. Паспорт программы.
2. Пояснительная записка.
3. Нормативно-правовая база.
4. Основное содержание программы.
5. Принципы.
6.Цели и задачи программы.
7.Формы организации работы с учащимися.
8. Прогнозируемые результаты.
9. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
10 Условия реализации программы.
11. Направления деятельности.
12. Способы проверки ожидаемых результатов.
13. Формы подведения итогов.
14. Основные темы для реализации программы «Кубань - казачья сторона».
15. Описание материально- технического обеспечения.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Полное название программы: Развитие детско-юношеского туризма «Кубань- казачья сторона»
2. Цель программы:
Создание условий для гражданского и личностного становления одрастающего поколения посредством туристско – краеведческой деятельности
3. Направление деятельности:
- экскурсоводческое (т.е. на основе поисковой работы создаются тексты и учащиеся проводят экскурсии по музею, городу);
- туристическое (проводятся тематические походы и выездные экскурсии по городу, краю)
- шефское (оно включает: встречи с ветеранами, интересными людьми (поэтами, музыкантами города, района, края), проводятся беседы с младшими школьниками; осуществляется «Тимуровская работа»: установливаются связи с ветеранами, старожилами,организуются праздники, мероприятия военно-патриотического характера, проводятся конференции;
- творческое направление деятельности (осуществляется в выполнении учащимися творческих работ: рефератов, стихов, сценариев выступлений, рисунков, картины, изготовление поделок, иллюстрированных альбомов (Цветы Кубани. Птицы зимующие и перелетные. Дикие животные. Обитатели водоемов. Домашние животные. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Деревья Краснодарского края.) гербариев (листьев деревьев, цветов, семян и т. п.); фотоальбомов (Мой город,Моя школа. Мой край.); предметов кубанского быта (костюмы, посуда, и др.).
Краеведческий материал наиболее доступен для выработки исследовательских навыков, т. к. тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников: памятниками, фольклором.
4. Краткое содержание программы: программа содержит: мероприятия реализующие основы безопасности жизнедеятельности и гражданско-патриотические виды деятельности; материально-технические условия реализации программы; ожидаемые результаты.
5. Автор программы: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 66
г. Краснодара Радионова Мария И вановна
6. Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу: МБОУ СОШ № 66 г.Краснодара, директор школы – О. А. Грушко.
7. Адрес, телефон учреждения: 350087 Россия, г. Краснодар, ул Уссурийская, 2, т 8(861)228 96 56
8. Место реализации: МБОУ СОШ № 66 г.Краснодара
Адрес, телефон учреждения:350087, Россия, Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Уссурийская, 2, 8 (861) 228 96 57
9. Продолжительность: 3 года
10. Время реализации: 2016-2019годы
11 Возраст детей : 1-8 классы
Пояснительная записка
«…каждому человеку необходимо знать – кто он и откуда.
Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее
Лишить его знания прошлого – это значит лишить
его понимания настоящего и будущего»
И.Глазунов
У каждого дерева есть свои корни, и чем они глубже уходят в землю, тем крепче и мощнее ствол. На нынешнем этапе развития общества важно обратиться к своим корням. Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, а новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. В разные времена в обществе формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Но любовь к Родине, верность народным традициям, знания истории формирования и развития своего народа – вот неполный набор основ любого общества. А любовь к родине начинается с любви к родному дому, улице, городу, краю
Краснодарский край благодаря своему географическому положению, климатическим условиям, славному историческому наследию, считается крупнейшим и общепризнанным рекреационным регионом России и снискал славу «жемчужины России», «житницы страны», «всероссийской здравницы», края туризма. С каждым годом увеличивается поток туристов, желающих увидеть своими глазами жемчужину России. Жить в таком удивительном крае и не изучать его- просто не возможно.
Кубанские девчонки и мальчишки изучают родной край на уроках «кубановедения». А во внеурочное время отправляются в туристские путешествия, где приобретают основы патриотизма и понимания своей малой родины.
Туризм воздействует на ум, душу и тело подрастающего поколения, способствует формированию гармоничной и всесторонне развитой личности. Личности способной любить и защищать Родину, сохранять и приумножать наследие родного края. Духовное и физическое оздоровление подрастающего поколения базируется на деятельном патриотизме. Основы деятельного патриотизма закладываются с самого юного возраста, и как говорит К.Д. Ушинский «что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведённый среди рощ и полей… стоит много недель, проведённых на учебной скамье».
Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой своей малой родины позволит внести подрастающему поколению и свою лепту в её развитие и процветание.
Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Да и не нужна здесь пышность фраз, когда частичка края, в котором ты родился и вырос, дает тебе силы. Драгоценной россыпью светятся солнечным блеском окон домов, чистой улыбкой встречают тебя миллионы цветов на клумбах... И все это - твоя родимая сторона.
Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.
Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, получены от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов старожилов о народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине, воспитываем патриотов.
Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, уважении желаний и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.
Мы живем в замечательном крае. Его красивая природа, леса, речки, озёра привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.
Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать о крае и городе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание.
Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Закон РФ “Об образовании” от 29 декабря 2012 г.;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015г, №1493)
Федеральный закон « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11. 1996 г. № 132- ФЗ (с изменениями от 10.01.2003г., 22.08.2004г., 05.02.2007г)
Распоряжения главы администрации Краснодарского края от 15 апреля 2014 года № 120-р «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Краснодарском крае»
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
ОСНОВНОЕ СОДРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Собрать материал о роли кубанского казачества в истории России, защите и освоении её рубежей. Собрать материал о традициях, быте, культуре, одежде, оружии и амуниции кубанских казаков, казачьих хозяйственных и военных постройках и сооружений.
Сбор материала о казаках, прославивших станицу, район, край во всех областях науки и техники, культуры и образования, промышленности и сельского хозяйства, в мирное и военное время, в локальных конфликтах. Ведение записей, описаний, составление очерков, пополнение фонда школьного музея, пополнение раздела «Персоналии» краеведческой картотеки о кубанских казаках; по возможности издание школьной газеты « Кубань - казачья сторона». Собранные материалы, личные фонды и коллекции земляков- казаков сдаются в школьный музей или архив образовательного учреждения и используются в образовательном процессе на уроках истории, кубановедения; оформляются в экспозициях к знаменательным календарным датам.
ПРИНЦИПЫ:
1.Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
2.Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
3.Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
4.Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
5.Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
6.Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
7.Принцип наглядности данной программы: каждое дело отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы .
8.Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
9.Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
10.Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края, воспитание гражданственности, толерантности и правосознания, ответственности за судьбы малой родины и умение самостоятельно анализировать исторические факты.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
изучение истории, культуры, уклада жизни, деятельности кубанского казачества в военное и мирное время;
дать знания об истории родной школы, станицы, района;
формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Кубани;
развивать эстетическое восприятие и чувства.
использование и популяризация новых технологий образования происходят в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.
формировать у ребят:
интереса к истории родного села, края, к своей родословной; поисковой и исследовательской деятельности;
уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию, односельчанам;
стремления к улучшению окружающей среды родного села;
мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания;
навыков ЗОЖ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Основные направления и формы деятельности:
Учебная деятельность | Внеклассная воспитательная работа | Организация научно- исследовательской деятельности |
- Уроки кубановедения. - Кружковая работа по кубановедению. | - Массовые праздники. представления, конкурсы. - Групповые викторины, предметные недели, игры, экскурсии, - Индивидуальные беседы, консультации. - «Тимуровская работа». | - Научно-исследовательская и поисковая деятельность на базе музея. |
лекции;
экскурсии;
консультации;
литературные и исторические гостиные;
киносеансы;
встречи с интересными людьми;
исторические игры, викторины;
проектная и исследовательская деятельность;
использование интернет – технологий;
создание видеопрезентаций;
посещение музеев города и края;
оформление выставок, обновление экспозиций;
встречи с ветеранами войны.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Краснодара, Краснодарского края, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории и людям, защищавшим ее свободу и независимость.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
1.В результате реализации программы «Кубань - казачья сторона» учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями, культурой , укладом жизни, деятельностью кубанского казачества в военное и мирное время;
- с историей родной школы, района, края;
- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани, кубанского казачества и своей малой Родины;
- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района, Кубани, города,
- посетят театры, музеи, памятники района, края;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире, наблюдать за природой края,
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
2. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
3. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов
4. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.
5. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,
6. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.
7. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
8.Умение применять в практической деятельности:
исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
реконструировать основные праздничные обряды;
рассказать о своём казачьем роде;
выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Совместная заинтересованность в общем деле.
воспитание ответственности;
формирование социальной активности;
органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, оздоровления;
обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка.
следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- экскурсоводческое (т.е. на основе поисковой работы создаются тексты и учащиеся проводят экскурсии по музею, городу);
- туристическое (проводятся тематические походы и выездные экскурсии по району,городу, краю)
- найди свою улицу, свой дом;
- покажи дорогу от дома до школы и обратно;
- назови улицы, по которым ты идешь в школу;
- определи, где находятся разные объекты: детский сад, больница, , почта, Дом культуры, магазины, и т. д.;
- покажи знакомые экологические маршруты: «Школа - парк», «Вокруг школы»;
Следующее направление деятельности:
- шефское (оно включает: встречи с ветеранами, интересными людьми (поэтами, музыкантами станицы, района, края), проводятся беседы с младшими школьниками; осуществляется «Тимуровская работа»: установлена связь с ветеранами, старожилами станицы, им оказывается посильная помощь, организуются праздники, мероприятия военно-патриотического характера, проводятся конференции;
- творческое направление деятельности (осуществляется в выполнении учащимися творческих работ: рефератов, стихов, сценариев выступлений, рисунков, картины, изготовление поделок, иллюстрированных альбомов (Цветы Кубани. Птицы зимующие и перелетные. Дикие животные. Обитатели водоемов. Домашние животные. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Деревья Краснодарского края.) гербариев (листьев деревьев, цветов, семян и т. п.); фотоальбомов (Мой город.Моя школа. Мой край.); предметов кубанского быта (костюмы, посуда и др.).
Краеведческий материал наиболее доступен для выработки исследовательских навыков, т. к. тематика исследований обеспечивается разнообразием местных источников: памятниками, фольклором.
Целесообразно проведение практических занятий, экскурсий и осмотра памятников истории и культуры, ученических конференций, круглых столов и т.п. Как учебные, так и внеурочные занятия могут проводиться на базе музеев, архивов и книгохранилищ с привлечением специалистов, краеведов. Особое внимание уделяется организации и развитию школьного музея, который является главной базой практической деятельности школьников, изучающих кубановедение.
В целом принципиальная схема исследовательской деятельности выглядит следующим образом:
- изучение публикаций, ранее собранных и дополнительно найденных архивных источников, воспоминаний;
- сбор экспедиционными группами нового материала на местах, в ходе экспедиции;
- изучение и систематизация собранного материала;
- практическое использование: подготовка учащимися сообщений и докладов, оформление альбомов, выставок, музейных экспозиций, небольших статей для местной газеты, выступлений и т.д. В процессе поиска составляются именные, исторические, экологические и географические указатели, карты, схемы и т.п.
В процессе исследования дети должны понять значимость изучения истории малой Родины. В музее ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества коллективного труда. При работе с архивами совершенствуется умение работы с текстом, документом, а информацию - обобщать и анализировать, так как используется сравнительно-поисковый метод исследования, то развиваются умение сравнивать документы, статистические данные, сопоставлять эпохи, добывать информацию из периодической печати и рассказов жителей станицы. Ребята с помощью учителя и родителей готовят сообщения о местных событиях.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
педагогическое наблюдение;
выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
проектов.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
- выставки рисунков и просмотры творческих работ ;
- создание фотоальбомов;
- открытые занятия;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
-защита проектов;
- викторины, кроссворды, игры;
- итоговые концерты для родителей.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
ОСНОВНЫЕ ТЕМВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «КУБАНЬ - РОДНАЯ СТОРОНА»
Месяцы | Тема | Содержание работы | Прогнозируемые результаты |
Сентябрь | Тема 1: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков» Цели и задачи: Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. | Организационное заседание. Конкурс исследовательских групп «Мой край: помним, гордимся, наследуем».
«Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою». (Составление сборника пословиц о казачьей отваге, верности родной земле). Сообщения «Казачьему роду нэма пэрэводу». История переселения казаков на Тамань. | Знание структуры и направления деятельности Кубанского казачьего войска. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
Октябрь | Тема 2: «Мой родной город» Цели и задачи: Познакомить детей с символикой родной станицы, воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину. | - Конкурс творческих работ «Кубань - православная», встреча с настоятелем храма ст. Новомалороссийской. - Выпуск и распространение листовок «Мы за чистый город» Проведение выходов в природу, тематических экскурсий с посещением памятных мест муниципального образования. Проведение туристического слёта учащихся школы | Знание истории создания своей родной станицы, знание символики г.Краснодара , Выполнение исследовательского проекта на тему «Знаменитые люди города». |
Ноябрь | Тема 3: «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков» Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям. | История моей семьи в истории Кубани» Конференция «История и культура кубанского казачества». Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи». | Знание истории своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников. Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи. Умение рассказать о своём казачьем роде. |
Декабрь | Тема 4: «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани» Цели и задачи: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда. | Встреча в музее с народными умельцами ст. Выселки. Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Знание основных ремёсел, видов ДНИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий. |
Январь | Тема 5: «Национальная одежда кубанского казака и казачки» Цели и задачи: Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях. Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям. | Выставка творческих работ (либо изделий) « Национальная одежда кубанских казаков», «Кубанская старина», Исследовательский проект «Кубанский орнамент», «Кубанская вышивка» | Знание основных видов одежды кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий, выполнения кубанской вышивки |
Февраль | Тема 6: «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани» Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков. | Проектная работа «Мои родственники – участники ВОВ». - Конкурс творческих работ, рефератов «Кубанские традиции и праздники». - Подготовка и представление презентации | Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских |
Март | Тема 7: «Хлеб – всему голова» Цели и задачи: Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов. | Проектная и исследовательская работа «Мои родственники – хлеборобы». - Конкурс творческих работ, рефератов «Главное золото Кубани». - Подготовка и представление презентации « Хлеб -всему голова» | Знать историю родного колхоза. Знаменитых станичников, прославивших свою фамилию, свой род в сельскохозяйственной деятельности |
Апрель | Тема 8: «Кубанский фольклор: пословицы, поговорки, песни» Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре. | Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев». Поиск и разучивание народных песен | Знание различных фольклорных форм кубанского казачества. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества. |
Май | Тема 9: «Мой край – Кубань моя родная» Цели и задачи: Обобщать знания детей о развитии сегодня нашего края, прививать любовь к родному краю , обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику нашей малой родины. | «Спасибо скажем деду, что он принес победу!» Казаки в годы ВОВ Конкурс проектов, творческих работ «Память за собой позови…» Экскурсии «Атамань» Туристические походы «Мой край родной» | Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества Понимание основ духовной жизни кубанских казаков. |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002. | 1 |
2 | Кубанские народные сказки и легенды / Сост. В. В. Воронин. Краснодар, 2001. | 1 |
3 | Народная проза Кубани/ Авторы-сост.: Л. Б. Мартыненко, И. В. Уварова. Краснодар, 2003 (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки). | 1 |
4 | От прибаутки до былины.Русский фольклор. М., 1991. | 1 |
5 | Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко,И. В. Уварова. Краснодар, 1993. | 1 |
6 | Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост.: Л. Б. Мартыненко,И. В. Уварова. Краснодар, 2000. | 1 |
2. Печатные пособия |
1 | Кубанская вышивка. Таблицы. | 1 |
2 | Историческая карта Кубани. | 1 |
3. Технические средства обучения |
1 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц | 1 |
2 | Магнитно-маркерная доска | 1 |
3 | Мультимедийный проектор | 1 |
4 | Персональный компьютер | 1 |
6 | Принтер | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия |
1 | Электронные таблицы к основным разделам, содержащиеся в программе | 3 |
2 | Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие содержание программы | 9 |
5. Игры и игрушки |
1 | Набор ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам | 3 |
2 | Настольные развивающие игры | 2 |
6. Оборудование класса |
1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев | 11 |
2 | Стол и стул учительские | 1 |
3 | Шкафы | 4 |
4 | Полки | 1 |
5 | Стенды | 5 |
29