СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Более подробная программа дря работы с семьей, стоящей на учете в базе данных семей, находящихся в социально опасных условиях.

Просмотр содержимого документа
«Программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа





Рассмотрено

На педагогическом совете МБОУ ВСОШ

Протокол №______от_______2019 года

Председатель педагогического совета

____________________И.В.Болдырева



Утверждено

Директор МБОУ ВСОШ

_______________И.В.Болдырева

приказ №_______от_______2019




Программа


«Оказание индивидуально-ориентированной комплексной помощи семье,

находящейся в социально опасном положении»






Составитель:

социальный педагог

Вяльцева Н.Г






г. Миллерово 2019 г.




Информационная карта



Полное наименование Программы



«Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении»

Сроки реализации Программы

2019 - 2020 учебный год

Учреждение - заявитель

МБОУ ВСОШ

Автор-составитель

Вяльцева Наталья Геннадьевна

Вид Программы

Комплексная

Цель Программы

Создание условий для реализации комплексных мероприятий  в   целях успешной социализации  учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.

Задачи Программы

- Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.

- Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

- Провести анализ эффективности программы. 

Принципы разработки и реализации программы

1. Принцип гуманизма

2. Принцип доверия и поддержки

3. Принцип сотрудничества

4. Принцип законности

5. Принцип индивидуального подхода.

 6. Принцип ответственности

Основные направления программы

1. Диагностическое

2. Профилактическое

3. Организаторское

4. Просветительское

Предполагаемые результаты реализации программы

1.Положительная динамика развития способности

адаптивного и положительного поведения учащихся

(снижение числа правонарушений, фактов асоциального

поведения).

2. Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение

психолого-педагогической культуры родителей.

3.Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и

семейного общения.

4.Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод

личности.

5. Разработка   комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.

 


  1. Актуализация


Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности. 

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями СОП, просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога,  администрации ОУ, инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.

      Программа «Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей, и процесс социализации ребенка. Тем самым  и обозначена необходимость создания и внедрения данной программы. Созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога в работе с родителями.


Цель Программы: 

Создание условий для реализации комплексных мероприятий  в   целях успешной социализации    учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.


Задачи Программы:

1. Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.

2. Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

3. Провести анализ эффективности программы. 

       

Принципы разработки и реализации Программы:


1. Принцип гуманизма

2. Принцип доверия и поддержки

3. Принцип сотрудничества

4. Принцип законности

5. Принцип индивидуального подхода.

6. Принцип ответственности


Основные направления Программы:


  •  Диагностическое

  • Профилактическое

  • Организаторское

  • Просветительское

     

Данные направления реализуются через:

  • совместные мероприятия с сотрудниками органов профилактики (КДН и ЗП, ОПДН ОМВД, ЦРБ и т.д.)

  • мероприятия с родителями: выступления на родительских собраниях,

  • привлечение родителей к участию в мероприятиях школы;

  • мероприятия с педагогами: выступления на  семинарах, педсоветах;

  • участие в заседаниях школьного совета профилактики

  • социально-психологическое сопровождение проблемных семей учащихся;

  • тематические классные часы;


Методы и формы:

  • анкетирование;

  • собеседование;

  • родительское собрание

  • консультация;

  • тренинг;  

  • мониторинг;


Предполагаемые результаты реализации Программы:

  1. Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).

  2.  Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей.

  3.  Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

  4. Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.

  5. Разработка  социальным педагогом и психологом комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.










План работы с детьми и родителями из семей находящихся в социально – опасном положении


Работа с родителями


Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Составление и пополнение банка данных семей,

находящихся в социально-опасном положении,

«группе риска».

в  течение года

классные руководители, социальный педагог

2.

Посещение  на дому детей из семей СОП.

Постановка на внутришкольный  учет

неблагополучных семей.

в  течение года

социальный педагог

3.

Индивидуальное консультирование родителей

по вопросам воспитания.

в течение года

социальный педагог, классные руководители.

4.

Выявление и постановка на учет в КДН

и ОПДН семей, находящихся в

социально-опасном положении и

«группы риска».

в течение года

социальный педагог

5.

Организация  консультаций со специалистами

(врач - нарколог, представителями ГИБДД,

психологом, социальным педагогом)

в течение года

социальный педагог

6.

Проведение  анкетирований  и опросов  родителей, законных представителей:

-  Общение в семье.

- Психологический климат в семье с ребёнком, находящимся под опекой.

- Подвержен ли ваш ребёнок риску пристраститься к алкоголю и курению

октябрь

ноябрь

февраль

классные руководители,

социальный педагог

7.

Оформление памяток, презентаций, информации для родительских собраний, тематических стендов для родителей, законных представителей.

- Здоровый образ жизни залог успешной учёбы  (памятка)

- Как научить детей общаться (памятка)

- Принципы отношения родителей с детьми (памятка)

- Привычки родителей – пример для детей (памятка)

- Памятка по разрешению конфликтных ситуаций.

- Разговор ребёнку – ремень брюкам (стенд).

- Ошибки семейного воспитания (стенд).

в  течение

года

социальный педагог

8.

Рейды в семьи, находящихся в социально-опасном положении.

в течение года

классные руководители, соц.педагог


Мероприятия


Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Участие во всех межведомственных операциях, акциях.


в  течение

года

методист

2.

Совет профилактики

а) по плану.

б) отчет классных руководителей о проделанной работе с учащимися, состоящими на учете.


1р / четв. и по запросу


социальный педагог

3.

Декада  профилактики  правонарушений и преступлений

декабрь

социальный педагог

4.

Месячник «Здоровый образ жизни»

- Привычки родителей – пример для детей (памятка для родителей).

- Беседа-презентация «Здоровье сгубишь, новое не купишь».

ноябрь

социальный педагог,

классные руководители,

5.

Декада правового воспитания

декабрь, апрель

социальный педагог

6.

Дни здоровья

по плану работы школы

социальный педагог

методист


Методическая работа



Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Пополнение педагогической копилки социального педагога.

в течение  года

социальный педагог

2.

Участие в городских семинарах, РМО

в течение  года

социальный педагог

3.

Оказание методической помощи классным руководителям  в работе с детьми:

индивидуальное консультирование  по возникшим проблемам

в течение  года


социальный педагог,


4.

Оказание методической помощи классным руководителям  по ведению документации.

в течение  года

методист

социальный педагог,


5.

Совместная   деятельность  в работе с проблемными детьми и семьями.

в течение  года

социальный педагог,

6.

Оказание методической помощи в разработке классных часов, бесед, родительских собраний.

в течение  года

методист

социальный педагог,


7.

Совместное посещение детей на дому с целью изучения социально-бытовых условий жизни несовершеннолетних.

в течение  года


социальный педагог

8.

Создание информационных буклетов-памяток

октябрь

декабрь


социальный педагог








Мониторинг


Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Корректирование списков учащихся, выбывших из школы и вновь прибывших.

в течение года

социальный педагог,

2.

Анкетирования родителей и уч-ся.

  • Составление социального паспорта школы.

  • Анкета для родителей неблагополучных семей «Общение в семье».

  • Анкетирование родителей детей дивиантного поведения «Жестокое обращение в семье».

  • Анкета для родителей проблемных детей «Подвержен ли Ваш ребенок риску пристраститься к алкоголю и курению».

  • Анкета для учащихся «Выявление отношения учащихся к алкоголю и табакокурению».


сентябрь


октябрь


октябрь



ноябрь


февраль


социальный педагог,

психолог,

классные руководители


Мониторинг «Изучение внутрисемейных отношений и уровня комфортности ребенка в неблагополучных семьях»

  1. Анкетирование детей, проживающих в неблагополучных семьях «Семья и родители глазами ребёнка».

  2. Анализ анкет.

  3. Индивидуальные беседы с детьми, их родителями, классными руководителями по выявленным проблемам. Консультации психолога.

  4. Повторное анкетирование детей с целью определения эффективности проведенных мероприятий.

  5. Анализ анкет.


октябрь-май


октябрь-ноябрь



апрель


по запросу




апрель


май


социальный педагог,

психолог,

классные руководители

3.

Анализ работы за полугодие

декабрь 2019

социальный педагог

4.

Анализ работы за  учебный год

май  2019 г.

социальный педагог




Работа с учащимися


Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Учет и контроль за движением учащихся, состоящих на учете.

в течение

года

социальный педагог

2.

Правовое сопровождение учащихся.

в течение

года

социальный педагог

3.

Обследования условий жизни и воспитания учащихся.

в течение

года

социальный педагог, классные руководители

4.

Индивидуальное консультирование учащихся по личным вопросам, проблемам.

в течение

года

социальный педагог, классные руководители

5.

Вовлечение учащихся в деятельность кружков, секций по интересам.

в течение

года

социальный педагог, классные руководители

6.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и уклоняющихся от обучения.

в течение

года

социальный педагог, классные руководители

7.

Осуществление контроля учащихся по месту жительства.

в течение

года

социальный педагог, классные руководители, родительский патруль

8.

Индивидуальные профилактические беседы.

в течение

года

социальный педагог, классные руководители

9.

Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

в течение

года

социальный педагог, классные руководители

10.

Индивидуальная  работа по социально-педагогической реабилитации.

в течение

года

социальный педагог, классные руководители

11.

 Контроль успеваемости и посещаемости детей из  семей СОП.

в течение

года

социальный педагог

12.

Анкетирование:

- Семья и родители глазами ребёнка

- Жестокое обращение.

- Выявление отношения учащихся к алкоголю и табакокурению.

октябрь

ноябрь

февраль

социальный педагог

13

Организация занятости учащихся в период каникул.

В течение

года

социальный педагог


Взаимодействие с другими службами


Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Организация консультаций специалистов различных служб и ведомств системы профилактики с родителями и детьми.

в течение года

методист

2.

Совместные рейды:

  • посещение семей уч-ся

  • ЦЕЛЬ: знакомство с социально-бытовыми условиями проживания семей 6,7-классников, выявление  социального неблагополучия.

  • посещение опекаемых детей.

ЦЕЛЬ: контроль соблюдения  прав ребенка.

  • посещение  учащихся, имеющих неудовлетворительные  оценки в четверти, за год.

        (оставленных на повторный  курс обучения)

ЦЕЛЬ: уведомление родителей, знакомство с бытовыми условиями обучения ребенка.

  • посещение учащихся, уклоняющихся от обучения, имеющих пропуски уроков без уважительных причин.

ЦЕЛЬ: выполнение Закона РФ «Об образовании»

  • посещение  учащихся, состоящих на разных формах учета.

ЦЕЛЬ: Контроль подростков, выполнение  ФЗ  РФ№ 120, выполнение Закона  №148 – РЗ

 «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений».

  • посещение  семей СОП, семей «группы риска», а также требующих повышенного внимания со стороны школы.

ЦЕЛЬ: контроль за семьёй, условиями проживания ребенка.

  • Посещения учащихся (6-9 классов)

ЦЕЛЬ:  профилактика правонарушений, бродяжничества, безнадзорности.

ЦЕЛЬ: Контроль подростков, выполнение  Закона Ростовской области от 16.05.2015 года № 346-3С

 «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Ростовской области»

в течение года



Социальный педагог,


классные руководители

4.

Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников

в течение

года


социальный педагог

5.

Совместная работа по вовлечению несовершеннолетних  в объединения  дополнительного образования

в течение

года

социальный педагог

6.

Организация каникулярного времени, летнего отдыха  учащихся. Трудоустройство.

в течение

года

социальный педагог

7.

Организация  работы по профилактике раннего семейного неблагополучия с ДОУ  и детской  поликлиникой.

  • посещение и проведение совместных родительских собраний.

  • совместное наблюдение за семьями СОП.

  • организация совместных с родителями  мероприятий.

в течение

года

социальный педагог



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!