СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса по истории для подготовки к итоговой аттестации

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Решение трудных вопросов при изучении истории" предназначена для 10 классов и позволит подготовить учащихся к итоговой аттестации. В спецкурсе особое внимание уделяется тем, темам по курсу "Истории России", которые чаще всего вызывают сожности при аттестации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса по истории для подготовки к итоговой аттестации»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 25 г. Иркутска


Утверждаю:

Директор МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска

Безденежных В.В. ________________________

« _26__» ___августа______ 2020г.

Рассмотрено на научно-методическом совете,

протокол № __1___

« __25__» __августа____ 2020г.

Рассмотрено на заседании структурного подразделения общественных и естественных дисциплин протокол №_____1______

«__24__» ___августа_______2020г.








Рабочая программа спецкурса

«Решение трудных вопросов при изучении истории» для 10 класса



Количество часов: 1 ч/нед (34 часа в год)









Составитель: Сорвина Е.С., учитель истории и обществознания







Пояснительная записка


Актуальность курса:

  • Развитие креативного потенциала личности, способной жить и преуспевать в условиях современного динамичного и поликультурного общества – важнейшая цель образования. В этих условиях задача формирования культуры исторического мышления становится наиболее актуальной.

  • Под историческим мышлением мы понимаем набор «набор мыслительных стратегий, позволяющих школьнику самостоятельно выстраивать интерпретацию тех или иных событий».

  • Работа с текстом, когда происходит столкновение стилей и версий, позволяет на практике применить теоретические знания школьников и способствует эмоциональному узнаванию истории. Эта работа также позволяет школьнику на время превратиться в историка – самому найти факты и составить из них историческое описание, также позволяет сформировать собственное мнение, которое может не совпадать с остальными и принять данный факт несовпадения

Цель: создать условия для развития полноценной личности лицеиста на основе формирования исторического мышления, овладения учащимися умениями и навыками анализировать исторические источники.

Задачи:

  • Создание системы знаний об истории России и способах ее познания

  • формирование терпимости к другим позициям, создание условий для самовоспитания, через «промеривания на себе» исторических ситуаций.

  • расширение опыта ребенка через осуществление способов познавательной и творческой деятельности.





Требования к уровню подготовки учащихся по спецкурсу «Решение трудных вопросов при изучении истории»


Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты изучения истории в основной школе можно определить как следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

· Познавательные:

  • Делать сравнительный анализ эпизода текста;

  • Строить логическое рассуждение, устанавливая родовидовые отношений;

  • Осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков объекта и их синтеза;

  • Выделять общие существенные признаки для целого ряда или класса единичных объектов;

Регулятивные:

  • Осуществлять поиск информации по конкретной проблеме с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;

  • Предлагать способы, позволяющие решить задание;

  • Определять способы достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

  • Составлять план исследования под руководством учителя;

  • Составлять простейший алгоритм действий.

Коммуникативные:

  • Аргументировать точку зрения;

Личностные:

  • Вести диалог-обмен мнениями;

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия Сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

•  использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

•  применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.







Содержание учебного спецкурса «Решение трудных вопросов при изучении истории»:



Древнерусское государство в IX- началеXIIв.в.(1ч)

Возникновение государственности у восточных славян. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».

Русские земли и княжества в XII-серединеXVв.в.(2ч)

Распад Древнерусского государства.. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Идея единства русских земель в период раздробленности. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) Восстановление хозяйства на Руси. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Российское государство во второй половине – XVXVII в.в(6ч)

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Становление органов центральной власти. Смута конца XVI-началаXVIIв. в России. Соборное уложение1649г. Система крепостного права. Культура XVIIв.

Россия в XVIIIв(3ч)

Пётр I. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война.. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма.. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Оформление сословного строя. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.

Россия в войнах ХVIIIв.

Культура народов России в XVIIIв и её связь с европейской и мировой культурой.

Россия в X IXв. (4ч)

Социально- экономическое и политическое развитие в XIXв Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом Общественная мысль 1830-1850гг. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.Александр II. Внешняя политика России в XIXв Культура России в XIXв.

Практическая работа-1ч


Россия в 1900-1916г(2ч)

Россия в начале XX века. Самодержавие и общество. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. . Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Промышленный подъем 1910-х гг. Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Культура Росси в начале XX века.

Россия в 1917-1920гг.(2ч)

Революция 1917г. Утверждение советской власти. Гражданская война. «Военный коммунизм».

Советская Россия, СССР в 1920-1930-е годы.(5ч)

Национальная политика. В 1920-1930-е гг. Политическая жизнь в 1920-1930-гг. Свёртывание нэпа. Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии.. Конституция 1936 г.

Великая Отечественная война 1941-1945гг.(1ч)

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой. Героизм советских людей в годы войны.


СССР 1945-1991г(3ч)

«Холодная война» и её влияние на внутреннюю и внешнюю политику. СССР в середине 1950-1960 гг.. Политика мирного сосуществования. СССР в середине 1960-1980гг. Нарастание кризиса. СССР во второй половине 1980-х годов. Политика перестройки и гласности. Развитие советской науки и культуры в 1950-1980-е гг.

Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.(3ч)

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике.. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Россия в СНГ . Россия в первое десятиление XXI в . Культурная жизнь современной России.

Практическая работа(1ч)



Тематическое планирование


урока

Тема

Кол-во

Элементы содержания

Планируемые результаты

Примечаие

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Древнерусское государство в IX- началеXIIв.в.

1

Возникновение государственности у восточных славян. «Русская правда»


• овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия Сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство действия и поступки личностей во времени и пространстве;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Познавательные:
• Делать сравнительный анализ эпизода текста;
• Строить логическое рассуждение, устанавливая родовидовые отношений;
• Осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков объекта и их синтеза;
• Выделять общие существенные признаки для целого ряда или класса единичных объектов;
Регулятивные:
• Осуществлять поиск информации по конкретной проблеме с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;
• Предлагать способы, позволяющие решить задание;
• Определять способы достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;
• Составлять план исследования под руководством учителя;
• Составлять простейший алгоритм действий.
Коммуникативные:
• Аргументировать точку зрения;
Личностные:
• Вести диалог-обмен мнениями;

1. ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций,эстетических и культурных предпочтений.
2.Оценивают поступки,в том числе неоднозначные,разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей.
3.проявляют уважение к своему народу,другим народам,принимают ценности других народов.
4.понимают важность учёбы и познания нового,паринимают ценности других народов.
5.проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
6.Оценивают собственную учебную деятельность,свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.

 

2

Русские земли и княжества в XII-серединеXVв.в.

1

Распад Древнерусского государства. Политический строй,
хозяйство, культура княжеств

 

3

1

Русь и Орда.

 

4

Российское государство во второй половине – XV - XVII в.в

1

Образование Российского государства.

 

5

1

Становление органов центральной власти

 

6

1

Россия в XVIв.

 

7

1

Смута конца XVI-началаXVIIв.в в России.

 

8

1

Соборное уложение1649г. Система крепостного права.

 

9

1

Культура XVIIв.

 

10

Россия в XVIIIв

1

Экономические и политические преобразования в XVIIIв

 

11

1

Россия в войнах VIIIв

 

12

1

Культура народов России в XVIIIв и её связь с европейской и мировой культурой.

 

13

Россия в X IXв.

1

Социально- экономическое и политическое развитие в XIXв

 

14

1

Общественная мысль 1830-1850гг.

 

15

1

Внешняя политика России в XIXв

 

16

1

Культура России в XIXв.

 

17

Россия в 1900-1916г

1

Россия в начале XX века. Самодержавие и общество.

 

18

1

Культура России в начале XX века.

 

19

Россия в 1917-1920гг.

1

Революция 1917г. Утверждение советской власти.

 

20

1

Гражданская война. «Военный коммунизм».

 

21

Советская Россия, СССР в 1920-1930-е годы.

1

Национальная политика. В 1920-1930-е гг.

 

22

1

Политическая жизнь в 1920-1930-гг.

 

23

1

Свёртывание нэпа. Коллективизация.

 

24

1

Индустриализация. «Культурная революция»

 

25

1

Внешняя политика в 1920-1930-гг.

 

26

Великая Отечественная война 1941-1945гг

1

Героизм советских людей в годы войны.

 

27

СССР 1945-1991г

1

«Холодная война» и её влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

 

28

1

СССР в середине 1950-1960 гг.. Политика мирного сосуществования.

 

29

1

СССР в середине 1960-1980гг. Нарастание кризиса.

 

30

1

СССР во второй половине 1980-х годов. Политика перестройки и гласности.

 

31

1

Развитие советской науки и культуры в 1950-1980-е гг.

 

32

1

Переход к рыночной эконмики.

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!