МКОУ « Вышегорская СОШ»
Сафоновского района Смоленской области
Программа
Социально значимого проекта
«Социализация школьников на уроках немецкого языка»
Учитель: Калинина Л.Н.
Содержание.
Введение | 3 |
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся | 7 |
План реализации проекта | 8 |
Этапы педагогического проекта | 10 |
Выводы | 11 |
Список используемой литературы | 13 |
Введение
В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.
Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.
Поэтому я считаю, что основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Проблемы взаимодействия образования и социализации являются очень актуальными, они способствуют непрерывному поиску новых технологий социализации, адекватных постоянно изменяющейся социальной среде.
Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Поэтому процесс социализации школьников очень важен для рассмотрения.
Проект, посвященный социализации детей делает возможным создание
таких условий взаимодействия ребёнка с миром собственного «Я», других людей, предметным и природным миром, при которых он сможет проявлять свою индивидуальность, научится чувствовать себя уверенно, сможет защищать себя и строить безопасные отношения с людьми и миром.
Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его в субъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка.
В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. На уроках английского языка я использую системно-деятельностный подход, не только предлагая детям знания в готовом виде, но и способствуя превращению ученика в активного субъекта собственного учения.
Обучение диалогической речи, монологической речи способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к реальной действительности.
На своих уроках немецкого языка я способствую формированию метапредметных умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение вести диалог в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.
Большую роль в социализации школьника, на мой взгляд, играет процесс проектной деятельности. Я полагаю, что активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.
А ведь что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие.
Цель данного проекта – социальное становление личности школьника на уроках английского языка, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.
Объект – управление процессом социализации школьников.
Предмет – система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе.
Задача проекта – сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.
На уроках немецкого языка я веду работу по формированию следующих социальных качеств:
Товарищество, партнерство, умение работать в группе.
Уважение к старшим.
Доброта.
Честность.
Трудолюбие.
Бережливость.
Дисциплинированность, соблюдение порядка.
Любознательность.
Любовь к прекрасному.
Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.
Гипотеза заключается в моем предположении, что если развивать данные социально значимые качества и определять уровень их развития, это поможет определить уровень социального развития школьника и способствовать его успешной социализации.
Предполагаемый результат
Данный проект нацелен на достижение следующих результатов:
Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);
Воспитание любви к родному и иностранному языку;
Вызвать интерес и толерантное отношение к культуре иностранного языка;
Воспитание трудолюбия и творчества
Эти социальные качества я стараюсь, развивались через различные формы работы в учебной деятельности, включая:
интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, ассоциации, сравнение социолингвистических элементов родного и иностранного языка, работа в группах, проектная деятельность.
Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:
Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
Опыт в понимании других людей и другой культуры;
Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;
Понимание ценности каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Образовательный процесс как условие реализации концепции социализации должен отвечать требованиям:
• вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы;
• подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
Организация воспитания и социализации учащихся на уроках немецкого языка осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание толерантного отношения к другой культуре, языку.
Ценности: любовь к родине, к своему народу, свобода и ответственность, толерантное отношение к языку и культуре Великобритании.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: любовь к семье, забота о старших и младших.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь, бережное отношение к природе, к животным, растениям
Этапы работы над проектом
1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
2. Этап реализации.
3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.
План реализации проекта
Направления | Мероприятия |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к другой иноязычной культуре | Организация работы учащихся индивидуально и в группах для развития коммуникативной компетенции, а также для формирования толерантного отношения к иноязычной культуре. Использование ИКТ для успешной социализации школьников |
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе | Организация участия детей в международных, всероссийских, краевых и районных конкурсах, олимпиадах и проектах на немецком языке Дифференцированный подход, работа с одаренными детьми, мотивация к изучению иностранного языка. Проведение викторин и конкурсов «Страноведение. Германия», |
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье | Моя семья – проект «Расскажи о своей семье» Семейные праздники» (рассказы и рисунки) |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Работа в группах и индивидуально «Домашние любимцы» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Формирование правильного отношения к здоровью как ценности Работа над темами «Режим дня» и «День здоровья» |
Формы проведения мероприятий
урочная деятельность
викторины
праздники
конкурсы стихов
исследовательская деятельность
диагностические исследования
Этапы педагогического проекта.
Проект реализуется в несколько этапов на базе муниципального общеобразовательного учреждения – МБОУ « Вышегорская СОШ» Сафоновского района Смоленской области.
На первом этапе - изучалось состояние проблемы в теории и практики социализации учеников и возможности ее успешной реализации на уроках немецкого языка; была проанализирована литература, выдвинута гипотеза; определены цели и задачи.
На втором этапе был проведен самоанализ, проблемы, определены элементы содержания и направления деятельности по социализации школьников на уроках немецкого языка.
На практическом этапе осуществляется реализация личностно-деятельностного подходов в обучении, мотивации к изучению поликультурного мира и культуры своей страны, активируются виды деятельности направленные на формирование социально значимых качеств, таких как трудолюбие, успех в учебе, отношения в семье, отношение к окружающему миру, своему здоровью и т.д.
На этапе проверки достигнутых результатов, предполагается описание полученных результатов, корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение дальнейших перспектив на дальнейшее изучение предмета.
Выводы
Работая над проектом по социализации школьников и воспитания и развития социально значимых качеств на своих уроках немецкого языка, я обратила внимание на то, что учащиеся более мотивированы к изучению иностранного языка, а также заинтересованы в работе над различными проектами (семья, дом, здоровье, трудолюбие, хобби, животные), которые способствуют формированию и развитию личности.
Целью образования в соответствии с новыми подходами становится непрерывное развитие личности, что способствует развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.
Разрабатывая уроки, я учитываю необходимость воспитания толерантного отношения к другой культуре, поэтому стараюсь предлагать детям аутентичные материалы, использую ресурсы Интернета и мультимедийные презентации.
Обучая детей языку, я стараюсь предложить детям не только стандартные задания, но и дополнительную культурологическую информацию, видеоролики, диаграммы, кроссворды, работу с таблицами и схемами.
В ходе своей работы я определила базовые условия социализации школьников.
К базовым условиям успешности социализации ребёнка я отношу следующие:
состояние психического здоровья детей;
наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса.
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.
Список используемой литературы
Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. — 2000. — № 1.
Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — Ярославль, «Ремдер», 2005. — 164 с.
Концепция модернизации российского образования // Вестник образования России, 2002. — № 6.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2,3 -2000г.
Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004
Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений: учебное пособие. – М.: НФПК, ООО «Мирал», 2005.
Тотолян А. Практика для жизни: система воспитания социально активной личности . //Управление школой. 2006. №16. с.35-37.
Хуторской А.В. Статья "Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования", Народное образование, 2003. - №2. - С.58-64.
Хуторской А.В. Статья "Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей". Интернет- журнал "Эйдос".
9