Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 25 г. Иркутска
Утверждаю: Директор МБОУ Гимназия № 25 г. Иркутска Безденежных В.В. ________________________ « _26__» ___августа______ 2020г. | Рассмотрено на научно-методическом совете, протокол № __1___ « __25__» __августа____ 2020г. | Рассмотрено на заседании структурного подразделения общественных и естественных дисциплин протокол №_____1______ «__24__» ___августа_______2020г. |
Рабочая программа спецкурса
«Решение трудных вопросов при изучении истории» для 10 класса
Количество часов: 1 ч/нед (34 часа в год)
Составитель: Сорвина Е.С., учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Актуальность курса:
Развитие креативного потенциала личности, способной жить и преуспевать в условиях современного динамичного и поликультурного общества – важнейшая цель образования. В этих условиях задача формирования культуры исторического мышления становится наиболее актуальной.
Под историческим мышлением мы понимаем набор «набор мыслительных стратегий, позволяющих школьнику самостоятельно выстраивать интерпретацию тех или иных событий».
Работа с текстом, когда происходит столкновение стилей и версий, позволяет на практике применить теоретические знания школьников и способствует эмоциональному узнаванию истории. Эта работа также позволяет школьнику на время превратиться в историка – самому найти факты и составить из них историческое описание, также позволяет сформировать собственное мнение, которое может не совпадать с остальными и принять данный факт несовпадения
Цель: создать условия для развития полноценной личности лицеиста на основе формирования исторического мышления, овладения учащимися умениями и навыками анализировать исторические источники.
Задачи:
Создание системы знаний об истории России и способах ее познания
формирование терпимости к другим позициям, создание условий для самовоспитания, через «промеривания на себе» исторических ситуаций.
расширение опыта ребенка через осуществление способов познавательной и творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся по спецкурсу «Решение трудных вопросов при изучении истории»
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты изучения истории в основной школе можно определить как следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· Познавательные:
Делать сравнительный анализ эпизода текста;
Строить логическое рассуждение, устанавливая родовидовые отношений;
Осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков объекта и их синтеза;
Выделять общие существенные признаки для целого ряда или класса единичных объектов;
Регулятивные:
Осуществлять поиск информации по конкретной проблеме с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;
Предлагать способы, позволяющие решить задание;
Определять способы достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;
Составлять план исследования под руководством учителя;
Составлять простейший алгоритм действий.
Коммуникативные:
Личностные:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия Сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного спецкурса «Решение трудных вопросов при изучении истории»:
Древнерусское государство в IX- началеXIIв.в.(1ч)
Возникновение государственности у восточных славян. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда».
Русские земли и княжества в XII-серединеXVв.в.(2ч)
Распад Древнерусского государства.. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Идея единства русских земель в период раздробленности. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) Восстановление хозяйства на Руси. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Российское государство во второй половине – XV – XVII в.в(6ч)
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Становление органов центральной власти. Смута конца XVI-началаXVIIв. в России. Соборное уложение1649г. Система крепостного права. Культура XVIIв.
Россия в XVIIIв(3ч)
Пётр I. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война.. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма.. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии. Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Оформление сословного строя. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада.
Россия в войнах ХVIIIв.
Культура народов России в XVIIIв и её связь с европейской и мировой культурой.
Россия в X IXв. (4ч)
Социально- экономическое и политическое развитие в XIXв Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом Общественная мысль 1830-1850гг. Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.Александр II. Внешняя политика России в XIXв Культура России в XIXв.
Практическая работа-1ч
Россия в 1900-1916г(2ч)
Россия в начале XX века. Самодержавие и общество. Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. . Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Промышленный подъем 1910-х гг. Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Культура Росси в начале XX века.
Россия в 1917-1920гг.(2ч)
Революция 1917г. Утверждение советской власти. Гражданская война. «Военный коммунизм».
Советская Россия, СССР в 1920-1930-е годы.(5ч)
Национальная политика. В 1920-1930-е гг. Политическая жизнь в 1920-1930-гг. Свёртывание нэпа. Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии.. Конституция 1936 г.
Великая Отечественная война 1941-1945гг.(1ч)
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский. СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой. Героизм советских людей в годы войны.
СССР 1945-1991г(3ч)
«Холодная война» и её влияние на внутреннюю и внешнюю политику. СССР в середине 1950-1960 гг.. Политика мирного сосуществования. СССР в середине 1960-1980гг. Нарастание кризиса. СССР во второй половине 1980-х годов. Политика перестройки и гласности. Развитие советской науки и культуры в 1950-1980-е гг.
Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.(3ч)
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике.. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Россия в СНГ . Россия в первое десятиление XXI в . Культурная жизнь современной России.
Практическая работа(1ч)
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во | Элементы содержания | Планируемые результаты | Примечаие |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | Древнерусское государство в IX- началеXIIв.в. | 1 | Возникновение государственности у восточных славян. «Русская правда» | • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия Сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство действия и поступки личностей во времени и пространстве; • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. | Познавательные: • Делать сравнительный анализ эпизода текста; • Строить логическое рассуждение, устанавливая родовидовые отношений; • Осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков объекта и их синтеза; • Выделять общие существенные признаки для целого ряда или класса единичных объектов; Регулятивные: • Осуществлять поиск информации по конкретной проблеме с использованием ресурсов библиотеки и Интернета; • Предлагать способы, позволяющие решить задание; • Определять способы достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия; • Составлять план исследования под руководством учителя; • Составлять простейший алгоритм действий. Коммуникативные: • Аргументировать точку зрения; Личностные: • Вести диалог-обмен мнениями; | 1. ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций,эстетических и культурных предпочтений. 2.Оценивают поступки,в том числе неоднозначные,разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих и российских ценностей. 3.проявляют уважение к своему народу,другим народам,принимают ценности других народов. 4.понимают важность учёбы и познания нового,паринимают ценности других народов. 5.проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. 6.Оценивают собственную учебную деятельность,свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние. | |
2 | Русские земли и княжества в XII-серединеXVв.в. | 1 | Распад Древнерусского государства. Политический строй, хозяйство, культура княжеств | |
3 | 1 | Русь и Орда. | |
4 | Российское государство во второй половине – XV - XVII в.в | 1 | Образование Российского государства. | |
5 | 1 | Становление органов центральной власти | |
6 | 1 | Россия в XVIв. | |
7 | 1 | Смута конца XVI-началаXVIIв.в в России. | |
8 | 1 | Соборное уложение1649г. Система крепостного права. | |
9 | 1 | Культура XVIIв. | |
10 | Россия в XVIIIв | 1 | Экономические и политические преобразования в XVIIIв | |
11 | 1 | Россия в войнах VIIIв | |
12 | 1 | Культура народов России в XVIIIв и её связь с европейской и мировой культурой. | |
13 | Россия в X IXв. | 1 | Социально- экономическое и политическое развитие в XIXв | |
14 | 1 | Общественная мысль 1830-1850гг. | |
15 | 1 | Внешняя политика России в XIXв | |
16 | 1 | Культура России в XIXв. | |
17 | Россия в 1900-1916г | 1 | Россия в начале XX века. Самодержавие и общество. | |
18 | 1 | Культура России в начале XX века. | |
19 | Россия в 1917-1920гг. | 1 | Революция 1917г. Утверждение советской власти. | |
20 | 1 | Гражданская война. «Военный коммунизм». | |
21 | Советская Россия, СССР в 1920-1930-е годы. | 1 | Национальная политика. В 1920-1930-е гг. | |
22 | 1 | Политическая жизнь в 1920-1930-гг. | |
23 | 1 | Свёртывание нэпа. Коллективизация. | |
24 | 1 | Индустриализация. «Культурная революция» | |
25 | 1 | Внешняя политика в 1920-1930-гг. | |
26 | Великая Отечественная война 1941-1945гг | 1 | Героизм советских людей в годы войны. | |
27 | СССР 1945-1991г | 1 | «Холодная война» и её влияние на внутреннюю и внешнюю политику. | |
28 | 1 | СССР в середине 1950-1960 гг.. Политика мирного сосуществования. | |
29 | 1 | СССР в середине 1960-1980гг. Нарастание кризиса. | |
30 | 1 | СССР во второй половине 1980-х годов. Политика перестройки и гласности. | |
31 | 1 | Развитие советской науки и культуры в 1950-1980-е гг. | |
32 | 1 | Переход к рыночной эконмики. | |