Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
Рассмотрено На педагогическом совете МБОУ ВСОШ Протокол №______от_______2019 года Председатель педагогического совета ____________________И.В.Болдырева | | Утверждено Директор МБОУ ВСОШ _______________И.В.Болдырева приказ №_______от_______2019 |
Программа
«Оказание индивидуально-ориентированной комплексной помощи семье,
находящейся в социально опасном положении»
Составитель:
социальный педагог
Вяльцева Н.Г
г. Миллерово 2019 г.
Информационная карта
Полное наименование Программы | «Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении» |
Сроки реализации Программы | 2019 - 2020 учебный год |
Учреждение - заявитель | МБОУ ВСОШ |
Автор-составитель | Вяльцева Наталья Геннадьевна |
Вид Программы | Комплексная |
Цель Программы | Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей. |
Задачи Программы | - Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур. - Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей. - Провести анализ эффективности программы. |
Принципы разработки и реализации программы | 1. Принцип гуманизма 2. Принцип доверия и поддержки 3. Принцип сотрудничества 4. Принцип законности 5. Принцип индивидуального подхода. 6. Принцип ответственности |
Основные направления программы | 1. Диагностическое 2. Профилактическое 3. Организаторское 4. Просветительское |
Предполагаемые результаты реализации программы | 1.Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения). 2. Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей. 3.Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения. 4.Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности. 5. Разработка комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания. |
Актуализация
Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями СОП, просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога, администрации ОУ, инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.
Программа «Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей, и процесс социализации ребенка. Тем самым и обозначена необходимость создания и внедрения данной программы. Созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога в работе с родителями.
Цель Программы:
Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Задачи Программы:
1. Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.
2. Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
3. Провести анализ эффективности программы.
Принципы разработки и реализации Программы:
1. Принцип гуманизма
2. Принцип доверия и поддержки
3. Принцип сотрудничества
4. Принцип законности
5. Принцип индивидуального подхода.
6. Принцип ответственности
Основные направления Программы:
Диагностическое
Профилактическое
Организаторское
Просветительское
Данные направления реализуются через:
совместные мероприятия с сотрудниками органов профилактики (КДН и ЗП, ОПДН ОМВД, ЦРБ и т.д.)
мероприятия с родителями: выступления на родительских собраниях,
привлечение родителей к участию в мероприятиях школы;
мероприятия с педагогами: выступления на семинарах, педсоветах;
участие в заседаниях школьного совета профилактики
социально-психологическое сопровождение проблемных семей учащихся;
тематические классные часы;
Методы и формы:
анкетирование;
собеседование;
родительское собрание
консультация;
тренинг;
мониторинг;
Предполагаемые результаты реализации Программы:
Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).
Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.
Разработка социальным педагогом и психологом комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.
План работы с детьми и родителями из семей находящихся в социально – опасном положении
Работа с родителями
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Составление и пополнение банка данных семей, находящихся в социально-опасном положении, «группе риска». | в течение года | классные руководители, социальный педагог |
2. | Посещение на дому детей из семей СОП. Постановка на внутришкольный учет неблагополучных семей. | в течение года | социальный педагог |
3. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания. | в течение года | социальный педагог, классные руководители. |
4. | Выявление и постановка на учет в КДН и ОПДН семей, находящихся в социально-опасном положении и «группы риска». | в течение года | социальный педагог |
5. | Организация консультаций со специалистами (врач - нарколог, представителями ГИБДД, психологом, социальным педагогом) | в течение года | социальный педагог |
6. | Проведение анкетирований и опросов родителей, законных представителей: - Общение в семье. - Психологический климат в семье с ребёнком, находящимся под опекой. - Подвержен ли ваш ребёнок риску пристраститься к алкоголю и курению | октябрь ноябрь февраль | классные руководители, социальный педагог |
7. | Оформление памяток, презентаций, информации для родительских собраний, тематических стендов для родителей, законных представителей. - Здоровый образ жизни залог успешной учёбы (памятка) - Как научить детей общаться (памятка) - Принципы отношения родителей с детьми (памятка) - Привычки родителей – пример для детей (памятка) - Памятка по разрешению конфликтных ситуаций. - Разговор ребёнку – ремень брюкам (стенд). - Ошибки семейного воспитания (стенд). | в течение года | социальный педагог |
8. | Рейды в семьи, находящихся в социально-опасном положении. | в течение года | классные руководители, соц.педагог |
Мероприятия
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Участие во всех межведомственных операциях, акциях. | в течение года | методист |
2. | Совет профилактики а) по плану. б) отчет классных руководителей о проделанной работе с учащимися, состоящими на учете. | 1р / четв. и по запросу | социальный педагог |
3. | Декада профилактики правонарушений и преступлений | декабрь | социальный педагог |
4. | Месячник «Здоровый образ жизни» - Привычки родителей – пример для детей (памятка для родителей). - Беседа-презентация «Здоровье сгубишь, новое не купишь». | ноябрь | социальный педагог, классные руководители, |
5. | Декада правового воспитания | декабрь, апрель | социальный педагог |
6. | Дни здоровья | по плану работы школы | социальный педагог методист |
Методическая работа
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Пополнение педагогической копилки социального педагога. | в течение года | социальный педагог |
2. | Участие в городских семинарах, РМО | в течение года | социальный педагог |
3. | Оказание методической помощи классным руководителям в работе с детьми: индивидуальное консультирование по возникшим проблемам | в течение года | социальный педагог, |
4. | Оказание методической помощи классным руководителям по ведению документации. | в течение года | методист социальный педагог, |
5. | Совместная деятельность в работе с проблемными детьми и семьями. | в течение года | социальный педагог, |
6. | Оказание методической помощи в разработке классных часов, бесед, родительских собраний. | в течение года | методист социальный педагог, |
7. | Совместное посещение детей на дому с целью изучения социально-бытовых условий жизни несовершеннолетних. | в течение года | социальный педагог |
8. | Создание информационных буклетов-памяток | октябрь декабрь | социальный педагог |
Мониторинг
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Корректирование списков учащихся, выбывших из школы и вновь прибывших. | в течение года | социальный педагог, |
2. | Анкетирования родителей и уч-ся. Составление социального паспорта школы. Анкета для родителей неблагополучных семей «Общение в семье». Анкетирование родителей детей дивиантного поведения «Жестокое обращение в семье». Анкета для родителей проблемных детей «Подвержен ли Ваш ребенок риску пристраститься к алкоголю и курению». Анкета для учащихся «Выявление отношения учащихся к алкоголю и табакокурению». | сентябрь октябрь октябрь ноябрь февраль | социальный педагог, психолог, классные руководители |
| Мониторинг «Изучение внутрисемейных отношений и уровня комфортности ребенка в неблагополучных семьях» Анкетирование детей, проживающих в неблагополучных семьях «Семья и родители глазами ребёнка». Анализ анкет. Индивидуальные беседы с детьми, их родителями, классными руководителями по выявленным проблемам. Консультации психолога. Повторное анкетирование детей с целью определения эффективности проведенных мероприятий. Анализ анкет. | октябрь-май октябрь-ноябрь апрель по запросу апрель май | социальный педагог, психолог, классные руководители |
3. | Анализ работы за полугодие | декабрь 2019 | социальный педагог |
4. | Анализ работы за учебный год | май 2019 г. | социальный педагог |
Работа с учащимися
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Учет и контроль за движением учащихся, состоящих на учете. | в течение года | социальный педагог |
2. | Правовое сопровождение учащихся. | в течение года | социальный педагог |
3. | Обследования условий жизни и воспитания учащихся. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
4. | Индивидуальное консультирование учащихся по личным вопросам, проблемам. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
5. | Вовлечение учащихся в деятельность кружков, секций по интересам. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
6. | Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и уклоняющихся от обучения. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
7. | Осуществление контроля учащихся по месту жительства. | в течение года | социальный педагог, классные руководители, родительский патруль |
8. | Индивидуальные профилактические беседы. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
9. | Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
10. | Индивидуальная работа по социально-педагогической реабилитации. | в течение года | социальный педагог, классные руководители |
11. | Контроль успеваемости и посещаемости детей из семей СОП. | в течение года | социальный педагог |
12. | Анкетирование: - Семья и родители глазами ребёнка - Жестокое обращение. - Выявление отношения учащихся к алкоголю и табакокурению. | октябрь ноябрь февраль | социальный педагог |
13 | Организация занятости учащихся в период каникул. | В течение года | социальный педагог |
Взаимодействие с другими службами
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Организация консультаций специалистов различных служб и ведомств системы профилактики с родителями и детьми. | в течение года | методист |
2. | Совместные рейды: ЦЕЛЬ: контроль соблюдения прав ребенка. (оставленных на повторный курс обучения) ЦЕЛЬ: уведомление родителей, знакомство с бытовыми условиями обучения ребенка. ЦЕЛЬ: выполнение Закона РФ «Об образовании» ЦЕЛЬ: Контроль подростков, выполнение ФЗ РФ№ 120, выполнение Закона №148 – РЗ «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений». ЦЕЛЬ: контроль за семьёй, условиями проживания ребенка. ЦЕЛЬ: профилактика правонарушений, бродяжничества, безнадзорности. ЦЕЛЬ: Контроль подростков, выполнение Закона Ростовской области от 16.05.2015 года № 346-3С «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Ростовской области» | в течение года | Социальный педагог, классные руководители |
4. | Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников | в течение года | социальный педагог |
5. | Совместная работа по вовлечению несовершеннолетних в объединения дополнительного образования | в течение года | социальный педагог |
6. | Организация каникулярного времени, летнего отдыха учащихся. Трудоустройство. | в течение года | социальный педагог |
7. | Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия с ДОУ и детской поликлиникой. посещение и проведение совместных родительских собраний. совместное наблюдение за семьями СОП. организация совместных с родителями мероприятий. | в течение года | социальный педагог |