Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель СППС _____________Т.А. Денисова «_____»__________ 20____ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР _____________В.В. Неупокоева «_____»__________ 20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от______________№_____ |
|
Рабочая программа
коррекционно - развивающего курса
«Ритмика»
для обучающейся 2 класса с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (3 вариант)
Составитель: учитель — логопед
Вильямова О.Н.
г. Биробиджан
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Ритмика» направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель курса:развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
Задачи курса:
-
развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях;
-
учить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
-
развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);
-
развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
-
выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений;
-
развивать координацию движений;
-
развивать умение слушать музыку;
-
развивать творческие способности личности.
Общая характеристика коррекционного курса «Ритмика»
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики и пальцев рук;
-развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
-коррекция – развитие двигательной памяти;
-коррекция – развитие внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие представлений о времени.
3.Развитие различных видов мышления:
-развитие наглядно-образного мышления;
-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4.Развитие основных мыслительных операций:
-развитие умения сравнивать, анализировать;
-развитие умения выделять сходство и различие понятий.
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-формирование умения преодолевать трудности;
-воспитание самостоятельности принятия решения;
-формирование устойчивой и адекватной самооценки;
-формирование умения анализировать свою деятельность.
6.Коррекция – развитие речи:
-развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
Место коррекционного курса в учебном плане
Программа коррекционного курса «Ритмика» разработана для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
На изучение коррекционного курса отводится 1 час в неделю. Занятия проводятся индивидуально. Продолжительность занятий 30 -35 минут, со второго учебного полугодия и составляет 18 часов.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей.
- Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные результаты:
- Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения.
- Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.
- Следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия.
- Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
- Принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.
- Принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.
Познавательные результаты:
- Выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов.
- Выделять некоторые общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
- Устанавливать видо-родовые отношения предметов.
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- Пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.
- Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
Коммуникативные результаты:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик).
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- Обращаться за помощью и принимать помощь.
- Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация.
- Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
- Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
-строиться (с помощью);
-сохранять правильную дистанцию в колонне парами (под контролем);
-определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
-соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения.
Достаточный уровень:
-принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
-самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
-соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе;
-легко, естественно и непринуждённо выполнять все игровые и плясовые движения.
Содержание курса «Ритмика»
Название темы | Количество часов |
Упражнения на ориентировку в пространстве. | 3 |
Ритмико-гимнастические упражнения. | 6 |
Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | 4 |
Музыкальные игры. | 5 |
Итого | 18 |
Тематическое планирование
Тема занятия | Краткое содержание занятия | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся на занятии |
Упражнения на ориентировку в пространстве. | Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх – вниз с одновременным движением левой руки от себя – к себе перед грудью (смена рук). | 3 | Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперёд, назад, в стороны, круговые движения. |
Ритмико-гимнастические упражнения. | Общеразвивающие упражнения. Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны и перед собой. | 6 | Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочерёдно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. Упражнения с мячом, с флажками. |
Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). | 4 | Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Похлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. |
Музыкальные игры. | Повторение элементов танца | 5 | Повторение движений за педагогом элементов танца. Движение под музыку. |
Итого: 18 часов |
Методическое обеспечение
1.Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 20012
2.Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. 1988.
3.Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М. 2004
4.Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников. - Ж. «Деф» №2 1972 5. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. – М. 1980