СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа скоро в школу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа скоро в школу»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кадуйского муниципального района

«Кадуйская средняя школа»






Принята на заседании

педагогического совета, протокол № 1 от

«2» сентября 2019 года

Утверждена приказом директора МБОУ «Кадуйская СШ», № 373

от «2» сентября 2019 года




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально- педагогической направленности

для детей 5- 6,5 лет

«Скоро в школу»

(полное название кружка)




Класс: дошкольники

Количество часов (всего): 90 ч.

Количество часов в неделю: 3 ч.

Срок освоения: 2021 – 2022 г.


Составитель:

Барышева Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория;

Козлова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория;












п. Кадуй

2021 г.

  1. Пояснительная записка.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.

Актуальность программы

Дошкольный возраст характеризуется выраженной познавательной активностью и творческим характером выполняемых ребенком видов деятельностей. В связи с этим педагогу в период подготовки детей к школе необходимо решать задачу поддержки и усиления познавательной мотивации, творческого потенциала во всех видах деятельностей в соответствии с сензитивностью периода, тем самым создавая базу для плавного перехода в школьный период детства и успешной социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Скоро в школу»» (далее по тексту - программа «Скоро в школу») определяет содержание и организацию образовательной деятельности в период подготовки дошкольника к школьному периоду и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие ребенка, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Реализация программы «Скоро в школу» – это попытка, с одной стороны, преодолеть барьер между двумя ступенями образования; с другой стороны, подготовить ученика к обучению в рамках личностно-коммуникативной модели начального обучения.

Занятия по программе «Скоро в школу» основаны на формах, методах, видах деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В то же время программа позволяет детям освоить важные «стартовые» предметные знания, умения и навыки, формирует у них более точное представление о школе и роли ученика в ней.

Новизна программы заключается:

- в объединении всех видов готовности к школе (интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, социально-коммуникативной),

- в подходе к отбору содержательной составляющей программы,

- в использовании игровых методов и приемов, позволяющих побуждать детей к активному творческому поиску, иметь свою точку зрения, отстаивать свои гипотезы.

Программа «Скоро в школу» реализует принципы личностно-коммуникативного образования, суть которых заключается в раскрытии и развитии индивидуальных возможностей и способностей детей; выявление его опыта жизнедеятельности; создание благоприятных условий для реализации активности, самостоятельности, формирования коммуникативных умений.

Работа по программе «Скоро в школу» обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.

Цель программы «Скоро в школу» создание организационно-педагогических условий для обеспечения преемственности становления базиса личностной культуры ребенка, выравнивание стартовых возможностей будущих школьников и обеспечение успешного их вхождения в новое образовательное пространство.

Социальная цель – обеспечение возможности подготовиться к обучению в школе.

Педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Сущность «переходного» периода заключается в том, что ребёнок ещё не в состоянии осознать, определить те проблемы и трудности в познании, общении, которые могут оказаться препятствием в дальнейшей школьной жизни. Поэтому миссия педагога состоит в том, чтобы заметить эти трудности и проблемы, определить содержание психолого-педагогической, коррекционно-развивающей и др. помощи, которая позволит ребёнку обрести статус, адекватный возможностям данного возраста и индивидуально-психологическим особенностям.

Задачи программы:

1. Создать условия для полноценного физического, социально-личностного, познавательно-речевого, эмоционально-волевого и художественно - эстетического развития детей в соответствии с возрастом.

2. Способствовать становлению базиса личностной культуры ребенка с учетом детской субкультуры.

3. Способствовать развитию психики ребенка, основных психических новообразований в соответствии с возрастом в процессе формирования учебно - игровой деятельности и других видов деятельностей, во взаимодействии с образовательной средой.

4. Обеспечить успешную социально-психологическую адаптацию к новой образовательной среде.

5. Способствовать формированию познавательной мотивации и предпосылок учебной деятельности.

6. Обеспечить профилактику дисгармонии в развитии личности и коррекцию неблагоприятных линий развития её эмоционально-волевой, познавательной сфер.

Программа «Скоро в школу» МБОУ «Кадуйская СШ» направлена на:

- удовлетворение образовательных потребностей дошкольников и социального заказа родителей и способствует раскрытию способностей детей;

- формирование системы поддержки талантливых детей;

- новую систему определения эффективности образовательной деятельности, направленную на создание нового нормативно-правового обеспечения и научно-методического сопровождения процесса совместной творческой деятельности участников образовательного процесса;

Программа «Скоро в школу» рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6,5 лет, срок освоения программы – 1 год.


  1. Учебный план

 

Программа «Скоро в школу» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:

  • «От слова к букве»

  • «Математические ступеньки»

  • «Зелёная тропинка»


Название   раздела

Кол-во   занятий в неделю

Всего   часов

1

От слова к букве

1

30

2

Математические ступеньки

1

30

3

Зеленая тропинка

1

30

 


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по реализации программы «Скоро в школу»


Уч. четверть

Начало

Окончание

Кол-во недель

Кол-во учебных дней

1

1 четверть

14 сентября

1 ноября

7

7

2

2 четверть

2 ноября

28 декабря

7

7

3

3 четверть

11 января

22 марта

10

10

4

4 четверть

29 марта

5 мая

6

6

Итого


14 сентября

5 мая

30

30



Формы промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и учащихся также является внутренней оценкой (промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период в виде входного, текущего, годового контроля знаний, умений и навыков дошкольников).


Название   раздела

Входной контроль

(октябрь)

Текущий контроль

(январь)

Итоговый контроль

(май)

1

От слова к букве

Беседа

Тестирование

Тестирование

2

Математические ступеньки

Тестирование

Тестирование

Самостоятельная работа

3

Зеленая тропинка

Викторина

Беседа

Тестирование



























  1. Календарно- учебный график занятий по программе «От слова к букве».


п/п

Тема занятия

Страницы пособия

1.

Осенние странички. Осенние изменения в природе. Составление рассказа по рисунку. Подготовка к письму.   Правила посадки при письме.

4 – 6 (1 ч.)

2.

Детские игры и игрушки. Придумаем рассказ на тему «Как мы играем». Ориентировка в пространстве.   Знакомство с разлиновкой тетради. Рисование узоров, обведение по контору.

7 – 9 (1 ч.)

3.

Труд людей осенью. Составление рассказа «Что мы делаем в саду, на огороде?». Понятие «гласный звук». Умение слушать звук (о) в словах. Ориентировка на листе бумаги.   Рисование узоров. Печатание буквы О, о.

10 – 11 (1 ч.)4 – 5 (2 ч.)

4.

Понятие «предложение». Умение слышать и выделять звук (а) в слове. Печатание буквы А, а. А.Н.   Толстой «Мужик и медведь». Сочинение новой сказки.

12 – 13 (1 ч.)

6 – 7 (2 ч.)

5.

С. Козлов «Осенняя рыбалка», «Заяц, Ослик, Медвежонок и чудесные облака». Составление рассказа по   рисункам. Выделение слов из предложения. Звук (у). Печатание буквы У, у.

14 – 19 (1 ч.)

8 – 9 (2 ч.)

6.

Н. Сладков «Осенняя ёлочка». Выделение звука (ы) из слова. Звуковой анализ слов. Развитие мелкой моторики пальцев. Печатание буквы ы.

20 – 23 (1 ч.)

10 – 11 (2 ч.)

7.

Зимние странички. Зимние наблюдения за природой. Составление рассказа по рисунку. Звук (и). Печатание буквы И, и. Рисование узоров.

24 – 27 (1 ч.)

12 – 13 92 ч.)

8.

Время суток – ночь. Составление рассказа «Наступила ночь». Звук (э). Печатание буквы Э, э.

28 – 29 (1 ч.)

14 – 15 (2 ч.)

9.

И. Соколов – Микитов «Зимовье». Учимся пересказывать. Две работы букв я, ю, е, ё. Печатание букв   Я, я Ю, ю.

30 – 32 (1 ч.)

16 – 19 (2 ч.)

10.

В.Бианки «Серая шейка».   Звукобуквенный анализ слов. Печатание букв Е,е, Ё, ё.

33 – 35 (1 ч.)

20 – 23 (2 ч.)

11.

М. Пришвин «Беличья память». Животные и растения зимой. (л), (л,). Печатание букв Л, л, М, м.   Рисование по образцу.

36 – 39 (1 ч.)

24 – 27 (2 ч.)

12.

Весенние странички. Птицы – предвестники весны. Звуки (н), (н,),(р), (р,).   Печатание букв Н, н, Р, р.

40 – 43 (1 ч.)

28 – 31 (2 ч.)

13.

Весенние в природе.   Составление рассказа по рисунку. Звуки (в), (в,), (ф), (ф,).   Печатание букв В, в, Ф, ф.

44 – 48 (1 ч.)

32 – 35 (2 ч.)

14.

К. Ушинский «Ласточка». Подбор иллюстраций. Составление рассказа по рисунку. Звукобуквенный анализ   слов. Звуки (з), (з,), (с), (с,). Печатание букв З, з, С, с.

49 – 50 (1 ч.)

36 – 39 (2 ч.)

15.

Русская народная сказка «Лиса и заяц». Пересказ. Придумаем сказку по рисунку. Звуки (ж), (ш) – всегда   твёрдые. Печатание букв Ж, ж, Ш, ш.

51 – 45 (1 ч.)

40 – 43 (2 ч.)

16.

Придумываем сказку. Анализ изображений и нахождение недостающих деталей. Работа со словами. Звуки (б), (б,), (п), (п,). Печатание букв Б, б, П, п.

56 – 57 (1 ч.)

44 – 47 (2 ч.)

17.

Летние странички Игры на   лугу. Летние забавы детей. Составление рассказа по рисунку. Звуки д, д,, т, т,. Печатание букв Д, д, Т, т.

58 – 61 (1 ч.)

48 – 51 (2 ч.)

18.

Прогулка по лесу. Составление рассказа по рисунку. Работа со словами. Звуки г, г,, к, к,. Печатание букв Г, г, К. к.

62 – 64 ( 1 ч.)

52 – 55 (2 ч.)

19.

В. Бианки «Купание медвежат». Деление слов на слоги. Звуки (х), (х,). Печатание букв   Х, х.

65 – 67 (1 ч.)

56 – 57 (2 ч.)

20

Путешествие в цирк. Рассказываем о цирковом представлении. Работа над словами. Звук (ц) – всегда твёрдый. Печатание буквы Ц, ц.

68 – 69 (1 ч.)

58 – 59 (2 ч.)

21.

Придумываем сказку. Звуковая работа со словами. Звуки (ч,), (щ,) – всегда   мягкие. Печатание букв Ч, ч, Щ, щ.

70 (1 ч.)

60 – 63 (2 ч.)

22.

Придумываем рассказ по   рисунку. Деление слов на слоги. Звук (й,). Печатание буквы й.

64 – 65 (2 ч.)

23.

Буквы ь, ъ. Составление рассказа по рисунку. Печатание букв ь, ъ.

66 – 67 (2 ч.)

24.

С.Маршак «Про всё на   свете». Повторение изученных букв.

68 – 72 (2 ч.)

25.

К. Ушинский «Дятел», «Мышки». Нахождение заданных букв в тексте (о, а, у, ы, и, я, е, ё, э, ю.)

73 – 74 (2 ч.)

26.

Русская народная сказка «Лиса и рак». Повторение букв (х, ц, ч, й.)

75 (2 ч.)

27.

А.Н. Толстой «Ёж». Повторение букв (л, м, н, р.).

76 – 77 (2 ч.)

28.

Д. Габе «Вишня цветёт», «Воробей». Повторение букв (в, ж, з, с, щ, б).

77 – 78 (2 ч.)

29.

Д. Габе «Крапива, «Утята». Повторение букв (п, д, т, г, к, ш, ь).

79 -80 (2 ч.)

30.

Э. Мошковская «Кто самый добрый». Повторение изученных букв.

80 – 82 (2 ч.)















































Календарно- учебный график занятий по программе «Математические ступеньки»


п/п

Тема занятия

Страницы

пособия

1.

Знакомство с учебником. Понятие «право – лево», на себя, слева – справа, вверху – внизу, в пространстве, на плоскости, на листе бумаги. Дикие и домашние животные.

Сравнение предметов по размеру, по цвету, по   материалу, из которого они изготовлены. Дорога в школу.

2 – 9

2.

Понятие «высокий – низкий, «выше – ниже». Сравнение предметов. Составление групп предметов по одному и   двум признакам. Цвета (основные и оттенки).

10 – 13

3.

Понятие «больше, меньше, столько же». Посуда.

13 – 14

4.

Понятие «длинный – короткий». Формирование представления о понятиях «линия», «прямая линия», «отрезок». Одежда.

15

5.

Сравнение предметов по   нескольким признакам. Понятие «спереди – сзади» в практической деятельности. Геометрические фигуры. Дорожные знаки.

16 – 17

6.

Понятие «много – мало; несколько; один». Прямоугольник, квадрат. Мебель.

18 – 21

7.

Понятие «столько же; одинаково; поровну». Нахождение закономерностей. Игра «Раскрась животное». Понятие «тяжёлый – лёгкий». Времена года.

22 – 23

8.

Закрепление понятий: больше, меньше, столько же. Уравнивание групп предметов. Понятие «пара». Ягоды.

26 – 27

9.

Сравнение групп предметов. Работа с геометрическими фигурами. Цветы.

28– 29

10.

Соотношение числа и количества. Знакомство с цифрой и числом 1. Дни недели.

30 – 32

11.

Знакомство с образованием числа два. Цифра 2. Обувь. Пара.

33 – 35

12.

Образование числа три. Цифра 3. Транспорт.

36 – 37

13.

Практическое знакомство с составом числа три. Фрукты.

38 – 39

14.

Знакомство с понятием «равенство». Животные водоёмов.

40 – 41

15.

Образование числа четыре. Цифра 4. Овощи.

42 – 43

16.

Сравнение групп предметов. Цифры 1, 2, 3, 4. Новый год.

44 – 45

17.

Цифра 0. Закрепление понятия «столько же». Хлебобулочные изделия.

46 – 47

18.

Знакомство с понятием «сложение». Части тела.

48 – 49

19.

Образование числа пять. Цифра 5. Добавление до заданного количества. Птицы: зимующие и перелётные.

50 – 51

20

Знакомство с понятием «вычитание». Счётные операции в пределах пяти. Детские игры.

52 – 54

21.

Порядковый счёт до 5. Сравнение множеств: больше – меньше на 1. Рыбы.

55 – 57

22.

Повторение состава числа четыре. Цифры 1, 2, 3, 4. Соотношение числа, количества и цифры. Насекомые.

58 – 59

23.

Счётные операции в пределах пяти. Нахождение закономерностей. Поговорим о болезнях.

60 – 63

24.

Закрепление представлений детей о сложении и вычитании. Про кошек и собак.

64 – 65

25.

Знакомство с цифрой 6. Образование числа шесть. Выполнение действий в пределах 6. Понятие «сегодня, завтра, вчера».

67 – 70

26

Образование числа семь. Цифра 7. Счётные операции в пределах семи. Дни недели.

71 – 73

27.

Состав числа восемь. Место числа в ряду. Соседи числа. Счёт предметов в пределах 8. Наши меньшие друзья.

74 – 77

28.

Знакомство с цифрой 9. Соотношение цифры, числа и количества. Состав числа девять. Музыкальные инструменты.

78 – 80

29.

Отсчёт, выделение количеств меньше названного числа на 1. Овощи, фрукты, ягоды.

81 – 83

30

Закрепление понятий «равенство». Знак «=», сложение и вычитание в пределах 9. Понятие «легче – тяжелее».

84 – 87















































Календарно- учебный график занятий по программе «Зеленая тропинка»



Тема занятия

Учебные темы

Страницы учебника

1.

Экскурсия в природу в   начале осени «Игра Раз, два три – такое дерево найди».

Наши друзья – животные.   Зелёное чудо – растения. Круглый год.

С. 26

с.39, 40

2.

Погода в сентябре: наблюдаем, отмечаем. Классификация насекомых. Раскрашиваем насекомых.

Круглый год. Наши друзья –   животные. Зелёное чудо растения.

с. 26

с. 7

3.

Осенняя жизнь разных растений. Рисование разных частей растений.

Зелёное чудо – растения.   Круглый год.

с. 7

4.

В саду, в огороде, в лесу. Деление грибов на ядовитые и съедобные. Составление рисунка «Овощи» из   фрагментов.

Зелёное чудо – растения.

с. 20

с. 28

с. 23

5.

В лес по грибы. «Нарисуй растения правильно».

Зелёное чудо – растения.

с. 28

с. 20

6.

Погода в октябре: наблюдаем, отмечаем. Заполняем календарь погоды.

Наши друзья – животные.   Зелёное чудо – растения. Круглый год.

с. 4

с. 38

7.

Лес – многоэтажный дом. Игра «Угадай растение по его части».

Зелёное чудо – растения.   Наши друзья – животные.

с. 11

с. 22

8.

Обитатели аквариума. Заполняем аквариум.

Наши друзья – животные.   Круглый год.

с. 9

с. 25, 44

9.

Наблюдаем погоду в ноябре. Раскрашиваем осенние цветы.

Круглый год. Наши друзья –   животные.

с. 12

с. 25

10.

Осень приходит. Раскрашиваем картины «Осень».

Круглый год. Наши друзья –   животные.

с. 44

11.

«Люблю я пышное природы увяданье…». Правила ухода за комнатными растениями

Круглый год. Наши друзья – растения.

с. 42

12.

Птицы зимой. Игры «Для кого эта кормушка».

Наши друзья – животные.

с. 15

13.

Погода в декабре. Вселенная. Игра «Неправильное зачеркни».

Круглый год. Звёзды, Солнце   и Луна.

с. 31

14.

Зимняя экскурсия на   природу. Играем в зимнее лото.

Круглый год. Зелёное чудо –   растения.

с. 41

15.

Природа в январе. Луна и созвездия. Рисование луны в разных фазах.

Круглый год. Звёзды, Солнце   и Луна.

с. 32

16.

Охрана природы – забота о животных. Как зимуют птицы в городе.

Наши друзья – животные.   Звёзды, Солнце и Луна.

с. 15

с. 30

17

Фрукты и овощи для здоровья людей. Составление картины «Фрукты – Овощи» из частей.

Зелёное чудо – растения.

с. 23

с. 24

18.

Снежная погода в феврале. Наблюдаем за погодой. Птицы и животные зимой. Кусочек льда – какой он.

Круглый год. Наши друзья –   животные. Зелёное чудо – растения.

 

19.

Зима приходит. Раскрась   картину «Зима».

Круглый год. Наши друзья –   животные. Зелёное чудо – растения.

с. 45

20.

Домашние животные. Найдём домашних животных. Дадим им имена.

Наши друзья – животные. Зелёное чудо – растения.

с. 11

с. 12

21.

Домашние животные летом. Загадки о домашних животных.

Наши друзья – животные. Зелёное чудо – растения.

 

22.

Началась весна: погода в марте. Наблюдаем за развитием семени фасоли.

Круглый год. Зелёное чудо – растения. Звёзды, Солнце и Луна. Приключения солнечного зайчика.

с. 41

с. 34

23.

Рыбы – обитатели вод. Как   приспосабливаются рыбы к условиям жизни.

Наши друзья – животные. Круглый год. Приключения солнечного зайчика.

с. 8

с. 18

с. 36

24.

Птицы весной. Зоологическое лото «Кто больше по размеру».

Наши друзья – животные. Зелёное чудо – растения.

с. 10

с. 13

25.

Погода в апреле. Жизнь животных и птиц весной. Первые цветы.

Круглый год. Зелёное чудо – растения.

с. 16

26.

Жизнь животных весной. Составляем и склеиваем из частей изображения бабочек.

Наши друзья – животные.

с. 5 – 6

с. 14

27.

Весенняя экскурсия на природу. Игра Ищем весенние цветы. Раскрашиваем картины «Весна»

Круглый год. Приключения солнечного зайчика. Наши друзья – животные. Зелёное чудо – растения.

с. 38

с. 46

 

28.

Погода в мае: наблюдаем, отмечаем. Рисуем животным их природный дом.

Круглый год. Наши друзья – животные.

с. 35с. 17

с. 16

29.

Весна – прекрасный сезон. Чтение стихов о весне. Рассматриваем репродукции.

Круглый год. Наши друзья – животные. Зелёное чудо – растения.

с. 42, 41

с. 30

30.

Лето красное ожидает ребят. Играем в ботаническое лото: «Угадай растение по части».

Круглый год. Наши друзья – животные. Зелёное чудо – растения.

с. 39, 40

с. 43

с. 21



  1. Содержание программы


Программа «Скоро в школу» состоит из трех основных разделов «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Ознакомление с окружающим миром».

Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве».

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

    • Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе. В двух частях. Часть 2 - М.: Просвещение, 2015.

    • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет». - М. : Просвещение, 2015.


Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка и ориентировано на решение следующих задач:

- создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

- практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

- формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Содержание программы «От слова к букве» по разделам


Занятия являются подготовительными к этапу школьного курса обучения грамоте. Педагог решает задачи:

- познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- ввести понятия, связанные со звуковым анализом слова, фонематическим моделированием и делением на слоги;

- научить определять ударение в разных словах (двухсложных, трёхсложных);

- составлять новые слова из слогов;

- учить выделять слова в предложениях;

- готовить руку ребёнка к освоению навыков письма (обведение по контуру, закрашивание и штриховка в разных направлениях).

Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова понимать и определять порядок следования звуков в слове устанавливать различительную роль звука, основных качественных характеристик звука. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в нём. Формированию представления о звуковом составе помогает иллюстративный материал и модель-схема. Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Самое пристальное внимание необходимо сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове, что является основой будущего грамотного, без пропусков письма. При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Они знакомятся с гласными звуками, узнают, что при произношении этих звуков воздух не встречает преграды. Воздух при произношении гласных звуков легко «выходит» изо рта.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произношению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык и воздух не всегда выходит через рот. Сравнение звуков по их произношению, проводимое в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками. Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки.


Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой «Математические ступеньки».

Для реализации программного содержания используются:

    • Волкова С.И. «Математические ступеньки» : Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2015.

    • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет». - М. : Просвещение, 2015.


В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.







Содержание программы «Математический ступеньки»


Пространственные и временные отношения.

1. Ориентирование в пространстве. Установление местоположения в пространстве с помощью отношений: выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, сверху-снизу, спереди-сзади, перед, после, между и их комбинаций. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Отличие в ориентировке относительно себя и относительно другого объекта. Ориентировка на клетчатой бумаге. Прохождение лабиринтов.

2. Ориентирование во времени. Определение времени суток и их следование друг за другом. Дни недели и их следование друг за другом. Сезоны (времена) года и их следование друг за другом. Месяцы года, их следование друг за другом и принадлежность временам года. Осознание идеи цикличности при смене частей суток, дней недели, времен года, месяцев года. Умение правильно применять термины: вчера, сегодня, завтра.

3. Числа и величины. Числа и действия над ними. Сравнение групп предметов по их численности с помощью отношений «много – мало» и «один – несколько». Осознание относительности понятий «много» и «мало». Установление отношений «больше», «меньше», «равно» на основе взаимно однозначного соответствия. Число как характеристика равночисленных групп предметов различной природы. Числа от 1 до 10, их названия. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, их печатное написание. Соседи числа. Количественный и порядковый счет в пределах изученных чисел. Сравнение изученных чисел между собой, их расположение в порядке возрастания и порядке убывания. Состав чисел от 1 – 5. Число 0, его математический смысл, название и обозначение на письме. Определение места числа 0 среди изученных чисел.

4. Величины и их измерение. Различные отношения, связанные с величиной «длина» (длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, дальше – ближе). Различные способы сравнения предметов по длине («на глаз», «наложением», «приложением»).

5. Сравнение предметов по массе и установление отношения «тяжелее – легче» («на руках»).

6. Задачи. Составлять математический рассказ по картинке. Решать простые логические задачи.

7. Геометрические фигуры и их свойства.

8. Пространственные фигуры. Сравнение окружающих предметов. Выделение групп предметов, сходных по форме (шар и куб).

9. Плоские фигуры. Круг, треугольник, прямоугольник, овал.


Раздел «Ознакомление с окружающим миром» представлен программой «Зеленая тропинка».

Для реализации программного содержания используются:

    • А.А. Плешаков « Зелёная тропинка» Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2015.

    • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015











Содержание программы «Зеленая тропинка».


Введение:

Знакомство с «Лесной школой». Узнавание животных, сказочных героев – учеников Лесной школы.

Золотая осень:

Изменения окраски листьев. Узнавание деревьев по листьям. Грибы съедобные и несъедобные. Созревание плодов и семян. Узнавание плодов и семян разных растений Сад и огород. Погодные явления осенью.

Глубокая осень:

Заморозки. Появление первого льда на лужах. Замерзание рек, озер. Завершение листопада. Явления в жизни животных, их подготовка к зиме. Подготовка животных к зиме. Отлет птиц. Прикочевка снегирей.

Предзимье:

Изменения, наблюдаемые в неживой природе. Изменения температуры воздуха. (холоднее, теплее) Осадки. Снегопад.

Начало зимы:

Снегопады, морозы, оттепели. Покой в жизни растений. Явления в жизни насекомых. Как зимуют насекомые. Игры детей зимой. Новый год.

Глубокая зима:

Жизнь животных зимой. Зима – голодное время для птиц. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Жизнь растений зимой. Зимние забавы.

Предвесенье:

Оседание снега. Появление наста. Оттепели. Первые проталины. Капель. Образование сосулек. День защитника Отечества.

Ранняя весна:

Пробуждение растений. Появление травянистых растений. Сокодвижение у кленов и берез. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников. Первоцветы. Международный женский день.

Оживление весны:

Освобождение водоемов ото льда. Изменения в жизни животных. Пробуждение водоемов. Прилет птиц. Гнездование. Помощь птицам в этот период. Явления в жизни животных. Пробуждение насекомых. Рождение детенышей у млекопитающих.

Занятие-игра:

Дорога в школу.

Ориентировка во времени:

Усвоение названий дней недели, месяцев, сезонов, частей суток;

Познакомить детей с часами.

Знакомство с профессиями людей:

Разнообразие профессий. Уважение к людям труда.














  1. Планируемые результаты


1. Регулярные разнообразные занятия в группе при­учают ребят сосредоточенно работать в течение опреде­ленного времени.

2. Их деятельность становится более целенаправленной. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга, тем самым обеспечивается формирование психических функций.

3. По завершению занятий у детей сформированы умение оценивать себя и контролировать свои действия, навыки совместной деятельности, выполнение диагностических заданий не ниже среднего уровня.

4. Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

5. Сформировано положительное отношение к себе и к миру, уверены, общительны.

6. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять чувства, разрешать конфликтные ситуации.

7. Способны соблюдать правила и социальные нормы.

8. Свободно выражают свои мысли.

9. Произвольно управляют своими движениями.

10. Проявляют любознательность.


Программа «От слова к букве»

Требования к знаниям и умениям:

- Подготовить к механизму слогового чтения;

- Изучить раздел «Фонетики» в следующем объеме: звук – гласные и согласные звуки – согласные звуки мягкие и твердые;

- Научить составлять звуковые схемы слов, уметь ставить ударение в словах, определять количество слогов по количеству гласных;

- Готовить к обучению письму: освоить правила штриховки, обводки по контору и трафарету, срисовывание с образца;

- Начать наблюдение над существенными признаками основных значимых частей речи – слово-предмет, слово-признак, слово-действие;

- Дать понятие числа имен существительных (один предмет - много предметов) (практическое овладение);

- Узнавать род имен существительных;

- Развести понятия одушевленные и неодушевленные предметы;

- Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных

- Овладение в активной речи детей формами р. п. мн. ч. им. существительных (много яблок, тетрадей и т.д.), формами мн. ч. таких им. существительных как уши, люди, стулья, книги, книжки;



Программа «Математические ступеньки»

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

1.Количество и счет:

Знакомство с числами и цифрами в пределах 10, овладение навыками прямого и обратного счета (начиная с любого);

Овладение навыками нахождения соседей числа, предшествующего и последующего числа;

Учить отсчитывать и присчитывать;

Понимать термин «столько же», отношение между числами натурального ряда чисел (больше на);

Овладеть навыками порядкового счета в пределах 10;

Отработать состав чисел до 5.

2.Величина:Учить раскладывать предметы по убыванию или возрастанию по длине, ширине, толщине;

Сравнивать предметы по размеру (шире – уже, длиннее – короче, выше – ниже), по возрасту (старше – моложе);

3.Геометрические фигуры: узнавать и называть плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);

Учить выделять общие существенные признаки группы фигур.

4.Ориентировка в пространстве: ориентировка в специальных ситуациях, определение своего места по заданному условию;

Определение (словесно) положения предмета относительно другого с использованием двух признаков;

Определение расположения предметов на листе;

Срисовывание фигур по клеточкам;

Обучение написанию графических диктантов.

5.Работа с задачей: обучить навыкам составления математического рассказа;

Решать логические задачи на сравнение, обобщение, классификацию.


Программа «Зеленая тропинка»

Требования к знаниям умениям и навыкам:

- Понятие об окружающем мире, живой и неживой природе.

- Характерные признаки сезонных изменений в нашей местности.

Уметь рассказать о наблюдениях за сезонными изменениями в живой и неживой природе.

- Знать объекты живой природы: животные, растения, грибы.

- Определять существенные признаки отличия домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.

- Практически различать деревья, кустарники, травы.

- Называть 3-4 растения, животных, фруктов, овощей.

- Проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни людей (труд, одежда и др.).

- Знать название дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.

- Знать названия распространенных профессий.



  1. Организационно- педагогические условия реализации программы


Занятия по программе «Скоро в школу» организуются с сентября по май (30 недель) на базе МБОУ «Кадуйская СШ». Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 занятия согласно учебному плану. Длительность занятия - 30 минут. Перерыв между занятиями 5 минут. На занятиях чередуются виды деятельности, соблюдаются нормы СанПиН от 4 июля 2014 г. N 41 г. к образовательному процессу в дошкольном возрасте.


Расписание занятий:


Занятие

Время

1

«Математические ступеньки»

17.30 – 18.00

2

«От слова к букве»

18.10 – 18.40

3

«Зеленая тропинка»

18.45 – 19.10






Учебные и методические пособия

  1. Волкова С.И. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. –

М.: Просвещение, 2015.

  1. Плешаков А.А. «Зелёная тропинка». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М.: Просвещение, 2015.

  2. Федосова Н.А. «От слова к букве.» Пособие для детей 5 – 7 лет в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2015.

  3. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. «Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет». М.: Просвещение, 2015.

  4. Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические рекомендации к программе «Преемственность». М.: Просвещение, 2015.

  5. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2013.


Технические средства обучения

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер.

4. Проектор.


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль.

9. Модель весов и набор гирь.

10. Модель часов.


Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  2. Стол учительский.

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования и пр.

  4. Полки для книг.


  1. Оценочные материалы


Особенностями оценки достижений и планируемых результатов дошкольников являются:

- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством дошкольников, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Принципы системы оценивания:

- объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;

- открытость – дошкольники изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;

- простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы «Скоро в школу» предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения дошкольниками предметных результатов.

Используется безотметочная система оценивания дошкольников. Безотметочная система оценивания представляет собой систему работы учителя и дошкольников, в которой отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Для оценивания могут использоваться знаково-символическая система и листы индивидуальных достижений ребенка.

Приемы оценочной деятельности, которые могут быть использованы на занятии при безотметочном обучении:

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ребенка, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.


Символы

Самооценка: Оценка учителя:

«+» - знаю, умею «+» - согласен,

«?» - не уверен, требуется помощь «?» – предлагаю повторить материал,

«-» - не знаю, не умею «-» - поработаем ещё раз вместе



  1. Методические материалы


Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников

Игра 1. «Полслова за вами»

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.


Игра 2. «Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.


Игра 3. «Я знаю»

Цели: Развитие речи дошкольника, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).


Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.


Игра 5. «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.


Игра 6. «Кто лучше»

Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.


Игра 7.«Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: Учитель предлагает детям текст, где дошкольники находят выбранную учителем букву.


Игра 8. «Сочини сказку о предмете».

Цель: Развитие речи дошкольников, пополнение словарного запаса.

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.


Игра 9. «День - ночь»

Цель: Развитие речи дошкольников, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.


Игра 10. «Подружи букву»

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)


Игра 11. «Идем в гости»

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».


Игра 12. «Составь слово»

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.


Игра 13. «Разложи по порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по порядку.


Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.


Игра 15. «Молоточки»

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.


Игра 16. «Буква заблудилась»

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.


Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.


Игра 18. «Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.


Игра 19. «Колокольчики»

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.


Игра 20. «Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.


Игра 21. «Слова»

Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.


Игра 22. «Узелки на память»

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.









Литература


  1. Володина В.С. «Альбом по развитию речи», изд. ЗАО «РОСМЭН _ ПРЕСС», 2005 г.

  2. Безруких М.М., Т.А. Филиппова «Азбука Счета», изд. «Дрофа», 2002 г.

3. Безруких М.М., Т.А. Филиппова «Учимся находить противоположности», изд. «Дрофа», 2002 г.

4. Гаврина С.Е. «Готовим руку к школе», изд. г. Ярославль «Академия развития», 2006 г.

5.Костарева Л.А. «35 занятий по подготовке детей к школе», изд. «Аквариум ЛТД», 2002 г.

6.Сычева Г.Е. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», изд. г. Москва ООО «Книголюб», 2006 г.

7. Управителева Л.В. «Подготовка к школе в детском саду», изд. г. Ярославль «Академия развития», 2007 г.

8. Программа «От слова к букве» разработана в соответствии с программно-методическим комплексом «Преемственность», пособия "От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. Комплект в 2-х частях", автор Федосова Н. А., М.: Просвещение, 2012 год.

9. Программа «Математические ступеньки» разработана в соответствии с программно-методическим комплексом «Преемственность», пособия "Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет", автор С. И. Волкова, М.: Просвещение, 2015 год.

10. Программа «Зеленая тропинка» разработана в соответствии с программно-методическим комплексом «Преемственность», пособие  "Зеленая тропинка. Пособие для детей 5 - 7 лет", автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2015 год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!