на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности".
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства,
А. Дистервег
№ | Раздел | Содержание |
1 | Актуальность | Чтобы всегда оставаться востребованным и конкурентоспособным, учителю приходится постоянно учиться. Умение сочетать в себе черты учителя и ученика и наличие множества возможностей для самообразования сегодня позволяют каждому сделать свою жизнь и жизнь окружающих его людей насыщенной и интересной. В одном из интервью Д.А. Медведев определил самообразование как проявление престижа профессии [1]. В педагогической литературе «самообразование» рассматривается как самостоятельное овладение знаниями, строительство собственной личности, при этом личность впитывает конкретное знание, всю человеческую культуру, вступает с нею в разнообразные взаимоотношения, вырабатывая и обретая творческие и этические качества [2]. Самообразование - необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Самообразование педагога заключается в работе с источниками информации, самоанализе собственной профессиональной деятельности, тиражировании накопленного опыта. Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. |
2 | Цель | Повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя немецкого языка |
3 | Задачи | Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной и других видов деятельности учащихся, способствующих развитию творческой личности школьника на основе изучения индивидуальных способностей; Осуществлять мониторинг профессиональной деятельности с позиций современной педагогической науки, вносить коррективы в работу учителя; |
4 | Источники самообразования | Специальная методическая, научно-популярная, публицистическая, литература Занятия в школьной методической лаборатории Телевидение Газеты, журналы Интернет Видео, аудио информация на различных носителях Семинары и конференции Мастер-классы Мероприятия по обмену опытом Курсы повышения квалификации Профессиональные конкурсы |
5 | Формы самообразования | 1) индивидуальная: работа со специальной литературой, индивидуальные консультации, посещение уроков и занятий учителей – методистов 2) групповая: участие в работе школьной кафедры иностранных языков, школьной кафедры начального образования, школьной методической лаборатории |
6 | Формы и методы самообразования | Изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приемов обучения Посещение уроков коллег, участие в обмене опытом Организация самоанализа профессиональной деятельности Совершенствование умений и навыков в области классической и современной психологии и педагогики Повышение уровня специальной эрудиции и профессионального мастерства Распространение опыта |
7 | Виды деятельности в рамках самообразования | Чтение методической, педагогической и предметной литературы Обзор в Интернете информации по специальности, педагогике, психологии, педагогических технологий Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков и мероприятий коллег Дискуссии, совещания, обмен опытом, мастер – классы, семинары, тренинги Систематическое прохождение курсов повышения квалификации Проведение открытых уроков Изучение информационно-компьютерных технологий |
8 | Результат самообразования | Повышение качества профессиональной деятельности (показатели см. профессиональный проект); Формирование профессионального портфолио; Разработка и продвижение авторских проектов и программ; Разработка новых форм, методов и приемов обучения; Выступления перед коллегами и родителями обучающихся; Разработка дидактических материалов; Разработка и проведение открытых уроков и мероприятий с применением авторских технологий; Проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта; Чтобы всегда оставаться востребованным и конкурентоспособным, учителю приходится постоянно учиться. И здесь появляется дополнительный результат: ученики, видя постоянное стремление учителя к самосовершенствованию и ощущая результаты его самообразовательной деятельности на интересных уроках и внеклассных мероприятиях, приобщаются к его жизненной позиции и постигают огромное значение обучения в течение всей жизни. На мой взгляд, это становится одним из самых важных критериев успешности профессиональной деятельности учителя. Умение сочетать в себе черты учителя и ученика и наличие множества возможностей для самообразования позволяют каждому сделать свою жизнь и жизнь окружающих его людей насыщенной и интересной. |
Горский В.А., Ходунова Л.Н. // Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Жур. Дополнительное образование №3, 2003.; издат-во: ООО Стратим., Рыбинск.
Демченко Д.Д., Скачкова Е.В. Применение современных технологий в педагогическом самообразовании // Жур. Дополнительное образование №1, 2004,, изд. ООО Стратим,, Рыбинск.
Концепция модернизации общего российского образования на период до 2010 года / М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. – 24 с.
Образовательный проект. Образование без обучения. Повышение квалификации педагогов и общеобразовательных учреждений. Программа Поколение –XXI: Развитие Человеческого потенциала.
Тарасова Т.Л., Сулима С.А., Макаренко Г.И. Повышение квалификации компетентности педагога через научно-исследовательскую деятельность // Жур. Дополнительное образование №4, 2004.; изд. ООО Стратим., Рыбинск.