СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа родительского просвещения «МЫ вместе» (программа для родителей обучающихся с ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  дает возможность родителям стать полноправными партнерами педагогов в воспитании детей с ОВЗ, выстраивает систему взаимодействия всех участников образовательного процесса через расширение родительских прав на специальные педагогические знания.

Просмотр содержимого документа
«Программа родительского просвещения «МЫ вместе» (программа для родителей обучающихся с ОВЗ)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Задоринская основная общеобразовательная школа»

Парфеньевского муниципального района Костромской области












Программа родительского просвещения

«МЫ вместе»

(программа для родителей обучающихся с ОВЗ)








Авторы:

Комрачкова Н.А. – и.о. директора школы,

учитель иностранного языка

Кудрявцева Н.А. – социальный педагог,

учитель начальных классов





с. Николо – Полома

2021


Оглавление.


  1. Пояснительная записка.

  2. Обоснование программы: актуальность, цель, задачи, принципы.

  3. Ожидаемые результаты работы.

  4. Методы и формы работы.

  5. Управление и контроль.

  6. Этапы реализации программы.

  7. План мероприятий по реализации программы.

  8. Особенности мероприятий внеурочной деятельности в работе с родителями.

  9. Мониторинг эффективности работы с родителями обучающихся.




























  1. Пояснительная записка

Формирование личности каждого ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. От деятельности взрослых, и прежде всего родителей, во многом зависит создание того комплекса условий, который играет решающую роль в формировании и развитии личности ребенка. Проблема организации целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к стихийности формирования личности ребенка. Успех воспитания обеспечивается при условии, если оно соответствует установкам и требованиям общества, предъявляемым к воспитательному процессу, его содержанию и целям. Важнейшее место при этом занимает педагогическая культура родителей. Она вдвойне важна, если в семье ребенок с особыми возможностями здоровья как физического, так и психического.

Проблемы, связанные с обучением таких детей, были всегда. «Особенных детей», к сожалению, не становится меньше. В 2008 году наша школа, единственная в муниципалитете, получила лицензию на ведение образовательной деятельности по программам VIII (коррекционного) вида, что стало своего рода первым шагом к введению инклюзивного образования. И в тот момент, когда государство стало широко внедрять его в общеобразовательных школах, наш коллектив работал в условиях инклюзии уже достаточное время.

На данный момент, количество детей с ОВЗ в школе составляет 26% от всех обучающихся. Поэтому одним из направлений воспитательной работы в школе стало просвещение родителей, в частности родителей обучающихся с ОВЗ.

Взаимодействие с ними может разрушить и обесценить все вложения педагога при работе с особенным ребенком, а может и дать положительный результат в виде взаимопонимания, взаимосотрудничества, взаимоподдержки. С чего начать, как его правильно выстроить, на какие «звоночки» обратить внимание?


  1. Обоснование программы


Актуальность программы и ее отличительная особенность заключается в том, что она дает возможность родителям стать полноправными партнерами педагогов в воспитании детей с ОВЗ, выстраивает систему взаимодействия всех участников образовательного процесса через расширение родительских прав на специальные педагогические знания.

Цели программы вытекают из проблем, связанных с негативными изменениями в обществе в целом:

  1. Отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысокий уровень психолого-педагогической культуры родителей)

  2. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. Изменяется статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми).

  3. Изменилось качество самой семьи (утрачена ответственность за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является). Наблюдается снижение рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

Цель программы: Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Задачи программы:

1. Способствовать формированию у родителей основ психолого-педагогических знаний об особенностях социализации детей с ОВЗ.

2. Развивать умения эффективной коммуникации у родителей при разрешении проблем с ребенком.

3. Научить родителей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций при взаимодействии с детьми.



Принципы организации работы с родителями

В основу программы легли важнейшие принципы повышения педагогической культуры родителей:

1. Принцип систематичности и последовательности - целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей.

2. Принцип единства школьного и семейного воспитания - с учетом этого принципа строится содержание программы, даются практические задания, распределяются поручения среди родителей, что оказывает существенное влияние на работу школы с семьями учащихся.

3. Принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей - коллективную работу родителей по освоению педагогических знаний и умений продолжает индивидуальная работа с отдельными семьями.

4. Принцип эмоциональной безопасности для родителей и их мотивирования к взаимодействию – совместная деятельность по преодолению родительских страхов (страх невозможности интеграции ребенка в социум, страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзивном образовании, страх вынести за пределы семьи свою проблему, страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспомощности).


  1. Ожидаемые результаты работы:


- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих), имеющих детей с ОВЗ;

- создание комфортной обстановки для взаимного сотрудничества педагогов, детей и родителей;

- создание оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его успешной социализации;

- рост удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения в целом.


4. Методы и формы работы

Методы работы с родителями: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком в школе и семье (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций и др.

Формы:

- консультирование (индивидуальное и групповое: разъяснение особенностей коррекционной работы, работа службы сопровождения семьи - психолог, логопед, дефектолог);

- совместная деятельность (вовлечение родителей в подготовку и проведение родительских собраний, профилактических мероприятий с детьми);

- вовлечение родителей в подготовку и проведение традиционных школьных досуговых и спортивных мероприятий;

- участие родителей в мероприятиях при подготовке к олимпиадам и конкурсам различной направленности и разного уровня.


5. Управление, контроль.


Программа родительского просвещения носит долгосрочный характер. План мероприятий корректируется и варьируется в соответствии с теми или иными особенностями ежегодно.

Управление и контроль за реализацией программы осуществляет педагогический совет, ответственными за реализацию программы являются заместитель директора по учебно - воспитательной работе и школьный вожатый. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляет психолог, социальный педагог.


  1. Этапы реализации программы:


Организационный (начало учебного года: август - сентябрь)

1. Формирование творческой группы педагогов, учащихся, родителей по разработке программы;

2. Определение «поля проблем» в работе с родителями;

3. Поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями;

4. Разработка Программы работы с родителями.

Деятельностный (октябрь - май)

  1. Мотивация участников образовательного процесса на предстоящую деятельность (педсовет, классные родительские собрания, работа родительского комитета, анкетирование);

  2. Составление плана работы;

  1. Деятельность педагогов, обучающихся, родителей по реализации программы.

  2. Мониторинг работы с родителями.


Обобщающий (май - июнь)

  1. Анализ полученных результатов, выявление проблем и противоречий, постановка целей и задач на следующий год;

  2. Обобщение опыта, определение направлений.


Сроки реализации

  1. В соответствии с планом работы, но не реже 1 раза в месяц.

  2. Продолжительность занятия - 1 час, индивидуальные консультации по согласованию.


7. План мероприятий по реализации программы


План работы психолога, социального педагога с родителями


п/п

Тема мероприятия

Месяц

Форма

Задачи мероприятия

1.

1. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения.

2. Первичное анкетирование, тестирование и диагностика (индивидуальная и групповая)

Сентябрь

Семинар







Анкетирование

1. Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, связанного с психолого-медико-педагогическим сопровождением ребенка.

2. Выявление «проблемных» детей, постановка первоочередных целей работы, составление плана действий

2.

1.Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ.





2. Консультация педагога – психолога: «Затруднения родителей в воспитании детей с ОВЗ».

октябрь

Лекция








Индивидуальные консультации

1.Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.


2.Оказание индивидуальной помощи родителям

3.

1. Взрослые и дети







2. Консультация педагога – психолога: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность».

ноябрь

Групповой тренинг





Индивидуальные консультации

1. Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.


2.Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка.

4.

1. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления.


2. Практикум-тренинг «Всё преодолеем вместе»

декабрь

Лекция





Практическое занятие

1.Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.


2. Обучение практическим навыкам взаимодействия с «трудными» детьми

5.

Методы педагогического воздействия на ребенка в семье

По согласованию в течение года

Индивидуальная консультация

 Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, умений взаимодействия и корректировки его поведенческих реакций

6.

1.Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов.


2. Беседа: «Мамы особых детей».

январь

Круглый стол с участием специалистов КСЦОН


Беседа


1.Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах.


2. Выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития

7.

1.Тренинг «Родительская эффективность»

«Я – родитель» 



2.Беседа пап: «Роль отца в воспитании детей».

февраль

Групповой тренинг


Лекторий

1.Формирование доверительных отношений «родитель – ребенок». Оказание эмоциональной поддержки родителям.


2. Повышение роли и ответственности отцов в деле воспитания детей с ОВЗ

8.

Тематический практикум «Класс родительского мастерства:

«Формирование учебной мотивации у детей школьного возраста»

март

Практическое занятие

Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.

9.

1.Профилактика семейного насилия (жестокого обращения с детьми)





2.Консультация – практикум педагога – психолога: «Радость в общении: уверенное поведение и кризисные ситуации. Профилактика детских неврозов».

апрель

Родительское собрание







Индивидуальные консультации


1.Предупреждение агрессии и жестокости в отношении обучающихся в семье, создание атмосферы дружелюбия и доверия между родителями и детьми.



2. Формирование доверительных отношений «родитель – ребенок». Оказание эмоциональной поддержки родителям.


10.

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ «Мой ребенок»

май

Групповая работа

Анализ результатов воспитательной и просветительской работы среди родителей. Формирование их умений анализа и самоанализа деятельности








План мероприятий по реализации программы

Мероприятия

Участники

Сроки

Ответственные

Информационно-просветительская деятельность

1.

Постоянное размещение

информации для родителей на школьном сайте


В течение года

Ответственный за сайт, классные руководители

2.

Организационное родительское собрание

родители

сентябрь

Администрация школы

3.

Индивидуальные консультации для родителей, чьи дети

испытывают трудности в адаптации к учебной

деятельности

родители

Регулярно, по установленному графику

Социальный педагог,педагог-

психолог, учителя - предметники

4.

Просветительский семинар для родителей:

  • «Особенности адаптационного периода»

  • «Закон РФ «Об образовании», Устав школы (права и обязанности родителей)»

родители

5 класса



родители

1 - 9 класс



Сентябрь Сентябрь

Классные руководители


заместитель директора по УВР

5.

Проведение единых дней профилактики

родители

совместно с детьми

2 раза в год

Социальный педагог, инспектор ПДН

6.

Тематические классные часы с участием родителей (по согласованию)

1 – 9 класс

По плану воспитательной работы в течение года

Вожатый, классные руководители

7.


Профоориентационная работа (тематические уроки, он-лайн уроки в рамках проекта «Проектория», встречи с родителями - представителями разных профессий, профессиональные приоритеты и т.д.)

Родители и

обучающиеся

5 – 9 класс

По плану воспитательной работы в течение года

Вожатый, классные руководители, ответственный за направление «Профориентация»

Совместная деятельность

  1. Участие

Участие в традиционных школьных мероприятиях по плану воспитательной работы школы (тематические дни, праздничные и памятные даты, концерты, конкурсные программы и т. д.)

Родители

1 – 9 класса по согласованию

По плану воспитательной работы в течение года

Вожатый, классные руководители

2.

Спортивная деятельность

(соревнования, конкурсы, олимпиады, Дни здоровья, День туриста, физкультминутки, спортивные секции)

Родители 1 - 9 класса по согласованию

По плану

спортивной

работы

Ответственный за спортивно – оздоровительное направление

3.

Экологическое воспитание (эко-уроки, конкурсы, озеленение территории, эко-посадки, изготовление кормушек и домиков для птиц)

Родители 1 - 9 класса по согласованию

По плану

спортивной

работы

Ответственный за спортивно – оздоровительное направление

Формирование компетентности родителей в вопросах

специальных коррекционно - педагогических знаний


1.


Родительский лекторий

(Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»

«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»

«Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ»)

Родители обучающихся с ОВЗ

По плану

работы служб сопровождения

Раз в четверть

2.

Законы и законодательные акты, регулирующие процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ ( информирование родителей в области законодательства РФ)

Родители обучающихся с ОВЗ

По плану

работы служб сопровождения

Раз в полугодие

3.

Специализированное консультирование (учитель-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, представители ПМПК и КСЦОН, инспектор ПДН)

Родители обучающихся с ОВЗ

По плану

работы служб сопровождения

Раз в полугодие и по необходимости

  1. Особенности мероприятий внеурочной деятельности

в работе с родителями.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся совместно с родителями. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся и их родителей в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося и родителя.


Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и самих школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.


Задачами сотрудничества являются:

  • усиление нравственных аспектов жизнедеятельности родителей и детей.

  • развитие у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, опыта формального и неформального общения с их детьми;

  • освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

  • оказание содержательной помощи родителям в организации воспитания детей с ОВЗ в том числе обучении детей в домашних условиях.


Для диагностики результативности работы используется: «Методика изучения мотивов участия родителей и школьников в деятельности» (по Л.В. Байбородой). Текст диагностики и интерпретация результатов представлена в Приложении.


Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

  • непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;


Содержание, формы и методы работы:

Внеурочная совместная с родителями деятельность позволяет раскрыть потенциал семейного воспитания, заставляет родителей и детей посмотреть друг на друга другими глазами, увидеть то, что раньше не видели, открывает возможности социализации родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и самих учащихся.

 Организация занятий по разным направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляет родителям и учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие внутрисемейных отношений.

Для реализации доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • спортивно-игровая и оздоровительная деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность;

  • прикладное творчество;

  • социальное творчество;

  • трудовая деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность.



Формы участия родителей во внеурочной деятельности различные. Можно выделить по направлениям внеурочной деятельности следующие формы участия родителей:

  1. Спортивно-игровая и оздоровительная деятельность:

  • Помощь в организации походов, экскурсий;

  • Помощь в проведении подвижных игр;

  • Участие в спортивных соревнованиях «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.

  1. Познавательная деятельность:

  • Помощь в проведении экскурсий,

  • Беседы;

  • Проектная деятельность;

  • Организация кружка.

  1. Проблемно-ценностное общение:

  • Проведение бесед по эстетике внешнего вида ребенка, культуре поведения и речи;

  1. Досугово-развлекательная деятельность:

  • Участие в развлекательных мероприятиях школы «Посидим за чайком», «Праздник урожая», «Новогодняя сказка» и т.д.

  • Подготовка концертных программ и выступления;

  • Участие в конкурсных программах.

  1. Прикладное творчество:

  • Помощь в выполнении детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

  • Помощь в конкурсах, выставках детского творчества.

  1. Социальное творчество:

  • Помощь в организации встречи с ветеранами ВОВ и труда,

  • Встречи с участниками «горячих точек»;

  • Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

  1. Трудовая деятельность:

  • Помощь в школьных субботниках;

  • Разведение комнатных цветов,

  • Помощь в акциях «Посади дерево», «Дом для птиц», и т. д.

  1. Туристско-краеведческая деятельность:

  • Помощь в организации экскурсий;

  • Помощь в сборе информации об истории села или посёлка;

  • Помощь в оформлении краеведческого материала.


Прогнозируемые результаты:

  • Раскрытие личностного потенциала родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и учащихся;

  • Актуализация семейных ценностей (дети значимы для семьи – любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребенку на помощь, оказать личную поддержку);

  • Повышение уровня развития внутрисемейного общения;

  • Содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию разных форм сотрудничества

  • Участие родителей совместно с детьми в классных и школьных мероприятиях;

  • Создание единого школьного коллектива родителей и учащихся.

  • Выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений;


Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.





8. Мониторинг эффективности работы с родителями обучающихся.

Для изучения особенностей отношения родителей к детям перед проведением психопрофилактических и информационно-просветительских встреч используются следующие известные, зарекомендовавшие себя методики:

 опросник АСВ (анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера [20,21]

 тест - опросник родительско-детских отношений (РДО) А. Я. Варги, В. В. Столина [6, c.142]

 методика «Подростки о родителях», созданная E. Schaefer (1965) и адаптированная для применения на территории Российской Федерации коллективом автором под руководством Л.И. Вассермана [10; Вассерман Л.И. 1994]

 Опросник «Стратегия семейного воспитания» (в адаптации Фалькович Т. А., Обуховой Л. А.) [17,c.30] в силу небольшого объёма и лёгкости обработки результатов может использоваться как до, и во время проведения встреч.

При составлении программы использованы упражнения, материалы для дискуссий и игр из следующих источников:

- Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

- Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2008. – 160 с.: ил.

- Кори Д. Теория и практика группового консультирования/Пер. с англ. Е. Рачковой. – М.: ЭКСМО, 2003. – 640 с. (Серия «Искусство консультирования»)

- Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А., Соболева А. Н., Телегина И. О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2010. – 160 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)

- Николаева Е. И. 111 баек для детских психологов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)

- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. 2-е изд. / Азарова Т. В., Барчук О. И. и др., под общ. ред. М. Р. Битяновой . – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»)

- Упражнения: схемы и стратегии. 2-е изд. / Л. Рай. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»)

- Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся.    Дефектология, М: Просвещение, 2013 г

- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение,2004 г

- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. Инст-т спец. педагогики и психологии: международн. университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. М.: Инст-т общегуманитарных исследований, 2002

- Фалькович Т. А., Толстоухова Н.С., Обухова Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая литература).


В мониторинговых исследованиях личностного развития обучающихся используются методы социально-педагогической диагностики (социологические опросы, анкетирование, психологическое тестирование и др.) и методики: • «Личностный рост» (П.В.Степанов, Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова); • «Методика изучения мотивов» (А.А.Реан, В.А.Якунин); • Тест на эмоциональный интеллект (Д.В.Люсин, О.О.Марютина, А.А.Степанова); • «Определение самооценки» (В.Г.Щур); • «Диагностика ценностных ориентаций» (М.Рокич); • «Неоконченные предложения» (Л.С.Колмогорова); • «Изучение уровня социализированности» (М.И.Рожков); • «Методика изучения мотивов участия родителей и школьников в деятельности» ( Л.В. Байбородой).

С целью выявления эффективности проведения родительского всеобуча было проведено анкетирование родителей обучающихся с ОВЗ

Респондентам были предложены 9 вопросов, на которые мы получили следующие ответы:

Вопрос 1. Часто ли вы посещаете родительский всеобуч?

  • Ежемесячно – 53%;

  • редко – 24%;

  • хотел бы чаще, но не позволяет работа – 23%

Вопрос 2. Удается ли узнавать что-то новое, интересное на занятиях всеобуча?

  • Удается всегда – 66%,

  • не все занятия приносят пользу – 17%,

  • затрудняюсь ответить – 17%

Вопрос 3. Встреча с какими специалистами вам понравилась больше всего?

  • со специалистами КСЦОН – 33%,

  • с психологом – 17%,

  • с администрацией школы - 50%

Вопрос 4. Как Вы считаете, какие всеобучи более полезны: общешкольные или те, которые проводятся в классах?

  • Общешкольные – 83%,

  • классные – 17%

Вопрос 5. С кем из специалистов Вам хотелось бы встретиться на всеобуче?

  • с участковым – 17%,

  • с логопедом - 17%

  • с психологом – 33%

  • с дефектологом - 33%

Вопрос 6. Устраивают ли Вас темы всеобуча?

  • Устраивают полностью – 51%,

  • частично устраивают – 33%,

  • не устраивают – 16%

Вопрос 7. Смогли бы вы предложить свои услуги по подготовке и проведению одного из родительских всеобучей?

  • мог бы, но боюсь браться за это дело – 17%,

  • нет, так как есть специалисты - 83%

Вопрос 8. Стоит ли развивать практику проведения родительских всеобучей через школьный сайт?

  • стоит – 17%,

  • скорее нет, чем да– 83%

Приложение

  1. Рекомендации для родителей детей с ОВЗ

15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка.

1.Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8.Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, на радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети с такими же проблемами в развитии. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14.Не изводите себя упреками. В том, что у вас «особый» ребенок, вы не виноваты.

15.Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.



  1. Памятка родителям о воспитании детей

  1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

  2. Принимайте ребенка таким, какой он есть - со всеми его достоинствами и недостатками.

  3. Опирайтесь на положительные качества ребенка, верьте в его возможности.

  4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

  5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

  6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

  7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

  8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

  9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

  10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, каким Вы хотите.

  11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.



3.Методика изучения мотивов участия родителей и школьников в деятельности

(по Л.В. Байбородой)

Цель: выявление мотивов родителей и учащихся в деятельности.

Ход проведения: родителям и учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает тебя (Вас) во внеурочной деятельности?

  1. Интересное дело.

  2. Общение с разными людьми.

  3. Помощь товарищам.

  4. Возможность передать свои знания.

  5. Творчество.

  6. Приобретение новых знаний, умений.

  7. Возможность руководить другими.

  8. Участие в делах коллектива.

  9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

  10. Возможность сделать доброе дело для других.

  11. Возможность выделиться среди других.

  12. Возможность выработать у себя определенные черты характера.



Обработка и интерпретация результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия родителей и школьников в деятельности.

4. Анкетирование к родительскому собранию

"Стили и методы воспитания ребёнка в семье"


Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребёнком. Решение вами предложенных ситуаций и определяет стиль воспитания ребёнка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа на эти ситуации и подсчитайте свои баллы.

1. Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернётся домой с синяком, то с разорванной штаниной...

A. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, если нужно, компресс - 3 балла.

Б. Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться - 0 баллов.

B. Вы делаете вид, что ничего не произошло, даёте возможность ребёнку самому справляться со случившимся - 5 баллов.

2. У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны...

A. Вы беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей - 2 балла.

Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 баллов.

B. Вы объясняете своему ребёнку, что эти друзья ему не пара - 0 баллов.

3. Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать...

A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу - 0 баллов.

Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чём истинная причина поражения - 3 балла.

B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения - 5 баллов.

4. Вашего ребёнка трудно вечером отправить спать...

A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон - 3 балла.

Б. Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время - 5 баллов.

B. Вы всегда укладываете ребёнка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 баллов.

5. Ваш ребёнок обожает телевизор...

A. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет его смотреть - 0 баллов.

Б. Вы говорите своему ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 балла.

B. Вы вместе определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть - 5 баллов.

6. Ваш ребёнок с раннего детства за словами в карман не лезет...

A. Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 баллов.

Б. Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом - 0 баллов.

B. Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение - 3 балла.

7. Ваш ребёнок, который ещё, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом...

А. Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 баллов.

Б. Вы оставляете всё как есть, считая, что всё станет на свои места само собой - 3 балла.

В. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребёнку взаимоотношения полов - 5 баллов.

8. Вашему ребёнку иногда достаётся от сверстников...

А. Вы учите своего ребёнка давать сдачи обидчикам - 5 баллов.

Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 балла.

В. Вы просите своего ребёнка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 баллов.

9. Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего...

A. Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт свои ошибки без подсказки - 0 баллов.

Б. Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего - 5 баллов.

B. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их взаимоотношений со старшим - 3 балла.

10. Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становится злым и бессердечным...

A. Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведёт - 0 баллов.

Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 баллов.

B. Вы ищете причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т.д. - 2 балла.

Анализ результатов теста

0-18 баллов. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись с взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.

19-35 баллов. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.

36-50 баллов. Вы осознаёте, что ребёнок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаёте все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу с событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребёнка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.



5. Тест для родителей «Я и мой ребенок».

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать выводы относительно проблем в воспитании детей.


Можете ли вы?

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

а

б

в

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

а

б

в

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

а

б

в

4.Извинится перед ребенком в случае своей неправоты?

а

б

в

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

а

б

в

6. Поставить себя на место ребенка?

а

б

в

7. Проверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

а

б

в

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

а

б

в

9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

а

б

в

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

а

б

в

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет?

а

б

в

12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

а

б

в


Ключ: ответ А оценивается в 3 балла; ответ Б – 2 балла; ответ В – 1 балл.


Если вы набрали от 27 до 36 баллов, значит ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

13 – 27 баллов: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своими подходами к воспитанию ребенка.

Менее 13 баллов: у вас серьезные проблемы в воспитании ребенка. Вам не достает либо знания как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.



5.Ключ к модифицированному классификатору оценки реабилитационного потенциала семьи (Альбицкий В.Ю., Модестов А.А.)

33-28 баллов

Высокий уровень. Это полная семья, в которой нет проблем, связанных с зависимостями: игровой, алкогольной, наркоманией. Образование родителей в этих семьях «высшее» или «среднее специальное». Работает, как правило, лишь один из родителей. При этом бытовые условия и степень материальной обеспеченности находятся, по оценке родителей, на «среднем» уровне. Уход за ребенком в такой семье чаще всего осуществляет мать, в семье нет второго ребенка-инвалида.

27-20 баллов

Средний уровень. Неполная или полная, но чаще с зависимостью одного из родителей, семья. Трудовая занятость может быть и полная, но материальное положение на низком или удовлетворительном уровне, не обходятся без помощи государственных учреждений. Наличие второго ребенка возможно.

20-11 баллов

Низкий уровень. Обычно неполная семья. Малообеспеченная. Наличие двух и более детей, в том числе возможно еще ребенка с ОВЗ. Семья имеет материально-бытовые финансовые проблемы. Нарушение психологического климата. Не способна самостоятельно осуществлять реабилитацию ребенка.



Ключ к опроснику 1 (определения реабилитационной компетентности семьи): за каждый положительный ответ – 1 балл.

Высокий уровень – 12-10 баллов, средний уровень – 9-7 баллов, низкий уровень – менее 7 баллов.

Ключ к опроснику 2 (определения воспитательного потенциала семьи): за каждый положительный ответ – 1 балл.

Высокий уровень – 12-10 баллов, средний уровень – 9-7 баллов, низкий уровень – менее 7 баллов.

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка. Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в поведении, для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

Общая сумма баллов – 50.

При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретно ребенка набор баллов:

- ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

Опросник 1.

Уважаемый родитель, прочитайте следующие высказывания, поставьте «-» или «+» (соответствует ситуации, не соответствует).

  1. Знаю, куда нужно обращаться за оказанием социальной поддержки, защиты и помощи для моей семьи (ребенка).

  2. Я знаю все основные виды реабилитации.

  3. Я считаю, что для моего ребенка достаточным является только один вид реабилитации (например, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социокультурная, социально-бытовая и физкультурно-оздоровительная реабилитация и спорт).

  4. Я стараюсь проводить с ребенком все виды реабилитации.

  5. Я считаю, что весь комплекс реабилитационных мероприятий играет важную роль в развитии моего ребенка.

  6. Используем собственные силы и средства для проведения дополнительных мероприятий по оздоровлению и реабилитации дочери (выезды на природу, море, санатории).

  7. Ребенок регулярно проходит запланированные курсы лечения (медицинские обследования).

  8. Посещаю с ребенком спортивные и физкультурные мероприятия.

  9. Пользуюсь услугами всех возможных специалистов (если есть необходимость: логопед, психолог, социальный педагог и др.).

  10. Я интересуюсь процессом реабилитации ребенка, консультируюсь со специалистами.

  11. Я активно участвую в процессе реабилитации дочери.

  12. Я могу проконсультировать и поделиться своим опытом с другими родителями, имеющими особого ребенка.

Опросник 2.

Уважаемый родитель, прочитайте следующие высказывания, поставьте «-» или «+» (соответствует ситуации, не соответствует).

  1. Я знаю возрастные особенности своего ребенка.

  2. Я учитываю в своих занятиях с ребенком его возрастные и индивидуальные особенности

  3. Я читаю темы воспитания в журналах, книгах, смотрю специальные передачи по телевидению.

  4. Мы с супругом (супругой) имеем разные взгляды на воспитание ребенка.

  5. Я применяю запрет, приказ ребенку только когда это действительно необходимо.

  6. Соблюдаю режим дня для ребенка.

  7. Спорт и физкультура имеют большое значение для благоприятного развития ребенка.

  8. Семейная среда оказывает существенное влияние на развитие ребенка.

  9. Организую дома развивающие игры для дочери.

  10. Я радуюсь каждому, даже незначительному, успеху ребенка.

  11. Использую полученный опыт от общения и занятий со специалистами различных учреждений.

  12. Стараюсь рационально сочетать активный труд и отдых моего ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!