Пояснительная записка
Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Здесь уместны слова Конфуция «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал».
Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения. Этот процесс в себя включает целенаправленное воздействие на личность в ходе обучения и воспитания и стихийное влияние на ее формирование различных условий и обстоятельств жизни.
Необходимость развития социальной компетентности вызвана тем, что, к сожалению, у современных школьников всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты, прибегая к компромиссам. Поэтому образовательные учреждения в условиях ФГОС сориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе, выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности.
Развивающемуся обществу нужны современные, предприимчивые, самостоятельные люди; отличающиеся мобильностью, динамизмом, высоким интеллектом, уверенностью в себе, устойчивостью к стрессам. А это значит, что в процессе обучения и воспитания следует уделять внимание не только передаче знаний об основах наук, но и активной деятельности обучающихся, следует научить их работать с информацией, научить учиться, научить жить вместе.
Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.
Показателями социальной компетентности школьников являются:
сотрудничество, работа в команде;
коммуникативные навыки;
способность принимать собственные решения;
способность делать осознанный выбор;
стремление к осознанию собственных потребностей и целей;
социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;
развитие личностных качеств: саморегулирование, идентификация:
способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и
дистанция», осознавать собственные возможности и границы.
Достигнуть этого можно через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. в том числе математического.
Программа «Познавай, выбирай, твори, действуй!» рассчитана на обучающихся 5 – 11 классов..
Цели программы:
создание условий для оптимального развития, самореализация учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у обучающихся навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления обучающихся о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Планируемые результаты Личностные:
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
реализация образа Я (Я - концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач.
2.. Условия, средства, формы и технологии социализации личности через урочную деятельность
Основные факторы социализации личности
В первую очередь:
учитывать условия того региона, где мы живем, они накладывают отпечаток на характер, образ жизни людей; здоровье;
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать его творческий потенциал (нет бесталанных людей, есть люди, в которых не увидели их способности и вовремя не развили), в этой связи организовать дифференцированное обучение (разноуровневое, в малых группах, методом проектов);
учитывать условия внешней среды (семья, окружение, друзья, родственники).
Во-вторых, формировать у учащихся общеучебные умения и навыки в сотрудничестве с другими учителями, только тогда будет результат. К ним надо отнести:
работу с учебником, справочной и дополнительной литературой;
научить учащихся работать с инструкциями и памятками (н-р:
«правила и приемы чтения», «что такое определение математического понятия (теорема, формула), как с ними работать», «как решать задачи», «как доказывать теорему», «приемы реферирования и конспектирования», «приемы запоминания», «математические символы, их этимология», «как надо разбирать рисунки, читать схемы, таблицы» и др.);
составление планов, тезирование;
формирование вычислительной и алгоритмической культуры (составление карточек-инструкций);
формирование навыков работы с измерительными и чертежными инструментами;
обучение оформлению тетрадей; выполнение единых педагогических требований к учащимся;
развитие устной и письменной речи.
В-третьих, формировать коммуникативные умения, которые в настоящее время помогают успешному учению по всем предметам, комфортному проживанию в различных ситуациях с разными людьми. И важно не только научить грамотно, писать и произносить то или иное слово, научить правилам построения речи, стилю и синтаксису, но и научить точно и кратко выражать свои мысли, понимать собеседника, и самому быть им понятым.
В-четвертых, на развитие личности влияет выбор педагогических технологий или их элементов и способы организации учебно-воспитательного процесса.
Ещё одна из задач современного учителя - создать для своих учеников
разнообразные условия для расширения социума для предметного общения:
применение компьютера в обучении - для расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет;
организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
проведение уроков-экскурсий, в том числе и проведённых группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности;
сотрудничество с библиотекой;
размещение в Интернете своих творческих работ по программному материалу;
участие в районных , областных , всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах.
Формы и средства социализации личности
Групповая и парная форма работы – эффективная организация деятельности учащихся, так как соответствует реальной организации деятельности взрослых. При этом повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным.
Проведение уроков в форме учебных деловых игр также способствует формированию социальной компетентности учащихся. Их отличительными свойствами являются:
моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций и отношений;
поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
контроль игрового времени.
Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности формируют у школьников умения добывать и применять знания, планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими .
Методические средства:
Договор. Ценность договорных тактик обусловлена тем, что они способствуют формированию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;
Диалог. При этом приобретаются навыки делового общения, умение формулировать вопросы, вести дискуссию;
Обратная связь. Ученик или учитель определенным образом выражают свою реакцию на поведение других с целью его коррекции.
Создание ситуаций выбора. Под этим подразумевается выбор домашнего задания, выбор конкретной роли при проведении игры, выбор объема и уровня сложности контрольного задания, выбор линии поведения в предлагаемой ситуации;
Создание ситуации успеха – намеренное сочетание определенных условий, позволяющих ученику достичь собственной успешности. Учитывая эмоциональный подъем учащегося, учитель мотивирует его дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активности.
Учебное сотрудничество - взаимопомощь, взаимоконтроль в процессе учебной деятельности. Формирование коммуникативных действий, распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы, обмен способами действия, взаимопонимание, коммуникация; планирование общих способов работы, рефлексия.
Совместная деятельность - обмен действиями и операциями, вербальными и невербальными средствами. Цель: сформировать умение ставить цели, определять способы и средства их достижения, учитывать позиции других .Реализуется через организацию совместного действия.
Разновозрастное сотрудничество - младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений: «пробую учить других», «учу себя сам». Создает условия для опробования, анализа и обобщения освоенных учащимся средств и способов учебных действий .
Дискуссия - диалог обучающихся в устной и письменной форме. Цель : сформировать свою точку зрения, скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели, становление способности к самообразованию .
Тренинги - способ психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных способностей. Вырабатывают положительное отношение к другому, развивают навыки взаимодействия, создают положительное настроение, учат познавать себя через восприятие других, развивают положительную самооценку.
Педагогическое общение - сотрудничество учителя и ученика. Развитие коммуникативных действий, формирование самосознания и чувства взрослости. Партнерская позиция педагога и ученика на различных этапах организации учебного процесса: целеполагание, выбор форм и методов работы, рефлексия.
Общий прием доказательства - процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения. Средство развития логического мышления, активизация мыслительной деятельности , анализ и воспроизведение готовых доказательств; опровержение предложенных доказательств, самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.
Технологии социализации личности
В основе социализации личности лежит системно-деятельностный подход (знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности).
В соответствии с ним:
признание активной роли учащегося в учении;
признание за учащимися активной роли в выборе методов обучения;
использование возможностей современной информационной образовательной среды;
соединение урочной и внеурочной деятельности;
развитие социализации через предметный и надпредметный характер учебных ситуаций.
Педагогические технологии
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Технология проектной деятельности
Метод исследования
ИКТ – технологии
Проблемное обучение
Технология дискуссий
Технологии групповой работы
Дидактические игры
Социально – значимые игры
Типовые задачи на развитие
Личностные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
на учёт позиции партнёра;
на организацию и осуществление сотрудничества;
на передачу информации и отображению предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры;
групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
3.Основные формы социализации личности через внеурочную деятельность.
Решение задачи социализации личности происходит не только на уроках математики, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (учебных курсов, курсов внеурочной деятельности)
Форма | Задачи |
Учебный курс | Учет индивидуальных возможностей обучающихся. Повышение степени самостоятельности. Расширение познавательных возможностей. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации, подготовка к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, усвоение опыта социально-экономических отношений (устойчивое отношение к профессии, социальная ориентация) |
Ученическая конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры детей. |
Предметная неделя | Представление широкого спектра форм |
(декада) | внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей обучающихся. |
Исследовательская и проектная работа | Привлечение ребят к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учеников в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
Кружки, курсы внеурочной деятельности, внеклассные мероприятия по предмету | Развитие творческих способностей обучающихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учеников во внеклассной работе. |
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников | Развитие творческого и научного потенциала. |
Участие в дистанционных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах | Развитие творческого и научного потенциала |
Социальные проекты | Мотивация на творчество и инновационную деятельность, усвоение опыта социально-экономических отношений, социальная ориентация. |
Предполагаемые темы социальных проектов:
Умение планировать бюджет
Сколько стоит ремонт?
Грамотный покупатель.
Математика в борьбе с загрязнением окружающей среды.
Числа вокруг нас.
Математика на страже здоровья.
Чертежи, фигуры, линии и математические расчёты в кройке и шитье.
Статистика не существует без процентов.
Приложения определённого интеграла в экономике.
Изготовление набора для решения задач с пространственными телами.
Создание проекта «Комната моей мечты»
Геометрия и мода
Расчет коммунальных услуг своей семьи
Бизнес план «Школьная теплица».
Предполагаемые результаты реализации программы
Вся работа по социализации поможет ученикам:
приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
научит детей чувствовать и понимать других людей;
приобщит к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
даст понимания «ценности» каждого и всего живущего и растущего на Земле.