Программа
совершенствование методов обучения и воспитания при изучении биологии
Пояснительная записка
Одной из целей биологического образования является овладение школьниками системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности. В связи с внедрением ФГОС в основное общее образование возникла объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволят формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать научные проблемы.
Особое место в системе образования имеет вопрос об организации урочной и внеурочной деятельности в малокомплектной сельской школе. Малая наполняемость классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые требования к построению учебного процесса. В малочисленных классах сильно выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к знаниям и умениям обучающихся.
Изменяющиеся условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.
Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Цель программы – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Задачи реализации программы:
-определить ведущие принципы использования современных методов на уроках биологии;
-осуществить отбор эффективных способов и приёмов включения средств новых технологий в образовательную деятельность;
-определить совокупность показателей для достижения положительной динамики использования методов на уроках биологии.
Актуальность выбора и проектирования новых образовательных технологий
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.
Выбор образовательной технологи определяется следующим:
-целью, для достижения которой выбирается технология;
-возможностями самого преподавателя – владением технологией и пониманием ее возможностей в решении образовательных задач;
-индивидуально-психологическими особенностями субъектов образовательной деятельности.
Мониторинг эффективности внедрения современных образовательных технологий показывает, что высокий уровень использования данных технологий позволяет создавать условия для формирования у обучающихся различных «надпредметных» личностных компетентностей, что подтверждается следующими инновационными результатами:
- развитие интеллектуальных способностей подтверждают хорошие результаты обучающихся в различных олимпиадах, достижения в региональных и всероссийских интеллектуальных конкурсах;
- развитие коммуникативных компетентностей подтверждает положительная динамика вовлечения обучающихся в коллективные творческие проекты;
- развитие компетентности личностного роста подтверждают достижения в различных региональных конкурсах, программах и др.
Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.
Применение новых современных образовательных технологий ведут учащихся к высокому результату. С целью активизации познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики я использую следующие педагогические технологии:
Педагогические технологии
1.Технология проблемного обучения
-развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.
-стабильный уровень успеваемости;
-повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад.)
-повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование);
-укрепление здоровья учащихся (отзывы родителей, фельдшера);
-увеличение числа участников конкурсов, их побед в конкурсах различных уровней;
-переход на новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса – «сотрудничество» педагога и обучающихся.
2.Проектная технология
-организация самостоятельной и практической деятельности.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
3. Инфомационно - коммуникационные технологии
-развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения.
Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения
4.Технология дифференцированного обучения
- создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса.
Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.
5. Здоровьесберегающие технологии
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого обучающегося.
Основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов.
Применение новых технологий при изучении биологии способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Критерии эффективности результатов совершенствования новых образовательных технологий:
-глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;
-действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;
-системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании обучающихся, и структура которой соответствует структуре научного знания;
-осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
Оценка эффективности результата обучения производится по изменению показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения:
I уровень (узнавание) – обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектов или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками;
II уровень (репродуцирование) – обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал;
III уровень (продуктивной деятельности) – обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью;
IV уровень (трансформации) – обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.