Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Задоринская основная общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального района Костромской области
Программа родительского просвещения
«МЫ вместе»
(программа для родителей обучающихся с ОВЗ)
Авторы:
Комрачкова Н.А. – и.о. директора школы,
учитель иностранного языка
Кудрявцева Н.А. – социальный педагог,
учитель начальных классов
с. Николо – Полома
2021
Оглавление.
Пояснительная записка.
Обоснование программы: актуальность, цель, задачи, принципы.
Ожидаемые результаты работы.
Методы и формы работы.
Управление и контроль.
Этапы реализации программы.
План мероприятий по реализации программы.
Особенности мероприятий внеурочной деятельности в работе с родителями.
Мониторинг эффективности работы с родителями обучающихся.
Пояснительная записка
Формирование личности каждого ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того комплекса условий, который играет решающую роль в формировании и развитии личности ребенка. Проблема организации целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к стихийности формирования личности ребенка. Успех воспитания обеспечивается при условии, если оно соответствует установкам и требованиям общества, предъявляемым к воспитательному процессу, его содержанию и целям. Важнейшее место при этом занимает педагогическая культура родителей. Она вдвойне важна, если в семье ребенок с особыми возможностями здоровья как физического, так и психического.
Проблемы, связанные с обучением таких детей, были всегда. «Особенных детей», к сожалению, не становится меньше. В 2008 году наша школа, единственная в муниципалитете, получила лицензию на ведение образовательной деятельности по программам VIII (коррекционного) вида, что стало своего рода первым шагом к введению инклюзивного образования. И в тот момент, когда государство стало широко внедрять его в общеобразовательных школах, наш коллектив работал в условиях инклюзии уже достаточное время.
На данный момент, количество детей с ОВЗ в школе составляет 26% от всех обучающихся. Поэтому одним из направлений воспитательной работы в школе стало просвещение родителей, в частности родителей обучающихся с ОВЗ.
Взаимодействие с ними может разрушить и обесценить все вложения педагога при работе с особенным ребенком, а может и дать положительный результат в виде взаимопонимания, взаимосотрудничества, взаимоподдержки. С чего начать, как его правильно выстроить, на какие «звоночки» обратить внимание?
Обоснование программы
Актуальность программы и ее отличительная особенность заключается в том, что она дает возможность родителям стать полноправными партнерами педагогов в воспитании детей с ОВЗ, выстраивает систему взаимодействия всех участников образовательного процесса через расширение родительских прав на специальные педагогические знания.
Цели программы вытекают из проблем, связанных с негативными изменениями в обществе в целом:
Отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысокий уровень психолого-педагогической культуры родителей)
Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. Изменяется статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми).
Изменилось качество самой семьи (утрачена ответственность за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является). Наблюдается снижение рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
Цель программы: Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).
Задачи программы:
1. Способствовать формированию у родителей основ психолого-педагогических знаний об особенностях социализации детей с ОВЗ.
2. Развивать умения эффективной коммуникации у родителей при разрешении проблем с ребенком.
3. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций при взаимодействии с детьми.
Принципы организации работы с родителями
В основу программы легли важнейшие принципы повышения педагогической культуры родителей:
1. Принцип систематичности и последовательности - целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей.
2. Принцип единства школьного и семейного воспитания - с учетом этого принципа строится содержание программы, даются практические задания, распределяются поручения среди родителей, что оказывает существенное влияние на работу школы с семьями учащихся.
3. Принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей - коллективную работу родителей по освоению педагогических знаний и умений продолжает индивидуальная работа с отдельными семьями.
4. Принцип эмоциональной безопасности для родителей и их мотивирования к взаимодействию – совместная деятельность по преодолению родительских страхов (страх невозможности интеграции ребенка в социум, страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзивном образовании, страх вынести за пределы семьи свою проблему, страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспомощности).
Ожидаемые результаты работы:
- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих), имеющих детей с ОВЗ;
- создание комфортной обстановки для взаимного сотрудничества педагогов, детей и родителей;
- создание оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его успешной социализации;
- рост удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения в целом.
4. Методы и формы работы
Методы работы с родителями: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком в школе и семье (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций и др.
Формы:
- консультирование (индивидуальное и групповое: разъяснение особенностей коррекционной работы, работа службы сопровождения семьи - психолог, логопед, дефектолог);
- совместная деятельность (вовлечение родителей в подготовку и проведение родительских собраний, профилактических мероприятий с детьми);
- вовлечение родителей в подготовку и проведение традиционных школьных досуговых и спортивных мероприятий;
- участие родителей в мероприятиях при подготовке к олимпиадам и конкурсам различной направленности и разного уровня.
5. Управление, контроль.
Программа родительского просвещения носит долгосрочный характер. План мероприятий корректируется и варьируется в соответствии с теми или иными особенностями ежегодно.
Управление и контроль за реализацией программы осуществляет педагогический совет, ответственными за реализацию программы являются заместитель директора по учебно - воспитательной работе и школьный вожатый. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляет психолог, социальный педагог.
Этапы реализации программы:
Организационный (начало учебного года: август - сентябрь)
1. Формирование творческой группы педагогов, учащихся, родителей по разработке программы;
2. Определение «поля проблем» в работе с родителями;
3. Поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями;
4. Разработка Программы работы с родителями.
Деятельностный (октябрь - май)
Мотивация участников образовательного процесса на предстоящую деятельность (педсовет, классные родительские собрания, работа родительского комитета, анкетирование);
Составление плана работы;
Деятельность педагогов, обучающихся, родителей по реализации программы.
Мониторинг работы с родителями.
Обобщающий (май - июнь)
Анализ полученных результатов, выявление проблем и противоречий, постановка целей и задач на следующий год;
Обобщение опыта, определение направлений.
Сроки реализации
В соответствии с планом работы, но не реже 1 раза в месяц.
Продолжительность занятия - 1 час, индивидуальные консультации по согласованию.
7. План мероприятий по реализации программы
План работы психолога, социального педагога с родителями
№п/п | Тема мероприятия | Месяц | Форма | Задачи мероприятия |
1. | 1. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. 2. Первичное анкетирование, тестирование и диагностика (индивидуальная и групповая) | Сентябрь | Семинар Анкетирование | 1. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, связанного с психолого-медико-педагогическим сопровождением ребенка. 2. Выявление «проблемных» детей, постановка первоочередных целей работы, составление плана действий |
2. | 1.Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ. 2. Консультация педагога – психолога: «Затруднения родителей в воспитании детей с ОВЗ». | октябрь | Лекция Индивидуальные консультации | 1.Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ. 2.Оказание индивидуальной помощи родителям |
3. | 1. Взрослые и дети 2. Консультация педагога – психолога: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность». | ноябрь | Групповой тренинг Индивидуальные консультации | 1. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением. 2.Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. |
4. | 1. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления. 2. Практикум-тренинг «Всё преодолеем вместе» | декабрь | Лекция Практическое занятие | 1.Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития. 2. Обучение практическим навыкам взаимодействия с «трудными» детьми |
5. | Методы педагогического воздействия на ребенка в семье | По согласованию в течение года | Индивидуальная консультация | Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, умений взаимодействия и корректировки его поведенческих реакций |
6. | 1.Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов. 2. Беседа: «Мамы особых детей». | январь | Круглый стол с участием специалистов КСЦОН Беседа | 1.Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах. 2. Выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития |
7. | 1.Тренинг «Родительская эффективность» «Я – родитель» 2.Беседа пап: «Роль отца в воспитании детей». | февраль | Групповой тренинг Лекторий | 1.Формирование доверительных отношений «родитель – ребенок». Оказание эмоциональной поддержки родителям. 2. Повышение роли и ответственности отцов в деле воспитания детей с ОВЗ |
8. | Тематический практикум «Класс родительского мастерства: «Формирование учебной мотивации у детей школьного возраста» | март | Практическое занятие | Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов. |
9. | 1.Профилактика семейного насилия (жестокого обращения с детьми) 2.Консультация – практикум педагога – психолога: «Радость в общении: уверенное поведение и кризисные ситуации. Профилактика детских неврозов». | апрель | Родительское собрание Индивидуальные консультации | 1.Предупреждение агрессии и жестокости в отношении обучающихся в семье, создание атмосферы дружелюбия и доверия между родителями и детьми. 2. Формирование доверительных отношений «родитель – ребенок». Оказание эмоциональной поддержки родителям. |
10. | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ «Мой ребенок» | май | Групповая работа | Анализ результатов воспитательной и просветительской работы среди родителей. Формирование их умений анализа и самоанализа деятельности |
План мероприятий по реализации программы
№ | Мероприятия | Участники | Сроки | Ответственные |
Информационно-просветительская деятельность |
1. | Постоянное размещение информации для родителей на школьном сайте | | В течение года | Ответственный за сайт, классные руководители |
2. | Организационное родительское собрание | родители | сентябрь | Администрация школы |
3. | Индивидуальные консультации для родителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации к учебной деятельности | родители | Регулярно, по установленному графику | Социальный педагог,педагог- психолог, учителя - предметники |
4. | Просветительский семинар для родителей: «Особенности адаптационного периода» «Закон РФ «Об образовании», Устав школы (права и обязанности родителей)» | родители 5 класса родители 1 - 9 класс | Сентябрь Сентябрь | Классные руководители заместитель директора по УВР |
5. | Проведение единых дней профилактики | родители совместно с детьми | 2 раза в год | Социальный педагог, инспектор ПДН |
6. | Тематические классные часы с участием родителей (по согласованию) | 1 – 9 класс | По плану воспитательной работы в течение года | Вожатый, классные руководители |
7. | Профоориентационная работа (тематические уроки, он-лайн уроки в рамках проекта «Проектория», встречи с родителями - представителями разных профессий, профессиональные приоритеты и т.д.) | Родители и обучающиеся 5 – 9 класс | По плану воспитательной работы в течение года | Вожатый, классные руководители, ответственный за направление «Профориентация» |
Совместная деятельность |
Участие | Участие в традиционных школьных мероприятиях по плану воспитательной работы школы (тематические дни, праздничные и памятные даты, концерты, конкурсные программы и т. д.) | Родители 1 – 9 класса по согласованию | По плану воспитательной работы в течение года | Вожатый, классные руководители |
2. | Спортивная деятельность (соревнования, конкурсы, олимпиады, Дни здоровья, День туриста, физкультминутки, спортивные секции) | Родители 1 - 9 класса по согласованию | По плану спортивной работы | Ответственный за спортивно – оздоровительное направление |
3. | Экологическое воспитание (эко-уроки, конкурсы, озеленение территории, эко-посадки, изготовление кормушек и домиков для птиц) | Родители 1 - 9 класса по согласованию | По плану спортивной работы | Ответственный за спортивно – оздоровительное направление |
Формирование компетентности родителей в вопросах специальных коррекционно - педагогических знаний |
1. | Родительский лекторий (Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов» «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ» «Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ») | Родители обучающихся с ОВЗ | По плану работы служб сопровождения | Раз в четверть |
2. | Законы и законодательные акты, регулирующие процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ ( информирование родителей в области законодательства РФ) | Родители обучающихся с ОВЗ | По плану работы служб сопровождения | Раз в полугодие |
3. | Специализированное консультирование (учитель-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, представители ПМПК и КСЦОН, инспектор ПДН) | Родители обучающихся с ОВЗ | По плану работы служб сопровождения | Раз в полугодие и по необходимости |
Особенности мероприятий внеурочной деятельности
в работе с родителями.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся совместно с родителями. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся и их родителей в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося и родителя.
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и самих школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.
Задачами сотрудничества являются:
усиление нравственных аспектов жизнедеятельности родителей и детей.
развитие у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, опыта формального и неформального общения с их детьми;
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
оказание содержательной помощи родителям в организации воспитания детей с ОВЗ в том числе обучении детей в домашних условиях.
Для диагностики результативности работы используется: «Методика изучения мотивов участия родителей и школьников в деятельности» (по Л.В. Байбородой). Текст диагностики и интерпретация результатов представлена в Приложении.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
Содержание, формы и методы работы:
Внеурочная совместная с родителями деятельность позволяет раскрыть потенциал семейного воспитания, заставляет родителей и детей посмотреть друг на друга другими глазами, увидеть то, что раньше не видели, открывает возможности социализации родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и самих учащихся.
Организация занятий по разным направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляет родителям и учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие внутрисемейных отношений.
Для реализации доступны следующие виды внеурочной деятельности:
спортивно-игровая и оздоровительная деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность;
прикладное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Формы участия родителей во внеурочной деятельности различные. Можно выделить по направлениям внеурочной деятельности следующие формы участия родителей:
Спортивно-игровая и оздоровительная деятельность:
Помощь в организации походов, экскурсий;
Помощь в проведении подвижных игр;
Участие в спортивных соревнованиях «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.
Познавательная деятельность:
Помощь в проведении экскурсий,
Беседы;
Проектная деятельность;
Организация кружка.
Проблемно-ценностное общение:
Проведение бесед по эстетике внешнего вида ребенка, культуре поведения и речи;
Досугово-развлекательная деятельность:
Участие в развлекательных мероприятиях школы «Посидим за чайком», «Праздник урожая», «Новогодняя сказка» и т.д.
Подготовка концертных программ и выступления;
Участие в конкурсных программах.
Прикладное творчество:
Помощь в выполнении детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Помощь в конкурсах, выставках детского творчества.
Социальное творчество:
Помощь в организации встречи с ветеранами ВОВ и труда,
Встречи с участниками «горячих точек»;
Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
Трудовая деятельность:
Помощь в школьных субботниках;
Разведение комнатных цветов,
Помощь в акциях «Посади дерево», «Дом для птиц», и т. д.
Туристско-краеведческая деятельность:
Помощь в организации экскурсий;
Помощь в сборе информации об истории села или посёлка;
Помощь в оформлении краеведческого материала.
Прогнозируемые результаты:
Раскрытие личностного потенциала родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и учащихся;
Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи – любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку);
Повышение уровня развития внутрисемейного общения;
Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию разных форм сотрудничества
Участие родителей совместно с детьми в классных и школьных мероприятиях;
Создание единого школьного коллектива родителей и учащихся.
Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений;
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
8. Мониторинг эффективности работы с родителями обучающихся.
Для изучения особенностей отношения родителей к детям перед проведением психопрофилактических и информационно-просветительских встреч используются следующие известные, зарекомендовавшие себя методики:
опросник АСВ (анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера [20,21]
тест - опросник родительско-детских отношений (РДО) А. Я. Варги, В. В. Столина [6, c.142]
методика «Подростки о родителях», созданная E. Schaefer (1965) и адаптированная для применения на территории Российской Федерации коллективом автором под руководством Л.И. Вассермана [10; Вассерман Л.И. 1994]
Опросник «Стратегия семейного воспитания» (в адаптации Фалькович Т. А., Обуховой Л. А.) [17,c.30] в силу небольшого объёма и лёгкости обработки результатов может использоваться как до, и во время проведения встреч.
При составлении программы использованы упражнения, материалы для дискуссий и игр из следующих источников:
- Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
- Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2008. – 160 с.: ил.
- Кори Д. Теория и практика группового консультирования/Пер. с англ. Е. Рачковой. – М.: ЭКСМО, 2003. – 640 с. (Серия «Искусство консультирования»)
- Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А., Соболева А. Н., Телегина И. О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2010. – 160 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)
- Николаева Е. И. 111 баек для детских психологов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е изд. / Азарова Т. В., Барчук О. И. и др., под общ. ред. М. Р. Битяновой . – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)
- Упражнения: схемы и стратегии. 2-е изд. / Л. Рай. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»)
- Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся. Дефектология, М: Просвещение, 2013 г
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение,2004 г
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. Инст-т спец. педагогики и психологии: международн. университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2002
- Фалькович Т. А., Толстоухова Н.С., Обухова Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая литература).
В мониторинговых исследованиях личностного развития обучающихся используются методы социально-педагогической диагностики (социологические опросы, анкетирование, психологическое тестирование и др.) и методики: • «Личностный рост» (П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова); • «Методика изучения мотивов» (А.А.Реан, В.А.Якунин); • Тест на эмоциональный интеллект (Д.В.Люсин, О.О.Марютина, А.А.Степанова); • «Определение самооценки» (В.Г.Щур); • «Диагностика ценностных ориентаций» (М.Рокич); • «Неоконченные предложения» (Л.С.Колмогорова); • «Изучение уровня социализированности» (М.И.Рожков); • «Методика изучения мотивов участия родителей и школьников в деятельности»
( Л.В. Байбородой).
С целью выявления эффективности проведения родительского всеобуча было проведено анкетирование родителей обучающихся с ОВЗ
Респондентам были предложены 9 вопросов, на которые мы получили следующие ответы:
Вопрос 1. Часто ли вы посещаете родительский всеобуч?
Ежемесячно – 53%;
редко – 24%;
хотел бы чаще, но не позволяет работа – 23%
Вопрос 2. Удается ли узнавать что-то новое, интересное на занятиях всеобуча?
Удается всегда – 66%,
не все занятия приносят пользу – 17%,
затрудняюсь ответить – 17%
Вопрос 3. Встреча с какими специалистами вам понравилась больше всего?
со специалистами КСЦОН – 33%,
с психологом – 17%,
с администрацией школы - 50%
Вопрос 4. Как Вы считаете, какие всеобучи более полезны: общешкольные или те, которые проводятся в классах?
Общешкольные – 83%,
классные – 17%
Вопрос 5. С кем из специалистов Вам хотелось бы встретиться на всеобуче?
с участковым – 17%,
с логопедом - 17%
с психологом – 33%
с дефектологом - 33%
Вопрос 6. Устраивают ли Вас темы всеобуча?
Устраивают полностью – 51%,
частично устраивают – 33%,
не устраивают – 16%
Вопрос 7. Смогли бы вы предложить свои услуги по подготовке и проведению одного из родительских всеобучей?
мог бы, но боюсь браться за это дело – 17%,
нет, так как есть специалисты - 83%
Вопрос 8. Стоит ли развивать практику проведения родительских всеобучей через школьный сайт?
стоит – 17%,
скорее нет, чем да– 83%
Приложение
Рекомендации для родителей детей с ОВЗ
15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка.
1.Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
2.Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
4.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5.Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
7.Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8.Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, на радио не заменят вас.
9.Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13.Общайтесь с семьями, где есть дети с такими же проблемами в развитии. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14.Не изводите себя упреками. В том, что у вас «особый» ребенок, вы не виноваты.
15.Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Памятка родителям о воспитании детей
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте ребенка таким, какой он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на положительные качества ребенка, верьте в его возможности.
Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, каким Вы хотите.
Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
3.Методика изучения мотивов участия родителей и школьников в деятельности
(по Л.В. Байбородой)
Цель: выявление мотивов родителей и учащихся в деятельности.
Ход проведения: родителям и учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что привлекает тебя (Вас) во внеурочной деятельности?
Интересное дело.
Общение с разными людьми.
Помощь товарищам.
Возможность передать свои знания.
Творчество.
Приобретение новых знаний, умений.
Возможность руководить другими.
Участие в делах коллектива.
Вероятность заслужить уважение товарищей.
Возможность сделать доброе дело для других.
Возможность выделиться среди других.
Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия родителей и школьников в деятельности.
4. Анкетирование к родительскому собранию
"Стили и методы воспитания ребёнка в семье"
Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребёнком. Решение вами предложенных ситуаций и определяет стиль воспитания ребёнка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа на эти ситуации и подсчитайте свои баллы.
1. Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернётся домой с синяком, то с разорванной штаниной...
A. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, если нужно, компресс - 3 балла.
Б. Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться - 0 баллов.
B. Вы делаете вид, что ничего не произошло, даёте возможность ребёнку самому справляться со случившимся - 5 баллов.
2. У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны...
A. Вы беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей - 2 балла.
Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 баллов.
B. Вы объясняете своему ребёнку, что эти друзья ему не пара - 0 баллов.
3. Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать...
A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу - 0 баллов.
Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чём истинная причина поражения - 3 балла.
B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения - 5 баллов.
4. Вашего ребёнка трудно вечером отправить спать...
A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон - 3 балла.
Б. Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время - 5 баллов.
B. Вы всегда укладываете ребёнка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 баллов.
5. Ваш ребёнок обожает телевизор...
A. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет его смотреть - 0 баллов.
Б. Вы говорите своему ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 балла.
B. Вы вместе определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть - 5 баллов.
6. Ваш ребёнок с раннего детства за словами в карман не лезет...
A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 баллов.
Б. Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом - 0 баллов.
B. Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение - 3 балла.
7. Ваш ребёнок, который ещё, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом...
А. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 баллов.
Б. Вы оставляете всё как есть, считая, что всё станет на свои места само собой - 3 балла.
В. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребёнку взаимоотношения полов - 5 баллов.
8. Вашему ребёнку иногда достаётся от сверстников...
А. Вы учите своего ребёнка давать сдачи обидчикам - 5 баллов.
Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 балла.
В. Вы просите своего ребёнка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 баллов.
9. Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего...
A. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт свои ошибки без подсказки - 0 баллов.
Б. Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего - 5 баллов.
B. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их взаимоотношений со старшим - 3 балла.
10. Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становится злым и бессердечным...
A. Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведёт - 0 баллов.
Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 баллов.
B. Вы ищете причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т.д. - 2 балла.
Анализ результатов теста
0-18 баллов. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись с взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
19-35 баллов. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
36-50 баллов. Вы осознаёте, что ребёнок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаёте все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу с событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребёнка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
5. Тест для родителей «Я и мой ребенок».
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать выводы относительно проблем в воспитании детей.
Можете ли вы? | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | а | б | в |
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? | а | б | в |
3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? | а | б | в |
4.Извинится перед ребенком в случае своей неправоты? | а | б | в |
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? | а | б | в |
6. Поставить себя на место ребенка? | а | б | в |
7. Проверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)? | а | б | в |
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? | а | б | в |
9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | а | б | в |
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? | а | б | в |
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет? | а | б | в |
12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? | а | б | в |
Ключ: ответ А оценивается в 3 балла; ответ Б – 2 балла; ответ В – 1 балл.
Если вы набрали от 27 до 36 баллов, значит ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
13 – 27 баллов: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своими подходами к воспитанию ребенка.
Менее 13 баллов: у вас серьезные проблемы в воспитании ребенка. Вам не достает либо знания как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
5.Ключ к модифицированному классификатору оценки реабилитационного потенциала семьи (Альбицкий В.Ю., Модестов А.А.)
33-28 баллов | Высокий уровень. Это полная семья, в которой нет проблем, связанных с зависимостями: игровой, алкогольной, наркоманией. Образование родителей в этих семьях «высшее» или «среднее специальное». Работает, как правило, лишь один из родителей. При этом бытовые условия и степень материальной обеспеченности находятся, по оценке родителей, на «среднем» уровне. Уход за ребенком в такой семье чаще всего осуществляет мать, в семье нет второго ребенка-инвалида. |
27-20 баллов | Средний уровень. Неполная или полная, но чаще с зависимостью одного из родителей, семья. Трудовая занятость может быть и полная, но материальное положение на низком или удовлетворительном уровне, не обходятся без помощи государственных учреждений. Наличие второго ребенка возможно. |
20-11 баллов | Низкий уровень. Обычно неполная семья. Малообеспеченная. Наличие двух и более детей, в том числе возможно еще ребенка с ОВЗ. Семья имеет материально-бытовые финансовые проблемы. Нарушение психологического климата. Не способна самостоятельно осуществлять реабилитацию ребенка. |
Ключ к опроснику 1 (определения реабилитационной компетентности семьи): за каждый положительный ответ – 1 балл.
Высокий уровень – 12-10 баллов, средний уровень – 9-7 баллов, низкий уровень – менее 7 баллов.
Ключ к опроснику 2 (определения воспитательного потенциала семьи): за каждый положительный ответ – 1 балл.
Высокий уровень – 12-10 баллов, средний уровень – 9-7 баллов, низкий уровень – менее 7 баллов.
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка. Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в поведении, для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов – 50.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретно ребенка набор баллов:
- ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
- более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Опросник 1.
Уважаемый родитель, прочитайте следующие высказывания, поставьте «-» или «+» (соответствует ситуации, не соответствует).
Знаю, куда нужно обращаться за оказанием социальной поддержки, защиты и помощи для моей семьи (ребенка).
Я знаю все основные виды реабилитации.
Я считаю, что для моего ребенка достаточным является только один вид реабилитации (например, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная, социально-бытовая и физкультурно-оздоровительная реабилитация и спорт).
Я стараюсь проводить с ребенком все виды реабилитации.
Я считаю, что весь комплекс реабилитационных мероприятий играет важную роль в развитии моего ребенка.
Используем собственные силы и средства для проведения дополнительных мероприятий по оздоровлению и реабилитации дочери (выезды на природу, море, санатории).
Ребенок регулярно проходит запланированные курсы лечения (медицинские обследования).
Посещаю с ребенком спортивные и физкультурные мероприятия.
Пользуюсь услугами всех возможных специалистов (если есть необходимость: логопед, психолог, социальный педагог и др.).
Я интересуюсь процессом реабилитации ребенка, консультируюсь со специалистами.
Я активно участвую в процессе реабилитации дочери.
Я могу проконсультировать и поделиться своим опытом с другими родителями, имеющими особого ребенка.
Опросник 2.
Уважаемый родитель, прочитайте следующие высказывания, поставьте «-» или «+» (соответствует ситуации, не соответствует).
Я знаю возрастные особенности своего ребенка.
Я учитываю в своих занятиях с ребенком его возрастные и индивидуальные особенности
Я читаю темы воспитания в журналах, книгах, смотрю специальные передачи по телевидению.
Мы с супругом (супругой) имеем разные взгляды на воспитание ребенка.
Я применяю запрет, приказ ребенку только когда это действительно необходимо.
Соблюдаю режим дня для ребенка.
Спорт и физкультура имеют большое значение для благоприятного развития ребенка.
Семейная среда оказывает существенное влияние на развитие ребенка.
Организую дома развивающие игры для дочери.
Я радуюсь каждому, даже незначительному, успеху ребенка.
Использую полученный опыт от общения и занятий со специалистами различных учреждений.
Стараюсь рационально сочетать активный труд и отдых моего ребенка.