СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Школа будущего первоклассника. Развитие сенсорной сферы"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа является частью курса "школа будущего первоклассника". Занятия данного курса проводятся в групповой форме. Группа 8-10 человек. Цель программы: психологическая подготовка личности дошкольника к школьному обучению. Занятия проводятся в сенсорной комнате школы.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Школа будущего первоклассника. Развитие сенсорной сферы"»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника. Развитие сенсорной сферы»


2018— 2019 учебный год


Пояснительная записка

    1. Актуальность программы

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

Программа «Школа будущего первоклассника. Развитие сенсорной сферы» представляет собой честь комплексной программы и является дополнительной образовательной услугой по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий в темной сенсорной комнате школы.

Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей.

Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.

Из результатов многочисленных исследований известно, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.

Актуальность проведения занятий в сенсорной комнате заключается в том, что:

Психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом.

В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

- создание условий для развития его индивидуальности;

- обеспечение психологического комфорта;

- взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;

- наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;

- сочетание статично-динамичного положения;

- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;

- необходимость поддержания высокой самооценки ребенка;

- совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;

- конфиденциальность информации о ребенке;

Основной целью программы создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Задачи:

  • Организация процесса развития и воспитания детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

  • Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.

  • Снятие тревоги, создание чувства безопасности, защищенности.

  • Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.

  • Выражение своих чувств и распознавание чувств других людей через мимику, жесты, интонацию;

  • Привитие навыков социального поведения;

  • Формирование и коррекция нарушения в общении.

  • Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

  • Профилактика школьной дезадаптации.

  • Формирование положительного отношения к школе

Принципы программы:

 

Программа обучения и развития детей шестого года жизни «Школа будущего первоклассника» построена на основе следующих принципов:

1.              Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.

2.              Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.

3.              Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

4.              Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.

5.              Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.

6.              Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).



Ожидаемые результаты:

Данная программа создаст условия для более быстрой адаптации в первом классе к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире.


Общее психофизиологическое развитие.

  • развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;

  • активизация мышления;

  • повышение иммунитета;

  • улучшение соматического здоровья;

  • коррекция эмоционального состояния;

  • активизация деятельности;

  • нормализация сна;

  • развитие мелкой моторики

Эмоциональное развитие.

  • обогащение эмоционального опыта;

  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;

  • стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;

  • формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;

  • формирование коммуникативных навыков у детей;

  • коррекция девиантного поведения;

Речевое развитие.

  • активизация словаря;

  • накопление языковых представлений;

  • формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;

  • формирование диалогической речи;

  • формирование элементов словесного планирования;

  • формирование монологической речи;

  • формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;

  • развитие выразительности речи;

Социальное развитие.

  • формирование личностной ориентации;

  • формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;

  • проекция общественных взаимодействий;

  • развитие социальных норм поведения;

  • ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;

  • формирование организационных умений

  • развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;

  • осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;

  • освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;

  • развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;

  • формирование и развитие творческих способностей;

  • формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;

  • формирование правильное поведения в коллективе


Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность с использованием оборудования сенсорной комнаты.

Целевая группа:

Дети 5-6 в количестве 10 человек

Пространственно-временная организация:

продолжительность занятий: 30 минут

периодичность встреч: 1 раз в неделю, в течение 6 месяцев

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основная часть.

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:


  • Упражнения на мышечную релаксацию

снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.

  • Дыхательная гимнастика


действует успокаивающе на нервную систему.

  • Мимическая гимнастика


направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.

Д двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

способствует межполушарному взаимодействию.

  • Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.

способствует развитию произвольности


Основные методы:

  • Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;

  • Психогимнастика;

  • Элементы психодраммы;

  • Игры на развитие навыков общения;

  • Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

  • Ролевые игры




Виды и формы работы в сенсорной комнате


Наименование оборудования

Назначение

Виды и формы работы

Мягкое напольное покрытие

релаксация

снятие негативных эмоций и состояний

развитие воображения

развитие:

  • образа тела;

  • общей моторики;

  • пространственных представлений.

саморегуляция психического состояния

упражнения на релаксацию

упражнения на воображение

игры на снятие агрессивности

Сухой интерактивный бассейн

снижение уровня психоэмоционального напряжения

снижение двигательного тонуса

регуляция мышечного напряжения

развитие:

  • кинестетической и тактильной чувствительности

  • образа тела

  • пространственных восприятий и представлений

  • проприоцептивной чувствительности

коррекция уровня тревожности, агрессивности

игра «Море шариков»

имитация плавания

игра на снятие агрессивности

игровые упражнения по коррекции, уровня тревожности

упражнения на релаксацию

сеансы психофизической разгрузки

игры на воображение

игра «Дыши и думай»

Световой стол для рисования песком. 


развитие мелкой моторики

улучшение памяти

пластики движений

улучшение работы мозга.

реабилитация нервно-психического состояния

релаксация

снятие негативных эмоций и состояний

саморегуляция психического состояния

упражнения на релаксацию

упражнения на воображение

игры на снятие агрессивности развитие творческих способностей ребёнка

Фиброоптическая тактильная панель. 


обогащение восприимчивости и воображения

развитие тактильного, визуального и акустического восприятия

развитие осязательных навыков и интерактивной деятельности 

упражнения на релаксацию

упражнения на воображение

игры на снятие агрессивности развитие творческих способностей

Акустическая тактильная панель. 


развитие тактильного, визуального и акустического восприятия

развитие осязательных навыков и интерактивной деятельности

создание психологического комфорта

снижение уровня тревожности

коррекция страхов

релаксация: воздействие зрительных образов

музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации

сказкотерапия


Двухсторонняя тактильная панель «Звездочка» 


развитие осязательных навыков

развитие интерактивной деятельности

звуковая стимуляция


упражнения на релаксацию

упражнения на воображение

игры на снятие агрессивности развитие творческих способностей ребёнка 

Тактильный комплекс «Солнышко» 

развитие тактильных ощущений

развитие равновесия

снижение уровня психоэмоционального напряжения

снижение двигательного тонуса

регуляция мышечного напряжения

развитие:

  • кинестетической и тактильной чувствительности;

  • образа тела;

  • пространственных восприятий и представлений;

  • проприоцептивной чувствительности.

коррекция уровня тревожности, агрессивности


игра на снятие агрессивности

игровые упражнения по коррекции снижение уровня тревожности

упражнения на релаксацию

сеансы психофизической разгрузки игры на воображение


Пуфик-кресло с гранулами

тактильная стимуляция соприкасающихся с ним частей тела

релаксация

релаксационные упражнения

Световой проектор со встроенным ротатором. 


привлечение внимания

завораживание

релаксационное воздействие

развитие фантазии и воображения

упражнения на воображение

релаксационные упражнения

Набор компакт-дисков с музыкой для релаксации 

обогащение восприятия и воображения

создание психологического комфорта

релаксация: воздействие слуховых образов

снижение нервно-психического иэмоционального напряжения

активизация двигательной активности

формирование навыков саморегуляци и релаксационное воздействие


музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации

сказкотерапия


Зеркальное панно с фиброоптическими нитями 


можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг тела, лежать на волокнах

изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают.

упражнения для развития мелкой моторики

релаксация

Воздушно-пузырьковые трубки

развитие зрительного восприятия

создание психологического комфорта

снижение уровня тревожности

коррекция страхов

сказкотерапия

релаксация

























Тематическое планирование занятий

(программа рассчитана на 6 месяцев, с октября по апрель, 1 занятие в неделю, всего 29 занятий)


п/п

Тема занятия

Цели занятия

Используемое оборудование

ноябрь

1-3

Путешествие по волшебной стране Сенсорная комната!

знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты; формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки


4-5

Мягкий мир


Развитие тактильных и кинитических ощущений, фантазии и конструктивных умений;

снятие психоэмоционального напряжения

двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, сухой интерактивный бассейн

6-7

Цвета радуги


коррекция и развитие зрительного восприятия; расширение кругозора и обогащение словарного запаса; развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей; развитие умения выражать свои эмоции

световой стол для рисования песком, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки, световой проектор со встроенным ротатором, пуфик-кресло с гранулами

8

Путешествие на воздушном шаре


развитие тактильных и кинестетических ощущений; расширение словарного запаса; снятие эмоционального напряжения

двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», световой стол для рисования песком, пуфик-кресло с гранулами кресло-шар, сухой интерактивный бассейн

9

Волшебные превращения

развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей;

развитие коммуникативных навыков;

снятие психоэмоционального напряжения

фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, световой проектор со встроенным ротатором, пуфик-кресло с гранулами

10

Веселое настроение

коррекция и развитие зрительного и цветовосприятия, внимания, памяти, произвольной саморегуляции; снятие психоэмоционального напряжения

зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки, световой проектор со встроенным ротатором, пуфик-кресло с гранулами

11

Музыкальная шкатулка.

коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, сенсомоторных навыков, развитие внимания; расширение словарного запаса; снятие эмоционального и мышечного напряжения

акустическая тактильная панель, пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки


12-13

Друзья


развитие элементарных представления о дружеских отношениях развитие коммуникативных навыков, доброжелательности

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки



14

Ссора


понимание причин возникновения ссоры;

развитие коммуникативных навыков, доброжелательности

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка

15

Как помириться?


обучение простым способам выхода из конфликтов; развитие коммуникативных навыков, доброжелательности

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка

16-17

Совместная игра.


понимание, что играть вместе интереснее; развитие коммуникативных навыков, доброжелательности

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая и акустическая тактильная панели, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко»

18

На лепестке цветка


создание положительного эмоционального фона, коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревожности, повышение самооценки, развитие произвольной саморегуляции.

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором,

19-20

Азбука эмоций

снятие психоэмоционального напряжения, расширение кругозора и активного словаря, обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей.

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки


21-22

Грусть и радость


понимание причин возникновения основных эмоциональных состояний (радость- грусть), определение их по внешним проявлениям;

снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей.

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки


23

Робость


знакомство с чувством робости повышение у детей уверенности в себе, сплочение группы;

снятие психоэмоционального напряжения

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, пуфик-кресло с гранулами, воздушно-пузырьковые трубки


24

Удивление


знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков;

снятие психоэмоционального напряжения

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами

25

Изменение настроения


понимание причин и внешних проявлений изменения настроения;

снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей.

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки


26

Давайте радоваться!

знакомство со способами управления и регуляции настроения, совершенствование умения распознавать свое настроение, уметь рассказывать о нем, развитие коммуникативных навыков, доброжелательности

сухой интерактивный бассейн, тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки


27

Общение в различных жизненных ситуациях


закрепление навыков общения, навыков владения своими эмоциями; развитие коммуникативных навыков, доброжелательности

фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, сухой интерактивный бассейн


28

Профилактика психоэмоционального напряжения элементами сказочной терапии


закрепление навыков саморегуляции;

развитие коммуникативных навыков, доброжелательности.

сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки


29

Наши успехи

(заключительная диагностика)

диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы после окончания занятий по программе, выявление динамики.

оборудование для проведения диагностики, бланки методик



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!