СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа совершенствования методов обучения и воспитания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы  – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа совершенствования методов обучения и воспитания»


Программа

совершенствование методов обучения и воспитания при изучении биологии


Пояснительная записка

Одной из целей биологического образования является овладение школьниками системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности. В связи с внедрением ФГОС в основное общее образование возникла объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволят формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать научные проблемы.

Особое место в системе образования имеет вопрос об организации урочной и внеурочной деятельности в малокомплектной сельской школе. Малая наполняемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению учебного процесса. В малочисленных классах сильно выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к знаниям и умениям обучающихся.

Изменяющиеся условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.

Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.


Цель программы  – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.


Задачи реализации программы:

-определить ведущие принципы использования современных методов на уроках биологии;

-осуществить отбор эффективных способов и приёмов включения средств новых технологий в образовательную деятельность;

-определить совокупность показателей для достижения положительной динамики использования методов на уроках биологии.

Актуальность выбора и проектирования новых образовательных технологий

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

Выбор образовательной технологи определяется следующим:

-целью, для достижения которой выбирается технология;

-возможностями самого преподавателя – владением технологией и пониманием ее возможностей в решении образовательных задач;

-индивидуально-психологическими особенностями субъектов образовательной деятельности.


Мониторинг эффективности внедрения современных образовательных технологий показывает, что высокий уровень использования данных технологий позволяет создавать условия для формирования у обучающихся различных «надпредметных» личностных компетентностей, что подтверждается следующими инновационными результатами:

- развитие интеллектуальных способностей подтверждают хорошие результаты обучающихся в различных олимпиадах, достижения в региональных и всероссийских интеллектуальных конкурсах;

- развитие коммуникативных компетентностей подтверждает положительная динамика вовлечения обучающихся в коллективные творческие проекты;

- развитие  компетентности личностного роста подтверждают достижения в различных региональных конкурсах, программах и др.

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.

Применение новых современных образовательных технологий ведут учащихся к высокому результату. С целью активизации познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики я использую следующие педагогические технологии:


Педагогические технологии


1.Технология проблемного обучения

-развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.

-стабильный уровень успеваемости;

-повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад.)

-повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование);

-укрепление здоровья учащихся (отзывы родителей, фельдшера);

-увеличение числа участников конкурсов, их побед в конкурсах различных уровней;

-переход на новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса – «сотрудничество» педагога и обучающихся.


2.Проектная технология

-организация самостоятельной и практической деятельности.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.


3. Инфомационно - коммуникационные технологии

-развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения.

Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения


4.Технология дифференцированного обучения

- создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса.

Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.


5. Здоровьесберегающие технологии

-сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого обучающегося.

Основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.


Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов.

Применение новых технологий при изучении биологии способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.


Критерии эффективности результатов совершенствования новых образовательных технологий:

-глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;

-действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;

-системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании обучающихся, и структура которой соответствует структуре научного знания;    

-осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.

Оценка эффективности результата обучения производится по изменению показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения:

I уровень (узнавание) – обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектов или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками;

II уровень (репродуцирование) – обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал;

III уровень (продуктивной деятельности) – обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью;      

IV уровень (трансформации) – обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!