Просмотр содержимого документа
«Программа "Секреты позитивного общения".»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № _______________________________
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №__________________ от ________________ № ________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Секреты позитивного общения»
Уровень основного общего образования
9 класс
Социальное направление
Количество часов 34 часа
Педагог-психолог _____________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 классов составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
Основной образовательной программы общего образования МБОУ СШ №
Авторских программ Сорокоумовой, «Учимся общению», Е.В. Груздевой, Н.А. Богачкиной, «Обучение жизненно важным навыкам» Н.П. Майоровой, Е.К. Чепурных, «Как научить детей сотрудничать».
Курс «Секреты позитивного общения» (социальное направление) реализуется в течение одного года. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
Место в учебном плане
Программа разработана для занятий с учащимися девятых классов во второй половине дня, в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Всего на реализацию программы отводится 34 часа, при нагрузке 1 час неделю на протяжении всего курса. С учетом годового календарного графика на 2018-2019 учебный год, Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.10.2017 г. № 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году», от 01.10.2018 № 1163 «О переносе выходных дней в 2019 году», на реализацию программы приходится:
в 9-а классе приходится 34 часа.
Планируемые результаты деятельности
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
9 класс
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
освоение способов решения проблем творческого характера.
осознанно выбирать наиболее эффективные способы в межличностном взаимодействии, в решении учебно-познавательных и жизненно-важных задач;
приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивных моделей поведения в обществе.
Познавательные УУД:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся;
овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий, простых причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, и формирования психологической компетентности;
формирование представлений подростков о значении и законах конструктивного общения в школе, семье и будущей профессиональной деятельности;
формирование навыков равноправного общения, культуры эмоциональной экспрессии, предотвращения и разрешения межличностных конфликтов, самовоспитания и саморазвития,
формирование активной позиции школьника при решении задач в области социальных и межличностных отношений;
формирование способности обучающихся к осознанному выбору конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях;
Личностные УУД:
развитие самосознания учащихся;
формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других людей;
развитие свойств и качеств личности, необходимых для полноценного межличностного взаимодействия;
формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов;
укрепление адаптивности и стрессоустойчивости, оптимизма в отношении к реальности.
Содержание программы
9 класс
Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует и потребность благоприятного, доверительного общения с взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Все это усугубляется, если и в семье у детей отсутствует благоприятное общение.
Особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений с взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.
В основе программы поставлена задача развития эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Формы работы:
Беседа
Диалог
Сюжетно-ролевые игры
Дискуссия
Семинар-практикум
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
метод критического мышления
метод дедукции и индукции
метод прогнозирования.
Ожидаемые результаты:
Дети в конце года должны быть способны:
передавать информацию при общении, коммуникативные барьеры и способы их преодоления, виды вопросов, правила хорошего слушания, способы кодирования и декодирования информации, особенности вербального и невербального поведения «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков», механизмы взаимопонимания в процессе общения;
умеет адекватно передавать свои чувства при восприятии партнера по общению, вставать на позицию партнера, определять ведущий канал восприятия как собственный, так и собеседника, использовать пространственное расположение партнеров для эффективной коммуникации, расшифровывать невербальные сигналы других участников общения; владеет различными способами вербальной и невербальной передачи информации в процессе коммуникации.
Тематическое планирование деятельности
№ п/п | | Дата | Название темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Форма проведения |
| | Раздел 1. Личность и её индивидуальные особенности (5 часов) |
1. | 1. | | Теории личности | 1 | Слушание информации, участие в обсуждении. | Беседа |
2. | 2. | | Темперамент. Типы темперамента | 1 | Организованное обсуждение темы по средствам высказывания противоположных мнений | Пресс-конференция |
3. | 3. | | Способности | 1 | Участие в обсуждении и выражение своего мнения. | Беседа |
4. | 4. | | Эмоции | 1 | Учащиеся предлагают разные варианты решения ситуаций за короткий промежуток времени | Мозговой штурм |
5. | 5. | | Характер. Акцентуации характера | 1 | Словесные методы. Работа в группах по алгоритму, обсуждение, как превратить недостатки в достоинства». | Практическая работа |
Раздел 2. Открытое общение (11 часов) |
6. | 1. | | Правила эффективного общения. | 1 | Монологическое высказывание по заданной теме. | Диспут |
7-8.
| 2. | | Практическое занятие. | 2 | Моделирование поведение учащихся в конкретных предложенных ситуациях | Урок-семинар «Живая газета» |
9. | 3. | | Барьеры общения. | 1 |
10. | 4. | | Роль эмоций в общении. | 1 |
11. | 5. | | Обратная связь. | 1 |
12-13 | 6. | | Практическое занятие | 2 | Проигрывание «выхода из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства». | Тренинг |
14. | 7. | | Особенности вербальной коммуникации. | 1 | Создание презентаций | Практическое занятие |
15-16 | 8. | | Практическое занятие | 2 | Ролевая коммуникативная игра «Как разрешить конфликт». Рефлексия, упражнение «Живая анкета». Проигрывание поведения в стрессовой ситуации. | Ролевая коммуникативная игра |
Раздел 2. Этические формы общения (8 часов) |
17. | 1. | | Правила искусства убеждения. | 1 | Участие в обсуждении и выражение своего мнения. | Беседа |
18. | 2. | | Схема убеждения. | 1 | Упражнение «Убеди меня в обратном» | Тренинг |
19-20 | 3. | | Практическое занятие | 2 | Упражнения «Убеждение»; игры «Комплимент», «Прокуроры и адвокаты», «Поединок ораторов». | Сюжетная игра |
21. | 4. | | Как стать специалистом в деловых переговорах. | 1 | Составить список нужных качеств необходимых для переговоров | Беседа |
22. | 5. | | Умение вести конструктивный диалог | 1 | Участие в обсуждении и выражение своего отношения к теме. | Беседа |
23-24 | 6. | | Практические занятия | 2 | Составить текст объявления типа «ищу работу», «приём на работу». Упражнение: «Отправь SMS другу». Закрепление материала. Притча: «Как важно правильно слушать». | Практические упражнения в тетрадях, игры, работа с текстом |
Раздел 3. Общение в конфликте (10 часов) |
25. | 1. | | Понятие о конфликте | 1 | Анализируют конфликт с точки зрения положительного и отрицательного. | Дискуссия |
26-27 | 2. | | Приветствие. Упражнение «Вежливые слова». Теория (конфликтные типы личности). Формула конфликта. | 2 | Выработать правила бесконфликтного общения в обществе. | Дискуссия |
28. | 3. | | Определение конфликта | 1 | Отработка умения анализировать типичные причины возникновения конфликтов. | Беседа-дискуссия |
29. | 4. | | Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций. | 1 |
30. | 5. | | Конструктивные и деструктивные конфликты. | 1 | Анализируют конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе. | Беседа |
31. | 6. | | Способы «выхода» из деструктивных состояний. | 1 | Беседа и ролевые игры на закрепление методов выхода из конфликтных ситуаций. | Коммуникативные игры на сближение и взаимодействие. |
32-33 | 7. | | Практическое занятие. | 2 | Проигрывание «выхода из неудобных ситуаций, не теряя чувства собственного достоинства». | тренинг |
34. | 8. | | Что мы узнали и чему научились. Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов года, анализ поведения. | Беседа. |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО от ____________ № _____ Руководитель МО ______________ ____________ ____________ 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ _______________ ____________ 2018 г. |