РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего первоклассника. Развитие сенсорной сферы»
2018— 2019 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Программа «Школа будущего первоклассника. Развитие сенсорной сферы» представляет собой честь комплексной программы и является дополнительной образовательной услугой по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий в темной сенсорной комнате школы.
Комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей.
Уровень сенсомоторного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. И готовность к школьному обучению так же напрямую зависит от уровня сенсомоторного развития, недостаточное сенсомоторное развитие детей приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
Из результатов многочисленных исследований известно, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.
Актуальность проведения занятий в сенсорной комнате заключается в том, что:
Психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом.
В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:
- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
- создание условий для развития его индивидуальности;
- обеспечение психологического комфорта;
- взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;
- наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;
- сочетание статично-динамичного положения;
- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
- необходимость поддержания высокой самооценки ребенка;
- совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;
- конфиденциальность информации о ребенке;
Основной целью программы создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Задачи:
Организация процесса развития и воспитания детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии.
Снятие тревоги, создание чувства безопасности, защищенности.
Развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, целостного образа предметов.
Выражение своих чувств и распознавание чувств других людей через мимику, жесты, интонацию;
Привитие навыков социального поведения;
Формирование и коррекция нарушения в общении.
Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
Профилактика школьной дезадаптации.
Формирование положительного отношения к школе
Принципы программы:
Программа обучения и развития детей шестого года жизни «Школа будущего первоклассника» построена на основе следующих принципов:
1. Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.
2. Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития.
3. Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
4. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
5. Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии.
6. Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Ожидаемые результаты:
Данная программа создаст условия для более быстрой адаптации в первом классе к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире.
Общее психофизиологическое развитие. | развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций; активизация мышления; повышение иммунитета; улучшение соматического здоровья; коррекция эмоционального состояния; активизация деятельности; нормализация сна; развитие мелкой моторики |
Эмоциональное развитие. | обогащение эмоционального опыта; преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности; стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний; формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний; формирование коммуникативных навыков у детей; коррекция девиантного поведения; |
Речевое развитие. | активизация словаря; накопление языковых представлений; формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи; формирование диалогической речи; формирование элементов словесного планирования; формирование монологической речи; формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль; развитие выразительности речи; |
Социальное развитие. | формирование личностной ориентации; формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности; проекция общественных взаимодействий; развитие социальных норм поведения; ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта; формирование организационных умений развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию; осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе; освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта; развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам; формирование и развитие творческих способностей; формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим; формирование правильное поведения в коллективе |
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность с использованием оборудования сенсорной комнаты.
Целевая группа:
Дети 5-6 в количестве 10 человек
Пространственно-временная организация:
продолжительность занятий: 30 минут
периодичность встреч: 1 раз в неделю, в течение 6 месяцев
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:
| снижает уровень возбуждения, снимают напряжение. |
| действует успокаивающе на нервную систему. |
| направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей. |
Д двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку | способствует межполушарному взаимодействию. |
| способствует развитию произвольности |
Основные методы:
Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
Психогимнастика;
Элементы психодраммы;
Игры на развитие навыков общения;
Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
Ролевые игры
Виды и формы работы в сенсорной комнате
Наименование оборудования | Назначение | Виды и формы работы |
Мягкое напольное покрытие | релаксация снятие негативных эмоций и состояний развитие воображения развитие: саморегуляция психического состояния | упражнения на релаксацию упражнения на воображение игры на снятие агрессивности |
Сухой интерактивный бассейн | снижение уровня психоэмоционального напряжения снижение двигательного тонуса регуляция мышечного напряжения развитие: кинестетической и тактильной чувствительности образа тела пространственных восприятий и представлений проприоцептивной чувствительности коррекция уровня тревожности, агрессивности | игра «Море шариков» имитация плавания игра на снятие агрессивности игровые упражнения по коррекции, уровня тревожности упражнения на релаксацию сеансы психофизической разгрузки игры на воображение игра «Дыши и думай» |
Световой стол для рисования песком. | развитие мелкой моторики улучшение памяти пластики движений улучшение работы мозга. реабилитация нервно-психического состояния релаксация снятие негативных эмоций и состояний саморегуляция психического состояния | упражнения на релаксацию упражнения на воображение игры на снятие агрессивности развитие творческих способностей ребёнка |
Фиброоптическая тактильная панель. | обогащение восприимчивости и воображения развитие тактильного, визуального и акустического восприятия развитие осязательных навыков и интерактивной деятельности | упражнения на релаксацию упражнения на воображение игры на снятие агрессивности развитие творческих способностей |
Акустическая тактильная панель. | развитие тактильного, визуального и акустического восприятия развитие осязательных навыков и интерактивной деятельности создание психологического комфорта снижение уровня тревожности коррекция страхов релаксация: воздействие зрительных образов | музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации сказкотерапия |
Двухсторонняя тактильная панель «Звездочка» | развитие осязательных навыков развитие интерактивной деятельности звуковая стимуляция | упражнения на релаксацию упражнения на воображение игры на снятие агрессивности развитие творческих способностей ребёнка |
Тактильный комплекс «Солнышко» | развитие тактильных ощущений развитие равновесия снижение уровня психоэмоционального напряжения снижение двигательного тонуса регуляция мышечного напряжения развитие: кинестетической и тактильной чувствительности; образа тела; пространственных восприятий и представлений; проприоцептивной чувствительности. коррекция уровня тревожности, агрессивности | игра на снятие агрессивности игровые упражнения по коррекции снижение уровня тревожности упражнения на релаксацию сеансы психофизической разгрузки игры на воображение |
Пуфик-кресло с гранулами | тактильная стимуляция соприкасающихся с ним частей тела релаксация | релаксационные упражнения |
Световой проектор со встроенным ротатором. | привлечение внимания завораживание релаксационное воздействие развитие фантазии и воображения | упражнения на воображение релаксационные упражнения |
Набор компакт-дисков с музыкой для релаксации
| обогащение восприятия и воображения создание психологического комфорта релаксация: воздействие слуховых образов снижение нервно-психического иэмоционального напряжения активизация двигательной активности формирование навыков саморегуляци и релаксационное воздействие | музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации сказкотерапия |
Зеркальное панно с фиброоптическими нитями
| можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг тела, лежать на волокнах изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают. | упражнения для развития мелкой моторики релаксация |
Воздушно-пузырьковые трубки | развитие зрительного восприятия создание психологического комфорта снижение уровня тревожности коррекция страхов | сказкотерапия релаксация |
Тематическое планирование занятий
(программа рассчитана на 6 месяцев, с октября по апрель, 1 занятие в неделю, всего 29 занятий)
№ п/п | Тема занятия | Цели занятия | Используемое оборудование |
ноябрь |
1-3 | Путешествие по волшебной стране Сенсорная комната! | знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты; формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием; установление доверия между психологом и детьми | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки |
4-5 | Мягкий мир | Развитие тактильных и кинитических ощущений, фантазии и конструктивных умений; снятие психоэмоционального напряжения | двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, сухой интерактивный бассейн |
6-7 | Цвета радуги | коррекция и развитие зрительного восприятия; расширение кругозора и обогащение словарного запаса; развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей; развитие умения выражать свои эмоции | световой стол для рисования песком, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки, световой проектор со встроенным ротатором, пуфик-кресло с гранулами |
8 | Путешествие на воздушном шаре | развитие тактильных и кинестетических ощущений; расширение словарного запаса; снятие эмоционального напряжения | двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», световой стол для рисования песком, пуфик-кресло с гранулами кресло-шар, сухой интерактивный бассейн |
9 | Волшебные превращения | развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения | фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, световой проектор со встроенным ротатором, пуфик-кресло с гранулами |
10 | Веселое настроение | коррекция и развитие зрительного и цветовосприятия, внимания, памяти, произвольной саморегуляции; снятие психоэмоционального напряжения | зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки, световой проектор со встроенным ротатором, пуфик-кресло с гранулами |
11 | Музыкальная шкатулка. | коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, сенсомоторных навыков, развитие внимания; расширение словарного запаса; снятие эмоционального и мышечного напряжения | акустическая тактильная панель, пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки |
12-13 | Друзья | развитие элементарных представления о дружеских отношениях развитие коммуникативных навыков, доброжелательности | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки |
14 | Ссора | понимание причин возникновения ссоры; развитие коммуникативных навыков, доброжелательности | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка |
15 | Как помириться? | обучение простым способам выхода из конфликтов; развитие коммуникативных навыков, доброжелательности | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка |
16-17 | Совместная игра. | понимание, что играть вместе интереснее; развитие коммуникативных навыков, доброжелательности | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая и акустическая тактильная панели, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко» |
18 | На лепестке цветка | создание положительного эмоционального фона, коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревожности, повышение самооценки, развитие произвольной саморегуляции. | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, |
19-20 | Азбука эмоций | снятие психоэмоционального напряжения, расширение кругозора и активного словаря, обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей. | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки |
21-22 | Грусть и радость | понимание причин возникновения основных эмоциональных состояний (радость- грусть), определение их по внешним проявлениям; снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей. | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки |
23 | Робость | знакомство с чувством робости повышение у детей уверенности в себе, сплочение группы; снятие психоэмоционального напряжения | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, пуфик-кресло с гранулами, воздушно-пузырьковые трубки |
24 | Удивление | знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков; снятие психоэмоционального напряжения | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами |
25 | Изменение настроения | понимание причин и внешних проявлений изменения настроения; снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей. | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки |
26 | Давайте радоваться! | знакомство со способами управления и регуляции настроения, совершенствование умения распознавать свое настроение, уметь рассказывать о нем, развитие коммуникативных навыков, доброжелательности | сухой интерактивный бассейн, тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки |
27 | Общение в различных жизненных ситуациях | закрепление навыков общения, навыков владения своими эмоциями; развитие коммуникативных навыков, доброжелательности | фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, сухой интерактивный бассейн |
28 | Профилактика психоэмоционального напряжения элементами сказочной терапии | закрепление навыков саморегуляции; развитие коммуникативных навыков, доброжелательности. | сухой интерактивный бассейн, световой стол для рисования песком, фиброоптическая тактильная панель, акустическая тактильная панель, двухсторонняя тактильная панель «Звездочка», тактильный комплекс «Солнышко», пуфик-кресло с гранулами, световой проектор со встроенным ротатором, зеркальное панно с фиброоптическими нитями, воздушно-пузырьковые трубки |
29 | Наши успехи (заключительная диагностика) | диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, состояния эмоционально-волевой сферы после окончания занятий по программе, выявление динамики. | оборудование для проведения диагностики, бланки методик |