СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития УУД в основной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание и условия развития системы универсальных учебных действий в основной школе

Просмотр содержимого документа
«Программа развития УУД в основной школе»

СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ВОПРОСЫ: Каковы требования к результатам освоения ООП в основной школе? Какой подход лежит в основе программы развития УУД? Достижения каких парадигм образования он интегрирует? Что такое УУД в широком и узком смысле?

ВОПРОСЫ:

Каковы требования к результатам освоения ООП в основной школе?

Какой подход лежит в основе программы развития УУД?

Достижения каких парадигм образования он интегрирует?

Что такое УУД в широком и узком смысле?

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УУД СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД (Л.С.ВЫГОТСКИЙ, А.Н.ЛЕОНТЬЕВ, Д.Б.ЭЛЬКОНИН, П.Я.ГАЛЬПЕРИН, В.В.ДАВЫДОВ),  ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ, КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ  ЗУНОВСКОЙ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УУД

  • СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД (Л.С.ВЫГОТСКИЙ, А.Н.ЛЕОНТЬЕВ, Д.Б.ЭЛЬКОНИН, П.Я.ГАЛЬПЕРИН, В.В.ДАВЫДОВ),
  • ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ,
  • КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ
  • ЗУНОВСКОЙ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Инновации основываются на достижениях зуновского, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования(В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская), смысловой педагогики вариативного развивающего образования(А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А. Ямбург, В.Э. Мильман, И.В. Абакумова), контекстного(А.А. Вербицкий) и системно-деятельностного подходовЛ.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.

Инновации основываются на достижениях зуновского,

компетентностного подходов,

проблемно ориентированного,

личностно ориентированного развивающего образования(В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская),

смысловой педагогики вариативного развивающего образования(А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А. Ямбург, В.Э. Мильман, И.В. Абакумова),

контекстного(А.А. Вербицкий)

и системно-деятельностного подходовЛ.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.

В более узком – совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Надпредметный уровень!
  • В более узком – совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  • В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Надпредметный уровень!

Что такое «уметь учиться» ? Соизмеряя свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не казнит себя не ждет, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, а ищет способы ее решения. Рефлексивные действия Поисковые действия

Что такое «уметь учиться» ?

Соизмеряя свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не казнит себя не ждет, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, а ищет способы ее решения.

Рефлексивные действия

Поисковые действия

Он (она) не умеет учиться.... ????????? ????????????? Обучаемость? САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Он (она) не умеет учиться....

?????????

?????????????

Обучаемость?

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:  четырёх междисциплинарных учебных программ  :  « Формирование универсальных учебных действий » , « Формирование ИКТ-компетентности обучающихся » , « Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности »  « Основы смыслового чтения и работа с текстом » ;

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ :

  • « Формирование универсальных учебных действий » ,
  • « Формирование ИКТ-компетентности обучающихся » ,
  • « Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности »
  • « Основы смыслового чтения и работа с текстом » ;
…… .возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов : а)   отдельных учебных предметов (включая факультативы и предметы, вводимые школой), б)   внеурочной деятельности, в)   системы воспитательной работы, г)   системы психолого-педагогической поддержки, д)   системы дополнительного образования.

…… .возможностям различных видов образовательной деятельности и каждого педагога с отражением вклада в формирование этой группы планируемых результатов :

а)   отдельных учебных предметов (включая факультативы и предметы, вводимые школой),

б)   внеурочной деятельности,

в)   системы воспитательной работы,

г)   системы психолого-педагогической поддержки,

д)   системы дополнительного образования.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УУД личностные регулятивные познавательные коммуникативные

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УУД

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД самоопределение  смыслообразование Нравственно-этическое оценивание

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

самоопределение

смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Построение индивидуальных жизненных смыслов Построение жизненных планов во временной перспективе

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Построение индивидуальных жизненных смыслов
  • Построение жизненных планов во временной перспективе
СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ  (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)  Установление учащимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом  (между результатом и продуктом учения) Ученик задаётся вопросом о том, какой смысл имеет для него учение и умеет находить на него ответ

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Установление учащимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом и продуктом учения)

Ученик задаётся вопросом о том, какой смысл имеет для него учение и умеет находить на него ответ

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД   Планирование   учебного  сотрудничества   Управление поведением партнёра  Постановка вопросов  Разрешение конфликтов

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Планирование

учебного

сотрудничества

Управление

поведением

партнёра

Постановка

вопросов

Разрешение

конфликтов

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА определение цели сотрудничества  определение функций участников сотрудничества определение способов взаимодействия

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

определение цели сотрудничества

определение функций участников сотрудничества

определение способов взаимодействия

ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ  выявление, идентификация (установление соответствия) проблемы  поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта  принятие решения и его реализация

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

выявление, идентификация (установление соответствия) проблемы

поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта

принятие решения и его реализация

УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПАРТНЁРА  контроль, коррекция, оценка действий партнёра  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации  владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами языка

УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПАРТНЁРА

контроль, коррекция, оценка действий партнёра

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами языка

КЛЮЧЕВЫЕ УМЕНИЯ Умение эффективно работать в группе с целью создания продукта совместной деятельности Умение использовать речевые средства для общения и взаимодействия

КЛЮЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

Умение эффективно работать в группе

с целью создания продукта совместной деятельности

Умение использовать речевые средства для общения и взаимодействия

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Создайте компьютерную презентацию по теме «…» . Полученную презентацию продемонстрируйте другой подгруппе (задание другой подгруппе: оцените понятность и полноту представления темы)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Создайте компьютерную презентацию по теме «…» . Полученную презентацию продемонстрируйте другой подгруппе

(задание другой подгруппе: оцените понятность и полноту представления темы)

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ Критерии Показатели Продуктивность совместной деятельности Способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты Способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи Эмоциональное отношение к совместной деятельности  позитивное (работают с интересом)  нейтральное ( взаимодействуют друг с другом по мере необходимости)  негативное

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Критерии

Показатели

Продуктивность совместной деятельности

Способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты

Способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи

Эмоциональное отношение к совместной деятельности

  • позитивное (работают с интересом)
  • нейтральное ( взаимодействуют друг с другом по мере необходимости)
  • негативное
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»  «Я ОБИЖАЮСЬ, КОГДА…» Желающие учащиеся зачитывают свои окончания предложения Ведущий спрашивает, у кого ещё подобные ситуации вызывают обиду Подчёркивается, что названные ситуации обидны для большинства людей, и об этом надо помнить, когда ты обижаешь других людей

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» «Я ОБИЖАЮСЬ, КОГДА…»

Желающие учащиеся зачитывают свои окончания предложения

Ведущий спрашивает, у кого ещё подобные ситуации вызывают обиду

Подчёркивается, что названные ситуации обидны для большинства людей, и об этом надо помнить, когда ты обижаешь других людей

общеучебные логические Постановки и решения проблем ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД познавательные

общеучебные

логические

Постановки и решения проблем

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

познавательные

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УУД умение самостоятельно формулировать познавательную цель;  умение осуществлять поиск и выявление необходимой информации;  умение осуществлять знаково-символические действия (выделение существенных характеристик, структурирование выявленной информации и преобразование объекта в модель и т.д.); умение строить речевое высказывание; умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; умение осуществлять рефлексию способов и условий действия

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УУД

умение самостоятельно формулировать познавательную цель;

умение осуществлять поиск и выявление необходимой информации;

умение осуществлять знаково-символические действия (выделение существенных характеристик, структурирование выявленной информации и преобразование объекта в модель и т.д.);

умение строить речевое высказывание;

умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;

умение осуществлять рефлексию способов и условий действия

ЛОГИЧЕСКИЕ УУД  анализ объектов с целью выделения признаков  выдвижение гипотез и их обоснование синтез , в том числе самостоятельное достраивание недостающих компонентов выбор оснований и критериев для сравнения , сериации, классификации объектов  конструирование понятий  обобщение с целью формулирования вывода, следствий  установление причинно-следственных связей  построение логической цепи рассуждений с целью доказательства

ЛОГИЧЕСКИЕ УУД

анализ объектов с целью выделения признаков

выдвижение гипотез и их обоснование

синтез , в том числе самостоятельное достраивание недостающих компонентов

выбор оснований и критериев для сравнения , сериации, классификации объектов

конструирование понятий

обобщение с целью формулирования вывода, следствий

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений с целью доказательства

УУД «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ»  ПРИМЕР ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ    «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ТЕМЕ «…»» Действия Ученик научится Ученик получит возможность научиться

УУД «ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ» ПРИМЕР ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ «РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ТЕМЕ «…»»

Действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ   диалог с текстом: учащимся предлагается прочитать смысловой текст по предложениям и выполнить задания, включённые в текст в символической форме  задания включают: В – вопрос (задать вопрос к тексту);  О – ответ (дать ответ на поставленный вопрос);  З – заглянуть в будущее;  П – проверить себя (сравнить свой ответ с текстом)

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

диалог с текстом: учащимся предлагается прочитать смысловой текст по предложениям и выполнить задания, включённые в текст в символической форме

задания включают: В – вопрос (задать вопрос к тексту);

О – ответ (дать ответ на поставленный вопрос);

З – заглянуть в будущее;

П – проверить себя (сравнить свой ответ с текстом)

ПРИЁМЫ ЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИЗВЛЕЧЁННОЙ ИЗ ТЕКСТОВ Взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план Пересказ в парах с опорой на план и графическую схему Составление устной и письменной аннотации с опорой на план и графическую схему Подготовка выступления с использованием иллюстративного материала

ПРИЁМЫ ЛОГИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИЗВЛЕЧЁННОЙ ИЗ ТЕКСТОВ

Взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план

Пересказ в парах с опорой на план и графическую схему

Составление устной и письменной аннотации с опорой на план и графическую схему

Подготовка выступления с использованием иллюстративного материала

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Прогнозирование Целеполагание Оценка Обеспечивают организацию учебной деятельности Коррекция Планирование Контроль

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Прогнозирование

Целеполагание

Оценка

Обеспечивают организацию учебной деятельности

Коррекция

Планирование

Контроль

ОСНОВА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся и того, что ещё не известно

ОСНОВА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся и того, что ещё не известно

ПЛАНИРОВАНИЕ определение последовательности задач с учётом конечного результата; составление плана как последовательности действий

ПЛАНИРОВАНИЕ

определение последовательности задач с учётом конечного результата;

составление плана как последовательности действий

КОНТРОЛЬ  сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

КОНТРОЛЬ

сопоставление способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

КОРРЕКЦИЯ  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом

КОРРЕКЦИЯ

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом

ОЦЕНКА анализ учащимся того, что уже освоено оценка того, что подлежит освоению в будущем  анализ качества и уровня освоения

ОЦЕНКА

анализ учащимся того, что уже освоено

оценка того, что подлежит освоению в будущем

анализ качества и уровня освоения

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Разделы программы Результаты достигаются преимущественно при изучении предметов Обращение с устройствами ИКТ технология, информатика, внеурочная и внешкольная деятельность Фиксация изображений и звуков искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, а также во внеурочной деятельности Создание письменных сообщений русский язык, иностранный язык, литература, история Создание графических сообщений технология, обществознание, география, история, математика Создание музыкальных и звуковых сообщений искусство, а также во внеурочной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Разделы программы

Результаты достигаются преимущественно при изучении предметов

Обращение с устройствами ИКТ

технология, информатика, внеурочная и внешкольная деятельность

Фиксация изображений и звуков

искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, а также во внеурочной деятельности

Создание письменных сообщений

русский язык, иностранный язык, литература, история

Создание графических сообщений

технология, обществознание, география, история, математика

Создание музыкальных и звуковых сообщений

искусство, а также во внеурочной деятельности

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Разделы программы Результаты достигаются преимущественно при изучении предметов Создание восприятие и использование гипермедиа сообщений технология, литература, русский язык, иностранный язык, искусство Коммуникация и социальное взаимодействие все предметы, а также во внеурочной деятельности Поиск и организация хранения информации история, литература, технология, информатика Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании физика, химия, биология, география, обществознание, математика Моделирование и проектирование, управление физика, химия, биология, география, обществознание, математика, технология, информатика

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Разделы программы

Результаты достигаются преимущественно при изучении предметов

Создание восприятие и использование гипермедиа сообщений

технология, литература, русский язык, иностранный язык, искусство

Коммуникация и социальное взаимодействие

все предметы, а также во внеурочной деятельности

Поиск и организация хранения информации

история, литература, технология, информатика

Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании

физика, химия, биология, география, обществознание, математика

Моделирование и проектирование, управление

физика, химия, биология, география, обществознание, математика,

технология, информатика


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!