СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социализации обучающихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Актуальность

Целью современного образования является максимальное развитие потенциала каждой личности, позволяющее обучающимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовывать себя в личной жизни, в будущей профессиональной деятельности.

Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. Профессиональное самоопределение рассматривается как важная часть социализации.

Просмотр содержимого документа
«Программа социализации обучающихся»

Пояснительная записка

Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Здесь уместны слова Конфуция «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал».

Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения. Этот процесс в себя включает целенаправленное воздействие на личность в ходе обучения и воспитания и стихийное влияние на ее формирование различных условий и обстоятельств жизни.

Необходимость развития социальной компетентности вызвана тем, что, к сожалению, у современных школьников всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты, прибегая к компромиссам. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности.

Развивающемуся обществу нужны современные, предприимчивые, самостоятельные люди; отличающиеся мобильностью, динамизмом, высоким интеллектом, уверенностью в себе, устойчивостью к стрессам. А это значит, что в процессе обучения и воспитания следует уделять внимание не только передаче знаний об основах наук, но и активной деятельности обучающихся, следует научить их работать с информацией, научить учиться, научить жить вместе.

Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.

Показателями социальной компетентности школьников являются:


  • сотрудничество, работа в команде;

  • коммуникативные навыки;

  • способность принимать собственные решения;

  • способность делать осознанный выбор;

  • стремление к осознанию собственных потребностей и целей;

  • социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

  • владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;

  • развитие личностных качеств: саморегулирование, идентификация:

способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и

дистанция», осознавать собственные возможности и границы.


Достигнуть этого можно через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. в том числе математического.

Программа «Познавай, выбирай, твори, действуй!» рассчитана на обучающихся 5 – 11 классов..

Цели программы:
  • создание условий для оптимального развития, самореализация учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

Задачи:
  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у обучающихся навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширение представления обучающихся о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Планируемые результаты Личностные:
  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • реализация образа Я (Я - концепции), включая самоотношение и самооценку;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

Регулятивные:
  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;

  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;

  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;

  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

Коммуникативные:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;

  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

  • формирование умения коллективного взаимодействия.

Познавательные:
  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;

  • умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

Предметные результаты:
  • осознание значения математики для повседневной жизни человека;

  • практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач.

2.. Условия, средства, формы и технологии социализации личности через урочную деятельность


    1. Основные факторы социализации личности

В первую очередь:

      • учитывать условия того региона, где мы живем, они накладывают отпечаток на характер, образ жизни людей; здоровье;

      • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать его творческий потенциал (нет бесталанных людей, есть люди, в которых не увидели их способности и вовремя не развили), в этой связи организовать дифференцированное обучение (разноуровневое, в малых группах, методом проектов);

      • учитывать условия внешней среды (семья, окружение, друзья, родственники).

Во-вторых, формировать у учащихся общеучебные умения и навыки в сотрудничестве с другими учителями, только тогда будет результат. К ним надо отнести:

  • работу с учебником, справочной и дополнительной литературой;

  • научить учащихся работать с инструкциями и памятками (н-р:

«правила и приемы чтения», «что такое определение математического понятия (теорема, формула), как с ними работать», «как решать задачи», «как доказывать теорему», «приемы реферирования и конспектирования», «приемы запоминания», «математические символы, их этимология», «как надо разбирать рисунки, читать схемы, таблицы» и др.);

  • составление планов, тезирование;

  • формирование вычислительной и алгоритмической культуры (составление карточек-инструкций);

  • формирование навыков работы с измерительными и чертежными инструментами;

  • обучение оформлению тетрадей; выполнение единых педагогических требований к учащимся;

  • развитие устной и письменной речи.

В-третьих, формировать коммуникативные умения, которые в настоящее время помогают успешному учению по всем предметам, комфортному проживанию в различных ситуациях с разными людьми. И важно не только научить грамотно, писать и произносить то или иное слово, научить правилам построения речи, стилю и синтаксису, но и научить точно и кратко выражать свои мысли, понимать собеседника, и самому быть им понятым.

В-четвертых, на развитие личности влияет выбор педагогических технологий или их элементов и способы организации учебно-воспитательного процесса.

Ещё одна из задач современного учителя - создать для своих учеников

разнообразные условия для расширения социума для предметного общения:

    • применение компьютера в обучении - для расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет;

    • организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);

    • проведение уроков-экскурсий, в том числе и проведённых группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности;

    • сотрудничество с библиотекой;

    • размещение в Интернете своих творческих работ по программному материалу;

    • участие в районных , областных , всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах.


    1. Формы и средства социализации личности

Групповая и парная форма работы – эффективная организация деятельности учащихся, так как соответствует реальной организации деятельности взрослых. При этом повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным.

Проведение уроков в форме учебных деловых игр также способствует формированию социальной компетентности учащихся. Их отличительными свойствами являются:

  • моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций и отношений;

  • поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;

  • обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

  • использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

  • контроль игрового времени.

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности формируют у школьников умения добывать и применять знания, планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими .

Методические средства:
    • Договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;

    • Диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;

    • Обратная связь. Ученик или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции.

    • Создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;

    • Создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем учащегося, учитель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.

    • Учебное сотрудничество - взаимопомощь, взаимоконтроль в процессе учебной деятельности. Формирование коммуникативных действий, распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы, обмен способами действия, взаимопонимание, коммуникация; планирование общих способов работы, рефлексия.

    • Совместная деятельность - обмен действиями и операциями, вербальными и невербальными средствами. Цель: сформировать умение ставить цели, определять способы и средства их достижения, учитывать позиции других .Реализуется через организацию совместного действия.

    • Разновозрастное сотрудничество - младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений: «пробую учить других», «учу себя сам». Создает условия для опробования, анализа и обобщения освоенных учащимся средств и способов учебных действий .

    • Дискуссия - диалог обучающихся в устной и письменной форме. Цель : сформировать свою точку зрения, скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели, становление способности к самообразованию .

    • Тренинги - способ психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных способностей. Вырабатывают положительное отношение к другому, развивают навыки взаимодействия, создают положительное настроение, учат познавать себя через восприятие других, развивают положительную самооценку.

    • Педагогическое общение - сотрудничество учителя и ученика. Развитие коммуникативных действий, формирование самосознания и чувства взрослости. Партнерская позиция педагога и ученика на различных этапах организации учебного процесса: целеполагание, выбор форм и методов работы, рефлексия.

    • Общий прием доказательства - процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения. Средство развития логического мышления, активизация мыслительной деятельности , анализ и воспроизведение готовых доказательств; опровержение предложенных доказательств, самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.

    1. Технологии социализации личности

В основе социализации личности лежит системно-деятельностный подход (знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности).

В соответствии с ним:

  • признание активной роли учащегося в учении;

  • признание за учащимися активной роли в выборе методов обучения;

  • использование возможностей современной информационной образовательной среды;

  • соединение урочной и внеурочной деятельности;

  • развитие социализации через предметный и надпредметный характер учебных ситуаций.


Педагогические технологии
  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо

  • Технология проектной деятельности

  • Метод исследования

  • ИКТ – технологии

  • Проблемное обучение

  • Технология дискуссий

  • Технологии групповой работы

  • Дидактические игры

  • Социально – значимые игры


Типовые задачи на развитие

Личностные универсальные учебные действия:

    • на личностное самоопределение;

    • на развитие Я-концепции;

    • на смыслообразование;

    • на мотивацию;

    • на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

    • на учёт позиции партнёра;

    • на организацию и осуществление сотрудничества;

    • на передачу информации и отображению предметного содержания;

    • тренинги коммуникативных навыков;

    • ролевые игры;

    • групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

    • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

    • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

    • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

    • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

    • задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

    • на планирование;

    • на рефлексию;

    • на ориентировку в ситуации;

    • на прогнозирование;

    • на целеполагание;

    • на оценивание;

    • на принятие решения;

    • на самоконтроль;

    • на коррекцию.


3.Основные формы социализации личности через внеурочную деятельность.


Решение задачи социализации личности происходит не только на уроках математики, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (учебных курсов, курсов внеурочной деятельности)


Форма

Задачи

Учебный курс

Учет индивидуальных возможностей обучающихся. Повышение степени

самостоятельности.

Расширение познавательных возможностей. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации, подготовка к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной

деятельности для человека и общества,

усвоение опыта социально-экономических отношений (устойчивое отношение к

профессии, социальная ориентация)

Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с

научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры детей.

Предметная неделя

Представление широкого спектра форм

(декада)

внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Исследовательская и проектная работа

Привлечение ребят к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и

критического мышления учеников в процессе творческого поиска и выполнения

исследований.

Кружки, курсы внеурочной деятельности, внеклассные мероприятия по предмету

Развитие творческих способностей обучающихся. Содействие в

профессиональной ориентации.

Самореализация учеников во внеклассной работе.

Участие во

Всероссийской олимпиаде школьников

Развитие творческого и научного потенциала.

Участие в дистанционных мероприятиях,

олимпиадах, конкурсах

Развитие творческого и научного потенциала

Социальные проекты

Мотивация на творчество и инновационную деятельность,

усвоение опыта социально-экономических отношений, социальная ориентация.



Предполагаемые темы социальных проектов:


  • Умение планировать бюджет

  • Сколько стоит ремонт?

  • Грамотный покупатель.

  • Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.

  • Числа вокруг нас.

  • Математика на страже здоровья.

  • Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.

  • Статистика не существует без процентов.

  • Приложения определённого интеграла в экономике.

  • Изготовление набора для решения задач с пространственными телами.

  • Создание проекта «Комната моей мечты»

  • Геометрия и мода

  • Расчет коммунальных услуг своей семьи

  • Бизнес план «Школьная теплица».



Предполагаемые результаты реализации программы


Вся работа по социализации поможет ученикам:

  • приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

  • научит детей чувствовать и понимать других людей;

  • приобщит к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;

  • даст понимания «ценности» каждого и всего живущего и растущего на Земле.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!